Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Мальчики и девочки ведут себя по-разному: с рождения или из-за воспитания?

Еще несколько десятилетий назад, разница в воспитании была огромной – мальчиков воспитывали как будущих добытчиков и защитников, а девочек как будущих мама и жен. Но в последние годы гендерное воспитание взяло верх и очень отличается от прежнего разделения полов.

Магазины детей: эксперимент по воспитанию

Женщины, которые хотели лучшей участи для своих дочерей, теперь старались воспитывать их так, чтобы те были уверены в себе и независимы. Иногда это выливалось в то, что их дочерям предлагали для игр машинки и паровозы, а не кукол. Позволяли им шуметь, играть в подвижные игры, учили давать сдачи. Лучше всего для этого подходили так называемые магазины детей.

Словосочетание “магазины детей” может показаться странным. Так назывались детские дошкольные заведения, которые сообща открывали родители. Зачастую для этой цели снимали помещение небольшого пустующего магазина, отсюда и название. Первые такие “магазины” открылись в Берлине в 1968 году. Затем это явление распространилось и на другие крупные города Германии.

Желание создать детский сад нового типа объяснялось тем, что некоторых родителей не устраивали традиционные детские учреждения. В “магазинах” их дети воспитывались в полной свободе. Здесь не было и намека на дисциплину, и никто не навязывал ребенку никаких моделей поведения. Это были островки естественности и свободы, где дети сами решали, чем и когда заниматься. Взрослые старались как можно меньше участвовать в этом процессе и не указывать детям, что им делать.

Такой тип воспитания получил название антиавторитарного. Новые методы казались крайне привлекательными. Правда, они больше подходили для напористых, уверенных в себе детей, чем для замкнутых и стеснительных. А вот школе таким привыкшим к свободе детям приходилось непросто: все-таки здесь правила игры определял учитель, а не ученики.

Впрочем, магазины детей недолго оставались тем местом, где малыши росли сами по себе, без вмешательства взрослых. Эти учреждения много критиковали: дескать, дети оттуда выходят одичавшими, эгоистичными, педагогически запущенными и никак не подготовленными к общественной жизни. Кроме того, оказалось, что разница между мальчиками и девочками проявляется у этих детей особенно отчетливо.

Здоровье мальчика

Ученые говорят, что в раннем возрасте мальчики более подвержены инфекционным заболеваниям, да и при их непоседливости приходится чаще бывать в больнице. А если и не в больнице, то зеленка и бинт должны быть всегда под рукой у мамы каждого мальчика, ведь порезы, ушибы и прочее случаются так же часто, как завтрак, обед и ужин.

Когда мальчики взрослеют, они меньше времени проводят в больницах, их не беспокоят болезни, вызванные гормональной системой, как девочек. Хотя это также возможно, потому что иногда мальчики/мужчины склонны храбриться и не признавать в себе болезнь. То же самое происходит с депрессиями: мальчики меньше к ней склонны, но если уж такое состояние посещает, то бороться с ним ввиду скрытности становится трудно.

Здоровье девочки

У девочек самое страшное начинается в период полового созревания, именно тогда возрастает риск инфекционных заболеваний, аллергий, опасный период которых у мальчиков уже прошел. Перестройка гормональной системы приводит к кожным заболеваниям, к изменениям в весе, которые намного тяжелее переносятся именно девочками.

А потом всю остальную жизнь гормональная система будет чудить и преподносить сюрпризы, влияя и на нервную систему, меняя в лучшем случае только настроение, и на ЖКТ. Ну, и все вы прекрасно знаете о риске ранней беременности у девочек.

Расходы на мальчика

Игрушки, конечно, бывают разные, поэтому нет смысла сравнивать, у кого они дороже. Но мальчику в раннем возрасте всегда требуется больше одежды, поскольку она рвется и пачкается, быстрее снашивается обувь. В целом, мальчики менее аккуратно относятся к вещам, поэтому одежду и игрушки чаще приходится чинить, покупать, заменять и т.д.

