Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет

Не все дети к 4 годам умеют правильно говорить. Даже в 6 лет у многих наблюдаются серьезные отклонения при произнесении звуков. Это означает, что органы, которые отвечают за речь ребенка, работают несогласованно. Если не получается скоординировать их деятельность самостоятельно, надо обратиться к специалисту, который назначит курс артикуляционной гимнастики для 5-6 лет.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

  • В занятиях обязательна регулярность. Упражняться необходимо каждый день. Однако не стоит перегружать ребенка, поэтому длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Если есть возможность, можно проводить комплекс даже 2 раза — утром и вечером — но сократив время урока до 5-7 минут.
  • Во время занятия ребенок должен сидеть за столом. Выполнение упражнений требует сосредоточенности и контроля, поэтому на бегу правильно их сделать не получится. Результат такой деятельности «на скорую руку» не только не будет положительным, но и может оказаться негативным.
  • Для того, чтобы ребенок выполнил задачу, мог научиться контролировать мышцы речевого аппарата, ему важно видеть себя. Для этого поставьте на стол удобное зеркало.
  • Следите за тем, чтобы каждое упражнение выполнялось правильно. Иногда можно «помочь» языку специальным логопедическим шпателем, чистой ложечкой или просто пальцем.
  • Не забывайте о том, что негатив не мотивирует! Это вам может казаться, что сделать упражнения легко и просто. Для ребенка же они оказываются довольно сложной задачей. Обязательно поощряйте и поддерживайте его. Сделайте уроки веселой игрой. Не зря для многих подобных комплексов придуманы «сказки про язычок». Подберите подходящий стишок для упражнения или сочините интересную историю.
  • В начале освоения каждого упражнения проводите его в медленном темпе, фиксируясь на правильности выполнения, и лишь потом предлагайте ребенку пробовать делать движения быстрее.

Важно также развитие мелкой моторики у детей от 2х лет .

Цель занятий

В возрасте 5 лет ребенок должен говорить чисто и грамотно. Если его речь далека от совершенства, то нужно искать способы ее улучшить. Развитию способствует артикуляционная гимнастика в 4-5 лет. Приступая к занятиям, родители должны понимать, как они действуют на речевой аппарат и развитие:

  1. Тренируются мышцы произносительных органов.
  2. Регулярные занятия улучшают кровоснабжение головного мозга.
  3. Развиваются органы речи, снижается их напряжение.
  4. Улучшается произношение звуков.
  5. Формируется артикуляционная база.

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет поможет приспособить речевой аппарат ребенка к произнесению определенных звуков языка, на котором общается его окружение. Некоторым родителям кажется, что этот процесс происходит сам по себе, без постороннего вмешательства. Но это не совсем верно. В большинстве случаев такие упражнения — способ улучшить речь при небольших отклонениях. Но есть дети, которым требуется длительная и регулярная помощь.

Цели и задачи артикуляционной гимнастики

Качество звукопроизношения зависит от того, насколько упругие и сильные у ребёнка подвижные органы артикуляционного аппарата:

  • язык;
  • нёбо;
  • губы;
  • нижняя челюсть.

Для разработки речевого аппарата используется комплекс упражнений, укрепляющий мышцы подвижных органов, участвующих в процессе артикуляции. Такие задания и составляют артикуляционную гимнастику.

Чем активнее работают органы речи, тем выше качество произношения у ребёнка

Цели:

  • Разработка силы, гибкости органов речи.
  • Дифференцирование движений на всех уровнях артикуляции, необходимых для правильного звукопроизношения.
  • Тренировка органов артикуляции к речевым нагрузкам.
  • Отработка возможных комбинаций положений всех составляющих артикуляционного аппарата к произношению разных звуков.
  • Составление комплексов в зависимости от возможности малышей произносить те или иные фонемы родного языка.

На реализацию поставленных целей в средней группе ДОУ направлено решение следующих задач:

  • ввести понятия верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубками;
  • научить делать язычок широким и тонким одновременно;
  • выработка точности движений всех органов речи;
  • развитие умения выполнятьупражнения в заданном темпе и с приложением определённой силы;
  • тренировка способности переключаться на разные типы упражнений;
  • отработка движений органов, принимающих участие в звукопроизношении (умение удерживать указанное положение в течение определённого времени);
  • развитие памяти, кинестетических ощущений, внимания, наглядного и слухового восприятия;
  • воспитание самоконтроля и самодисциплины.

