Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Большинство детей учатся читать в возрасте 5-7 лет. Родителям рекомендуют читать вслух своим детям, поскольку лучшая возможность привить любовь к книгам – собственный пример. Младенцы могут не понимать, что именно вы читаете, но они ознакомятся с тем, что такое книга, научатся отличать рисунок от печати. Малыши любят подражать взрослым, играть с печатными изделиями, начать перелистывать страницы – это еще один вариант тренировки мелкой моторики. Главное для родителей на первых порах – сформировать у малыша положительные ассоциации, связанные с читаемыми книгами. Читайте – и они захотят читать, улыбайтесь, открывая свежий томик, – дети тоже будут улыбаться, листая страницы!

Развитие детей от до 12: отличительные особенности

Уделяя время воспитанию и развитию ребенка, родителям не стоит забывать о том, что любые навыки или правила поведения необходимо закладывать в определенном возрасте. Следовательно, не стоит ни забегать вперед, пытаясь научить пятилетнего ребенка азам алгебры, ни сажать за сборники детских сказок мятежного подростка. В частности, для детей в возрасте от 7 до 12 лет можно определить следующие характерные особенности:

  • Любознательность и абсолютно искренний интерес ко всем процессам, происходящим в окружающем мире.
  • Переживания этапа быстрого роста ребенка, причем это касается не только физиологических изменений, но и повышенной активности, подвижности, поиска приключений.
  • Способность сконцентрировать внимание на одном предмете, при этом ребенок еще не может выбирать параллельно несколько тем или вещей, переключаясь между ними.
  • Негативная реакция на попытки старшего поколения заставить что-либо делать вопреки желанию.

Для ребенка 7-й год жизни – переломный момент, когда приходится полностью перестраивать сложившийся образ жизни и менять обстановку, знакомиться и коммуницировать с новыми людьми, усваивать большое количество информации. Соответственно, родители должны идти навстречу первокласснику и помочь ему совместить школьную программу и жизнь с домашним воспитанием.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Как научить ребенка читать

Совет 1. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 2. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 3. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 4. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам — то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Как научить ребенка читать

Совет 5. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева или Букварем Жуковой. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 6. Когда ребенок понял принцип чтения по слогам и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 7. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 8. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 9. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 10. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.

И напоследок самое важное предостережение:

Как научить ребенка читать

Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы — выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Facebook Вконтакте OK Яндекс Twitter Telegram

Когда учить читать?

     Не стоит начинать обучение с малых лет. Данный метод не принесёт нужные плоды. Даже научно доказано, что учить ребёнка грамоте в таком раннем возрасте опасно для детской психики. Специалисты считают, что желательно учить ребёнка чтению не раньше пяти лет. Конечно, знакомство с буквами и звуками нужно начинать раньше, но читать бегло ребенок сможет не раньше 5 лет.

    Фраза «Чем раньше научишь ребенка читать – тем лучше» — ошибочна! Как считают врачи, преждевременное обучение ребёнка может привести к развитию близорукости от напряжения на глаза.  Однако большинство родителей хотят научить своего малыша складывать слоги быстрее, стараются начать подготовку в домашних условиях заранее.

Правила обучения грамоте

Когда учить читать?

Процесс освоения чтения пройдет легко, если соблюдать несколько правил:

  1. Учиться читать — весёлая игра. Превратите занятие в игру, дети это оценят.  Не требуйте от ребёнка красивого и правильного чтения. Для начала, он должен понять, как читать, составлять и находить слоги слов самостоятельно, составлять слова и предложения.

    Пусть сначала это будет тяжело и трудно для ребёнка, но вам нужно терпеливо вместе с ним исправлять ошибки, словно это игра. Игра — это беззаботное занятие, отсутствие стрессовых ситуаций. Играя, ребёнку будет легче понять, что хотят от него взрослые.

  2. Учите складывать звуки, а не буквы.

  3. Начинайте с самых простых слогов, слов.

  4. Не спешите, доводите навык до автоматизма.

  5. Хвалите малыша за старания.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Когда учить читать?
  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

Когда учить читать?

