Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ). Методика «Рисунок семьи» (КРС)

Всегда расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку следующее задание: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме.

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
  2. Где работают и учатся члены семьи?
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
  4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

Психолог может задать и более нацеленные вопросы.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка является изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.

О чём рассказывает детский рисунок

Малыш берёт в руки карандаши, фломастеры и начинает рисовать. Оказывается, именно по детскому рисунку можно определить психическое и эмоциональное состояние детей.

Во время рисования ребёнок выражает своё отношение к окружающей действительности, в том числе и социальной. Происходит как бы моделирование той среды, в которой он живёт.

В рисунке отражаются все его впечатления и чувства. Рассматривая его, можно увидеть душу ребёнка, узнать все его мечты и желания.

Для определения эмоционального, психического состояния используем рисунки, сделанные сыном или дочкой.

Естественно, нельзя делать выводы, опираясь лишь на один рисунок: «он нарисовал все в черных тонах, а это значит, что-то не так». Для того чтобы точно знать обо всей картине происходящего, нужно взять несколько рисунков, которые были нарисованы хотя бы в течение месяца.

Сюжет всех взятых рисунков

Самые частые сюжеты, которые выбирают дети – это дома, трава, деревья, люди, цветы, животные, небо и солнце.

Дети часто рисуют свою семью, близких людей. Старшие дошкольники уже понимают, что происходит в семье и все внутри семейные отношения находят отражение в их рисунках.

Если ребёнок любит маму, он рисует её очень тщательно, прорисовывает каждую ресничку, старается украсить так, чтобы мама на рисунке была самой красивой.

Если малыш не любит кого-то из членов семьи, он может на семейной картине его вообще не рисовать или изобразить образ подальше от себя.

Если малышу хочется увидеть, например, бабушку, брата или сестру, которых реально нет в семье, он может их изобразить, как существующих.

Если на рисунках нет людей, это может означать, что у ребенка трудности с общением. Огромное количество злых либо рогатых (зубастых) животных указывает на сильное напряжение в состоянии.

Когда мальчики семи лет рисует оружие, скорпионов или войну, не следует пугаться. Таким образом он готовит себя к возможным будущим трудностям. К роли мужчины.

Когда девочка, начиная с шести лет, рисует большое количество принцесс, бантики, цветочки – это тоже вполне нормально, это свидетельствует о том, что она готовит себя к женской роли.

Детали рисунка и их размер

Важны на рисунке детали и не менее важен их размер относительно листа бумаги.

Маленький рисунок и миниатюрные в нем фигуры говорят о неуверенности и робости.

Если рисунок расположен выше, чем средняя линия листа – это говорит о том, что у ребенка завышенная самооценка. Важные для себя вещи он нарисует большими. И, следовательно, наоборот, неважные вещи маленькими.

При анализе детских рисунков нужно обращать внимание на перенасыщение рисунка определенным цветом. К примеру, если рисунок полностью обведен черными линиями и ребенок не хочет его раскрашивать. Или если предметы, которые никогда в жизни не могут быть красного цвета разукрашены в красный.

Красный – конфликт, раздражение. Особенно важно заметить красный цвет, если ребенок разрисовал им кого-то из семьи.

Синий цвет – это цвет спокойствия и уверенности в себе. Зеленый – надежность и принятие. Розовый – чувствительность и надежность. Желтый – отличное настроение и активность. Серый – смутная тревога.

Черный – подавленность и переживания. Если фигура на рисунке полностью заштрихована (неважно каким цветом), это говорит о том, что у ребенка есть негативные переживания. Предмет, который закрашен, вызывает у малыша страх или тревогу.

Важным моментом при анализе рисунка является впечатление от него — яркий цвет или тёмный, агрессивный или добрый.

Такие рисунки являются для родителей и психологов очень ценным материалом, по ним можно сделать диагностику внутри семейных отношений, узнать о том, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок.

Расшифровка детских рисунков — трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна.

Не стоит, обнаружив 1–2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный).

Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Неправильные установки: 7 ошибок родителей

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие.

Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам.

Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

ShutterStock/

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

Психология рисунка взрослого человека
  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.