Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Кризис 7 лет у ребенка — причины, характеристика и особенность

Приходит время, когда маленькие мальчики и девочки встают перед необходимостью идти в первый класс школы. В среднем ребёнок становится школьником в семилетнем возрасте – кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже. Но этот возраст значит для ребёнка и его родителей нечто большее: именно в это время начинается кризис семи лет. Это непростое и противоречивое событие является одним из стандартных возрастных кризисов – необходимых явлений, во время которых ребёнок становится немного взрослее.

Чего ждать от ребенка во время кризиса лет

Как говорилось выше, все тяжелые возрастные явления требуют от родителей изменения привычной стратегии поведения. Прежде всего, вам необходимо признать, что малыш перестал быть милым пупсиком, который будет сидеть там, куда вы его посадили, и спокойно надевать те вещи, которые вы для него подобрали. Запаситесь красноречием: вам придется постоянно что-то говорить, то пытаясь переубедить ребенка, то отвлекая его от очередного конфликта. Подробно объясняйте наследнику каждый ваш запрет или отказ выполнить его просьбу. Например, нельзя перебегать через дорогу, потому что машины ездят очень быстро, и все, что попадает под их колеса, превращается в лепешку. Затем следует подробное перечисление родственников, которые будут плакать, узнав, что их Ванечка (Танечка, Манечка и т.д.) стал лепешкой.

Научитесь определять момент, когда сын или дочка еще только готовятся “обратиться” в домашнего тирана. Разгадав грядущую манипуляцию, вы отделаетесь легким спором, в противном же случае придется выдержать настоящий ураган. Научитесь сдерживать в себе поднимающуюся волну раздражения: “Ну вот, начинается!” Да, эти спиногрызы проявляют рвение к овладению искусством завязывания шнурков именно тогда, когда вы опаздываете в детский сад, а значит, нужно пораньше подсунуть ребенку злосчастные ботинки и, пока он увлечен шнуровкой, беспрепятственно накормить его кашей и собраться на работу.

Поведение дошкольника похоже на разудалые действия жениха на мальчишнике: жениться вроде бы хочется, но свободу потерять страшно.

Создайте буйному трехлетке иллюзию самостоятельности, предоставив выбор из двух равнозначных для вас вещей. Например, если нужно, чтобы дочка согласилась выйти на улицу, спросите, желает ли она взять с собой кукольную коляску или мячик. Тогда спор будет касаться игрушек, а не самой прогулки. Строго соблюдайте распорядок дня, чтобы ребенку не могло прийти в голову, что не нужно чистить зубы или мыть руки перед едой.

По каким признакам определить начало

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Главное – не пропустить начало кризиса. Родители первыми увидят начальные признаки. Их правильные действия помогут ребенку «перерасти» проблему, чтобы в дальнейшем не пришлось бороться с комплексами из детства.

Признак начавшегося кризиса легко заметить по изменившемуся поведению ребенка, помогут элементарные тесты, доступные каждому родителю. Если есть такие симптомы, как пререкание со старшими, непослушание, вспышки гнева или, наоборот, заниженная самооценка, замкнутость, утомляемость, можно с уверенностью признать наличие кризиса.

Психологи подчеркивают, что о наступлении кризиса 7 лет у ребенка свидетельствуют поведенческие реакции детворы:

  • Нарочитая пауза как реакция на требования взрослых (дошкольник или совсем не исполняет указание, или всячески затягивает выполнение).
  • Частые препирательства – просьба взрослого вызывает бурю возмущения, чадо яростно оспаривает даже справедливое замечание. Показателен такой аргумент: «Да-а-а, ему можно, а мне нельзя!».
  • Обманная реакция, направленная на скрытие отрицательных поступков при нарушении правил.
  • Демонстративное невыполнение привычных обязанностей, которые раньше выполнялись ребенком безоговорочно.
  • Приобретение самостоятельности и верное стремление к ней как реакция на новые дела и обязанности, которые будущий школьник раньше не выполнял.

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Эмоциональная составляющая

Дифференциация собственных эмоций и переживаний – процесс сложный, трудоёмкий и формируется постепенно в ходе онтогенеза. В результате детям не всегда понятно, что именно с ними происходит, свои эмоции они зачастую делят на положительные и отрицательные, а точнее, на приятные и неприятные. Своё состояние они могут описывать фразами «мне плохо» или «мне так не нравится». Задачей взрослых становится разведение и объяснение ребёнку его состояния: боль, страх, обида, гнев, отчаяние и т.п. Как правило, в кризисных ситуациях дети испытывают следующий спектр эмоций:

1. Чувство незащищённости и беспомощности.