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Выбор пособия

Когда учить читать?
  • Букварь от Жуковой Надежды или же Букварь для мальчиков или Букварь для девочек Шалаева, чтение у ребёнка пойдет легче и быстрее. Данный букварь поможет поэтапно понять ребенку, как читать слова, буквы, лёгкие и сложные слоги, предложения и, наконец, небольшие тексты.
  • Таблица и кубики  Николая Зайцева.

Слоговая таблица с плаката «Сделай уроки сам!» 

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Освоить чтение до школы ребенок должен обязательно. Родители могут помочь своему сыну или дочке справиться с этой важной задачей. Главное — проявить терпение и результат будет отличным!

Когда учить читать?

Появление у ребенка друзей-невидимок, как правило, связано с работой детского подсознания, ведь продумывая в голове и проигрывая в лицах различные жизненные ситуации маленький человек учится контактировать с окружающими и внешним миром, где ему предстоит еще найти свое далее

нет комментариев

Подготовка к сдаче экзаменов – напряжённое время. Только проверенные способы побороть далее

нет комментариев

Когда учить читать?

О том, как подготовить ребенка к школе, какими знаниями он должен обладать,  также советы родителям, применимые к далее

нет комментариев

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах далее

нет комментариев

Родители пытаются воспитать из своих детей каких-то супер героев, такая модная тенденция 21 века. Но все ли дети талантливы?Читать далее

Когда учить читать?

1 комментарий

Книги разные нужны, книги всякие важны

Пожалуй, зря я так о «Гарри Поттере». Не самое плохое чтиво. «Плохих книг для детей вообще не бывает», – говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках – это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с «Людьми-Х». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

Но ладно «внеклассное чтение», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там – «скучный» Толстой, «депрессивный» Достоевский, «попсовый» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных «критиков». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в «спортивках», с шуточной цитатой: «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Или когда Чехов предлагает сделать «3 подхода по 7 страниц». Я – о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить «читательские» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на «сердечко» проще, чем прочесть.

Обзор лучших методик

  1. Самая известная методика, по которой учатся читать дети в старших группах детских садов и школах – фонетическая или звуковая. Она предполагает изучение звуков и букв, построение слогов. Она простая и понятная для родителей, так как мы сами учились таким образом, но хорошо подходит она только для детей постарше, от 5-6 лет. Ребенку младшего возраста будет сложно даваться обучение, он будет прилагать усилия, только чтобы прочитать слова по отдельности, а понять смысл прочитанного будет тяжело.Плюсом этой методики будет логопедическая составляющая – логопеды рекомендуют этот метод как такой, который помогает правильно слышать и воспроизводить звуки, и избавляться от речевых дефектов.
  2. Популярные ныне кубики Зайцева. Это хороший метод для детей младшего возраста, так как обучение проходит в виде игры с кубиками. На них написаны не отдельные буквы, а слоги. Состоят они из гласной и согласной букв, согласной и мягкого либо твердого знака или же из одной буквы. Еще они отличаются по размеру и цвету, могут иметь различное звучание и вес (они наполнены песком, колокольчиками, пробками и т. д.). Это самый доступный метод для малышей. Они учатся читать сразу по слогам, легко запоминают буквенные сочетания, начинают читать быстрее.Неоспоримый плюс – то, что эта методика позволяет запоминать только правильные сочетания букв, и ребенок с самого начала не будет делать ошибок в написании (например, на кубиках не будет склада ШЫ или ЖЫ). Эта методика идеально подойдет родителям, озабоченным вопросом, как же научить ребенка читать по слогам. Метод еще хорош тем, что можно придумать массу увлекательных игр с кубиками, и, таким образом, процесс обучения будет проходить очень легко и весело.

