Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ментальная арифметика — уроки на плюс и минус

«ТОЛЬКО 3 ПРОЦЕНТА ЛЮДЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ ОБА ПОЛУШАРИЯ»

Что развивает?

Зачем нужна Методика Соробан, если есть калькулятор и компьютер?

Отвечая на этот вопрос, руководитель одного из самых крупных центров обучения детей счету Соробан Юрий Новоселов, сравнивает упражнения на счетах со спортом. Есть много приспособлений для передвижения человека или поднятия тяжестей, но люди продолжают поднимать гантели, бегать, чтобы тренировать мышцы.Соробан, или усовершенствованная ментальная арифметика это тренировка мозга. Дети не просто быстро считают в уме, осваивают практически моментальное умножение, прибавление и вычитание: они развивают память, сообразительность, сосредоточенность, скорость мышления.

Делению в Соробан не учат, на счетах оно просто повторяет обычное школьное деление, а Методика Соробан учит только тому, что ребёнок может унести в голове.

Ментальная арифметика не ограничивается работой на материальных счетах, хотя на первом этапе это необходимо для развития навыка и мелкой моторики. После освоения принципа работы, дети начинают представлять счеты Соробан в уме и производить вычисления, тоже в уме, но уже на воображаемых счетах. В течение 2 лет этот навык отрабатывается и впоследствии, чтобы произвести математическое действие с тысячами и миллионами, требуется всего несколько секунд.

Чтобы считать в уме, приходится задействовать воображение, память, внимание. Занятия в центрах проходят в течение 2 часов всего 1 раз в неделю. Тренер выдает домашние задания, на которые ежедневно тратится до 15-20 минут. Многие задания выполняются на время, чтобы тренировать скорость счета.

Как утверждает создатель школы, дети становятся менее рассеянными, чувствуют дух соревнования, становятся смекалистыми, у них хорошо развиты память и воображение. Такие ребята не только прекрасно осваивают школьную программу, но и с легкостью учат несколько иностранных языков, благодаря отлично развитому мозгу.

Юрий Александрович Новоселов, создатель и директор школы Соробан, признает, что в основу метода положен древнеяпонский принцип счета, но он усовершенствовал его, внедрил свои собственные наработки и максимально адаптировал его для славянских детей.

При этом директор не называет свою школу привилегированной или предназначенной только для одаренных детей. Научиться считать в уме могут все желающие. Лучше всего ментальная арифметика дается детям в возрасте от 5 до 12 лет, хотя и в 16 лет начать не поздно. А вот взрослые хоть и осилят методику, но времени на это уйдет гораздо больше, поскольку скорость мышления уже медленнее, а мозг наполнен стереотипами.

Обучение проходит в течение 2 лет. За этот период дети учатся считать в уме и полностью осваивают курс, оттачивая за это время самые необходимые для развития ума и интеллекта навыки.

Сложение

К самому сложению, как арифметическому действию, на абакусе переходят не сразу. Сначала в игровой форме дети изучают состав чисел в пределах 10 и 20. Без этих знаний просто не обойтись, ведь детям придется постоянно делать замены, переходя с младшего разряда на старший.

Принцип сложения

Давайте сначала посчитаем косточки. Начинаем работу с крайней левой колонки. Считая, передвигаем косточки вверх. Всего получается 4. Теперь сбрасываем их вниз, пятой будет верхняя косточка. Затем снова просчитываем снизу по одной. В итоге число 9. Как быть дальше? Сначала сбросим бусинки в разряде единиц и просто перейдем на старший разряд – десятки, отложив одну косточку во второй нижней колонке. Теперь таким же образом считаем десятки и переходим на сотни.

Если числа двузначные, трехзначные и так далее, то откладывают числа на соробане, начиная со старшего разряда. Это важное замечание, поскольку в традиционной математике сложение и вычитание начинается с младшего разряда.

На первых порах при выполнении вычислений дети смотрят на ментальные карты. После овладения навыками счета карты уходят, дети должны удерживать числа в уме и выполнять соответствующие операции.

