Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться

Трудно назвать хотя бы один полезный  навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Норма или нет?

– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: «Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это»?

– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития». И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.

Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

– А если ребенок им не соответствует – это повод для беспокойства?

– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?

– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Что делать маме

«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями.

Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.

И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым – не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.

Особенности питания ребенка в этом возрасте

Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.

Примерное меню для детей до 2-х лет

А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при  этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые. Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши. Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.

Развитие самостоятельности в приеме пищи

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

Как развивать речь ребенка
  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
Как развивать речь ребенка

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Как развивать речь ребенка

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Как развивать речь ребенка

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Как развивать речь ребенка

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

Как развивать речь ребенка
  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.
Как развивать речь ребенка

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Как развивать речь ребенка

Игры для развития навыка говорения

Как развивать речь ребенка

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Как развивать речь ребенка

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Вопрос четвертый – что нам делать?

Чтобы правильно развить речь у 1.5 годовалого малыша, родителям нужно запастись терпением и не только учить свое чадо, но и самим учиться вместе с ним.

Не переставайте разговаривать, объясняя суть простых вещей. Ребенок должен получать ответы на все свои вопросы. Причем ответ должен быть не только вербализирован, но и сопровожден действием. Так скорее и эффективнее проходит развитие речи.

Например, на прогулке не только покажите дерево или кустик, а дайте потрогать кору или сорвите листик. Маленький человечек должен ощутить еще и тактильно то, о чем вы говорите.

Дома самым интересным местом всегда была кухня или родительская спальня, где много всяких непонятных вещей, которые почему-то нельзя трогать. Но учить малыша с помощью слова «Нельзя» в таком возрасте не совсем целесообразно.

Вопрос четвертый – что нам делать?
  1. Уберите с глаз предметы, которые могут принести вред малышу. В 11-14 месяцев слова запрета не воспринимаются, а лишь приводят к истерике.
  2. Выберите самые безопасные вещи и продемонстрируйте их в действии. Например, расческой проведите по волосам малыша и дайте ему самому это сделать как себе, так и вам.
  3. На кухне малыш должен видеть процесс приготовления ему самой простой кашки из молока. Налейте его в чашку или кастрюльку и покажите. Не бойтесь поднести его рученку к горячей посудине, но очень аккуратно – он почувствует неприятные ощущения и никогда не будет так больше делать.
  4. Вербализуйте все свои действия, которые вы проводите в присутствии ребенка и по возможности приобщайте его к ним. Уборка пылесосом, веником или тряпочкой поможет понять не только сам процесс, но и незнакомые слова.
  5. Никогда не разговаривайте с малышом на его «тарабарском» языке. Вы должны научить правильно говорить слова на своем примере.

После года начинайте учить делать обобщения. Это первый этап становления абстрактного мышления. И в это раз нам никуда не продвинуться без проделывания определенных манипуляций с предметами.

Например, кастрюля – покажите ее малышу, дайте потрогать, попросите открыть и закрыть крышку, перенести со стула на стол, поставить на место. Покажите все кастрюли, которые есть на кухне. После таких манипуляций ребенок сможет кастрюлю узнать из сотни других предметов.

Как научить ребенка говорить слова?

Главное правило – больше разговаривайте с крохой. Он запоминает все то, что ему сказали, а со временем сможет это повторить. Но не стоит требовать от малыша все и сразу, не нужно смотреть на возраст (если кроха заговорил с задержкой). Каждый ребенок развивается индивидуально.

Чтобы разговорить малютку, необходимо начать с самого простого – со слогов. Произносите знакомые ему «ма-ма», «па-па», «ба-ба», а затем произносите целиком «мама», «папа». Затем просите повторить за вами. Разговаривайте с улыбкой, интонация должна быть дружелюбная, нельзя повышать тон или кричать.

Не забывайте вместе с речью развивать мелкую моторику пальчиков. В таком случае все речевые занятия становятся более продуктивными.

Чтобы научить новым словам, нужно знакомить ребенка с окружающим миром. Называть все то, что видит малыш (дерево, машина, собака, кошка) или берет в руки (мячик, пирамидка, ложка, яблоко).

Стимулируют на разговор простые вопросы – «где твоя игрушка?», «хочешь есть?». Важную роль в развитии речи играют глаголы. Существует такая закономерность: чем больше малыш знает глагольных действий, тем быстрее он начинает говорить. Именно поэтому необходимо научить выговаривать – «баю-бай», «ам-ам», «куп-куп», «топ-топ».

Бывает такое, что ребенок упирается, не желает говорить не потому, что не умеет, а просто не хочет. Ему удобно, чтобы родители потакали во всем, ведь они и так понимают все, что нужно. В таком случае научить кроху говорить не получится без одной хитрости.

Если малыш что-то просит, показывает пальцем, то нужно сказать: «я не понимаю, скажи конкретно». В случае истерики поддаваться не стоит, кроха должен осознать, что манипулировать не получится.