Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Методики развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.

Период от до лет

К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают. Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности. Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции. Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.

Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.

Методика Марии Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

С уважением к личности ребенка и осознании его уникальности, методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Что включает понятие?

Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:

  • стремление к познанию;
  • умение получать информацию разными способами: визуально, на слух, тактильно;
  • способность анализировать полученные сведения;
  • умение рассказать о сделанных выводах.

Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится. К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.

Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.

Достоинства и недостатки раннего развития

Сейчас существует множество приверженцев раннего развития и тех, кто считает это ненужным и даже опасным для детей. При этом взгляды людей разделились не только среди простых мам и пап, но и среди профессиональных педагогов и психологов.

Почему стоит заниматься по методикам раннего развития:

  • человек с младенчества находится в постоянно изменяющемся мире, где ему требуются новые знания практически каждый, чтобы добиться успеха;
  • правильное раннее развитие позволяет сделать детство более насыщенным. Современные методики соединяются в одно игру и процесс обучения, что не нагружает малыша сверх меры;
  • повышенное внимание к ребенку помогает узнать о его способностях и таланта еще в раннем возрасте и начать их развивать как можно раньше.

Почему нужно отказаться от чрезмерного раннего развития:

  • в маленьком возрасте ребенок не может соотнести полученные знания с действительностью. Другими словами, он попросту не понимает, зачем ему надо это знать или учить, поэтому большинство умений и навыков, полученных «искусственным способом», в будущем теряются;
  • занятия по раннему развитию детей могут по своему содержанию обгонять природные потребности и способности ребенка, что сильно нагружает его физически и психически, в будущем такие дети не хотят учиться;
  • вмешиваясь в естественный ход развития, занятия могут тормозить или неоправданно ускорять некоторые процессы воспитания и обучения, которые ребенок должен постигать самостоятельно на определенном отрезке своей жизни;
  • медики раннего развития детей позволяют «ускорить» интеллектуальное и физическое развитие, но практически никак не влияют на эмоциональные, социальные и психические навыки. Такой дисбаланс может очень плохо сказаться во взрослой жизни;
  • дети теряют возможность получать знания естественным путем, опираясь на опыт и ошибки, так как многие методики основаны на постижение окружающего мира по карточкам и образам.

Грудничковое плавание

Для младенцев, только что появившихся на свет, водная среда остается более привычной. Ведь он 9 месяцев провел в водной стихии в животе у мамочки, поэтому рекомендовано начинать заниматься сразу после рождения, пока у детей не пропали врожденные рефлексы.

Сначала занятия могут проходить дома в ванне, а после 2−3 месяцев в бассейне, как говорят инструкторы по грудничковому плаванию — «в большой воде».

Лучше начинать занятия под руководством опытного инструктора, который подскажет, как лучше держать ребенка, какие упражнения с ним уже можно делать и распишет для вас занятия по месяцам. Основная задача взрослого — привить любовь к воде, чтобы малышу нравилось купаться и плавать.

Плавание развивает практически все группы мышц, улучшает работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы. Занимаясь плаванием с грудничком, мы также и закаливаем ребенка, укрепляем его иммунитет.

Такие занятия могут помочь снять излишний тонус, помогают расслабиться, даже уменьшают вероятность колик, что так часто беспокоит малышей. Но что самое главное — поднимают настроение ребенку и приносят вам с вашим малышом яркие положительные эмоции. Ведь в это время мама находится рядом с малышом в тесном телесном контакте. Что может быть лучше для новорожденного?

Основные минусы данной методики:

  • В бассейнах все еще часто хлорируют воду, что может раздражать нежную кожу малыша.
  • Несмотря на то, что вода и помещения тщательно дезинфицируются, все-таки, бассейн — это общественное место, соответственно увеличивается возможность подхватить инфекцию.

