Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Методы формирования трудового воспитания детей дошкольного возраста

Труд делает человека человеком. Люди отличаются от животных тем, что они обучаются труду для социализации условий жизни, делая её более привлекательной.

Как организовать трудовое воспитание дошкольников в семье

Основным принципом трудового воспитания ребёнка должна стать трудовая нагрузка, которая будет адекватна его возрасту, интересам и способностям. Малышу наверняка захочется помочь взрослому, если он регулярно наблюдает, как выполняются домашние хлопоты. Любовь к подражанию заставит его попытаться сделать то, чем занимаются мама, папа, или бабушка с дедушкой.

Всем наверняка в детстве хотелось подмести пол, как мама или слепить пирожок, как бабушка. Не отвергайте помощь малыша, если вы поручите ему «серьёзное» дело, он будет испытывать чувство гордости и стремиться не разочаровать вас. Конечно, если ребёнку дать немного постирать белье, вам придётся потом  «постирать» и самого ребёнка, и белье, а за одно и помыть всю ванную комнату.

И тем не менее, не стоит отвергать искреннюю помощь малыша, ведь только таким образом можно пробудить в нем интерес к хозяйственно-бытовым делам и труду вообще. Помогите ему, терпеливо объясняя, каким образом лучше выполнить задание, чтобы получить хороший результат. Наблюдайте за работой ребёнка, для того, чтобы вовремя подсказать или помочь, но не делайте работу за него. После завершения, проверьте вместе с малышом его достижения, не обижая, оцените их. И, конечно, обязательно похвалите. Игровой момент, безусловно, может присутствовать при выполнении тех или иных поручений. Но не превращайте работу в игру полностью. Ребёнок должен понимать свою ответственность и быть заинтересованным в результате, особенно если это девочка, ведь ей вскоре предстоит стать хорошей женой.

Только трудовое воспитание дошкольника в семье, может привить уважение к труду окружающих и желание помочь. Развитие таких качеств личности, как ответственность, старательность, заботливость, интерес и желание трудиться закладывается в ребёнке с самого раннего возраста. Чем больше внимания будете уделять этому важному аспекту воспитания, тем лучше результат вас ожидает.

Чрезвычайно интересно:

  • Как ребенка приучить к горшку
  • Диснейленд: детские мечты сбываются
  • Комфортная и современная детская мебель
  • Стоит ли разлучать близнецов в начальной школе?
  • Планировка детской комнаты для двоих детей

Трудовое воспитание старших дошкольников и его виды

Одним из разновидностей труда, как уже написано является самообслуживание:

Это тот вид труда, с которым начинается первое знакомство ребёнка, и без которого не обходится ни одно современное общество. Родители и воспитатели детского сада учат детей ухаживать за своей внешностью. Одна из проблем у детей младшего возраста с самообслуживанием состоит в том, что их тело не достаточно сформировано, его движения, и движения пальцев не позволяют выполнять сложные манипуляции.

Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и молнии, умываться, чистить зубы, наводить порядок в помещении, заправлять постель. Эти действия проводятся ежедневно и почти в одной последовательности.

Зачастую не только у детей, но и у взрослых при воспитании ребёнка, не хватает терпения, «приручение» ребёнка это тяжкий труд для взрослых. Ребёнок не только должен научиться опрятности, но и должен научиться различать одежду по разновидности, сезонности и сочетаемости при её использовании. Дошкольники должны знать, что и как называется, тем самым пополняется и детский лексикон.

Для того чтобы научить детей уважительно относиться к труду сверстников и взрослых используется хозяйственно-бытовой труд. Ребёнок к тому же овладевает новыми навыками трудовой деятельности взрослого человека.

Младших детей к этому даже иногда не приходится принуждать к выполнению некоторых процессов. Дети в семье с удовольствием копируют поведение своей мамы во время уборки в доме.

Со временем эти действия входят в норму. Ребёнок уже в младшем возрасте умеет подметать, протирать влажной тряпкой пыль, помогать накрывать стол, полоскать бельё. Пусть ещё его действия не совсем результативны, но это первые навыки, к среднему дошкольному возрасту первые навыки перерастут в полноценные умения.

Старший дошкольник уже способен самостоятельно и качественно, при регулярном трудовом воспитании, выполнять хозяйственно-бытовые работы. Ребёнок старшей группы детского сада не только самостоятельно готовит своё учебное место, и убирает после занятий, подметает и стирает, но и самостоятельно, по собственной инициативе помогает сверстникам и малышам.

Дети, занимаясь хозяйственно-бытовой деятельностью, как в детском саду, так и в семье, учатся создавать и поддерживать порядок и чистоту вокруг себя. Похвала от взрослых стимулирует ребёнка и побуждает его стремление к действиям.

Для того, чтобы дошкольники с раннего детства познали красоты природы свой родины, выработали навыки наблюдать за этой красотой и усовершенствовали свои двигательные способности, существует вид трудового воспитания в природе. У детей после курса таких занятий повышается выносливость, развиваются волевые качества. Дети начинают осознавать, что нужно бережно относиться к природе, чтобы не навредить ей. Начиная с простых заданий, детям дают задание, подкармливать зверей в живом уголке, кормить синичек и снегирей, предлагают помочь при осеннем сборе урожая на приусадебном участке.

Дети в детском саду и в семье с большим удовольствием поливают горшечные растения, ведь это ещё и повод побрызгать друг на друга – побаловаться. Живые уголки с питомцами ещё больше привлекают детей и дошкольников надо учить заботиться о них. В ходе такой работы дети много узнают о мире животных и растений, а также происходящих в них процессах.

