Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Какие у меня есть обязательства перед родителями?

Случаи оскорбления ученика со стороны учителя — сегодня не редкость. И если раньше на это многие смотрели сквозь пальцы, то сейчас родители стали более компетентны в вопросах защиты своих детей.

Малыш умоляет родителей не называть его «глупым»

Ребенок написал письмо своим родителям, просто чтобы дать им понять, что ему не нравится, когда его называют «глупым». Малыш умоляет не использовать «плохие слова», чтобы описывать его, соглашаясь с идеей, что некоторые вещи, которые он делает, и могут классифицировать его как «глупого».

Письмо начинается с того, что он выражает свою неприязнь к слову, которое его родители используют для него. Ему не нравится, что когда он ошибается, его называют плохими словами. Он просит, чтобы его перестали оскорблять, даже если он этого заслуживает.

Даже будучи обиженным, ребенок продолжал выражать свою любовь к родителям. Несмотря на то, что мамы и папы ругают своих детей, отказ от бранных слов поможет добиться намного больших результатов. Можно воспитывать отпрысков, не используя оскорблений, и это факт, который нельзя отрицать. Письмо заканчивается извинением: «Мне жаль, что вы чувствуете себя плохо из-за меня, и я сделаю все возможное, чтобы сделать вас счастливыми».

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

  • Это всегда неравенство сил;

  • Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю;

  • Насилие регулярно повторяется, становится системой;

  • Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера;

  • Прекратить его могут только взрослые.

В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.

Токсичные родители: признаки

Все дети мечтают, чтобы у них были не плохие родители, а лучшие. По мнению психолога Андреа Мэтьюз, главная проблема взросления в токсичной семье состоит в том, что ребенок испытывает давление с раннего детства. Ему неведома безусловная любовь, которая жизненно необходима для формирования здоровой психики.

Еще Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, указал на огромное значение связи младенца с матерью и на то, какими разрушительными могут быть эти отношения.

Как распознать токсичное поведение родителей? Вот основные признаки:

  1. Регулярное нарушение личных границ, которое выражается в чтении личной переписки, копании в вещах и личной жизни детей. Войти в комнату ребенка без стука — нормально для родителя-манипулятора.
  2. Родители принимают жизненно важные и более простые решения вместо детей, не давая им возможности проявить самостоятельность.
  3. Постоянная критика — неизменный спутник токсичного поведения. Она часто приводит к развитию комплексов.
  4. Манипуляции на чувстве вины и долга, попытки переложить ответственность за материальное положение.
  5. Требование постоянного внимания к себе либо бойкот — молчание и игнорирование ребенка.
  6. Запрет на проявление эмоций.
  7. Любовь за что-то, а не просто так.

Ребенок страдает от обиды на родителей: Pixabay

Это основные моменты, но на практике встречаются и другие рычаги негативного влияния на жизнь ребенка. С самого детства у детей токсичных родителей формируются комплексы, которые мешают социальной адаптации, успеху и счастью в личной жизни уже взрослого человека.

Не менее токсично, когда родители оскорбляют взрослых детей, не признают их равными себе. Они продолжают принимать участие в их жизни, препятствуя естественному процессу отделения от родителей.

Важно видеть манипулятивное поведение в действиях близких и уметь противостоять ему в зависимости от того, с каким типом токсичных родителей имеете дело.

Пять советов от психологов про общение с детьми

Внимательно слушать

Если ребенок чем-то обеспокоен, обижен, испуган или же просто устал – очень важно выслушать. Когда родитель заинтересован проблемами и беспокойствами своего дитя, ему намного проще наладить с ним контакт. Чадо чувствует поддержку родителей и воспринимает волнующую ситуацию совершенно по-другому. Ему легче открыться родителям, если он осознает, что получит поддержку и отдачу со стороны близких.

Если ребенок агрессивен или рассержен, его также стоит выслушать. Не стоит разговаривать на повышенных тонах. После того, как вы дадите ребенку высказаться выплеснуть все эмоции, скажите: «Я понимаю тебя. Ты сейчас очень рассержен и злишься…». Ребенок более спокойно начнет воспринимать и оценивать ситуацию, и вы вместе сможете найти решение проблемы.