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон – от 11 лет до 19-20.

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период – в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

– Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

– Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.

Лайк важнее. Психологи о том, как общаться с детьми поколения 2000-х Подробнее

В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями – как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары. «Крайности не нужны». Сотрудник телефона доверия – о проблемах подростков Подробнее

Как правильно воспитывать девочку: общие советы

Считается, что воспитание девочки – более деликатный процесс, чем воспитание мальчика. Ведь женский пол – более слабый, ранимый, чувствительный, девочки и женщины более доверяются чувствам и эмоциям, чем разуму.

Наверное, не нужно подробно объяснять, почему такое мнение изначально является предвзятым. Даже не во всех традиционных культурах женщина была второстепенным, слабым и зависимым существом: были и существуют народы, у которых слабыми и «неполноценными» считаются мужчины, а женщины, наоборот, представляют главную «ударную силу». Таковы, к примеру, туареги (народ в Северной Африке), которые при таком общественном устройстве умудряются даже исповедовать ислам. Даже в некоторых арабских странах во всех сферах, от семейной до государственной, ощущается явное превосходство женщин.

В современном обществе, по крайней мере в пределах развитых стран, между мужским и женским полом по большей части царит полное равноправие. Женщины работают чиновниками, полицейскими, участвуют в силовых видах спорта – изначально это «мужские» профессии. А мужчины могут заниматься стиркой, приготовлением пищи, воспитанием детей; среди программистов в наше время подавляющее большинство – мужчины, хотя с самого начала эта профессия считалась типично женской.

Как же в таком обществе осуществляется воспитание девочки? На это современные психологи говорят, что воспитание ребёнка делится на две части – общую и специальную. Общая часть подразумевает вещи, одинаковые для детей обоих полов: это, в частности, воспитание любознательного, думающего ребёнка, ответственного за свои поступки и слова, соблюдающего правила личной гигиены. А вот специальная часть – это такая, которая учитывает половые особенности ребёнка; в этой части воспитание девочки и воспитание мальчика будут заметно различаться по содержанию.

Что касается «общей» части, то здесь прежде всего необходимо дать ребёнку возможность проявлять себя. В воспитании не должно быть строгих запретов, ребёнка следует оберегать только от таких ситуаций, которые могут принести вред его здоровью. Вместе с тем многие считают, что девочки более послушны, чем мальчики, с ними проще договориться, их легче убедить делать то, что хотят родители. Это довольно спорное утверждение, ведь существует много девочек, которые проявляют своеволие не менее усердно, чем мальчики. Но всё равно в таких случаях принято говорить, что у девочки «явно мальчишеское» поведение. Ошибку здесь совершают родители, которые пытаются перевоспитать свою дочь, сделать её более покладистой, тихой и смирной – такой, какой и должна быть «настоящая девочка». Другими словами, такие родители считают, что сама природа совершила ошибку, а «образ девочки», созданный суеверными людьми в глубокой древности, является истиной в последней инстанции. Девочка должна проявлять свою личность, какой бы нестандартной она не казалась.

Кроме того, важно ещё в раннем возрасте приобщать ребёнка к труду. Это не только пресловутая работа по дому (уборка, мытьё посуды и др.), но и увлечения, хобби. Традиционно для девочек было характерно увлечение рукоделием; в наше время оно призвано развивать эстетическое чувство, а изначально такое увлечение имело практическую ценность: то, что свяжет и сошьёт девушка, может быть единственной одеждой для неё, её мужа и детей. Другое увлечение – кулинария. К слову, многие отмечают, что сегодня всё меньше девочек с детства имеют подобные увлечения: в практическом смысле это уже не нужно, а для самовыражения и «создания красоты» существуют более современные и актуальные виды искусства.