Примеры игр

  • Паровозик. Кубики со складами – это вагончики, из которых можно сложить паровозик. Он будет готов к отправлению только после того, как малыш назовет или пропоет все склады.
  • Поиск пары, то есть соответствующего кубику склада в таблице.
  • Голоса животных – нужно назвать звуки, издаваемые животными, и найти подходящие кубики (ку, му, бе).
  1. Методика Монтессори. Предполагает, что малыш сначала учится писать пальчиком буквы, обводя их пальчиком по карточке, а уже потом складывать из них слова и предложения. Эта методика предусматривает большое количество необходимого материала. В первую очередь, это те же карточки с буквами из шершавого материала на табличках: ребенок должен повторить за учителем звук и обвести его пальцем, ощутить и запомнить контуры. Плюсы методики в том, что она интересна детям, имеет игровую форму, развивает мелкую моторику и аналитические способности. Но подготовить материалы для нее будет очень тяжело, это отнимет много времени и средств. Поэтому обычно методикой Монтессори занимаются в детских садах, на развивающих занятиях для малышей в группах.
  2. Методика обучения по карточкам Домана. Обучение детей практически с пеленок с помощью карточек с картинками и словами – вот основа этой методики. Малышам демонстрируются карточки с написанными словами, они проговариваются родителем громко, без разбивки на звуки и слоги. Делается это несколько раз в день. Так ребенок запоминает сразу слово целиком. К преимуществам можно отнести быстрое обучение чтению и развитие отличной памяти. Но есть и недостатки – возможные проблемы в школьном возрасте при изучении разбора слов, а также трудности с восприятием слов, написанных иначе, чем на карточках. Эта методика так же хорошо подходит для обучения ребенка читать по-английски с помощью подобных карточек с английскими словами.
  3. Следующая методика подойдет для тех, кто уже умеет читать, но делает это с трудом. Вот несколько советов для родителей, которые хотят узнать, как научить ребенка 7 лет читать быстро и правильно:
  • Чтобы увеличить скорость , нужно узнать технику чтения ребенка. К этому количеству прибавить 30 слов и давать читать вслух отрывок текста из такого их количества (например, при чтении 60 слов в минуту текст должен состоять из 90). Один и тот же текст вашему чаду нужно прочитывать постоянно, по три раза в день, пока он не сможет прочесть его за одну минуту.
  • Каждый день нужно читать небольшой текст и пересказывать его. Начинать с одного абзаца, и постепенно увеличивать количество до 1-2 страниц. Здесь главное не подробность пересказа, а возможность уловить и запомнить суть.
  • Чтение таблиц со слогами. Малыш должен читать по порядку слоги в таблице в течение 30 секунд или минуты. Результаты записываются, чтобы отслеживать динамику.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

С чего начать?

Несколько примеров игр для детей 4 лет

Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

С чего начать?

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

Звуковая загадка

С чего начать?

Учимся развивать память и слуховое внимание

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди

С чего начать?

Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению

С чего начать?

Подарок для игрушки. Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

С чего начать?

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

С чего начать?

Дорисуй-ка

Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр

С чего начать?

Нарисуйте сами на листе бумаги простые и известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: машину без колеса, кошку без хвоста, стол без ножки, чайник без носика и т.д. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и дорисовать недостающие детали. Такие задания позволяют развивать логику и видеть предметы целиком.

Предложите ребенку распутать «лабиринт», то есть нарисовать его с конца до начала, соблюдая все повороты. Нарисуйте сами, как это сделать. Для «лабиринта» возьмите карандаш или фломастер светлого цвета, а для распутывания –темного цвета. Таким образом, при выполнении задания лабиринт будет перекрашен в другой цвет.

С чего начать?

Сами нарисуйте различные предметы и попросите ребенка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же

Обращайте внимание ребенка на все мелкие детали, размер и расположение фигур. Похвалите за правильность и точность выполнения задания. После закрепления навыка рисования по образцу, предложите ребенку нарисовать что-то по памяти

С чего начать?

Лучше начинать с простых изображений геометрических фигур или хорошо знакомых предметов. Предоставьте ребенку возможность нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально сделайте несколько ошибок — не дорисуйте деталь или наоборот придумайте лишние. Ребенку будет нравиться находить и исправлять ваши не точности.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Начальная школа: удовольствие, а не мука

При поступлении в школу некоторые дети не знают, как произносятся все буквы алфавита. Темп обучения не всегда плавный, да и учитель не может уделить должного внимания каждому ребенку в классе. Довольно быстро начинают проверять технику чтения, но не всегда результаты вашего чада оправдывают ожидания.

Детки могут подшучивать над более медлительными, и если среди них окажется ваш малыш, то его обязательно нужно поддержать и помочь, ни в коем случае не ругайте за неудачи.