Видео «Ментальная арифметика — сложение»

Уроки на плюс

Давайте рассмотрим на примерах:

  • 4 +5. Откладываем на соробане 4 и придвигаем верхнюю бусинку – получилось 9. Здесь никаких переходов на старший разряд нет, ничего изменять не нужно.
  • 6 + 5. Верхняя косточка пятерка, к ней прижимаем одну снизу. Получили 6. На колонке внизу осталось только 3 косточки, а нам нужно 5. Как быть? Присчитываем оставшиеся бусинки, получаем снова девятку и переходим на новый разряд, откладывает 1 десяток. Все косточки на первой колонке сбрасываем, добавляем одну единицу (5 – 1). Получилось 11.
  • 24 +3. На второй колонке откладываем 2 десятка, на первой 4 единицы. Получаем первое слагаемое. Считаем дальше: сбрасываем бусинки на первой колонке снизу и вместо них выставляем бусинку-пятерку. Считаем дальше, добавляя по одной бусинке: 6, 7. Смотрим на абакус и называем полученное число – 27.
  • С изменением десятков. 16 + 8 = 16 +10 – 2 = 24.

Как видите, при выполнении действий нужно постоянно опускать бусинки нижней колонки, если она переполнена, и переходить на следующую спицу. Если такового действия не выполнить, результат будет неверным.

К более сложным примерам дети переходят после того, как до автоматизма доведут умения передвигать и сбрасывать бусинки.

Правила проведения обучения

На сегодняшний день множество детей в 52 странах проходит данную методику обучения. В РФ существует около семидесяти центров, занимающихся ментальной арифметикой. Существует 10-12 уровней, которые ребенок осваивает за 10-12 лет. Занятия проводят раз в семь дней.

Параллельно с занятиями точной наукой дети поют, танцуют и рисуют. Благодаря этому ребенок находится в постоянном действии, которое направлено на ее разностороннее развитие. Аудитории, в которых занимаются дети, тщательно разрабатываются. Стулья и столы располагаются так, чтобы не доставлять ребенку дискомфорт, а учебные пособия приманивают к себе детский интерес.

Не менее важным аспектом является отношение учителей к ребенку. Преподаватели не ругают детей за допущенные ошибки, а позволяют им самостоятельно подкорректировать допущенные неточности. Нередко дети отказываются выполнять домашнее задание из-за страза совершить ошибку, а такой метод общения с учениками исключает эту вероятность.

Тренируем нейронные связи — активируем мозг

Ведь сегодня эпоха соревнования не мышц, а мозгов.Конечно, их не пригласят на программу «Пусть говорят» или к Максиму Галкину, но сумму двадцати трех и одиннадцати они получат легко, сложив на абакусе всего семь косточек« себя, своего предназначения и своей Видовой Роли – это стало настоящим удивительным открытием для меня. В связи с этим меняется сознание, осознания себя и, вследствие, это переносится на реальную жизнь, и на мою дочь. В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной как я. И что я только не делала ( посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.) , но дочь всё с меня «снимала»…. И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. ) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!…»Галина Д. педагог-психолог« поделиться своим небольшим результатом:Еще за пару месяцев до начала тренинга решила начать обучать своего 5-летнего ребенка читать. Ранее я периодически слушала бесплатные лекции, определила, что у него есть кожа, еще зрение (очень боится темноты). Но эти занятия через несколько минут заканчивались моей руганью и его слезами, я начинала нервничать, кричать, ругать его, что он не может спокойно сидеть. На этом 1-ая попытка ликвидации безграмотности начался тренинг, решили еще раз попробовать. Пришло понимание его кожного вектора, что он просто не может сидеть на одном месте, что ему нужно 3 раза покрутиться вокруг меня, срочно где-то что-то взять, и т.д. И это уже не вызывает у меня раздражения, а наоборот, улыбку, это его кожа так себя проявляет. И он начал очень быстро все схватывать, с радостью, сам стал просить почитать вместе. Пока это для меня самый явный результат )…»Светлана С., фрилансер« с того, что несколько лет ходила вокруг, да около сайта. Смотрела несколько циклов бесплатных лекций, а также нашла их в ютубе, показала мужу, сыну, скидывала ссылки на тренинги в записи всем своим близким, у которых не было возможности или желания смотреть лекции по ночам. Мне очень хотелось, чтобы все мои близкие и знакомые узнали о Юрии Бурлане, о его грандиозной работе, о том, как он помогает людям. Я читала много статей, ночами «висла на сайте», скидывала ссылки на статьи близким и знакомым, если видела, что эти статьи могут помочь им и направить их в нужное русло. После просмотра первых же бесплатных лекций (включая звуковой вектор), я стала реже повышать голос, отношения с сыном становились другими, я поняла, почему он не слышит меня иногда. Я сама стала слушать музыку в наушниках до допустимой громкости и сыну объяснила, что нужно делать так же. Я начала переписываться с ним СМС-ками и поняла, что он тогда лучше понимает то, что я хочу сказать. У него всегда плохо было в школе с пересказом. Через некоторое время (примерно через год) я заметила, как хорошо он стал пересказывать (иногда почти наизусть). Я была в восторге! …»Наталья Л., Усть-КаменогорскПочему мама ссорится со мной. Часть 3. Коса на каменьПочему мама ссорится со мной. Часть 2. ДосталаПочему мама ссорится со мной. Часть 1. Ты меня не любишьGoogle