Ощущение безопасности и субъективного контроля ситуации являются одними из базовых компонентов гармоничного развития психики ребёнка. В результате травмирующих событий эти компоненты нарушаются.

2. Чувство тревоги, страхи.

Кризисные ситуации случаются неожиданно, представляют собой сильные перемены в жизни. Мир принёс ребёнку неожиданные изменения, которые ему очень не нравятся, следовательно, он становится более настороженным, появляется / увеличивается страх, что могут произойти новые неожиданные изменения, которые будут столь же неприятны, как и предыдущие. Отсутствие предсказуемости повышает уровень тревожности.

3. Чувство стыда.

Чувство стыда – социальное чувство, основанное на предположении об оценки окружающими своих действий, ситуации, в которой находишься. Поскольку обсуждение горя с окружающими, как правило, табуируется, то возникает ощущение собственной инаковости, непохожести на окружающих детей, а, следовательно, «хужести».

4. Чувство обиды.

Дети воспринимают окружающий мир в упрощённой модели, которая предполагает в том числе, что «мир справедлив» Как раз в результате ощущения нарушения этой справедливости и возникает чувство обиды. Чувство обиды может иметь объект, на который направлено, например, обида на родителей, которые разводятся. А может и не иметь конкретного объекта. «Это нечестно!» –типичная детская фраза.

5. Чувство вины.

Чувство вины довольно часто сопровождает жертв насилия, и физического, и сексуального, и психического, вне зависимости от возраста жертвы. Это чувство регулярно сопровождает переживание утраты близкого человека. Один из возможных механизмов формирования столь неожиданной, на первый взгляд эмоции, для кризисных ситуаций выглядит следующим образом: я в чём-то виноват → я мог что-то изменить → я могу на что-то влиять → в дальнейшем я могу повлиять на события и избежать аналогичных ситуаций. Также чувство вины у детей возникает особенно часто в силу присущего детскому возрасту эгоцентризма мышления, восприятие себя как изначальной точки отсчёта, первопричиной всего происходящего, а, следовательно, и причиной данной сложной ситуации. Так, например, дети могут испытывать чувство вины при разводе родителей: «Если бы я лучше учился, я бы не расстраивал родителей, они бы не ссорились и поэтому не развились бы».

Сколько длится кризисный период

Кризис семи лет, как и другие возрастные кризисы, длится не особо долго – от шести до девяти месяцев. Если течение кризиса проходило успешно, то по его завершении ребёнок становится зрелой «школьной личностью», имеющей сформированную внутреннюю позицию и осознающей свою социальную роль.

Отмечается, что данный кризисный процесс хотя и «социальный», но имеет и физиологические основания. Именно в этот период активно развиваются лобные доли коры больших полушарий мозга, которые отвечают за способность планировать, предсказывать результат действий, контролировать своё поведение. Процессы возбуждения и торможения остаются подвижными, вследствие чего ребёнок проявляет непоседливость, гиперактивность. Эмоциональное состояние ребёнка при этом нестабильное (лабильное).

Кризис лет статья на тему

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6—7 лет.

Вложение Размер
krizis_7_ 20.9 КБ

Предварительный просмотр:

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6 — 7 лет . Старшего дошкольника характеризуют манерничание; капризность; нарочито вычурное, искусственное поведение; вертлявость; паясничание. Он начинает строить из себя шута; говорит «не своим голосом»; гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Происходит утрата детской непосредственности , непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал в озникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл. Это обусловлено появлением специфического новообразования — обобщения переживания (интеллектуализацией аффекта) : мир, как таковой, вокруг ребенка все тот же, но меняется отношение к нему со стороны ребенка.

Также кризис 6-7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6-7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности .

Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых.

У 6—7летнего ребенка возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Но то, что обучение может быть отодвинуто по времени на год и больше от момента формирования новой позиции, создает возможность возникновения и углубления негативных явлений переходного периода. Иными словами, внутренняя позиция входит в противоречие с имеющейся социальной ситуацией развития ребенка: в глазах взрослых, воспитывающих его, он еще маленький и несамостоятельный, а в собственных глазах уже «взрослый», способный осуществлять социально значимую и оцениваемую деятельность.

В основе кризиса 6—7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых.