Если вас заинтересовала данная методика, предлагаю ознакомиться с книгой «

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов — важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
  • Метод Береславского. Система обучения детей по методике Береславского довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
  • Методика Домана. Изначально методика Домана была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
  • Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева — это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей методика Ибука — это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность — выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Постулаты раннего развития

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи. Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Что умеет малыш в один год:

  • хорошо ходит без опоры, начинает бегать, перешагивает через препятствия, делает первые попытки прыжков;
  • пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно;
  • знает свое имя и имена ближайших родственников;
  • учится пользоваться горшком;
  • выполняет несложные действия с игрушками;
  • слушает чтение детских книжек взрослыми, рассматривает картинки;
  • выполняет несложные поручения – принести куклу, подать мяч;
  • машет ручкой «пока»;
  • умеет произносить несколько слов, пытается подражать речи взрослых или старших детей, повторяет отдельные слова;
  • умеет играть в несложные игры, например в «ладушки».

Период от одного до трех лет – это время, когда ребенок не сидит на месте и большую часть находится в движении. Малыш отличается большой любознательностью, стремится «исследовать» различные предметы и мебель в доме. Он уверенно держится на ногах, бегает, прыгает, пытается играть в активные игры, ездить на трехколесном велосипеде.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

Как распознать одаренного ребенка?

Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.

Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей. Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда. Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети. Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.

Быть одаренным ребенком непросто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.

Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.

Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?

Принцип наглядности

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности – ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Раннее развитие детей

Сейчас все чаще встречаются дети, которые в три года умеют читать, в пять – писать, а в школу идут, уже практически полностью освоив программу начального обучения. Но все-таки многих родителей продолжают мучить вопросы, а надо ли учить малыша с раннего возраста, не повредит ли ему это, не лишат ли они его детства, а если все-таки учить, то какую выбрать методику.

С этими вопросами мы обратились к специалисту по раннему развитию, психологу, педагогу-наставнику психолого-педагогического центра «Белые паруса» (г. Ставрополь) Татьяне Белозеровой.

– Татьяна Владимировна, когда нужно начинать учить малыша?

– Специалисты по раннему развитию в один голос утверждают: «Чем раньше – тем лучше». В принципе начинать заниматься с малышом нужно с самого рождения, буквально с первых недель, а вот обучать с помощью развивающих методик можно уже с полугода. Многие родители удивляются и не понимают, зачем нужно учить малыша, который еще ничего не умеет. Но они не правы. Полугодовалый малыш уже многое умеет и знает: он замечательно ползает и пытается самостоятельно сидеть и вставать, опираясь или цепляясь за какие-либо выступы, отзывается на свое имя, начинает различать «своих» и «чужих», с удовольствием манипулирует игрушками, лепечет, то есть всячески пытается познавать окружающий мир, причем использует для этого все органы чувств, его любимые знятия: посмотреть, потрогать, полизать, послушать, понюхать. Поэтому именно в полгода лучше всего начинать развивать малыша, используя методики раннего развития детей, адаптированные и направленные на раннее развитие детей до года.

– Какие существуют методики раннего развития детей? – Методик на самом деле достаточно много, но наиболее эффективными и зарекомендовавшими себя считаются:

– методика Монтессори – занятия построены на потребностях малыша, например, в 2 года малыши любят вставлять предметы в отверстия, следовательно, этим ему будет интересно заниматься. Но главной особенностью является самостоятельность малыша, то есть родители или воспитатели лишь наблюдают, изредка помогая ребенку, но лишь в те моменты, когда он не может справиться самостоятельно.

– методика Глена Домана. Особенность этой методики заключается в том, что зрительное восприятие информации ставится во главу угла. Детям с первых дней жизни начинают показывать карточки, посвященные различным отраслям знаний – язык, биология, история, математика и т.д. Сама по себе эта методика, конечно, эффективна, но исключает такие важные элементы, как творческие и исследовательские способности. Ребенок не участвует в процессе, у него нет движения. Поэтому ее обязательно нужно дополнять или использовать как вспомогательную.