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Не стоит думать, что занятия ментальной арифметикой непосредственно готовят ребенка к освоению программы по математике для начальной или средней школы.

В современных условиях, когда в школе может использоваться один из учебно-методических комплектов, включённый в федеральный перечень и предполагающий изучение основ математических знаний на основе определённых подходов и принципов, подготовить ребёнка к тому, что ждёт его на уроке, в большинстве случаев невозможно.

Ментальная арифметика далека от пресловутого «натаскивания», она имеет широкую направленность и поэтому может считаться универсальной методикой, потому что готовит ребёнка к решению любых учебных и не учебных задач, позволяет освоить алгоритмы их решения.

Занятия по ментальной арифметике не способны принести вред обучению в школе, они активизируют мышление, дают толчок к общему развитию, помогают раскрыть природные способности ребёнка, его потенциал.

— поделитесь с друзьями!Читать дальше

  • Раннее развитие детей: самые известные методики, какую выбрать и когда начинать
  • Стоять голышом на ушах — можно. Эксперты о методике развития PEKiP
  • После трех уже поздно: как раннее развитие помогает вовремя заметить особенности ребенка?

Сложное вычитание

Пример: 12 – 7 = 5.

Как решать?

  1. Установите 1 костяшку на столбец с десятками, добавьте 2 к единицам.
  2. Вспомните, что 7 — это 10 и 3.
  3. Уберите 1 костяшку из столбца десятков.
  4. Прибавьте в столбце единиц к 2 костяшкам дополнительные 3. Получается 5 — верните в нулевую позицию нижние костяшки и опустите «небесную».

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

12 – 7 = 5 мы превращаем в 12 – 10 + 3 = 5

Важно запомнить: в подобных вычислениях на вычитание всегда прибавляйте дополнительное число.

Минусы ментальной арифметики

  1. Долго.Занятия длятся два года каждый день. Много времени может тратиться на ежедневные тренировки. 6 дней в неделю на домашние задания по 15-30 минут и еще еженедельно час и более на групповое занятие. И так заниматься более 700 дней подряд.

  2. Дорого.За два года обучения необходимо будет заплатить примерно 1000 долларов, не считая затрат на проезд.

  3. Не учат делению.Все равно учить таблицу умножения, чтобы уметь делить.