Оценивайте не личность ребенка. Оценивайте поступки

Большинство психологов советуют объяснять детям правильность или недопустимость поступков и действий. Не стоит при общении с ребенком употреблять выражения «Ты плохая девочка/плохой мальчик», «Ты глупый?», «Ты меня не слышишь?». Такие выражения могут очень расстроить юное создание и нанести ему непоправимый ущерб — детскую психологическую травму. Стоит объяснять ребенку, почему те или иные поступки являются неправильными и недопустимыми в обществе.

«Не разговаривай за столом — так ты можешь подавиться», «Ты ударил Мишу? Это очень плохо, ведь ему неприятно и больно»

Также стоит не только правильно объяснять ребенку плохие поступки, но и правильно хвалить. Следует восхищаться тем, что именно сделал ребенок (построил башню, написал стих), а не просто говорить ему, что он большой молодец. Дети должны понимать и чувствовать значимость своих поступков. В дальнейшем они будут оценивать не себя, а совершенное дело.

Чаще обнимайте ребенка

Этот совет дают не только детские, но и взрослые психологи. Ребенок в родительских объятиях на подсознательном уровне чувствует себя в безопасности, чувствует, что родители всегда помогут и поддержат.

Важность объятий объясняют и ученые с биологической стороны. Во время объятий в организме людей вырабатываются гормоны счастья – эндорфины и окситоцины. Они помогают организму переживать стресс, улучшают работу мозга, способствуют развитию памяти и снятию напряжения. Поэтому объятия – не только приятный, но и полезный элемент общения с ребенком.

Превращайте рутину в игру

Многим родителям порой достаточно сложно заставить ребенка совершить необходимое дело: убраться в комнате, одеться на улицу, собрать игрушки и пр. Приказной тон дети воспримут агрессивно и с сопротивлением. Поэтому многие психологи настоятельно рекомендуют рутинные дела превращать в игру: кто быстрее соберется на улицу, составить последовательность уборки в виде чек-листа или в виде картинок и пр. Так у ребенка сформируется больший интерес к совершению нужного и важного дела. Ведь это будет являться не просто рутинным занятием, а каждодневной игрой.

Не выражайте свое недовольство «я-высказываниями»

Психологи утверждают, что выражения родителей «Ты меня разочаровал», «Я очень недоволен тобой» могут сильно повлиять на детскую психику и травмировать ее. Слыша эти высказывания от своих родителей, ребенок начинает чувствовать и осознавать свою «никчемность», происходит развитие неуверенность ребенка в себе. В дальнейшем у него может развиться комплекс неполноценности. Детям всегда следует объяснять и разъяснять ситуацию. Родители не должны изображать недовольство или беспокойство по поводу небольшого поступка. «Я-высказывания» быстро разрушают доверительное отношение между родителями и детьми, так как ребенок в будущем старается сделать дело не просто хорошо, а так, чтобы не расстроить своих родителей.

Воспитание детей – достаточно сложный процесс. Он требует усидчивости, уверенности, внимания и спокойствия. Родителям очень важно слушать и слышать своих детей. Теплые и доверительные взаимоотношения в семье достигаются долгой и упорной работой родителей и детей. Важно наладить контакт и не потерять доверие.

Как наладить общение

Где-то между двух этих крайностей можно найти золотую середину. Ведь во всём должен быть баланс. Безусловно, у каждой семьи свой формат общения, но как же его определить? Мы редко берем за ориентир то, что считается нормой. Поэтому редакция «Так Просто!» провела небольшой опрос среди детей и родителей. Сегодня мы поговорим о том, насколько часто нужно созваниваться со взрослыми детьми.

Немного статистики

Большинство из родителей ответили, что оптимально созваниваться два–три раза в неделю. Дети также отмечают эту частоту как наиболее комфортную. Однако некоторым из подростков было бы достаточно и одного звонка в неделю. Также взрослых детей больше интересует наличие общих тем и возможность поговорить на равных.

© Depositphotos

Родители

«Смущает слово «нужно»… Оно несет в себе какой-то контроль. Мне кажется, что со взрослыми детьми стоит созваниваться тогда, когда соскучился и просто хочешь поговорить. С другой стороны, для некоторых родителей «когда соскучился» — это каждый день. Это чаще всего напрягает детей».

