Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и умение применять усвоенные знания в деятельности.

Как воспитать счастливого ребенка

В конце прошлого века в России при воспитании детей упор делался на гендерные различия. Девочкам старались привить скромность, послушание, терпение, хозяйственность. Мальчиков учили не проявлять эмоции, быть сильными, умелыми, работящими. Никого не заботило, что половая принадлежность человека не должна определять стиль жизни. В XXI веке большинство родителей это наконец-то осознали и захотели растить детей счастливыми. Чтобы они могли быть свободными в выборе жизненного пути и делать то, что действительно любят.

Нужно стремиться воспитать счастливого ребенка

Точного рецепта, что же нужно сделать, чтобы ребенок однажды проснулся с мыслью: «Я счастлив!», не придумано. Но есть непреложная истина, что начинать нужно с себя. Ведь малыш не только слушает, что говорят мама и папа, но как губка впитывает их поведение. В воспитании необходимо обращать максимум внимания на свои ошибки, и пытаться их исправлять, а ребенок скопирует все без лишних напоминаний.

Как воспитать счастливого ребенка

Что делать:

  • Брать на себя ответственность. Всем знакомы ситуации, когда родители ругают малыша за какой-нибудь пустяк. Это следствие не плохого поведения отпрыска, а отсутствие ответственности за действия у взрослых. Раздраженность и усталость нужно сбрасывать другими путями, не пытаясь переложить проблемы на детские плечи. Если осознавать свои действия именно как свои, а не спровоцированные ребенком, то их будет гораздо проще взять под контроль.
  • Не вовлекать ребенка во взрослые переживания. Особенно таким грешат одинокие родители после расставания со второй половинкой. В ход идут рассказы про плохого партнера и людей в целом, сложности в работе, различные тяготы жизни. Мама или папа облегчают душу, совершенно не осознавая, что должно быть наоборот. Не ребенок должен быть психотерапевтом для взрослых, а они обязаны понимать, сочувствовать и помогать.
  • Анализировать свои поступки. Злость, гнев, обиду, раздражение, ненависть и остальные негативные эмоции не в силах вызвать крохотный родной человек. Мама кричит на малыша, случайно разлившего суп, не потому что он совершил проступок века, а потому что устала от постоянной уборки. Папа грозится наказать за разрисованные обои, не потому что их жалко, а потому что принято жить в идеальной квартире, и ему придется зарабатывать на дальнейший ремонт. Нужно подумать, что провоцирует гнев, и сдержаться в несправедливом обрушивании его на ребенка.
  • Учится выстраивать доверительные отношения. Наказать, отшлепать, поставить в угол, прикрикнуть, а при случае поощрить конфеткой – проще простого. Но это путь дрессировки, применяемый к животным, а не к людям. Ребенок при такой системе воспитания всего лишь научится при родителях казаться паинькой. Только постоянными разговорами, объяснениями, совместным времяпровождением можно добиться взаимопонимания и уважения, когда мать и дитя – друзья, а не враги.
  • Воспитывать себя. Если выбрасывать мусор на газон, а не в урну, то ребенок не станет бережно относиться к окружающей среде. Если играть в компьютерные игры ночами напролет, то малыш не воспылает страстью к чтению. Походы в Макдональдс однозначно не спровоцируют любовь к здоровому образу жизни. Поэтому, если хочется спортивного и подтянутого отпрыска – добро пожаловать на пробежку. Хочется умеющего готовить – берем фартук и вместе идем к плите. И так абсолютно во всем.
  • Не судить себя слишком строго. Все мы люди, и каждому свойственно уставать, не высыпаться, болеть или хандрить. Никто после рождения ребенка не превращается в супер-родителя, способного безошибочно следовать выбранной линии поведения. Нужно разрешать себе нарушать правила, но при необходимости обсуждать это с ребенком. Нет ничего страшного в горе грязной посуды или куче мятого белья. Главное, донести до малыша, что так происходит из-за усталости мамы, а не лени.
  • Видеть в ребенке лучшую версию себя. Нужно верить в малыша, поддерживать в начинаниях, не высмеивать смелые идеи и не сравнивать с остальными детьми. Изначально он любит родителей и старается их радовать. Но ребенку не всегда понятно, что хорошо, а что плохо, поэтому указать верный жизненный путь – первостепенная задача родителей. При этом нужно воздержаться от воплощения своих стремлений через ребенка. Например, если мать мечтала стать балериной, то вовсе не обязательно, что дочь тоже этого захочет. Задача состоит не в том, чтобы сделать свою улучшенную копию, а в раскрытии потенциал малыша.