Важно также позаботиться о физическом развитии и здоровье девочки. Многие матери слишком жалеют своих дочерей и держат их в тепле, оберегают от «чрезмерных» нагрузок. Последствиями такого воспитания являются лишний вес, слабая иммунная система, неразвитая фигура, неловкость. Умные матери с самого начала закаляют своих дочерей. Особое внимание должно уделяться спорту, видов которого для девочек существует много: это гимнастика, ролики, фигурное катание, теннис, бег и др. При этом для девочки важно развивать не физическую силу, а красивую фигуру, гибкость и грацию. Если выбирать «мужские» виды спорта, то внешность девочки приобретёт определённые мужские черты, а это может понравиться не всем представителям «сильного пола». Но опять-таки – последнее слово должно оставаться только за девочкой; если она выбирает плавание или бокс – не следует её отговаривать или осуждать.

Девочка должна быть красивой. Конечно, если она сама этого хочет. Быть красивыми, конечно, хотят многие девочки, и родители должны постоянно говорить им, какие они красивые. Однако красота не появляется сама собой, её нужно создавать и поддерживать. В связи с этим родители должны помочь выработать у девочки определённые полезные привычки: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, утром убирать постель. Также девочка должна понимать, что ходить по дому в ночной рубашке некрасиво.

Следует научить девочку обходиться с косметикой. Очень желательно, если приобщение к ней состоится не ранее двенадцатилетнего возраста. Девочка должна уяснить, что косметику не нужно наносить плотными слоями – она должна лишь подчёркивать естественную красоту лица. Правильно подобранная и нанесённая косметика – это целое искусство.

Помимо косметики, следует обучить девочку искусству подбора подходящей одежды. Она должна уметь подбирать красивый фасон и удачное сочетание цветов. Умение одеваться необходимо не только в смысле создания красоты: оно убережёт девочку от совершения импульсивных покупок одежды.

Настоящая «маленькая леди» должна знать правила этикета – поведения за столом, в общественных местах, в транспорте. Впрочем, в современном мире этикет – понятие спорное; может случиться так, что «хорошие манеры», взятые из старых учебников и пособий, будут сегодня выглядеть неуместно.

Воспитание мальчиков

Главное качество мужчины – ответственность. Он должен понимать, что именно от него зависит благополучие и счастье его семьи. Мальчик должен выполнять определенные обязанности без напоминаний, чувствовать свою значимость.  

Воспитание мальчиков

Мальчика недостаточно отдать заниматься в спортивную секцию для воспитания мужских качеств, его также необходимо научить мужским функциям в доме. Мужчина, который элементарно не может вбить в стену гвоздь, поставит под вопрос семейное счастье и взаимопонимание.

Пытаемся заменить ему отца

Порой мамы, воспитывающие сына в одиночестве, стараются стать для него обоими родителями в одном лице. Не лишайте своего ребенка женской, материнской любви. Ведь вы никогда не станете мужчиной, а такое «имитационное» поведение будет выглядеть нелепо и неестественно. Кроме того, это чревато искажением его представлений о женщинах.

Некоторые одинокие женщины стараются во что бы то ни стало найти мужчину для примера собственному сыну. Не стоит переоценивать роль мужчины в воспитании мальчика. Во множестве случаев найденный «первый попавшийся» мужчина может искалечить представление о мужском поведении вашего сына на всю жизнь.

Почему мы это делаем?

Верим, что мальчик не станет мужчиной без мужского примера.

Что вместо этого?

Будьте собой. Просите о помощи, когда вам нужна помощь. Поощряйте его стремление заботиться о слабых. Учите полезным навыкам по дому в зависимости от возраста: убрать со стола, вынести мусор, передвинуть тумбочку. Дарите с самого детства ощущение, что он нужен – это крайне важно! – что он может делать прекрасные и полезные вещи. Не лишним будет учить мальчика помогать не только вам, но и окружающим женщинам: например, уступить место в общественном транспорте или донести тяжелую сумку до подъезда.