Артикуляционная гимнастика

Познакомимся с основными упражнениями для развития и совершенствования артикуляционной (речевой) моторики. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом (зрительная опора) в статике. После освоения артикуляционных поз органов речи, переходят к динамическим упражнениям.

Следите за тем, чтобы губы и зубы были сомкнуты. Губы растягиваются в улыбке с усилием. 

Обратите внимание, что при выполнении этого упражнения зубы сомкнуты, а губы открыты. Данное упражнение способствует формированию правильного произношения свистящих звуков: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ц», которые формируются к 3 — 3,5 годам.

При выполнении этого упражнения губы вытягиваются максимально вперед, оставаясь закрытыми. 

Данное упражнение необходимо при произнесении шипящих звуков: «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», которые формируются к 4 — 4,5 годам.

Перед выполнением этого упражнения предложите ребенку сглотнуть слюну. Во время упражнения язык не двигается, не дрожит, слюны не видно. Если наблюдается слюнотечение или сильное дрожание языка, проконсультируйтесь с учителем-логопедом или детским неврологом.

Острый язык высовывается вперед с усилием. Выполнение этого упражнения создает предпосылки для формирования звука «Л».

Правильное и точное выполнение упражнения является базой для формирования звука «Л», который появляется в детской речи к 5 — 6 годам.

Следите, чтобы кончик широкого языка касался передних резцов. Язык опущен полностью таким образом, что видно горло (как на приеме у врача). Тревожный сигнал, если язык уходит далеко в рот, закрывая горло, или сильно дергается во рту. Данное положение языка необходимо для произношения свистящих звуков.

Сложное упражнение, требующее тренировок и осмысленности. Попробуйте «цокать» языком, но очень медленно, чтобы почувствовать, как язык прилипает к твердому нёбу. Делайте упражнение вместе с детьми. Так Вы создаете предпосылки для формирования звуков «Р», «РЬ», которые появляются к 6 — 7 годам.

Выполнение этого упражнения требует времени и терпения. Данное положение языка является основой для правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж».  

Если базовые артикуляционные позы для органов речи усвоены, значит Вы проявили большое терпение и усердие. Можно переходить к динамическим упражнениям. Существует множество вариантов их исполнения. Предлагаю Вам вместе с детьми освоить шесть основных упражнений.

Упражнение для языка «Гармошка»,  «Паровоз»,  «Лошадка»,  «Маляр»,  «Часики».Упражнение для губ «Лягушата и слонята».

Для того чтобы видеозапись была четкой, используйте полноэкранный режим просмотра.

Как научить ребенка говорить «р»

Тренируем звук «р»

1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

Общие правила

  • Как и в любых тренировках, решающую роль играет систематичность выполнения и мера при распределении нагрузок. Рекомендуется заниматься каждый день дважды, не более чем по 15 минут за занятие. Если занятия имеют профилактические цели, то можно заниматься раз в день по 5–10 минут.
  • Выполнять упражнения следует перед большим зеркалом, в котором ребенок будет видеть и себя, и взрослого. Взрослый сможет показывать правильные движения, а ребенок – контролировать себя визуально.
  • Не рекомендуется заниматься как на голодный, так и на полный желудок. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее одного часа.
  • Особое внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Движения должны быть точные, не смазанные. Мышцы должны получать нагрузку, поэтому каждое движение акцентируется, выполняется выраженно и с напряжением. Скорость выполнения особого значения не имеет.

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Рекомендуем ознакомиться:

  • Развитие речи ребенка в 1,5 года

Дыхательная гимнастика

Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;

Рекомендации при проведении гимнастики:

  • до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;
  • состояние ребенка – спокойное, не игривое;
  • упражнения выполнять в спокойном темпе;
  • контролировать самочувствие ребенка;
  • не делать резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторение каждого 3-4 раза:

  • Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
  • Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
  • Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
  • Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать к ладоням и раздувать в шар.
  • На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
  • Зажечь свечу – дать ребенку потушить.
  • Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.