  4. Умножение очень сложное, запутанное, не эффективное.Например, чтобы умножить число на три нужно совершить такие действия: 1 — добавляем пол соседа (2 — делим пополам цифра справа), 3 — правило двойного зеркала, 4 — плюс непарное, 5 — плюс пол соседа, 6 — изменяем на двойного друга, 7 — прибавляем непарное, 8 обращаем внимание чтобы цифра не начиналась на 2 или 3 или 1, так как применяются еще действие. И эту последовательность надо запомнить и не путать, так как лишь одну ошибку в восьми действиях совершишь и ответ получится далекий от правильного. И это только правила умножения на 3. А надо еще запомнить последовательность запутанных действий к каждой цифре: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Намного проще выучить таблицу умножения за 3 дня, что мы и сделали с ребенком после окончания обучения Соробаном, чем пол года ходить на ментальную арифметику, чтобы только умножение учить по их запутанной и сложной системе. А вот здесь описан способ, как легко можно выучить таблицу умножения за 1-2 дня.

  5. Обучение может проходить не в радость ребенку.Есть случаи, когда дети ненавидят занятия по ментальной арифметике, отказываются заниматься, ведь очень быстро надоедает делать одно и тоже каждый день два года. А домашние занятия могут проходить со слезами и нервозностью.

  6. Нет гарантии, что будет развиваться суперпамять и супервнимание,как указано в рекламе. Если родители, у которых дети ходят на занятия, желают узнать правду о развитии супер ума, то пройдите с ребенком различные тесты на память и внимание.

  7. Ребенок может плохо ориентироваться в числахи при мелких ошибках на счетах при ментальной арифметике может давать ответы, далекие от действительности.

  8. Движение пальцами при счете в уме.Во время счета в уме дети должны представлять счеты и как они пальцами передвигают косточки на счетах. А это значит, что при подсчёте в уме ребенок может активно двигать руками и пальцами, чтобы произвести счет. Со стороны это выглядит странно.

  9. В рекламе много обещаний и преувеличений.В рекламе Соробана и других школ (на сайте, постерах) много обещаний, преувеличений в получении крутых результатов от обучения (суперпамять, лидерские качества, обработка большого объема информации, значительные улучшения в школьном обучении и т.п.). Не надо бездумно верить рекламным обещаниям. На примере своего ребенка я ничего из обещанного в рекламе не заметил, хотя ребенок старательно занимался ежедневно все 2 года.

  10. Не эффективно.На обучение тратится 2 года и 1000 долларов и при этом ребенок все равно проходит уроки математики в школе, где учат счету. А память и внимание можно натренировать быстрее, дешевле и значительно лучше на специализированных курсах по тренировке ума, где у детей не только развивается память, но и еще они узнают методы работы с информацией и как легко запоминать несвязанные между собой слова, имена, числа, названия стран и т.д.

  11. Нельзя остановиться на пол пути.Если решите бросить обучение, то ребенок будет заново учиться считать, так как пока не закончится полностью обучение, у ребенка не будет полной системы счета, ведь нужно более года обучаться, чтобы любые двухзначные чиста складывать и вычитать.

  12. Легко забываются запутанные правила.После окончания двухлетнего обучения необходимо будет повторять умножение на все 10 цифр, к каждой из которых применяются свои цепочки отдельных правил, в которых легко путаться и забывать их.

Напоследок скажу, что система ментальной арифметики имеет и положительные стороны, такие как: незначительная тренировка ума; развитие обоих полушарий мозга (счет одновременно со стихом); ребенок привыкает ежедневно выполнять задания; в первый период обучения ребенок будет радовать и удивлять родителей умению быстрого счета определенных цифр.

Если вы планируете отправить своего ребенка на занятия по ментальной арифметике, которые длятся два года и стоят около 1000 долларов, то лучше сами заранее разберитесь в этой системе, чтобы понимать стоит ли оно того.

Вячеслав,

Источники:

  • -nauchit-rebyonka/
  • -vsluh-no-ne-umeyut-myslit-i-druzhit-pochemu-otdat-rebenka-na-mentalnuyu-arifmetiku-spornaya-ideya/
  • -naa-arifmetika-dla-detej/
  • -mentalnaya-arifmetika-ne-otdavat-rebenka