– методика Никитиных. Их методика заключается в использовании игр, называемых авторами «СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА», они направлены на развитие мышления, творческих способностей, которые заложены в ребенке от рождения. Но, к сожалению, как самостоятельная методика, она не удовлетворяет полностью, но, дополняя программы раннего развития детей, в разы увеличивает эффективность развития творческого начала у малыша.

– методика Зайцева, которая представляет собой кубики, причем не простые, а звучащие, разного размера и цвета, на которых написаны все слоги русского языка. С их помощью проводится обучение чтению, письму и счету. На сегодняшний момент эта методика считается одной из самых лучших для обучения малышей чтению с самого раннего возраста. Мы даже используем кубики Зайцева во время занятий с полугодовалыми малышами. Мы заметили, что, например, после 8-10 занятий крохи уже могут найти свое имя, выложенное из кубиков, выбирая из 2-3 предложенных вариантов.

– Татьяна Владимировна, но ведь все дети разные, как проводится диагностика развития детей раннего возраста? – Методик определения уровня развития ребенка достаточно много, но все они при оценке выделяют высокий, средний и ниже среднего уровни развития малыша. Причем для каждого возраста существуют свои тесты, которые помогают диагностировать определенные навыки и знания малыша. В принципе даже раннее развитие детей имеет определенные нормы или планки, выше которых малыш прыгнуть не в состоянии. Задача взрослого –привить малышу определенные навыки, а не сделать из него гения, порой полностью подавив ребенка как личность.

Методики развития детей дошкольного возраста

У взрослых может появиться естественный вопрос: почему их ребенок не может проявлять такие способности. В этом попытался разобраться  педагог П. В. Тюленев. Он провел ряд исследований и сделал свои заключения.  Методики по развитию детей устарели. Педагог утверждает, что каждый ребенок может достигнуть высоких показателей во время обучения. Вообще, многие  учителя утверждают, что дети 3-4 лет  лучше поддаются обучению. Их мозг готов поглощать максимум информации. Поэтому, в раннем возрасте ребенок должен уже учиться и для этого следует создавать все необходимые условия.

Современные педагоги предлагают свои методики развития детей дошкольного возраста. Родители вправе выбирать то, что подходит конкретно им.  Изначально нужно хотя бы поверхностно изучить особенности каждой методики и только тогда приступать к обучению. Так ребенок будет подготовлен к  школьной и взрослой жизни.

Методика раннего развития детей Никитиных

Разработали данную программу  занятий Е..А. Никитина с Б.П. Никитиным. Они сами воспитали семеро детей, стали известными педагогами.  У них был свой подход к воспитанию ребят.

Основа их  методики развития детей дошкольного возраста заключается в играх детей с родителями. Взрослым нужно вместе  решать головоломки,  различные логические задания.  Так развивается мышление у детей.

Во время таких игр ребенок думает, пытается предоставить свой способ решения задачи.

Задания предлагаются различные, в которых присутствуют конструкторы, кубики и многие предметы, что есть дома. Уровень сложности подбирается индивидуально для каждого ребенка.  Дети растут, становятся старше, поэтому и задания должны постепенно усложняться.

Методика раннего развития детей Зайцева

Зайцев – известный создатель «кубиков Зайцева», которые  направлены на обучение чтению детей дошкольного возраста. Ребенок во время игры учиться читать, систематизировать полученную от взрослых информацию.

Известно, что такие методики развития детей дошкольного возраста эффективно работают, помогают им стать более раскованными. Особенность данной программы в том, что детям не приходится сидеть и вслушиваться в слова педагогов.

Обучение происходит во время игры, поэтому методика Зайцева часто применяется в детских садах. Родители дома тоже играют с ребенком и параллельно учат распознавать буквы, читать и даже писать.

Перед ребенком  в игре ставится конкретная задача, которую ему предстоит решить. Кубики предлагаются разного размера, цвета. Взрослый человек задает вопрос, и малыш пытается его решить. Детям нравятся подобные игры. Они с удовольствием выполняют задания. Кроме того, параллельно ребенок учиться воспринимать информацию на слух и запоминать зрительно.

