Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Логопед на дому. Как проводить занятия с детьми во время самоизоляции?

Знакомство маленького ребенка с окружающим миром – длительный и трудоемкий процесс. Облегчить его можно при помощи развивающих занятий, которые рассчитаны на разные возрастные категории детей – от 2 до 6 лет.

Варианты упражнений

Есть два вида артикуляционной гимнастики: активная и пассивная. Первая — это та, которую ребенок должен выполнять сам. Такой вариант актуален, если у детей не нарушена артикуляционная моторика. Если у ребенка есть серьезные проблемы в развитии органов говорения, для него актуальным вариантом станет пассивная гимнастика. Тут требуется помощь взрослого и определенная сноровка у него.

Простые упражнения легко можно освоить самостоятельно. Каждая поза должна удерживаться 5-7 секунд, желательно проводить несколько повторов.

Например, можно использовать упражнение «Дудочка». Для его выполнения следует сложить губы в трубочку и вытянуть их вперед, затем расслабить. Еще один вариант сродни голливудской улыбке, задача при его исполнении улыбнуться так, чтобы показать все зубы. Можно эти два упражнения чередовать.

Можно поиграть со щеками — надувать их как вместе, так и по очереди. Отличным продолжением такой игры станет имитация лопающегося шарика. Для этого ребенок должен набрать в рот воздуха, а затем аккуратно шлепнуть себя по щекам с двух сторон, чтобы воздух вышел. Вопрос-ответ Шесть вопросов логопеду

Упражнение, которое слегка напоминает «Дудочку» — «Рыбка». Тут задача — как следует втянуть воздух во рту, образуя некий вакуум, чтобы щеки впали.

Развеселит ребенка следующее упражнение. Можно приподнять язык так, чтобы он сложился в чашечку, а потом аккуратно через него попытаться подуть на кончик носа. Для наглядности можно на кончик носа положить ватку.

Есть специальные упражнения для проработки различных звуков, например того же Р или Л. Они обычно представлены в виде специальных логопедических стишков с дополнениями от специалистов, как надо ставить губы, зубы и сам язык при выполнении заданий.

Отличными логопедическими решениями станут разные скороговорки и прочие небольшие произведения народного творчества. Дополнительно стоит практиковать варианты упражнений для пальчиковой гимнастики. Ведь, как известно, именно такая тренировка позволяет развивать мозг и дает возможности для более четкого и внятного говорения. Дыхательная гимнастика также пойдет на пользу в домашних условиях, так как она позволит научиться работать с голосом — его силой, направлением и глубиной.

Развитие логики и мышления

Уже с 2 лет ребенок способен решать простейшие логические задачи. Развитие этого навыка поможет облегчить усвоение любого учебного материала в дальнейшем.

Для детей 2-3 лет

Данные занятия научат малыша обобщению, выделению составляющего и систематизации на базовом уровне.

Собери картинку

Ребенку предлагают соединить части изображения в единое целое. Для этого можно купить уже готовый развивающий набор или сделать его самостоятельно. Подойдет любая яркая открытка, вырезка из журнала/газеты или рисунок, сделанный взрослым.

Картинку разрезают на 2-3 части и малыш пробует сложить кусочки воедино. Задачу постепенно усложняют, увеличивая количество составных частей. Для этой цели отлично подойдут пазлы и кубики, составляющиеся в единую картинку.

Найди тень

Для этого упражнения понадобятся предметы различной формы. Лучше, если это будут простейшие геометрические фигуры. Взрослый обводит каждый из них на листке бумаги, а затем предлагает малышу найти предметам соответствующий силуэт. Аналогичный принцип игры имеют специальные сортеры: к отверстиям различной формы необходимо подобрать соответствующие фигурки.

Ассоциации

Ребенку предлагают найти пару к предмету или изображению. Например, «шарф-шапка», «солнце-тучка», «стол-стул». Это могут быть специальные карточки, игрушки, или предметы обихода.

Далее, задание усложняют – предложенные предметы ребенку нужно будет рассортировать по общему признаку, например, «ложка, тарелка, чашка — посуда», «заяц, волк, лиса — животные».

Для детей 3-4 лет

В этом возрасте ребенок уже способен вычленять отдельные характеристики предметов и на основании этого объединять их в группы.

Найди отличие

Ребенку показывают два одинаковых, на первый взгляд, изображения и просят найти отличия. Такие задания можно распечатать самостоятельно, взяв примеры из интернета, или приобрести специальный сборник.

Кто лишний

Для этого понадобится 3-4 предмета, которые подходят под общее определение, и один – отличающийся от них. Например, ложка, вилка, тарелка, карандаш.

Последний – в данном случае лишний, поскольку не относится к кухонным приборам. Предложить ребенку найти лишний предмет, помогая подсказками, если он затрудняется с ответом.

Кто чей друг

Данная игра учит обобщать предметы, согласно их качествам. Понадобятся карточки с изображением снеговика, сосульки, мороженного и других образов, ассоциирующихся с холодом; утюга, костра, солнца и всего, что ассоциируется с теплом. Предложить ребенку разделить картинки по группам.

Для детей 5-6 лет

Развивающие занятия на логику для детей 5-6 лет вызывают живой интерес и воспринимаются как развлечение.

Если ребенок с легкостью справляется с задачей, целесообразно ее постепенно усложнять.