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса – формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания.Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

  • Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека – потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
  • Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель – это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже – в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.
Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

В среднем дошкольном возрасте у ребят активно развиваются мыслительные способности

Методы воспитания дошкольников

Метод воспитания можно рассматривать как способ действия в данном случае взрослого человека для достижения определенной цели воспитания. На сегодняшний день специалисты педагогики и психологии говорят о примерно пятистах методах воспитания детей дошкольного возраста. Мы хотели бы остановиться на тех, что могут быть полезны родителям для воспитания дошкольников в семье.

Передача знаний и интеллектуальное развитие

С точки зрения передачи знаний и интеллектуального развития, можно выделить три основные группы методов воспитания дошкольников – словесные, практические и наглядные методы.

Словесные методы воспитание детей дошкольного возраста используют такие инструменты как рассказ, беседа, инструктирование, разъяснение и пояснение. Все они основаны на воздействии слова. Особенно важно помнить, что полученный результат будет зависеть в том числе и от эмоциональной направленности этого слова. Скучные и монотонные «разговоры» с детьми дошкольного возраста могут иметь результат противоположный искомому. Напротив, эмоциональная и живая беседа, не просто заинтересует дошкольника, но и даст прекрасные результаты с точки зрения развития мышления ребенка.

Практические методы воспитания – это упражнения (игровой метод) и опыты (экспериментирование). Методы, основанные на элементах игровой деятельности (которая привычна и прекрасно воспринимается детьми дошкольного возраста), которая сочетается с вопросами (приходится на время «почемучек»), созданием воображаемой ситуации (знакомо детям по ролевым играм) и показом. Хорошо развивают воображение и практические навыки детей дошкольного возраста.

Наглядные методы воспитания, направленные на развитие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления ребенка, используют такие инструменты, как рассматривание и наблюдение.

Формирование и корректировка личности ребенка

Формы и методы воспитания детей дошкольного возраста направлены, в том числе, на формирование и корректировку личности ребенка.

Поощрение как раз является методом воспитания, влияющим на корректировку личности ребенка. Основной задачей поощрения является мотивация ребенка к развитию и обучению, формирование уверенности в себе и собственных силах, развитие самостоятельности ребенка.

Поощряйте ребенка за его старание в достижении цели, его усидчивость и терпение. Порой это гораздо важнее достижения результата.

Еще одним методом воспитания является убеждение. Сложность этого метода заключается в том, что действия должны быть направлены одновременно на чувства ребенка и его сознание. Действенность этого метода резко возрастает, если при его использовании опираться на ряд простых правил:

  • убеждения должны основываться на конкретных примерах и использовать конкретные доводы, понятные ребенку и значимые для него;

  • разговор должен вестись на понятном ребенку языке;

  • принимайте во внимание особенности ребенка, его темперамента и характера;

  • подбирая доводы для убеждения, стройте логическую цепочку;

  • относитесь с уважением и пониманием к чувствам ребенка.

Нельзя не упомянуть такой метод воспитания детей дошкольного возраста, как упражнения. Упражнения являются лучшим методом для закрепления ребенком необходимых и правильных действий.

Упражнение как метод воспитания представляет собой последовательность трех этапов – регулярное повторение, закрепление навыков, усовершенствование навыков. Однако, нельзя превращать упражнение в чисто механический процесс. Оно должно вызывать положительные эмоции, сочетаться с примерами правильного решения, закрепление навыков должно проходить в разных обстоятельствах и ситуациях. Упражнение подталкивает детей к наработке умения преодолевать трудности, развитию старательности и терпения.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога родителям

Обратимся к советам специалистов, изучавших вопрос воспитания детей на протяжении многих десятилетий. Они выработали определенную структуру общения с чадом, позволяющую наиболее эффективно решать большинство конфликтов, не обесценивая чувства обеих сторон.

Как воспитать счастливого ребенка без криков и наказаний: взаимоуважение

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил и уважал Вас – относитесь к нему также. Многие психологи утверждают, что в детстве закладываются основы будущей самооценки. Как может личность, которую не замечали и обесценивали на протяжении многих лет, раскрыть свои таланты и стать выдающимся человеком?

Ко всему прочему, если человека в детстве «недолюбили», то он может возместить это и сам, став циником и эгоистом. Этот человек способен разрушить много чужих жизней, прежде чем осознает, насколько глубоко в детстве его ранили родители – это может быть месть всем людям на подсознательном , что если дитя будет чувствовать себя ценным и особенным, то по отношению к другим людям, и особенно к родителям он будет относиться также. В этом деле главное – знать меру.

