Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Кризис трех лет – особенности, проявления, советы родителям

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Суть кризиса

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться самосознание, Я-концепция и самооценка. Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Кризис лет у детей: как вести себя родителям

Причиной такого поведение является становление характера нового человека, проверка рамок дозволенного как родителями, так и посторонними людьми. В этот период ребенка отдают в детский сад, где он начинает более плотно общаться со сверстниками. Среди небольшого круга детей есть масса привилегий. Дети могут играть одной игрушкой или забирать и пользоваться единолично. Таким образом, ребенок учится. В совместной игре он пытается развить коммуникабельность. Забирая игрушку у соседского малыша, он пытается показать свое превосходство. Тоже самое происходит и дома с родителями. Ребенок начинает нащупывать мир.

Устроив истерику в магазине по поводу отказа в покупке очередной игрушки, родители, стараясь избежать косых взглядов прохожих, покупают злосчастную игрушку, идя на поводу у малыша. Не стоит удивляться, если ребенок поймет механизм и будет пользоваться им при каждом удобном случае. Родителям не нужно выглядеть хорошо для окружающих, им нужно воспитать малыша. Поэтому необходимо четко объяснить ребенку, по какой причине игрушка не покупается. Акцентируя внимание ребенка на том, что за подобное поведение он будет наказан дома. На первых порах внимание ребенка достаточно переключить на что-то другое, и он может вполне забыть о желаемой покупке.

Слезы, драки или плохое поведение говорят о том, что малыш требует к себе внимание. Ему неважно, будут его ругать или хвалить, ребенку нужно, чтобы с ним поговорили, поиграли. Старайтесь привлекать ребенка к домашним делам, притом обязательно хвалить его, даже если что-то не получилось. Ему в этот период важно быть полноценным членом семьи. Малыш уже не хочет один катать машинки, он старается помочь маме помыть посуду или папе отремонтировать что-то.

Появившееся упрямство, желание любыми способами добиться своего, помогает малышу учиться договариваться. Ребенок, приняв какое-то решение, старается всячески добиться его исполнения. Родителям не следует потакать малышу, а лучше попробовать перенаправить мысли малыша в иную сторону и добиться, чтобы ребенок изменил свое решение. Этот способ приемлем и к магазинам, и к играм.

Не следует говорить малышу: «Мы идем гулять! Одевайся!», необходимо предоставить ребенку выбор: «Мы пойдем гулять на площадку или в песочницу?» Тогда малыш сам примет решение. Родители могут похвалить малыша за принятое решение и назвать его взрослым. Для малыша в этом возрасте важно, чтобы его считали взрослым, умным и хорошим. Любое доброе слово в начале истерики может снизить риск ее обострения или даже начала.

Появившееся в ребенке желание все делать самому родителям обязательно нужно поддерживать. Можно начать раньше собираться, чтобы ребенок смог сам одеться, без помощи взрослого. Предложить ребенку самому сервировать себе обед. Такая тактика родителей позволит малышу быстрее научиться самостоятельности. Единственное пожелание к родителям – набраться терпения, и через год маленький карапуз начнет радовать независимостью в простых житейских потребностях.

Родителям необходимо направить энергию ребенка в нужное русло. Появление таких черт, как воля, гордость и самостоятельность присуща нормальному человеку и закладывается в трехлетнем возрасте.

Особенности поведения детей в три года

Во время кризиса трёх лет у ребёнка в поведении появляются признаки негативизма. Он считает, что излишняя опека взрослых над ним только мешает ему проявлять формирующуюся личность. Несмотря на негативные проявления, этот период, как и прочие возрастные кризисы, является необходимым для формирования зрелой личности. Природа ни в чём не терпит застойных, статических тенденций, и всё в природе течёт и изменяется, хотим мы того или нет.

Характер течения кризиса и его выраженность неодинаковы и зависят от внутренних и внешних показателей. К примеру, у детей-холериков негативистские черты проступают более явственно; негативизм усиливается и при строгом, авторитарном стиле воспитания ребёнка со стороны родителей. Близкие и доверительные взаимоотношения с матерью, наоборот, позволяют сгладить негативные стороны явления и развить позитивные. Кризис тяжелее переносится ребёнком, если он приходится, к примеру, на момент адаптации к детскому саду или появление в семье братика или сестрички.