«Раз в три–четыре дня созваниваемся, обмениваемся сообщениями и списываемся. Сейчас каждый день — в условиях карантина».

«Мы с сыном созваниваемся раз в неделю. Это если все идет ровно. Он занят своими делами, я не мешаю ему работать. Если есть необходимость что-то обсудить, то чаще».

© Depositphotos

«Вообще всё зависит от продвинутости родителей. Мое общение с мамой — ежедневный созвон. Как дела, все ли в порядке — максимум пара минут. С папой говорим раз в неделю или две. Оба не очень разговорчивые».

«Я часто созваниваюсь, потому что мы друзья. Каждый день. С мамой общаюсь, когда с собакой гуляю. Обсуждаем сериалы, книги, шмотки, лекции или книги. Думаю, что не у всех людей такие родители, на одной волне с детьми».

«Точно не каждый день. Это воспринимается как некое давление и попытка удаленного контроля. Но и не слишком редко, чтобы не возникло ощущения полной потери связи и формальных контактов».

© Depositphotos

Цифровое поколение

«Поколение Z» не просто так называют цифровым. Наши дети больше предпочитают сообщения, а не звонки. Кроме того, некоторым проще общаться в формате аудио сообщений, остальные предпочитают переписку в мессенджерах.

«Проще писать. Дети люди современные, не любят общаться голосом. Текстом проще, можно ответить в удобный тебе момент, а не когда от тебя этого хочет другой человек, как в случае со звонком. Голосовые сообщения я тоже не люблю — приходится две минуты слушать то, что могу за 5–10 секунд прочитать».

«У нас в течение дня есть сообщения в Telegram в общем чате с мамой и сестрой. Мне в этом режиме комфортно — убедилась, что у семьи все хорошо, новости узнала, но и без формальной, пустой болтовни».

© Depositphotos

Семьи, которые живут в одном городе, предпочитают общаться в живую и хотя бы раз в месяц ходить друг к другу в гости. За один вечер можно рассказать больше, чем за неделю с помощью сообщений в чате.

Комфортное общение

Также важна не только частота звонков, но и время. Стоит выбирать комфортное время для общения. Не стоит звонить в рабочие часы или вечером в субботу, когда человек проводит время с друзьями. К тому же, оговоренное время для общения помогает настроиться на правильный лад. Также оно снижает риски поссориться, когда люди попадают «под горячую руку».

© Depositphotos

Чем лучше выстроены отношения, тем проще договориться об общении. Большинство из опрошенных также считает, что «всё должно идти с обеих сторон». Не стоит бояться проявлять инициативу — как родителям, так и детям. Берегите своих детей, будьте примером для них, а также старайтесь быть настоящими друзьями. Ведь это укрепляет доверие между людьми и помагает наладить общение.

Почему помогают

Родители безотказно помогают своим взрослым детям, когда боятся потерять их любовь, остаться в одиночестве, нуждаются в том, чтоб быть кому-то нужными или все контролировать.

Некоторые родители помогают взрослым детям, даже не представляя, что могут этого и не делать. Тому виной определенные факторы, способствующие принятия подобного решения.

