Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Каковы особенности детей раннего возраста?

Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.

Преимущества системы:

  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

Развитие речи и мультфильмы

В этом возрасте многие родители включают детям мультфильмы. Нужно помнить, что они должны быть с качественной картинкой и чёткой и правильной речью героев, а их просмотр дозированным. В мультфильмах много рисованных героев с неправильной мимикой во время произношения слов. Ребёнок наблюдает за мышцами лица и перенимает неправильную артикуляцию, несоответствующую произносимому звуку. Всё это может стать причиной нарушения звукопроизношения, ритма и темпа речи ребёнка. Логопеды отмечают, что дети, которым включали мультфильмы рано и много, имеют проблемы с речью, плохо поддающиеся коррекции.

Возраст и его особенности

Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.

Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).

Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).

Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).

Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).

Возраст и его особенности

Можно выделить 4 аспекта возраста:

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности
  1. Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента;
  2. Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемое состоянием нервной системы (узнается у врача);
  3. Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека);
  4. Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).
Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом. Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.

Возраст и его особенности

Дошкольный возраст (3-лет)

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Ребенок понимает разделение ролей. К 6-7 годам понимает игры по правилам. На этом этапе ребенок умеет заставлять себя что-то сделать, когда он не хочет, но может. Игры имеют большое значение в развитии ребенка, формируют характер, помогают справиться со страхами, учат брать на себя роли.

Дошкольный возраст (3-лет)

Психология развития детского мышления дошкольника подразумевает расширение мыслительных навыков – ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, понимать взаимосвязи.

Дошкольный возраст (3-лет)

Кризис семи лет характеризуется требованием к себе внимания, поведение становится чересчур демонстративным. На этом этапе важно показать уважение к ребенку, его самостоятельности. Инициатива не должна быть наказуема – иначе может вырасти безынициативная личность.

Дошкольный возраст (3-лет)

Какие развивающие игрушки нужны в раннем возрасте

Умственное и техническое развитие малыша в этот период происходит, благодаря предметной деятельности, которая имеет несколько направлений развития:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий.

Каждое направление имеет свои специальные игровые материалы и игрушки.

Орудийные действия характеризуются тем, что ребенок использует какой-либо предмет-орудие: бытовые вещи (ложка, чашка, расческа, зубная щеточка, карандаши) или игрушечные копии реальных предметов (совочек, лопатка, сачок, удочка с магнитом, игрушечный телефон, часы и др.). Такие игрушки необходимы, так как помогают малышу тренировать руку и овладевать культурными способами использования предметов.

Развивать наглядно-действенное мышление крохе помогают игрушки, требующие от него определенных обдуманных действий. К ним можно отнести пирамидки, вкладыши разной формы, цвета и размера, матрешки, крупные пазлы и мозаики, кубики, желобок и шарик для скатывания. Играя с такими игрушками, ребенок учится сопоставлять детали по их форме, крупности, цвету, положению.

Познавательная активность проявляется в детском экспериментировании. В этом помогут игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент. К ним относятся коробочки с секретом, музыкальные центры, механические игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, брызгалки, формочки для лепки из песка, совочки и др.

Формированию целенаправленности действий способствуют игры, которые имеют конкретный конечный результат. Это могут быть: детское домино или лото, игрушки из составных частей (домики, машинки), строительные наборы, предполагающие действия по заданному образцу и др.

Главное помнить, что в раннем возрасте ребенок не любит оставаться один. Ему необходимо ощущение заботы и теплоты. Нужно научить малыша понимать и ощущать окружающий мир. Правильное полноценное развитие ребенка во многом зависит от родителей.

Четвертый месяц

В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.

  • Физическое развитие

Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.

  • Психомоторное развитие

В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.

Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:

  • в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
  • лежа на животе делает первые ползающие движения;
  • при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
  • следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
  • с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г. Увеличение роста – на 2-3 см.

В лет

Что уже умеет?

  • Считает не меньше чем до 10, некоторые дети знают алфавит,
  • Знают цвета и оттенки, могут подбирать гаммы цветов,
  • Концентрирует свое внимание только на одном предмете или задаче,
  • Выражает свои мысли очень хорошо, длинными и сложными предложениями,
  • В словаре у пятилетки до трех тысяч слов,
  • Может пересказать услышанную сказку,
  • Отличается доверчивостью к окружающим людям, старается во всем походить на взрослых и вести себя на равных,
  • Уже есть друзья,
  • В этом возрасте дети часто испытывают различные страхи, быстро возбуждаются.

Что ему необходимо?

  • Это возраст, когда дети не только берут любовь родителей, но и постигают азы отдачи любви. Поэтому очень важно не скрывать свои чувства, уделять малышу больше времени,
  • Чтобы не вырастить неуверенного в себе человека, нужно меньше ругать и больше хвалить ребенка,
  • Его следует учить правилам поведения в транспотре, магазине, на улице, так как такие дети еще не понимают опасностей, связанных с окружающим миром и чужими людьми,
  • Важно тренировать память ребенка, просить рассказать, как прошел день в детском саду. Это поможет в будущем легче усваивать знания,
  • Уже теперь можно купить тетрадку и заниматься письмом. Это будут очень простые занятия, которые подготовят малыша к школе. Например, заполнить строчку в тетради черточками под разным углом, написать целую строчку запятых. Занятия не должны длиться дольше 20 минут,
  • Очень полезно складывание пазлов, а также картинок из отдельных частей,
  • Хороши игры на развитие логики, ролевые игры.