Кризис лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство. Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Если начать мыслить про кризис 3 лет не как про проблему, а как про задачу возраста, которую ребенок сейчас решает, психологически станет намного легче.

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

В этот период родитель выступает как партнер и учитель, чтобы ребенок научился протестовать, упрямиться, конфликтовать, когда-то уступать, когда-то настаивать на своем.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Что может сделать родитель, чтобы быть хорошим тренером-партнером? Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям
  • Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю
  • 10 причин плохого поведения детей

Рекомендация психолога для родителей трехлеток-бунтарей: как преодолеть кризис 3 лет у ребенка

Консультация психолога в период кризиса трёх лет очень необходима. Хотя бы краткий совет профессионала нужен и тем родителям, у которых всё протекает весьма гладко, потому что возраст трёх лет является очень ответственным для формирования личности, будущего «Я» малыша. Хорошо, если в детском саду будет разработана памятка и презентация для родителей, представлен реферат про возрастные кризисы.

К сведению! Важно понимать, что ребёнку в этот период нужно получить конечный результат от своей деятельности.

В этом возрасте дети становятся крайне восприимчивы к критике и поэтому обидчивы. Взрослые должны учитывать это и более мягко высказывать свою критику. Также малыши нуждаются в одобрении старших. Не нужно скупиться на похвалу, когда ребёнок постарался помочь или смастерил какую-то поделку. Доброе слово от близких людей мотивирует его, и он будет предпринимать и следующие попытки сделать что-то. В противном случае, ребёнок получит негативный опыт, и есть вероятность, что пытаться сделать это ещё раз он больше не захочет.

Как справиться с упрямством и протестами?

Существует три основных правила, как справится с нежелательным поведением малыша в этот непростой период:

  • Договариваться заранее и озвучивать правила поведения. Например, идя за покупками, сразу договориться с ребёнком, получит ли он что-то в магазине или нет, если да, то на какую покупку он может рассчитывать. Если было дано обещание, то его надо выполнить. Если ребёнку было объяснено, что в этот раз подарка ждать не следует, то нужно исполнить и это. То есть нужно соблюдать последовательность. Так трехлетке будет проще понимать, чего ждать, а чего не выбьешь, несмотря на истерику. Конечно, упрямство и протесты будут, но сократить их количество удастся.

Истерика в магазине

  • Во время проявления упрямства, нужно лишить ребёнка зрителей. Отвести или отнести в более безлюдное место, чтобы сердобольные прохожие не останавливались, проходя мимо, и не жалели дитя. Ребёнок очень чётко понимает, что привлекает внимание таким способом и, в случае получения этого внимания, не сможет остановиться.
  • Не пытаться доказать ребёнку свою правоту или объяснить что-то в пик протеста. Вопреки ожиданиям родителей, малыш не способен в это время воспринимать информацию. Его нужно оставить в покое, пока он не успокоится. А уже после поговорить с ним, объясняя, почему произошло так, а не иначе. Почему, например, остаться на детской площадке сегодня больше не было возможности.

Детство, самое прекрасная пора, и с помощью советов психологов, терпения и последовательности можно безболезненно пережить любой детский возрастной кризис. Можно при этом получать и удовольствие от общения с ребёнком.

Кризис лет у ребенка — консультация для родителей и советы психологов

Каждый человек на протяжении всей жизни переживает кризисные моменты. Личностный кризис представляет собой специфические эмоциональные и психологические переживания, которые связаны с внутренними и внешними изменениями в процессе роста и развития. Первый переломный период дети переживают еще в 2-3 года.

В это время происходит естественный процесс становления личности, осознание себя как индивидуума. Детям бывает нелегко справляться с такими моментами в жизни. Чтобы помочь пережить кризис 3 лет у ребенка, необходима консультация для родителей педиатров, педагогов и психологов. Опытные специалисты советуют, в первую очередь, успокоится и не поддаваться на детские провокации, но при этом важно окружить малыша любовью и заботой.

Кризис лет у ребенка — консультация для родителей и советы психологов

Основная претензия — к родителям

Какими бы несчастными не выглядели родители, пытаясь спихнуть всю ответственность за ужасное поведение на ребенка, все же доктор Комаровский считает, что основная вина за поступки детей лежит именно на маме и папе.