Как выразить уважение к ребенку? Все просто: когда он просит о помощи, не отнекивайтесь, а отложите дела и помогите доделать модельку самолета. Или же вежливо попросите дождаться выходных. Дети помнят все: и особенно Ваше проявление любви к ним. Почитать сказку на ночь, помочь разобраться со сложным тригонометрическим уравнением или поболтать о парне, сидящем за соседней партой, – любое адекватное внимание расценивается как важность существования этого маленького как члена семьи.

Слова могут ранить, а могут подарить много теплых чувств: особенно слова любви. И именно ласка родителей – залог правильного воспитания детей. Но как же их не разбаловать? Как правильно выражать свою любовь? Во всем следует придерживаться , что Ваша любовь является основой для формирования уверенности в себе. Она развивает способность ставить цели и добиваться их. Как выразить свою любовь? Это не всегда обязательно слова, это могут быть и жесты: погладить по голове, поцеловать в лоб, обнять просто так.

Мы уже затрагивали тему, когда родители считали, что содержать своего малыша финансово – самая важная вещь. Однако главнее этого стоит время, которое ставится выше денег. Да, вы можете занять его различными кружками и секциями, чтобы ребенок приходил домой и сразу же ложился спать. Однако всестороннее образование никогда не сможет заменить то, что дают родители, когда проводят время со своим чадом.

В подростковом возрасте эта проблема может обостриться: если не общаться, то пропасть между Вами и малышом будет только расти. Психология на вопрос, как воспитывать ребенка, в таком случае дает следующий ответ: основы следует закладывать еще в детстве.

Помимо всего прочего, сами родители становятся примером для детей в отношениях: они практически полностью копируют поведение своих мам и пап, чуть ли не повторяя же слова и выражения.

Как растить детей: давать ли свободу

Если слишком опекать своего малыша, контролируя каждый его шаг, то можно вырастить несамостоятельную личность, которая только и будет делать, что жить за Ваш счет и постоянно спрашивать Вашего разрешения по поводу и без него.

Не бойтесь давать свободу своему чаду: так он учится на ошибках, приобретая ничем не заменимый опыт. Именно свобода способна подарить Вашему маленькому человеку амбиции для решения непосильных задач.

Бывает и так, что мамы, слишком увлекшись опекой своего уже взрослого дитя, забывали про собственных мужей. Это один из важных аспектов освещаемого вопроса. При воспитании детей важно не забывать о семье и ее традициях, ценностях – ведь брак это союз пары людей, любящих друг друга и способных воспитать достойную личность.

Как нужно правильно формировать ребенка: самый важный совет психолога

Каждый родитель – пример для подражания. Вы для него целый нерушимый мир, решения которого не должны подвергаться сомнению. И вот почему. Предположим, Вы сегодня запретили гулять малышу на детской площадке. А на следующий день Вы резко меняете свой запрет, ничем его не обосновав. Чадо может подумать, что Вами можно манипулировать – и своими криками или слезами может изменить решение родителя.

Помните, что важно придерживаться выбранной Вами линии, чтобы формировать авторитет мамы или папы в глазах маленького , как воспитывать маленьких детей, школьников-подростков, узнав основные советы психолога, можно сделать вполне простой вывод: малыша достаточно любить, ценить, уважать, проводить с ним как можно больше времени.

Мотивация для ребенка заниматься спортом

Роль семьи в физическом воспитании дошкольников, мотивации к спорту чрезвычайно высока. Родителям нужно обратить внимание на то, чего хочет их ребенок. В зависимости от ответа на этот вопрос формируется стимулирующий фактор. Для школьника может быть важно повышение оценки в глазах окружающих, следование модным тенденциям, желание стать похожим на любимого персонажа или спортивного кумира.

Мотивацию дошкольника родители формируют сами – похвалой и собственным примером. Не стоит использовать материальную награду в качестве поощрения. Основной целью физического воспитания должно стать осознание необходимости поддерживать здоровье. Дошкольника можно подбадривать наградами даже за небольшие достижения (спортивные сувениры, фишки с любимыми героями, запись на домашней «доске побед»).

Мотивация для ребенка заниматься спортом

Внимание! Наказание, как меру воздействия на ребенка использовать нельзя.

Только единое физическое развитие семьи может принести плоды в формировании правильного отношения к здоровью у ребенка. Совместные занятия спортом не только полезны, но и способствуют сплочению, создают общие интересы. Главное в становлении гармоничного и здорового человека – семья, физическое воспитание дошкольника без участия родителей невозможно.