Данная методика рассчитана на возраст 3-4 года в  зависимости от самого ребенка. Если малыш начал развиваться особенно рано, то и кубики Зайцева ему можно предложить раньше.

Методика развития детей школьного возраста по Монтессори

Такие методики развития детей дошкольного возраста являются самыми популярными и востребованными. Они используются для раннего обучения ребенка и приносят успех. Мария Монтессори предлагает  свою программу развития детей.  Ее методика пользуется успехом в воспитательных учреждениях и у родителей.

Основа занятий – это индивидуальный подход, что позволяет развивать у малыша личность, свободу мышления. Во время занятий пополняется база знаний, познается окружающий мир.

По этой методике ребенок пытается все делать самостоятельно. Взрослому человеку остается только делать небольшие подсказки.  Так совершенствуются физические навыки, развивается сенсорная память, тактильные ощущения.

Малыш учиться сопоставлять предметы, которые его окружают.

Методика Монтессори  разбита на возрастные категории. Все занятия охватывают период от рождения и до 6 лет. На протяжении всего этого времени родители занимаются по этой методике  с малышом, тем самым обучая его.

Так осваиваются навыки самообслуживания, развивается моторика рук, дети приучается к выполнению домашних дел.  Дальше приступают к развитию музыкальных, математических, географических знаний.

Предлагаются  дидактические игры, используются различные пособия   по обучению.

Методика развития детей школьного возраста Домана

Во время занятий по этой программе развивается мозговая  деятельность. Дети к четырем годам уже могут выполнять различные физические упражнения, умеют считать, читать, писать и выполнять прочие действия.

Во время занятий по этой методике происходит стимуляция ЦНС и мозга. Ребенок начинает лучше воспринимать информацию. Занятия рассчитаны на разную возрастную категорию детей.

В занятиях отдается предпочтение математике. Малышам предлагаются различные карточки и нужно проговорить, что на них изображено. Ребенок должен увидеть до 20 картинок.

Во время занятий они меняются, далее изображения переходят к буквам и словам.

В эту методику входит огромное количество увлекательных игр на различные темы.  Если их выполнять каждый день, то ребенок покажет прекрасные результаты в обучении, а родители смогут им гордиться.

Создание развивающей Монтессори-среды дома

Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:

  1. Зона практической деятельности. Её задача — привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные — губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
  2. Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств. Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.
  3. Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие. Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
  4. Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
  5. Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
  6. Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.

Понятно, в домашних условиях (особенно если детская комната маленькая) часто нереально обустроить все эти зоны, но стараться хотя бы выделить отдельные полочки, например, в стеллаже для каждой группы пособий.

Фотогалерея: комнаты маленьких детей, оформленные по условиям Монтессори

В детской представлен замечательный уголок для развития крупной моторики Даже плед на кровати предоставляет возможность для развития сенсорики Такой гардероб с раннего возраста приучает малыша к самостоятельности, формированию навыков самоосблуживания Задача родителей — периодически менять содержимое верхних и нижних полок, чтобы малыш сам выбирал себе пособия для занятий

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена: знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.

Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, “стул” – возле стула, а “диван” – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.

Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.

Возраст ребенка

С 3 месяцев до 7 лет.

Плюсы

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы

  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы обучения

В последнее время очень модно развивать ребенка с пеленок. Желательно это делать по какой-то методике, чтобы все было в едином ключе. В этой статье мы рассмотрим самые популярные педагогические методики раннего развития для детей

Воспитание – непростая задача для родителей. Нужно учитывать много факторов: наследственность, индивидуальные особенности ребенка. Ведь все дети развиваются в своем темпе и осваивает мир постепенно.

Методика Монтессори

Мария Монтессори свою методику разрабатывала для детей с разными физическими и ментальными нарушениями. Каким же было удивление, когда при сдаче экзамена, они показали лучше результаты, чем их здоровые сверстники.