Почему помогают
  1. Установившаяся модель поведения в семье, которая передается из поколения в поколение. Ситуация, когда сегодняшние бабушка с дедушкой некогда помогали своим повзрослевшим детям. Сейчас, когда эти дети сами являются родителями, они убеждены, что обязаны поддерживать, в том числе и финансово, своих отпрысков. Они даже не догадываются, что может быть по-другому, для них это естественный процесс.
  2. Попытка притупить чувство вины. Ситуация, когда родители по какой-либо причине, в том числе финансовой несостоятельности, не имели возможности дать своему ребенку все, что ему необходимо в то время, когда он был маленьким. Сейчас они пытаются это исправить, окружая взрослое чадо максимальной заботой, помогая деньгами, даря дорогие подарки.
  3. Результат шантажа. Ситуация, когда взрослый малыш, который не сумел состояться в жизни, начать достаточно зарабатывать, чтоб иметь возможность себя обеспечивать, обращается к родителям за помощью. Если те в ней отказывают, начинает угрожать, что больше их не навестит, перестанет с ними общаться или, что в старости не придет на помощь, не будет о них заботиться, раз сейчас они отказывают ему в поддержке.
  4. Отсутствие осознанности у родителей, что ребенок уже вырос. Случай, когда взрослая детина продолжает жить в отцовском доме. Такой человек может даже отказываться ходить на работу, ведь его и так все устраивает, он находится под крылышком отца и матери, которые его кормят, полностью обеспечивают. Тут может иметь место и упущение родителей, не начавший в свое время процесс развития самостоятельности у малыша, и любовь, которая затуманила глаза отца или матери, особенно если ребенок единственный в семье или женщина воспитывает его одна.
  5. Помощь взрослому человеку, который действительно не в состояние о себе позаботиться. Случай, когда человек имеет инвалидность или является неработоспособным, нуждается в специализированном уходе и заботе.
  6. Неправильное понимание ответственности. Ситуация, когда взрослый ребенок постоянно влезает в какие-то неприятности, в долги. А родители, которые считают, что несут за него ответственность, раз они его привели в этот мир, и, возможно, подобное его поведение является результатом неправильного их воспитания, постоянно приходят на помощь. Тем самым оказывают взрослому человеку медвежью услугу, так как он всегда уверен, что родители в любой момент его выручат, своей головой думать не нужно.
  7. Страх родителей, что взрослый сын или дочь пропадут без их помощи. Ситуация, когда присутствует убежденность в том, что выросшее чадо не сумеет самостоятельно себя прокормить, одеть, обуть, даже если уже живет в отдельной квартире. Нередко в такой ситуации мать еще и приходит к своему отпрыску домой, чтоб убрать, навести порядок, постирать вещи, приготовить еду.
  8. Потребность в контроле. Ситуация, когда родители, которые постоянно принимали решения за своего ребенка, что-то ему запрещали, ограничивали, не желают прекращать это делать, несмотря на то, что рядом уже давно не малыш.

На моей памяти был случай, когда взрослый мужчина, у которого уже была жена и маленький ребенок, продолжал жить в квартире своей бабушки. Все, что он зарабатывал, спускал на свои гулянки, не думая о своей семье. Оставшись без денег, начинал требовать их у бабушки, которая его воспитывала вместо матери. Женщина отдавала последние деньги из своей пенсии, потому что боялась, что внук от нее уйдет, заберет с собой правнука, и она останется совсем одна.

О репетиторстве

Как хороший репетитор скажу, что это не приносит мне большой заработок, но это возможность получить деньги за относительно лёгкую репетиторства раньше – углубить и расширить знания, а сейчас – помочь освоить их в рамках программы, уложиться в существующий стандарт. Потому что он настолько огромен, что у ребенка нет возможности сделать это самостоятельно. Я полагаю, что родители осознают: ребенок не способен самостоятельно организовать свой труд. Школа не успевает сформировать этот навык. Вспомните: раньше каждую тему отрабатывали, формировали практический навык. Сегодня каждый урок – новая тема, «это вы сами», «это вам на дом». А навыка-то нет. Поэтому родитель берет профессионала, который поможет с домашним заданием, с пониманием правила и так далее. Родители свою заботу начали понимать так: я сам не могу ему помочь, пусть это сделает профи. Если есть деньги, почему бы и нет.

Суд определяет размер алиментов не на всю жизнь

Если меняется материальное или семейное положение родителя или ребенка, один из них может обратиться в суд и потребовать изменить размер алиментов — увеличить или уменьшить, — а также полностью отменить решение суда, по которому эти алименты взыскиваются. По уважительной причине суд может даже списать долг по алиментам.

ст. 114, 119 СК РФ

То есть если отец уже взыскал с вас алименты, то вы можете вооружиться судебными решениями, например о взыскании с вас денег в пользу детей, матери, банка, коммунальщиков, и попросить в суде уменьшить размер алиментов в пользу отца.

Но совсем отказаться от отца не получится.

/less-alimony/ Как взыскать алименты через суд

Нужно ли наказывать ребенка после возникшего конфликта?

Напоследок мы решили узнать у специалиста, правильно ли поступают те родители, которые ставят детей в угол, или те, что лишают компьютера в ответ на возникший конфликт. Выяснилось, что такого делать категорически нельзя.