Успокойтесь сами и успокойте малыша, объясните, что каждый учится по-разному и это не означает, что кто-то хуже кого-то. Бывает, что чтение идет плавно, а потом замедляется, важно не просто читать быстро, а делать это осознанно, с пониманием прочитанного.

Помните, что скорость чтения в младшем школьном возрасте не является показателем общего развития, любые отставания можно нагнать со временем.

В ваших силах помочь школьнику и улучшить его навыки чтения, а также привить любовь к этому занятию. Особенно это важно, если он расстраивается из-за своих неудач. Ребенок может опустить руки и замкнуться в себе.

Узнайте, как проходит процесс обучения в школе

Многие учителя объясняют родителям, как заниматься дома. Иногда пишут записки и примечания, объясняя родителям методы, которые они используют, для того чтобы научить детей читать. Если преподаватель не делает этого, спросите все самостоятельно.

Начальная школа: удовольствие, а не мука

Знайте, что существует основной метод обучения «фонетика» — расшифровка слов, с помощью отделения различных букв, звуков и слогов, которые они содержат. Старайтесь иметь это в виду, когда малыш читает дома: если появляются сложные в произношении слова, делите их на слоги и проговаривайте по отдельности каждый слог вначале медленно, а потом увеличивайте темп, пока слово не будет звучать цельно.

Всегда вначале смотрите на обложку и название произведения

Название или картинка на обложке чаще всего вкратце дает представление о том, что вы прочтете в книге. Скорее всего, в названии будет ключевое слово, которое подскажет сюжет или главных героев произведения. С этой информацией малышу будет легче и интереснее читать само содержание.

Давайте время на рассматривание картинок

С тех пор как школьник был совсем маленьким, он знает, что есть ключи к разгадке истории в картинках. Дайте малышу рассмотреть все внимательно, это можно сделать даже до того, как начнете читать.

Разговаривайте о прочитанном

Проверьте, понятно ли вашему чаду то, что он читает, а не просто ли он воспроизводит знакомые звуки вслух. Спросите на определенном этапе (фрагменте произведения), что может произойти дальше, по мнению малыша. Узнавайте реакцию на самые яркие события книги, нравятся ли действия героев в определенные моменты.

Установите оптимальный темп чтения

Хорошо, когда малыш учиться смотреть на слоги и быстро вспоминать их звучание. Благодаря такому навыку легче развивать высокую скорость. Но плохо, если ребенок ставит перед собой одну единственную цель — читать как можно быстрее, а смысл текста оставляет второстепенным.

Проведите тест: выберете определенное предложение, какое-то несложное, вроде «полотенцем мы по утрам вытираем лицо». Закройте одно слово и попросите ребенка быстро прочесть предложение, а после догадаться, какого слова не хватает, так вы приучите думать о смысле прочитанного.

Разумно выделяйте время на занятия

Не заставляйте читать слишком долго, 10−20 минут в день вполне достаточно для 6−8 лет. Никогда не усаживайте за книгу уставшего или голодного ребенка, он не сможет должным образом сконцентрироваться на задании. Лучше включите интересный и полезный мультфильм, он и поможет немного отдохнуть и настроит на учебу — «Учимся читать. Обучение чтению»:

Заведите свой толковый словарь

Купите ребенку красивый блокнотик и записывайте туда новые слова, а также их значения. Таким образом, вы расширите словарный запас, поможете развить навыки чтения и письма. Не обязательно записывать точные литературные значения слов, важно, чтобы определение было понятно для малыша.

Начальная школа: удовольствие, а не мука

Следите, чтобы чтение вызывало интерес

В школе редко по программе детям задают читать захватывающие произведения, часто это непонятная и скучная для малыша литература. Если вы видите, что те книги, которые школьник приносит домой однообразные и примитивные, а сын увлекается роботами или динозаврами, либо дочка обожает принцесс и драконов, то расширяйте библиотеку самостоятельно.

Продолжайте читать ребенку, даже если вам кажется, что он уже взрослый

Нет ничего страшного в том, что вы будете поддерживать традицию сказки перед сном, даже если чадо уже умеет самостоятельно читать. Ученик младших классов устал после трудного дня на уроках, а потом при выполнении домашних заданий. Ему очень приятно будет вечером полежать и послушать, как мамин голос уносит его в волшебные миры. Прослушивание книг также полезно, как и раньше, оно также развивает фантазию.

