Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков
Выполнили студентки 2 «В» группы
К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.
Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».
Согласно периодизации психического развития, предложенной , центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.
Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.
Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Симптомы кризиса:
Также ребенок становится:
Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка — у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.
Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания. Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания.
Первая ступень, которую перешагивает маленький ученик, заключается в самом восприятия себя, как «школьника».
Раньше маленький человек только на словах слышал от родителей, что скоро ему предстоит отправиться в школу, а, значит, стать немного взрослее, то теперь он буквально на себе ощущает новый статус, новую роль.
Когда дошкольник постоянно задает мамам и папам множество разных вопросов, то они, как правило, отвечают: «В школе вы обязательно будете проходить это». Подобным образом, они закладывают интерес к школьной деятельности еще заранее.
Ребенку будет интересно поскорее отправиться в школу, чтобы узнать все ответы на вопросы. Школьная атрибутика немаловажная часть, ведь как приятно чувствовать себя взрослым в школьной форме и с портфелем.
Вторая ступень новообразования позволяет еще вчерашнему малышу постепенно научиться выражать свои эмоции посредством объяснения, а не плача, истерики или злости.
Например, если ребенок чем-то расстроен, то он скажет прямо: «Я так хотел поиграть еще чуть-чуть, а мне нужно учить буквы!» и так далее. То есть вырабатывается логическое объяснение причины своим чувствам.
Также новые правила и школьные установки подтолкнут ребенка прочувствовать границы норм дома, в гостях и на улице.
Более активные и легковозбудимые первоклассники начнут, грубо говоря, «играть» на нервах своих родителей, проверяя эти самые рамки, а более спокойные же будут постоянно расспрашивать о них, о причинах и о следствии непослушания.
Как помочь первокласснику справиться с трудностями?
Третья же ступень прохождения кризиса 7 лет способствует принятию социального статуса, как школьника, то есть ребенок уже вполне этот факт осознает, но может быть и такая ситуация, где он начнет снисходительно и даже враждебно относиться к дошкольникам.
Например, мальчик пришел домой после школы и, видя свою младшую сестру не школьницу, говорит ей, мол, что играть с ней не будет, поскольку эти занятия уже не для него.
К концу дошкольного возраста ребёнок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребёнок быстро вытягивается в длину). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Ребёнок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Ребёнок может говорить писклявым голосом, ходить изломанный походкой рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатления какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса 7 лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребёнка.
Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время. Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий. Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его.
Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий. Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
3, всего, сегодня
(63 голос., средний: 4,65 из 5)