В старших группах детского сада дошкольники осваивают первые навыки земледелия, дети становятся более внимательными к своим питомцам. Дети становятся умнее и рассудительнее, они знают, что из маленькой семечки вырастают растения, которыми питаются и люди, и животные, а также усваивают ряд других процессов, происходящих в природе.

В старшем дошкольном возрасте при воспитательной деятельности уже применяются более сложные и ответственные виды и формы труда – ручной труд. Здесь уже детей учат пользоваться некоторыми инструментами, учат работать с различными материалами. Всё это происходит под руководством взрослых.

В детских работах при организации труда используются такие материалы как:

  • картон, бумага;
  • подручные природные материалы – шишки, листья деревьев, веточки, солома, сосновая и берёзовая кора, орехи;
  • другие подручные материалы – различные обрезки тканей, кожи, меха, фантики, коробки и т.д.

Ручной труд – это такая форма труда, которая позволяет детям развивать свои творческие способности и раскрывать внутренний потенциал за счёт собственного воображения и фантазий, у детей появляются задатки конструкторских способностей.

Для организации трудового обучения дошкольников в детском саду и в семье нужно строго соблюдать регламент, осуществлять тщательный контроль за детьми, соблюдать установленные санитарные нормы и правила по охране труда.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Как приучить малыша к труду?

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Как приучить малыша к труду?

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании дошкольников

Свое отношение к окружающему миру ребенок выстраивает на том, что он ежедневно наблюдает в своем естественном окружении. Семья является тем базовым окружением ребенка, в котором происходит основное формирование его личностных качеств и убеждений. Семья является основным механизмом нравственно-трудового воспитания дошкольников. Организация семейного быта, распределение обязанностей в семье, отношение каждого члена семьи к выполняемым обязанностям, нравственный облик членов семьи, отношения родителей друг к другу и к ребенку, а также к результатам труда являются основными факторами, формирующими отношение ребенка к труду. Наблюдая проявления внимания к делу, готовности оказать помощь, трудолюбия и ответственного подхода к делу, вежливости и честности, культуры поведения, ребенок воспримет данное отношение к труду как должное, вырастет гармоничной, высоконравственной, трудолюбивой личностью.

Современные родители, руководствуясь различными теориями воспитания детей, допускают критичные ошибки в процессе становления личности ребенка, не прививая ему должного интереса к труду, что сложно поддается коррекции в образовательных учреждениях. Родители для ребенка являются более авторитетными в сравнении с педагогами и воспитателями, ребенок испытывает к ним большее доверие и придает большее удельное значение их словам и поступкам. Чрезмерная опека над ребенком, отстранение его от любого типа работы, приоритет развлечений над помощью взрослым, стремление помочь ребенку и выполнить за него поставленные задачи формируют в ребенке такие качества, как:

  • Нерешительность;
  • Лень;
  • Неряшливость;
  • Отсутствие интереса к делу;
  • Безответственность.

Попадая в иную среду (детский сад, школа), ребенок испытывает сильнейший стресс, так как он становится активным участником трудового процесса, который для него носит обязательный, навязанный характер. Ребенок не понимает, почему он должен выполнять поставленные задачи. Ввиду отсутствия должного трудового воспитания в семье, часто дети замыкаются в себе, плохо идут на контакт с воспитателями и педагогами. Преодоление данных психологических комплексов требует значительных усилий, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Вот почему нравственно-трудовое воспитание дошкольников необходимо начинать с раннего возраста и именно в кругу семьи.

Средний дошкольный возраст (4-лет)

В этом возрасте дети уже довольно самостоятельны, могут обслуживать себя сами, и это является постоянной составляющей их режима дня. Развитие таких навыков заключается в совершенствовании действий, организации поведения. Именно в среднем дошкольном возрасте формируются начальные навыки самоорганизации. Какие-то вещи дети пытаются делать без напоминаний, например, убирать на место свою одежду, заправлять постель после сна. Такие ежедневные действия постепенно входят в привычку.

Особую значимость приобретают сюжетно-ролевые игры, на которых основывается трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Важно начать знакомить дошкольников с миром профессий, их важностью и актуальностью. Это создает заинтересованность в трудовой деятельности, учит стремлению помогать взрослым, пониманию важности любой работы. В среднем дошкольном возрасте привлекает возможность не только быть как взрослый, но и осуществлять какие-то простые действия на «взрослом» уровне. Поэтому дети, как правило, с радостью играют в повара и с желанием готовят.

Средний дошкольный возраст (4-лет)

В этом возрасте значительно расширяется содержание хозяйственно-бытового труда дошкольников. Детям уже вполне по силам навести элементарный порядок, подмести пол, протереть полки от пыли, помыть свои игрушки. В детских учреждениях можно организовывать дежурства. Дежурства могут быть в столовой, на занятиях (помогать раскладывать взрослому материалы), в живом уголке (самостоятельно поливать цветы, определять потребность во влаге, протирать от пыли листья растений, собирать урожай, ухаживать за животными). Взрослый проверяет деятельность дежурных, т.к. дети еще не замечают своих промахов и недочетов и не в состоянии справиться с ними без помощи.

Диагностика трудовых навыков и умений заключается не только в оценке овладения какой-то деятельностью. Важно показать, как исправить ошибку, и похвалить детей. Это способствует закреплению полученных трудовых навыков и аккуратности при дежурстве, развивает самостоятельность, активизирует инициативу в выполнении поручений.