Продолжайте читать в любом возрасте. Выбирать книги о вещах, которые действительно будут вызывать интерес или смех. Читайте загадки, стишки, потешки, рассказы со страшными или глупыми сюжетами. Полюбите сказки и фантастику всей душой. Наполните воображение ребенка рассказами, которые усиливают связь между чтением и удовольствием.

Каждый ребенок заслуживает того, чтобы обнаружить, что есть целый мир неизведанных книжных фантазий, в котором возможно все. Вам, как родителю, нужно лишь приоткрыть дверцу в этот мир и сначала зайти вместе за ручку, а потом отпустить ребенка в свободное плаванье.

Не забывайте подавать личный пример и сами регулярно читайте, не только книги, но и наши статьи, для этого нужно лишь подписаться на обновления блога. Также привлекайте к чтению своих друзей в социальных сетях — нажимайте на кнопочки ниже. До новых встреч!

Пособия по чтению

Рассматривая вопрос, как научиться быстро читать, нужно уделять внимание пособиям. На сегодняшний день представлен широкий выбор пособий – от новаторских до классических.

Самыми познавательными и простыми техниками являются буквари Жуковой и Бахтиной. Главная задача современных пособий – помочь родителям в легкой игровой форме донести до ребенка новые знания и навыки. Рассмотрим полезные:

  1. Гризик Т. И. «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». В книге отображена система занятий по развитию речи, первому знакомству с буквами и подготовке к письму детей.
  2. Елена Нефедова, Ольга Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Благодаря книге ребенок сможет быстро научиться читать. Малыш освоит слоги из одной, двух, трех букв. Маленький ученик будет совершенствовать новые умения. Регулярные уроки по книге подготовят ребенка к прочтению слов, выражений и целого текста.
  3. Дошкольное пособие Жуковой. Это первая книга после букваря. Книжка предназначена в качестве первой книги для детей, которые только окончили изучение букв.
  4. Как волки учат своих детей читать. Толстой Л.Н. Этот рассказ включает балансирование между плохим и хорошим. Его стоит читать детям перед сном. Им не просто будет интересно слушать, но и проявится интерес к обучению.

Существует множество пособий, которые помогут учить ребенка считать, писать, читать устно.

Альтернативные методики обучения ребенка чтению

По методу Домана

Методику часто называют глобальным чтением, т. к.

Задача учителя — окружить чадо словами, написанными на плакатах и ярких карточках («дом», «окно», «дверь» и пр.).

Механическая память даст возможность малышу запомнить значительные объемы простых слов.

Метод Домана

Метод чтения по слогам

Этот способ был, есть и будет основным в обучении детей дошкольного возраста чтению в домашних условиях.

В процессе малыш сначала складывает буквы в слоги, а затем — слоги в слова.

Начиная с пяти лет, особенно, если обучение проходит в виде увлекательной игры, ребенок схватывает новую информацию на лету.

Чтение по складам

От предыдущей методика отличается тем, что слово дробится не на слоги, а на звуки, которые соединяются в склады.

Так, «кошка» будет читаться не как «кош-ка», а как «ко-ш-ка». То есть склад может состоять не из слога, как мы привыкли считать, а из одной буквы, включая твердый и мягкий знаки.

Метод хоть и эффективен, в последующем может спровоцировать проблемы — в школе чаду придется переучиваться дробить слова на слоги.

К чтению по слогам переходите, когда чадо полностью освоит буквы

Совет: совсем маленьким деткам понравится обучение при помощи магнитной азбуки. Вы прикрепляете букву к панели холодильника и просите малыша: «Дай мне, пожалуйста, буковку. Что это у нас за буковка? А! Азбука!».

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готовпостигать азы науки чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширнымсловарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствиедефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотримсамые распространенные и популярные.

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто проглатывают окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как БЭ, ГЭ и так далее. Ребенок привыкает к таким сочетаниям букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Да и другие огрехи есть отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание ФЕ в словах кофе, кафе, то произносим: КАФЭ, и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Слоговое чтение методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточкиможно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения малышу просто будет неинтересно заниматься.