Формировать образ «настоящего мужчины» в сознании мальчика хорошо помогают литературные, кинематографические и исторические персонажи. Читайте ему про былинных героев, благородные поступки, заботу и защиту.

Как мат влияет на половое воспитание подростков

Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие.  Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.

Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.

Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.

То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.

Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.

Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Полезные статьи по теме:

Нарушения половой идентичности, или Как из мальчика не вырастить гея

Почему мальчик становится геем

Девочки более работоспособны, чем мальчики

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

Аресенал действий

1. Вы можете спокойно и уверенно сообщить о том, что вы в совете не нуждаетесь либо не считаете нужным обсуждать поведение своего ребенка с незнакомыми людьми и у вас достаточно ресурса, чтобы самостоятельно разобраться с ситуацией.

2. Вы можете молча отступить, понимая, что вступать в разговоры с незнакомцем просто нет смысла и нет ваших внутренних сил на это (проверьте себя, как часто вы так действуете и не стоит ли за этим страх сопротивления авторитету, которым может оказаться даже случайный прохожий; если — да и если это ваша обычная стратегия поведения во всех конфликтных случаях, то сделайте все возможное, чтобы вернуть себе силу и уверенность, которую когда-то вы возможно утратили, для того, чтобы уметь отстаивать себя и своего ребенка; если вам трудно это сделать самостоятельно, то попросите помощи у специалиста или близких людей, которым доверяете).

3. Вы можете ответить собеседнику довольно агрессивно или похулиганить с юмором (опять же проверьте, насколько часто вы реагируете гневно или с сарказмом, насколько сильными и уместными являются ваш гнев и ваш сарказм в той или иной ситуации, насколько доброжелательны вы в жизни к людям вообще; если вы заметили, что ваша доза злости и злорадства завышена и это мешает вам быть в близости с людьми вообще, то опять же подкорректируйте свои действия самостоятельно или вместе со специалистом и научитесь выражать свои чувства так, чтобы оставаться целостным самому и не ранить при этом направо и налево других людей. Вы не обязаны соответствовать требованиям других людей, как и не должны нравиться всем подряд, но человек — существо социальное, ему важно, чтобы были рядом те, кто его понимает, принимает и поддерживает, поэтому ищите и находите поле единомышленников, в котором вам будет комфортно и с которыми вы сможете быть разными — белыми и пушистыми или мрачными и колючими).

4. Вы можете придумать свой вариант (верю, что он может быть не менее креативным и продуктивным, чем вышеперечисленные мною советы).

Это надо знать

Чтобы ваши ожи­да­ния были близки к воз­мож­но­стям вашего ребенка в плане дис­ци­плины, помните о том, что у него свои потреб­но­сти в раз­ном воз­расте и уро­вень раз­ви­тия. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуж­да­ются в вашей огром­ной под­держке, любви и посто­ян­ном кон­такте. При­вя­зы­ва­ясь к вам, малыш будет вам больше и больше дове­рять, ведь вы все­гда в нуж­ный момент рядом и поможете.
  • Детки 2–6 лет начи­нают иссле­до­вать мир, ощу­пы­вая его, пере­во­ра­чи­вая или бро­сая что-то, учатся гово­рить, читать, изу­чать соци­аль­ные навыки и даже пытаться стать само­сто­я­тель­ными. И они более ини­ци­а­тивны, если заме­чают, что на это обра­ща­ется внимание.
  • В воз­расте 6–12 лет дей­ствия ребенка уже совер­ша­ются под воз­рас­та­ю­щим само­кон­тро­лем. Обра­ба­ты­вая полу­чен­ную инфор­ма­цию, он сам при­ни­мает реше­ния, ста­но­вится более ответ­ствен­ным. Но в этот период дети начи­нают фор­ми­ро­вать свой образ, осно­ван­ный на своем опыте и обще­нии со взрос­лыми. Дай, Бог, чтобы это обще­ние при­несло здо­ро­вые плоды, тогда ребе­нок будет более уве­рен и самодисциплинирован.