«Любой конфликт — это точка трансформации ваших отношений, когда прежние отношения не могут существовать. Значит вам предстоит выстроить новые, друг для друга комфортные отношения», — обратила внимание Смирнова.

В заключение она подчеркнула, что «гармоничные отношения» — это взаимная поддержка и обогащение друг дуга. Именно к этому и нужно стремиться.

Что делать если учитель оскорбляет ученика

О том, что в школе что-то не так, заботливые и внимательные родители догадаются сразу. Главным признаком является изменение поведения ребенка. Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.

Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться.

Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится.

Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других.

О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.

Профессия учителя является достаточно сложной. Она требует большого нервного напряжения, высокой концентрации внимания. Дети, особенно в младших классах, непослушные и капризные.

У многих учителей с годами появляются проблемы с нестабильностью психоэмоционального фона. Они могут срываться на учениках, высмеивать, оскорблять их, издеваться и даже бить.

Такие действия оставлять безнаказанными нельзя.

Многие дети являются фантазерами. Если малышу не хватает внимания и заботы родителей, то он может выдумывать различные ситуации, чтобы вызвать обеспокоенность мамы с папой, обратить на себя внимание.

Поэтому, если ребенок жалуется на учителя, необходимо удостовериться в том, что его слова правдивы. Некоторые дети остро реагируют на критику. Строгий запрет у них может вызывать обиду и злость.

Вероятно, учитель просто предъявляет жесткие требования, что не нравится малышу.

Важно попросить рассказать ребенка в деталях о возникшей проблеме. Далее стоит посетить школу, поговорить со сверстниками малыша и родителями, касательно отношения конкретного учителя.

Если другие дети и взрослые хорошо отзываются о педагоге, то, скорее всего, сын или дочь, врет. В таком случае стоит открыто поговорить с ребенком, выяснить причину его психологического дискомфорта.

Если же учитель действительно оскорбляет и унижает малыша, то родители должны сразу предпринять действия по исправлению ситуации, защите своего ребенка.

О том, что в школе что-то не так, внимательные родители догадаются сразу. Главным признаком является изменение поведения ребенка.

Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.

Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться.

Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится.

Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других. О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.

Имеет ли право учитель оскорблять и унижать ученика?

И это не только нравственная, но и законодательная норма. 

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности  педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. 

То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения. 

А, может, оскорбления и не было?

Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства. 

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка родителями, учителем, взрослым: статья, ответственность

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Как наказать несовершеннолетнего за оскорбления в интернете (в социальной сети)?

Административная ответственность за оскорбление

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена статьей кодекса РФ об административных правонарушениях . Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Неприличной считается открыто циничная, противоречащая общественной морали форма общения, унизительная для человека. Санкция указанной статьи предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Если же оскорбительное высказывание содержится в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — санкцией статьи КоАП РФ для граждан предусмотрен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Но, следует понимать, что социальные сети не являются средствами массовой информации (как СМИ социальная сеть не зарегистрирована, у нее не имеется соответствующей лицензии), это, скорее средство массовой коммуникации, что не одно и то же (то есть понятие «средство массовой коммуникации» не тождественно понятию «средство массовой информации»). Это означает, что предъявление иска к владельцам социальной сети вряд ли увенчается успехом. Требования необходимо адресовать конкретным лицам, допустившим в своих высказываниях в сети «Интернет» оскорбительные выражения и фразы.

Ответственность за оскорбление несовершеннолетним лицом

К административной ответственности за оскорбление может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет. Если правонарушителю исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет, дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних. Как правило, лица в возрасте от 16 до 18 лет, освобождаются комиссиями по делам несовершеннолетних от административной ответственности. К таким лицам применяются меры воздействия, не являющиеся по своей природе наказанием, например, предупреждение, передача под надзор родителей. Привлечь же к административной ответственности лицо, не достигшее возраста 16 лет закон не позволяет.

Однако это не означает, что оскорбленный в социальной сети гражданин не имеет средств и механизмов для восстановления своего нарушенного права. Виновные в оскорблении лица понесут гражданско-правовую ответственность, ведь лицо, чье право нарушено оскорбительной публикацией, вправе обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного морального вреда. Кто «виновен» и с кого взыскивать будет зависеть от возраста правонарушителя.