«Когда я вижу неуправляемых детей, у меня почти всегда претензии возникают не к ним, а к родителям. Мне их хочется задушить, я вам честно скажу», — в сердцах высказался Комаровский.

Доктор недоумевает, как вести себя с детьми на приеме в поликлинике, если ему, врачу, приходится 20 минут уговаривать ребенка открыть рот, а мама при этом ведет себя, как ни в чем не бывало, будто ребенок тут «царь».

Основная претензия — к родителям

Психологи рассказали о детских кризисах, которые превращают ребенка в исчадие ада

Комаровский рассказал о неуправляемых детях

Памятка для родителей «Как вести себя с ребенком в кризисный период»

  1. Будьте терпеливыми. Создайте для ребенка комфортные условия: он должен иметь возможность по несколько раз в день одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Найдите для этого столько времени, сколько ему понадобится.
  2. Измените свою позицию, чтобы избавиться от нежелательных проявлений кризиса: бунт и капризы не искореняйте, а направляйте в другое русло.
  3. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность исследовать окружающий мир. Возьмите на себя роль консультанта, а не диктатора с постоянными запретами и ограничениями.
  4. Поменяйте формулировки своих высказываний. Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи), защищая ребенка от опасности, направьте его внимание на приятные и не приносящие вреда эксперименты. Дайте ему возможность увидеть, сколько существует в мире безопасных объектов, расскажите и покажите, как можно действовать с ними: цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку.

Вербальные формулировки

Не нужно говорить

Можно говорить

Не ходи Не делай Не смотри

Пойдем, иди Давай сделаем Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри

  1. Научитесь устанавливать границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребенку зоны «можно» и «нельзя». Объясните, что переход этой границы может быть связан с болью и обидой. Проявите твердость, но запретов не должно быть много.

Помните, что идеально выработанной родительской позиции не бывает. Исследуйте вместе с ребенком границы безопасного пространства, пробуйте встать на его место, увидеть мир его глазами. Воспитание – это эксперимент по поиску оптимальных границ.

  1. Правильно расставляйте приоритеты. Ставьте категорический запрет только в случае реальной опасности. Разрешайте иногда ломать игрушки, разрисовывать обои, пачкать одежду. Развивать способности ребенка более ценно. Все остальное можно исправить.
  2. Если в семье возникли разногласия по поводу воспитания ребенка, не усугубляйте ситуация выяснением отношений, найдите время для их спокойного обсуждения.
  3. Совместно сформулируйте перечень правил общения с ребенком по трем пунктам:
  • категорически запрещено делать;
  • можно делать совместно с родителем;
  • можно делать самостоятельно.
  1. Оформите правила общения с ребенком в виде таблицы из 3 столбцов, повесьте ее на холодильник, украсьте магнитиками. Пользуйтесь ею, дополняйте и изменяйте с течением времени.

Плюсы такой таблицы:

  • станет меньше спорных ситуаций, когда один родитель разрешает то, что запрещает другой;
  • с правилами ознакомятся взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка или часто общаются с ним (бабушки, дедушки, няни), и будут действовать слаженно с родителями;
  • такой «Свод законов нашего королевства» вызовет интерес у ребенка;
  • ребенок быстрее научится чувствовать грань между «можно» и «нельзя».
  1. Показывайте ребенку, что вы понимаете и цените его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, стойте на своем до конца. Следите за тем, чтобы все взрослые предъявляли к ребенку одинаковые требования.

В электронном журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10, 2015 читайте статью «Квест – приключенческая игра для детей и родителей»

  1. Не ругайте и не уговаривайте ребенка, когда он упрямится. Дляe любой истерики требуется зритель, и ваше внимание будет ему только на руку. Постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то новое и интересное.
  2. После приступа истерики говорите и играйте с ребенком, не вспоминая того, что случилось. Не демонстрируйте свою обиду и негодование – этим вы спровоцируете новую истерику.
  3. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте, какой он уже большой, не сюсюкайте с ним, не старайтесь сами все делать за него.
  4. Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже плачущий, упрямый и капризный.

Как пережить кризис лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки». Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.