Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Коляска в самолет: правила провоза и условия хранения

Видео советы по правильному обращению с детской коляской

Инструменты, которые необходимо иметь, а также основные детали, требующие осмотра в первую очередь

Инструменты, необходимые для этого (раздвижной и обычный гаечный ключи, отвертки, спицевой ключ), найдутся в каждом доме, за исключением набора для ремонта шин, который следует приобрести. Так как наиболее распространенными являются коляски с ручным приводом, на них мы обратим внимание в первую очередь, но несколько слов скажем и об электрических.

  • При осмотре коляски в первую очередь следует обращать внимание на каркас и колеса, так как именно они выдерживают основные эксплуатационные нагрузки и более всего подвержены риску поломки. Каркас необходимо защитить от ржавчины, для чего раз в неделю проводить его осмотр и очищать с помощью обычных кухонных моющих средств, а раз в месяц – натирать восковой автомобильной полиролью дабы избежать контакта металла с влагой. В раздвижных колясках места подвижных соединений смазывайте машинным маслом. Если при осмотре в каркасе будут обнаружены трещины (обычно они встречаются в местах спайки и отверстий для болтов), то самостоятельная починка уже невозможна и следует отдать коляску на ремонт в специальный обслуживающий центр. Не забывайте хотя бы раз в месяц (а можно и чаще) проверять крепежные болты, подкручивайте и заменяйте их при необходимости.
  • Важнейшей деталью инвалидной коляски являются колеса. Задние – более прочные, а потому требуют осмотра раз в месяц, передние (маленькие и более подвижные) проверяйте каждую неделю. Толкните коляску по полу. Если она отклоняется в сторону, сильно дрожит при движении, значит где-то ослабли крепления колес, они стоят не вертикально и их надо подтянуть. Но, закручивая крепящие колеса болты, не переусердствуйте – они станут хуже поворачиваться, что уменьшит подвижность коляски. Колеса также следует периодически очищать от различного попавшего в них мусора. Если они съемные – проверяйте на предмет засорения крепежную втулку. Ну и разумеется колеса необходимо регулярно смазывать. Спицевой ключ понадобится вам примерно раз в квартал при проверке натяжения спиц. Кроме того, еженедельно обследуйте спицы на предмет разных погнутостей, прочих поломок и вовремя заменяйте.
  • Шины в инвалидной коляске должны быть должным образом накачаны (подойдет обычный велосипедный насос), что следует проверять хотя бы раз в неделю. Если при осмотре на них обнаруживаются потертости или вздутия, их нужно заменить. Помните, что плохо накачанные или поврежденные шины служат недолго!
  • Раз в неделю осматривайте тормозную систему, следите чтобы она не задевала колеса при движении, подтягивайте ослабнувшие узлы. Периодически смазывайте тормоза коляски.

Если вы – владелец электрической коляски, то в первую очередь обращайте внимание на аккумулятор, провода и клеммы. Они ни в коем случае не должны ржаветь, иначе коляска может перестать работать в самый неподходящий момент! Ржавчину можно очистить проволочной щеткой или даже обычным ершиком. Регулярно диагностируйте, хорошо ли работает джойстик.

Если у вас возникнут какие-либо затруднения с пониманием конструкции коляски (в первую очередь – электрической), посмотрите инструкцию по эксплуатации. Она прилагается к каждой модели.

Актуальность проблемы

Если зайти на любой материнский форум, можно заметить, что многие мамы путают такие понятия, как «коляска для новорождённых» и «коляска для грудничка».

Это разграничение достаточно важно, поскольку у детей первого месяца жизни имеются определённые потребности, которые не учитывают транспортные средства для грудничков.

Новорождённый и вообще ребёнок младше полугода физиологически не способен принимать сидячее положение, в отличие от детей второго полугодия жизни.

Таким образом, коляски для новорождённых – это, в широком смысле слова, устройства для перевозки детей от рождения до 6 месяцев. Именно это условие необходимо держать в голове тем родителям, которые частенько пишут в форум: «Помогите выбрать коляску для крохи!»

Разобравшись с основными понятиями, следует напомнить, что коляска для новорождённого обязана отличаться комфортом – в первую очередь для самого юного пассажира. Нужно, чтобы люлька обладала анатомичной конструкцией, защищала от неблагоприятных погодных условий.

Актуальность проблемы

Вот почему основная задача посадочного места для малышей – обеспечение тепла в холодный период и прохлады в жаркую погоду, укрытие ребёнка от порывов ветра, прямых солнечных лучей, осадков в виде дождя и снега. Именно поэтому выделяют «зимние» и «летние» модели.

