Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Методика Домана: суть, неудачный опыт мамы

В современном мире многое изменилось. Поколение людей, живущих сейчас, отличается совсем другим уровнем интеллекта и развития. Это происходит не потому, что рождается больше гениев. Совсем другой подход используется для развития личности начиная с самого раннего возраста. Многие родители считают, что их дети должны достичь определенных вершин в своей жизни, а для этого надо начинать занятия по их всестороннему развитию с самого раннего возраста.

Кто такой Глен Доман?

Доман врач-нейрохирург из Филадельфии. После Второй мировой войны ученый начал работу над своей уникальной теорией.

Заручившись поддержкой коллег, Глен начал активную деятельность, направленную на работу с детьми, у которых отмечали нарушения нервной системы и повреждения головного мозга. Такие работы получили большой успех, потому в 1955 году ученый открыл собственный институт Развития Человеческого Потенциала.

Будущая методика Глена Домана строилась на том, что врач старался стимулировать резервные клетки головного мозга, используя различные внешние раздражители. Речь идет о тех клетках, которые не были поражены в результате тяжелого заболевания. Это позволило ученому получить достаточно интересные и важные заключения: во время активной стимуляции одного из органов чувств, появляется высокая вероятность достичь желаемого резкого увеличения активности мозга.

Специально для детей были разработаны уникальные программы, за счет которых малыши имели возможность осваивать чтение, учится правильно считать.

Методика Марии Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

С уважением к личности ребенка и осознании его уникальности, методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

С чего начать?

  • Итак, на белый картон размером 28×28 см наклейте изображение того или иного предмета, с которым вы хотите познакомить своего кроху. Для того чтобы карточки не потеряли свой вид, их можно заламинировать или оклеить скотчем. При этом демонстрационный материал непременно должен быть разбит на категории. Например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Формы» и так далее.
  • С помощью домановской методики малыша можно научить читать (для этого используются специальные карточки со словами) или считать. Правда, цифр на математических карточках вы не найдете. Ведь они для ребенка лишь символы, ничего не значащие иероглифы. На математических карточках изображены крупные красные точки. На каждой карточке соответствующее их количество: одна, две, три… и так до бесконечности. Хотя начинать, разумеется, следует с простого: пусть на первых уроках кроха освоит счет хотя бы до десяти.
  • Глен Доман особое внимание уделял настроению, с которым родители начинают обучение. Необходимо, чтобы в сознании ребенка демонстрация картинок ассоциировалась с праздником.
  • Лучше всего начать демонстрацию с тех картинок, которые, по вашему мнению, вызовут у крохи наибольший интерес. Так, к примеру, большинство мальчишек будут в восторге от карточек с изображением транспорта. Что касается девочек, то их могут заинтересовать кошки, одежда, предметы быта. Расстояние между карточкой и юным учеником должно быть примерно 35 см. Для первых занятий вам понадобятся наборы из пяти-десяти карточек, на демонстрацию каждой из которых отводится одна-две секунды.

С чего и когда начинать занятия

Если вы не знаете как развить у ребенка усидчивость и внимательность переходите по ссылке и читайте.

Показы изображений способствуют развитию логического мышления, улучшают память и формируют правильную речь.

С чего и когда начинать занятия

С самого начала жизни малыша методика дает хорошие результаты, так как занятия представляют для детей интересную игру.

Кроме карточек, Глен Доман советовал уделить внимание освоение ребенком разных способов движения. На их основании можно улучшить и развить деятельность мозга. Для этого был разработан специальный снаряд: полоса для ползания. Это своеобразный желоб, отделанный бортами по бокам. Ширина такой дорожки для ползания устанавливается так, чтобы ребенок при движении касался ее бортов плечами и бедрами.

Такой тренажер создает для детей имитацию пространства внутри утробы матери и вызывает в памяти ребенка первые рефлексы. При регулярных занятиях малыши активно проползают довольно длинные дистанции. Развитие двигательных функций стимулируют деятельность мозга и его развитие, тем самым подготавливая его к приему все новой информации.

С чего и когда начинать занятия

Хотите научить ребенка быстро решать примеры и совершать другие вычисления? Тогда советуем прочитать наш материал “Как легко научить ребенка считать в уме“

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Как научить читать по системе Домана

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.
Как научить читать по системе Домана

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.