Верю не верю

Взрослый говорит определенную фразу – утверждение, а ребенок должен решить, правдиво оно, или нет, например:

  • «Снег выпадает только зимой». («Нет. Он бывает весной и осенью»).
  • «Мороженное можно выпить». («Да. Если оно растает»).
  • «Все деревья сбрасывают на зиму листву». («Нет. Ель и сосна не сбрасывают»).
  • «Все птицы летают». («Курица, страус не летают»).

Утверждения должны быть неоднозначными, чтобы ребенок смог поразмышлять, опираясь на полученные ранее знания.

Назвать одним словом

Развитие логики и мышления

Взрослый произносит слова, обладающие общим признаком.

Ребенка просят дать им общее понятие, например:

  • «мама, папа, дедушка, бабушка» (семья);
  • «кот, попугай, лев, мышь» (животные);
  • «автомобиль, трамвай, автобус» (транспорт).

Домашняя кулинария: развлечения для детей

Домашняя кулинария — это то, что увлекает карапузов и помогает мамам ненавязчиво прививать малышам навыки самостоятельности и аккуратности, учит помогать по дому и как ничто другое стимулирует волчий аппетит. Сделайте с детьми вкусные шоколадные креманки для творожка или мороженого. 

Домашняя кулинария: развлечения для детей

Надуйте воздушные шарики, вымойте с мылом. Растопите шоколад и окуните шарики в теплую сладкую массу. Подождите, пока шоколад застынет и аккуратно лопните шары.

Можно наполнять шоколадные тарелочки любимым лакомством! Например, йогуртом или творожком «Растишка», или домашним мороженым со свежими ягодами и кусочками фруктов.

Рекомендации от Растишки:

Домашняя кулинария: развлечения для детей
  • Домашнее мороженое для детей: рецепты приготовления
  • Соленое мороженое. Так можно было?
  • Готовим с «Растишка»: мятно-шоколадное мороженое
  • 5 рецептов мороженого, которое вы никогда не купите в магазине
  • Витаминные десерты из апельсинов и продуктов «Растишка»
  • Фруктовый лед — лакомство на палочке
  • Опыты для детей на кухне: продукты-индикаторы
  • Готовим с «Растишка»: витаминный весенний салат
  • Омлет, который 100% понравится детям: три крутых рецепта

Выбираем центр развития для дошкольников

Посещение развивающих детских центров не только дает ребенку возможность получить новые знания, но и способствует развитию его навыков общения со сверстниками. В процессе обучения дети становятся более активными, инициативными и уверенными в себе. При выборе хорошего детского развивающего центра родителям следует ориентироваться на преподавательский состав, систему безопасности и отзывы. Во многих центрах детского развития предоставляется возможность посетить демонстрационные занятия, чтобы понять методику работы и оценить ее качество.

Занятия должны проводиться регулярно, только тогда можно будет достигнуть качественных результатов. В детских центрах развития для дошкольников большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей ребенка, коммуникативных и познавательных навыков. Здесь нет места монотонным и скучным урокам, ведь все занятия проводятся в игровой форме.

Академия развития интеллекта AMAKids предлагает эффективные программы обучения детей чтению – «Букварика» и «Читарика». Они подходят не только для детей дошкольного возраста, но и для тех, кто уже достиг младшего школьного возраста. Программы позволяют приобрести и улучшить навыки работы с текстом, в результате чего ребенок сможет научиться бегло и вдумчиво читать большие объемы текста. Подготовка такого уровня в дальнейшем позволит ребенку более продуктивно осваивать школьную программу.

Стоит ли заниматься дошкольной подготовкой ребенка, обращаться в детские развивающие центры или нет – решать только вам. Но даже если у вас есть много времени для организации обучения ребенка дошкольного возраста самостоятельно, то посещение секций все равно не будет лишним. Ребенок не только приобретет базовые навыки чтения и письма, но и научится лучше ладить со сверстниками, что поможет ему легче адаптироваться к школе. Ученик будет чувствовать себя более уверенно, так как он будет обладать всеми необходимыми навыками для эффективного обучения и взаимодействия с одноклассниками.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ ЗАЛЕ ЛФК

Гимнастика для детей проводится под контролем врача. Врач ЛФК — это специалист с высшим медицинским образованием (специализация – педиатрия), прошедший курс повышения квалификации (интернатуру или ординатуру) по специальностям «ЛФК для детей» и «Физиотерапия». Перед началом занятий с ребенком, врач ЛФК проводит первичный осмотр и постановку диагноза. В обязательном порядке учитывается, как прошла беременность у мамы ребенка, как проходили роды, какие у ребенка есть особенности развития, каков исходный статус здоровья малыша.

При необходимости, врач ЛФК может назначить дополнительное обследование или анализы, как правило, это консультация невролога, УЗИ тазобедренных суставов, и др. Далее, когда доктор полностью ознакомился со статусом здоровья ребенка, он ставит диагноз и назначает необходимый курс ЛФК, рассчитывает его длительность, подбирает необходимые упражнения и нагрузки.

Подводим итог

Детство — лучшая пора, чтобы попробовать себя в творчестве. Идеальный вариант для школьника — спортивная секция и какой-нибудь творческий кружок. Не следует делать упор на дополнительные учебные занятия, если ребенок сам не попросит об этом. До старших классов ему будет вполне хватать информации, поданной на уроках.

Кроме того, мы живем в эпоху доступных знаний. Множество онлайн-ресурсов предоставляют доступ к десяткам тысяч статей, учебников и документальных видео. Можно далеко продвинуться в самостоятельном изучении какой-нибудь дисциплины.