Выбирая первое транспортное средство для новорождённого, стоит учитывать и все многочисленные нюансы. Нужно обращать внимание на колёса, амортизацию, вес конструкции и её габариты, удобство складывания и смены блоков.

Кроме того, ответ на вопрос, какую коляску выбрать для новорождённого, зависит от условий эксплуатации. Если мама будет гулять по дорогам с хорошим асфальтом, то особенности колёсной базы не играют особой роли. Иной случай – бездорожье.

В общем, нюансов выбора коляски для новорождённого множество. Но, поскольку мелочей в этом деле не бывает, ниже представлено полное описание всех видов колясок, особенностей их конструкций и обзоры наиболее популярных моделей. Вперёд!

Навыки безопасного самостоятельного вождения

Правила самостоятельного управления коляской

  • Перед тем, как есть либо встать с нее, убедитесь, что устройство зафиксировано на тормозе. Подножки нужно поднимать.
  • Массу тела вперед переносить нельзя, поскольку коляска может перевернуться.
  • Никогда не раскачивайте коляску и не трогайте во время движения колеса, поскольку это чревато травмами и ожогами.
  • В дождливую погоду на улицу выезжать не рекомендуется, перемещаться по песку, траве, гальке, лужам и льду тоже.
  • Двери открывайте медленно – резкие и сильные движения в данном случае чреваты опрокидыванием инвалидного транспортного средства. Задним входом заезжать строго запрещено.
  • На эскалатор нужно заезжать только с сопровождающим.
  • До начала движения убедитесь, что в спицах не запутывается одеяло либо полы одежды.
  • Защитные ремни всегда пристегивайте.
  • Заезжать на крутые склоны и возвышенности с углом более 9° нельзя. Заезжая на менее крутые возвышенности, спину держите прямо, не прижимая ее к спинке кресла – иначе рискуете опрокинуть коляску. Вперед наклоняться не следует (можно вывалиться из коляски).
  • Перед тем, как потянуться за предметом, расположенным перед вами, или наклониться вниз, проверьте положение тормоза и маленьких колес (тормоз должен стоять, а колесики смотреть вперед).
  • Тянуться больше, чем на расстояние собственной вытянутой руки, нельзя.
  • Самостоятельное преодоление бордюров, прочих препятствий – небезопасное занятие.
  • Когда коляска находится в неподвижном положении, ставьте колеса на тормоз.
  • Держите осанку, стараясь поддерживать устойчивое положение тела.
  • Перед тем как поднимать с пола предмет, максимально приблизьтесь к нему и правильно поставьте коляску – тянуться к вещи нужно не сверху, а сбоку.
  • Перед тем, как самостоятельно осваивать новые движения и выполнять различные «трюки» потренируйтесь в присутствии другого человека, который будет следить за ситуацией и сможет при необходимости вас подстраховать.
  • Не нагружайте спинку, не вешайте на нее рюкзаки и сумки, поскольку это приводит к смещению центра тяжести, и коляска может просто перевернуться.
  • Старайтесь никогда не наклоняться вперед слишком низко.
  • Тянуться за предметом через спинку инвалидного кресла нельзя, поскольку оно может перевернуться.
  • Не разрешайте детям играться с креслом.

Сдаем в багаж

Теперь обсудим порядок сдачи необычной клади. В ситуациях, когда предмет необходим для ребенка, изделие отдают непосредственно у трапа авиалайнера. Как мы отмечали, некоторые авиалинии предлагают родителям прокат различных моделей для перелета. Здесь пассажиру достаточно заявить на стойке регистрации о намерении лететь с коляской, получить маркировку на изделие и предупредить бортпроводника о необходимости выдать вещь сразу по выходу из самолета.

Правила крупных авиаперевозчиков позволяют пользоваться коляской вплоть до подъема на борт

Сдаем в багаж

В случаях, когда такое средство передвижения родители берут для подстраховки, коляску уместно оформить в багаж еще на стойке регистрации. Однако важно заранее изучить действующие нормативы к транспортировке вещей в багаже конкретных авиалиний, чтобы уложиться в рамки бесплатного провоза. Учитывайте, что модели, которые не удастся сложить, автоматически попадают в категорию сверхнормативной поклажи. Соответственно, здесь придется оплатить перевозку.

«Спроса нет»: как власти Красноярска объясняют исчезновение больших автобусов

Материалы по теме Автобусная реформа: как изменится движение общественного транспорта в Красноярске Зачем сократили маршруты?

Как нам рассказали в мэрии, департамент транспорта анализирует движение на маршрутах города и постоянно оптимизирует его. Но город больше не в состоянии тратить деньги на перевозчика, помогая ему содержать вместительные автобусы. Поэтому и пропали, например, низкопольные автобусы на 31-м маршруте — ими, по мнению чиновников, пользовались «недостаточно много людей».