В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Артикуляционная гимнастика служит не только средством исправления появившихся недостатков произношения. Она отличный способ профилактики дефектов речи, так как обеспечивает развитие подвижности речевого аппарата. Нарушенное произношение у ребёнка трёх лет свидетельствует о неразвитом артикуляционном аппарате. Появившиеся дефекты по мере взросления закрепятся в речи, если меры по их устранению не будут приняты.

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

Занятия с ребёнком 2–3 лет проводятся в качестве профилактики дефектов произношения и устранения уже появившихся нарушений речи. Рекомендуются простые упражнения:

  • Обычный поцелуй.
  • Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • Малыш открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • Прятать язычок в «домик» (в рот) и высовывать его наружу на три-четыре секунды. Повторить 5 или больше раз.

Комплекс для детей 3–5 лет (развитие произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, р, с, з, ц)

  • «Заборчик». Широко улыбнуться, обнажая сжатые зубы. Задержаться в этом положении примерно на 7 секунд. Расслабиться и повторить до пяти раз.
  • «Слоник». Удерживать 7 секунд вытянутые вперёд и сложенные трубочкой губы. Зубы при этом сомкнуты. Проделать 4 или 5 раз.
  • Поочерёдно выполнять «Заборчик» и «Слоник» только губами, зубы остаются неподвижными. Проделать примерно 5 или 6 раз.
  • «Чистим зубы». Широко улыбнуться, открыв рот и обнажая зубы. Кончиком языка водить вправо и влево по нижнему и верхнему ряду зубов, как бы «очищая» зубы внутри. Нижняя челюсть остаётся неподвижной, губы сложены в улыбку. Выполнить 5 или 6 раз в каждую сторону.
  • «Непокорный язык». Проговаривая «пя-пя-пя» пошлёпать губами плоский кончик языка 4 или 5 раз.
  • «Аппетитное варенье». Оттянуть нижнюю губу вниз, зубы не касаются языка. Плоским кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз. Проделать от трёх до пяти раз.
  • «Индюк». Сделать глубокий вдох. Кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперёд-назад, держа рот приоткрытым и проговаривая «бл-бл-бл» в течение пяти – семи секунд.
  • «Подуть на чёлку». Поднять высунутый к верхней губе кончик языка и подуть вверх на чёлку. Щёки не надувать, сделать 5 или 6 раз.
  • «Чашка». Открыть рот широко и улыбнуться, обнажая зубы. Высунуть язык, образуя из него при помощи краёв и кончика подобие чашки. Задержаться в этом положении от пяти до десяти секунд, сделать 5 раз.
  • «Лошадь». Цокать языком попеременно увеличивая и замедляя темп, изображая звук копыт лошади при беге и ходьбе. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения. Делать перерывы для отдыха.
  • «Болит пальчик». Губами слегка придерживать широкий плоский кончик языка, через отверстие между верхней губой и языком подуть на пальчик. Щёки при выполнении упражнения не надувать, делать медленный вдох и медленный плавный выдох. Проделать 4 или 5 раз.
  • «Горка». Упереться языком (кончиком) в нижний ряд зубов широко при этом улыбаясь и обнажив зубы. Спинка языка приподнята, но не ложится на зубы. На счёт до пяти удерживать такое положение. Выполнить 4 или 5 раз.
  • «Горка открывается и закрывается». Сделать горку как в предыдущем упражнении. Затем сомкнуть зубы. Губы при этом улыбаются, обнажая зубы. Сжимать зубы и открывать рот, удерживая каждое положение на счёт до пяти. Проделать 4 или 5 раз.

В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Делать гимнастику не допуская ошибок, поможет просмотр видео. В норме к пяти годам эволюция произношения заканчивается. Иногда этот процесс затягивается и без специальной гимнастики уже не обойтись.

Развитие дошкольников в 5–6 лет направлено на подготовку к школе. Ребёнок с дефектами речи попадает в неравное положение со сверстниками. Если, несмотря на продолжительные занятия, дефекты произношения не исчезли – нужна консультация квалифицированного логопеда, который поможет выявить причины нарушений речи.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними – белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик – наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д…»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», – решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).