Суть методики Монтессори базируется на индивидуальном подходе и свободе выбора. Главная задача воспитателя – не мешать ребенку учиться. Для освоения знаний детям оборудуют специальные помещения: они разделены на зоны.

В каждой зоне малыши могут развивать математические способности, бытовые навыки, например, они режут ножами, сенсорное развитие: вкус, запах, цвет; изучать космос и заниматься гимнастикой. Ребенка не подгоняют в учебе: выучил за полгода – отлично, за год – тоже хорошо.

 Минус: дороговизна. Обучение воспитателей, создание среды – требуют больших затрат.

Методика Глена Домана

Карточки Глена Домана часто используют молодые мамы в раннем развитии. Они просты и не требуют больших затрат. Врач и педагог Глен Доман их разрабатывал для развития мозга ребенка до 7 лет — это пик освоения информации. В них написаны слова и нарисованы рисунки. Методика требует систематических занятий.

Развивает ум, память, усидчивость. Минусы: родители часто гиперболизировано воспринимают методику и забывают, что помимо карточек, слово «курочка» можно выучить в деревне, непосредственно наблюдая за животными. Плюс не остается времени на творческое развитие малыша.

Методика Масару Ибуки

Свою методику обучения сооснователь компании Sony выложил в книге «После трех уже поздно». Он считает, что до 3 лет ребенок, как губка, впитывает любые знания. В это время нужно использовать его мозг максимально активно. Только не переусердствовать. Чрезмерная наука включает у ребенка «автопилот», он перестает запоминать информацию.

Знания Масару Ибука советует базировать на произведениях мирового искусства: музыке, картинах, скульптуре. Не последнее место относит изучению иностранных языков. Масару Ибуки считает, что ранняя наука уходит в подсознание и «выстреливает» немного позже. Минусы: разрешает шлепать ребенка до двух лет.

Совет

Мамы буквально воспринимают посыл «впихнуть» в ребенка знания до трех лет и не дают ему свободы развития.

Вальдорфская педагогика

Методика была разработана философом Рудольфом Штайнером. Основывается на «семилетках»: с рождения и до 7 лет ребенок имитирует взрослых через игру. В этот период задача воспитателя показать ребенку, что мир – добрый. С семи до 14 лет развивается сфера чувств.

Ребенок учится посредством рассказов и занятий изобразительным искусством. Учитель должен показать, что мир — прекрасный. После 14 лет ученики должны почувствовать, что мир — правдивый. Также дети не изучают все предметы сразу, как при классическом обучении.

Например, целый месяц они посвящают истории. Другие предметы дают «мазками» в это время. Следующий – географии, и т.д. Минусы: методика оторвана от жизни. В основном она направлена на развитие изобразительного искусства.

У детей мало знаний по классическим предметам и четкое убеждение, что мир – добрый, прекрасный, хотя это не всегда так. 

Методика Жан Ледлоф 

Американская писательница Жан Лендлоф описала свою методику в книге «Как вырастить ребенка счастливым». Свои знания она базирует на наблюдениях за жизнью индейцев племени Екуана. Она отметила, что дети и родители в племени были спокойными. С раннего детства они приучались к работе, которая была в радость.

Малыши проявляли самостоятельность и участвовали в жизни племениСуть методики: самый важный для ребенка – «ручной период». В это время, пока ребенок не научится ползать, мама должна максимально долго носить его на руках. При этом малыша берут с собой на все события племени и кормят по требованию.

Позже, когда малыш самостоятельно передвигается, функция мамы не опекать и оберегать ребенка, а давать свободу и, в случае форс-мажора, прийти на помощь: утешить, дать совет. Минусы: методика оторвана от жизни. Ведь легко не оберегать, когда самая большая опасность – змея или пропасть.

Современный мир намного больше таит в себе опасностей. 

Обратите внимание

Вам также будет интересно узнать 4 вида эмоционального насилия над ребенком.