Но к чему привела такая оптимизация? Нет больших и приспособленных автобусов и на маршрутах 99 (от Ветлужанки до Северного), 3 (от КрасТЭЦ до Студгородка), 38 (от посёлка Таймыр до Академгородка) маршрутах. На маршруте 74 (от Кардиоцентра до посёлка Энергетиков) тоже курсируют неудобные ПАЗики.

Автобусы на маршруте номер 3 тоже не приспособлены для инвалидов и мам с детскими колясками Та же ситуация с 74 автобусом, который ходит в поселок Энергетиков В 90 автобусе хоть и есть ступеньки, но площадка в середине салона позволяет удобно разместиться там с коляской

По результатам подобного анализа недавно в Красноярске отменили сразу 10 маршрутов (1, 13, 34, 35, 68, 69 — с июня; 84, 89, 76 и 79 — с апреля и мая). На 12 маршрутах изменили схему движения (63, 74, 56, 12, 38, 88, 77, 14, 87, 52, 55, 65). Это, конечно, взбесило горожан, но понемногу все привыкают к новой схеме.

Что нас ждет впереди?

Есть две новости, сами решите, какая хорошая, а какая — не очень:

  1. Для обслуживания Зимней универсиады-2019 Красноярск закупит 96 экологичных автобусов. После игр они останутся на городских маршрутах.
  2. 78 из них — ПАЗики на 50 и 57 человек (говорят, в них будут подъемные аппарели).

Кстати, вы уже проголосовали за новый слоган для Красноярска? Там есть вариант «Красноярск — комфортный для жизни город», пока с ним согласились лишь 32 человека из 942. Теперь я понимаю, почему.

Уставшая Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты

Наличие дополнительных аксессуаров

Выбирая люльку, нужно обратить внимание на наличие аксессуаров, входящих в комплект. Покупая коляску, стоит подумать, как долго вы будете ее эксплуатировать, какие дополнительные предметы нужно приобрести.

Традиционно производители добавляют в комплектацию:

  • дождевик;
  • антимоскитную сетку;
  • корзину для купленных товаров.

Дождевик традиционно входит в комплектацию.

Наличие дополнительных аксессуаров

Дополнительно можно приобрести:

  • чехлы на колеса;
  • сумку для детских принадлежностей;
  • солнцезащитный козырек;
  • автолюльку;
  • подстаканники;
  • зонт;
  • муфту или рукавицы.

Корзины для покупок

Наличие у люльки корзины для приобретенных товаров облегчает совместный шопинг мамы и ребенка. Она должна быть металлической и съемной, чтобы ее возможно было постирать или почистить. Но большая часть моделей для удешевления снабжается пластиковым или тканевым коробом.

Подножка для старших детей

Данный аксессуар необходим, когда есть старшие дети в возрасте 2-3 лет. Они часто устают на прогулке, и подножка дает им возможность немного отдохнуть: постоять или посидеть. Она крепится вариативно: спереди, сзади или сбоку.

Подножка предназначена для старших детей.

Сумки и рукавицы

Наличие дополнительных аксессуаров

В дорогих моделях сумка для мамы и рукавицы поставляются в комплекте. Их можно приобрести отдельно. Сумка для детских мелочей, бутылок, памперсов, салфеток незаменима на прогулке и крепится на ручку. Рукавицы или муфта необходимы в холодное время. Это полезный аксессуар, который дает возможность маме зимой мгновенно вынуть руки, успокоить или напоить ребенка.

Колесный насос

Насос имеет компактный размер и поставляется вместе с коляской. В комплекте с ним идут различные насадки. Изделие необходимо для моделей с надувными колесами. Его можно носить в сумке.

Сроки на возврат коляски

Срок, период со дня покупки Причина обмена, возврата, характеристика изделия Ссылка  на ЗОЗПП
до 14 дней Качественная коляска без недостатков, не подошедшая по размерам, цвету и свойствам ст. 25
до 14 дней В коляске выявлен небольшой недостаток, о котором не сообщил сотрудник магазина (нет поворота ручки, не разбирается часть конструкции, неровно сшит чехол) ст. 18
В течение гарантийного срока Изделие имеет серьезные недостатки, заводской брак (сломались амортизаторы, треснула рама без нагрузок, колеса деформировались, заклинило ручку) ст. 21

Нюансы

Опишем конкретные различия, существующие у каждой авиалинии в отношении колясок при воздушных путешествиях:

