Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Кризис 7 лет у детей длится несколько месяцев

7 лет – весьма сложный возраст для ребенка. Это очередная ступень развития, изменение социального статуса, увеличение ответственности, нагрузки и ожиданий от родителей.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Про кризис 7 лет у детей

Психологи уверенно заявляют, что кризис 7 лет обязательно присутствует в жизни каждого человека, как и любой другой кризисный возраст и его остается только переждать.

Но что касается детского кризиса, то в такой период родители, как никогда, должны поддерживать своего несмышленыша и быть для него не только родителем, но еще и хорошим другом, готовым выслушать и дать советы (но без нотаций!).

Про кризис 7 лет у детей

Если говорить иными словами, то кризис 7 лет у детей – это переломный период в жизни каждого малыша, ведь у него полностью меняется привычный образ жизни, появляются новые люди, новые задачи и стремления.

Новый авторитет

После поступления в школу у малыша появляется новый авторитет и покровитель – учитель. В дошкольном возрасте кроха должен был слушаться исключительно маму и папу, но став школьником, ему предстоит слушаться совершенно нового для него человека.

Про кризис 7 лет у детей

Поэтому нередки ситуации, где маленький человечек категорически отказывается воспринимать приказы и просьбы взрослых, но активно старается следовать указаниям учителя.

Какое же поведение указывает на то, что у сына или дочки наступил кризис? Как правило, имеется три подразделения, благодаря которым вы сможете определить и выявить переломный период.

Почитайте советы родителям первоклассника.

Про кризис 7 лет у детей

Негативный фактор

Ребенок отказывается слушаться, начинает спорить по любому поводу, нарушать правила и негативно реагировать на любую критику. Причем малыш вполне может резко проявлять негативную реакцию, когда еще буквально вчера воспринимал все спокойно.

Здесь родителям следует понять, что, таким образом, чадо пытается отстаивать свои права и свои желания. Поэтому пытаться оспаривать чадо не рекомендуется, иначе можно повредить детскую психику.

Про кризис 7 лет у детей

Результатом станет пониженная самооценка и ощущение, что малыш ничего не стоит и не имеет право на свое мнение.

Нейтральный фактор

Девочка может начать подражать матери, например, надевать на себя туфли и накраситься губной помадой, дает советы сестре или подруге, как надо заниматься воспитанием кукол и игрушек, а мальчик станет серьезно рассуждать на разные темы с умным видом.

Про кризис 7 лет у детей

Такой фактор наглядно демонстрирует, что детки стремятся подражать поведению взрослых, чтобы самим казаться таковыми.

Позитивный фактор

Осуществляется в случае, когда малыш уже преодолел кризис семи лет и приобрел для себя много полезного. То есть в результате начинает с интересом относиться к учебе, новым возможностям, начинаниям и навыкам.

Про кризис 7 лет у детей

Продолжительность кризиса. Психология выявила, что кризис 7 лет длится примерно несколько месяцев, но может растянуться и на весь год, в зависимости от поведения родителей в этой ситуации и от индивидуальных особенностей самого малыша.

Симптомы

Симптоматику кризиса можно условно разделить на две части – предкризис и кризис. Предкризисные симптомы включают в себя повышенную раздражительность, утомляемость, эмоциональную лабильность. Непосредственно кризис включает в себя все предыдущие, а также к ним подключаются новые, такие как симптом «горькой конфеты», демонстративное поведение, повышенная импульсивность.

Однако у кризиса присутствуют и положительная симптоматика: повышенный интерес к общению со взрослыми, появление хобби, желание взять на себя новые, «взрослые» обязанности. Задача родителей в этот период направить желания ребенка в нужное русло.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях. 
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.
Основные симптомы

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Формы проявления

Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.

Формы проявления
Типы симптомов Как ведет себя ребенок Почему ребенок себя так ведет В чем смысл действия для ребенка
Негативные Оспаривает ограничения и требования.

Демонстрирует утрированное поведение с элементами шутовства или манерности.