Игровая деятельность, в которой развивается ребенок в предшествующий кризису период, дает ему возможность открыть и понять наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения . Именно в игре формируется потребность ориентации на эти функции и нормы, соотнесение с ними своего поведения. Именно игра дает возможность сформировать знаковую функцию сознания, которая в дальнейшем станет основой логического мышления, воображения, творчества. Именно в игре ребенок может моделировать социальные отношения между людьми, ориентироваться в них, «примерять» их на себя, а в конечном счете осознать общественный смысл труда взрослых. Именно через игру ребенок узнает, что значит быть взрослым и что он еще — не взрослый .

Тем самым игра создает одну из важнейших предпосылок будущего перехода к учению — ориентацию на социальный смысл деятельности взрослых .

Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, «подзуживающее» поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению «кризисных» элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты. Кризис 6—7 лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку, особенно если речь идет о капризных, избалованных, неуравновешенных детях, невротиках и т.д.

Предпосылки перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связывают с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис 7 летОценка 5 проголосовавших: 1Екатерина Горлова

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом. Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.

Методы регулирования

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология относит к числу малых переходных состояний. Для коррекции развития разработано большое количество педагогических приемов и методик.

Методика А.Л. Венгера «Пиктограмма»

Рисуночное письмо помогает ребенку в игровой форме развить память и улучшить ассоциативное мышление. Взрослый произносит короткие фразы, которые не связаны между собой: «Вчера светило солнце, сегодня идет дождь», «Катя играет во дворе», «Под елкой сидит заяц».

После каждой фразы он предлагает ребенку быстро нарисовать простую картинку, отображающую суть фразы. На первых этапах в подборе изображения и рисовании может потребоваться помощь взрослого.

Ребенку вручают его рисунки в тот же день через несколько часов и на следующие сутки, чтобы он повторил фразы, которые ему рассказал взрослый человек. Занятие проводят ежедневно, в каждое из них включают 3 фразы. Через некоторое время с ребенком не рисуют, а только обговаривают возможные изображения.

Методика М.Н. Аксеновой «Веселый карандаш»

Игра позволяет развить внимание, воображение, память, мышление и восприятие ребенка. На магнитной доске располагают 3 геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг.

Ребенку задают загадки о том, что можно нарисовать с помощью каждой фигуры. Затем ему дают нарисовать солнце, дом, флаг, любой другой ответ, который он придумал. На следующий день ребенку предлагают найти новые варианты ответов.

Методика Н.В. Нижегородцевой «Развитие самоконтроля»

В игровой манере ребенку дают выполнить 2 упражнения, чтобы сформировать у него навыки самоконтроля. На первом этапе перед ребенком ставят пирамидку, собранную из колец разного цвета и размера, и просят собрать по ее образцу вторую. На втором этапе перед ним располагают образец узора из геометрических фигур и приглашают заполнить его вырезанными из цветной бумаги соответствующими фигурами.

Задания учат ребенка учитывать размер объектов, сопоставлять их цвет и чередовать их в заданном подбирают индивидуально для развития направления, нуждающегося в дополнительном внимании со стороны взрослых.

Когда обращаться за помощью

Иногда переживание кризиса среднего возраста не требует профессиональной помощи. Возможно, чтобы почувствовать, что жизнь наполнилась смыслом, достаточно нового увлечения. Но это эмоциональное состояние может сказаться на самочувствии. К кризису среднего возраста следует относиться как к любому другому эмоциональному кризису. Если вы испытываете неприятные симптомы, которые ухудшают ваше состояние, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Консультация психолога поможет справиться с негативными эмоциями © Shutterstock

Вот несколько случаев, когда следует посоветоваться с врачом или обратиться к психологу:

  • эмоциональный стресс ухудшает сон или влияет на аппетит;
  • не можете сконцентрироваться на работе;
  • стресс или настроение сказываются на отношениях с близкими;
  • потеряли интерес к развлечениям и хобби;
  • думаете о серьезных изменениях в жизни: о прекращении длительных отношений, смене карьеры или переезде. При этом желание внести изменения рождается из внутренних потрясений, связанных с возрастом.

Какие трудности ждут родителей?

Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.

У ребенка учащаются перепады настроения

Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.

Первые дни в школе — самые сложные

Что делать родителям?

Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.

Советы родителям, что делать

Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.

Знакомство со школой надо организовать заранее

Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Нейтральные признаки кризиса семи лет

  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» — рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье – одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;
  • Много внимания начинает уделяться внешнему виду – в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.