  1. В «Аэрофлоте» провозить детский транспорт можно бесплатно без возрастных ограничений, но тогда нельзя, чтобы вес груза превышал 20 кг и габаритов общего объема в 115 см.
  2. В салоне «Победы» недопустимо нахождение любых колясок, за исключением люлек. В грузовой отсек помещается такой багаж без дополнительно платы только при условии, что малыш не достиг возраста двух лет. Ограничены и габариты провозимой коляски – 10 кг и 158 см.
  3. «S7» разрешают провозить люльки, автокресло и другой транспорт в салоне, только если они имеют габариты не больше установленных – 55Х40Х20 см. Бесплатное багажное место выделяется для путешественников с детьми до одиннадцати лет.
  4. У «UTair» это относится лишь к малышам до 2 лет, но объемные и весовые параметры не имеют ограничений.
  5. «Nordwind» разрешает брать в салон самолета только коляску-трость в качестве ручной клади. Все остальные расцениваются как стандартный багаж.
  6. В «Alitalia» допустим провоз детских колясок лишь в качестве груза или же нужно передать ее бортпроводнику, попросив выдать после посадки. Бесплатная услуга доступна для пассажиров с детьми до 11 лет. Это правило действует только на территории Италии.
  7. Тайские авиалинии, например, Thai Airways разрешают перевозить детский транспорт даже без присутствия ребенка на борту на бесплатной основе.
  8. У «Ryanair» довезти малыша в коляске можно до самого трапа, но потом придется сдать ее бортпроводникам, которые в конце пути оставят транспортное средство у выхода.
  9. «Люфтганза» ограничивает бесплатный провоз такого груза в салоне самолета возрастом ребенка в 2 года, а также габаритами в 158 см для самой коляски. Старших детей доступно довезти до трапа, но не больше.

Как сложить инвалидную коляску

Необходимость сложить инвалидную коляску может возникнуть в любой ситуации, когда изделие нужно транспортировать в общественном транспорте или положить в багажник автомобиля, либо разместить для хранения и уменьшить занимаемое пространство.

Механизмы складывания колясок очень похожи между различными моделями. Поскольку коляски изготавливаются из легких материалов – алюминиевых сплавов, пластика и тканевых вставок, сложить изделие можно без особых физических усилий.

Способ складывания

Сложности с тем, как складывать коляску,  нередко возникают у тех, кто ухаживает за людьми с ограниченными возможностями. Алгоритм на самом деле достаточно прост. Чтобы сложить коляску быстро и легко, нужно выполнять действия в определенном порядке.

  • Необходимо заблокировать колеса тормозами, чтобы во время складывания коляска не двигалась.
  • Сначала нужно поднять опоры для ног. Каждую из них нужно повернуть вверх по направлению к колесу. Если подножка цельная, ее придется снять или найти в ее креплениях специальные рычажки, нажав на которые, можно отвести площадку в сторону.
  • Рама коляски складывается по принципу ножниц. Наклонив коляску так, чтобы она приняла упор только на одно колесо, нужно взяться за тканевое сиденье в передней и задней части посередине и потянуть его с усилием вверх. Вслед за тканью собирается рама коляски. Сняв колеса с тормозов, изделие можно катить в сложенном положении через узкие для прохода места.
  • Чтобы коляска не раскладывалась самостоятельно, можно закрепить ее в сложенном положении ремнями или фиксаторами.

Как снять колесо с коляски

В отдельных ситуациях нужно не только сложить коляску, но и снять с нее колеса для большей компактности. Для быстрого снятия колес, в некоторых моделях колясок, предусмотрена специальная кнопка.

  • Установить или уложить сложенную коляску так, чтобы она не передвигалась.
  • Перед снятием нужно плотно охватить спицы колеса, чтобы оно не скашивалось и оставалось в одной и той же плоскости.
  • Нажав на кнопку штоковой оси и освободив фиксаторы, можно плавно потянуть колесо, чтобы снять его.

Устанавливая колесо снова, нужно проследить за тем, чтобы оно было надежно зафиксировано, а втулка не была расшатана. Также нужно следить за состоянием рамы и втулок, не допускать их искривления и повреждений или вовремя исправлять их. Если после нажатия фиксирующей кнопки колесо не снимается, можно попробовать нанести на место крепления специальный аэрозоль или техническое масло, подождать 20-30 минут и попробовать снять его снова.

Хранение инвалидной коляски

Если техническое средство реабилитации нужно хранить в течение долгого времени, его желательно поместить в водонепроницаемый чехол, чтобы избежать коррозии. Как вариант, можно накрыть сложенную коляску полиэтиленовой пленкой. Периодически коляску нужно осматривать, протирать от скопившейся пыли, смазывать вращающиеся части техническим маслом. Колеса перед хранением нужно тщательно вымыть от загрязнений и просушить.