Игнорирует или оттягивает выполнение неприятных обязанностей, совершает действия после паузы.

Проявляет упрямство, непослушание в конфликтной, демонстративной или молчаливой форме.

Острее реагирует на критику.

Сравнивает права, обязанности свои и других членов семьи, выступает против выявленной на его взгляд несправедливости.

Начинает осознавать внутреннее и внешнее «Я». При недостатке опыта старается вести себя так, как ему хочется выглядеть.

Проводит оценку привычного хода жизни.

Воспринимает взрослость – как полную свободу в поступках, но еще не понимает, что она связана с ответственностью.

Начинает сверять с идеалом результаты своих действий, внутреннее оценивать себя и сравнивать с другими детьми.

Знакомится с содержанием социальных ролей. Он узнает, что означает быть школьником, братом, матерью, учителем, как поступать в той или иной роли.

Формирует социальный стиль поведения.

Переосмысливает способы и правила взаимодействия с родителями, проверяет свои новые возможности.

Примеривает на себя роль взрослого, развивает абстрактное и логическое мышление, учится отстаивать собственную точку зрения, создает новые формы поведения.

Формирует самооценку

Нейтральные Примеряет одежду родителей, подражает словам и поведению значимых взрослых. Подчеркивает свою «взрослость», чтобы приблизиться к кажущейся свободе и независимости родителей. Пытается вжиться в новую для себя в жизни роль, получить одобрение.
Позитивные Проявляет заинтересованность неигровыми занятиями: от рисования до конструирования.

Самостоятельно принимает решения, планирует и осуществляет действия, берется за новую для него работу по собственной инициативе.

Желает создавать то, что обладает ценностью.

Демонстрирует новую социальную позицию, испытывает интерес к общению со взрослыми людьми.

Стремится получить признание, самоутвердиться.

Чувствует потребность получить подтверждение того, что он вырос, достичь уважения.

При неблагоприятном исходе кризиса некоторые черты могут закрепиться в характере ребенка. К их числу относится: конфликтность, тревожность, нежелание посещать школу, непослушание, сложности в общении со сверстниками. При благоприятном разрешении ребенок выносит из кризиса положительные приобретения в виде эмоциональных, социальных и интеллектуальных навыков.

Формы проявления

Кризис лет – «дошкольного детства»

В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.

Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:

  • Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций.
  • Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье.
  • Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом.
  • Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям.
  • Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий.
  • Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые.
  • Внимание к своей внешности, требовательность в одежде.

Чем могут помочь родители?

Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам. Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы.

Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет — не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он — малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов

Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют

Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он — личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Кризис одного года – «младенческий»

Возрастной кризис в дошкольный период – это естественный процесс, который необходим ребенку для дальнейшего развития и становления личности. Его можно назвать переходом на новую ступень возможностей и самостоятельности.

Первый пиковый момент наблюдается в период с 9 месяцев до полутора лет. У ребенка в этот период не только увеличивается круг потребностей, но и происходит первое осознание себя как отдельной личности. Малыш может самостоятельно, без помощи мамы передвигаться, удовлетворять ряд потребностей.

Проявления кризиса 1 года:

  • Самостоятельность и многозадачность – малыш осваивает множество движений, сам ходит, берет и переносит предметы, пьет и ест, следовательно, у него появляется масса целей по изучению внешнего мира.
  • Реакция на запреты – появляются аффективные действия (крик, плач, топанье, касания), всеми доступными средствами ребенок пытается манипулировать взрослыми с целью удовлетворения своих желаний.
  • Противоречивые стремления усиливают привязанность к матери, с одной стороны он многое может самостоятельно, с другой – нуждается в помощи взрослых.
  • Формирование ситуативной детской речи.

Чем могут помочь родители?

Прежде всего не создавать множество запретов. Необходимо позволять ребенку проявлять самостоятельность, но в то же время следить, контролируя безопасность. Стараться объяснять и показывать малышу устройство окружающей среды. Для родителей важно проявлять спокойствие и терпение. Криками и запретами вы только усугубите аффективное поведение маленького человека.