Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Мифология Древнего Рима – особенности легенд и сказаний

Мифология Древнего Рима выступала не просто как совокупность мифов и легенд. Это была особая культурная форма, с помощью которой в древности познавали окружающий мир, накапливали и передавали ценный жизненный опыт последующим поколениям. Несмотря на большое влияние соседних культур, она смогла сохранить свою самобытность.

От автора

Страна в Долине Нила с давних времен привлекает как исследователей, так и обычных людей древними монументальными сооружениями, необыкновенной культурой и историей народа, который населял эти плодородные земли на протяжении нескольких тысяч лет.

Помимо материальной культуры древние египтяне оставили после себя огромный пласт духовной культуры, неотъемлемой частью которой являются мифы и легенды. Боги жили рядом с египтянами, влияли на все сферы жизни, их окружал таинственный и необычный мир, который впечатляет своим размахом. На древних папирусах и стелах, в храмах и гробницах мы можем найти множество отсылок к мифам и легендам о могущественных богах, фараонах и путешественниках. К сожалению не все эти мифы и легенды сохраняются целиком. Зачастую в древнеегипетских источниках находятся лишь отсылки к тем или иным сюжетам, которые приходится реконструировать по крупицам благодаря новым находкам. Многие из этих сюжетов, возможно, и вовсе утрачены: многие папирусы были уничтожены еще в древнюю эпоху, другие пропадали без следа в пыльных библиотеках и музеях. Но даже благодаря тому, что осталось от этой необычной культуры мы можем увидеть, как богата была мифология Древнего Египта, и какое множество сюжетов и вариаций историй о богах существовало когда-то.

В этой книге вы познакомитесь с основными мифологическими сюжетами восстановленными благодаря множеству источников, список которых будет приведен в самом начале. Множество переводчиков трудилось, чтобы расшифровать надписи, содержащие эти мифы. Дословный перевод древнеегипетских текстов не всегда может быть понятен современному читателю, поэтому в этой книге будет представлен точный пересказ с необходимыми пояснениями и представлением различных деталей одного и того же сюжета из разных источников. Таким образом, читатель сам сможет создать общую картину того или иного мифа и увидеть его в развитии.

Помимо мифов в этой книге так же собрано несколько легенд из более обширного круга всех существующих. Все эти легенды отбирались, как преимущественно связанные с древнеегипетскими богами. Многие из них сохранились целиком и позволят читателю окунуться в жизнь самих древних египтян, полную чудес и волшебства.

В конце книги в качестве приложения представлена карта с географическими объектами и городами, упоминаемыми в мифах и легендах, а так же список городов, которые являлись важнейшими культовыми центрами Древнего Египта. Все это позволит читателю отправиться в необычный мир, где боги, мифы и легенды сливались воедино с реальным миром древности.

Римская мифология

Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян.

Главная особенность римской мифологии заключалась в том, что она полностью подчинялась политике, гражданскому долгу и моральным устоям, царившим в Древнем Риме. У простых жителей не должно было возникать ни тени сомнений касательно их образа жизни или большой разницей между сословиями. Они должны были твердо уяснить, что каждый правитель является божественным избранником, а потому ему лучше знать, каким должно быть устройство жизни.

У древних римлян божества были неотъемлемой части их повседневного быта. С их помощью пахали земли, засевали их, с нетерпением ожидали всходов и богатого урожая. Боги оказывали покровительство каждому виду деятельности, и взамен требовали жертвоприношения.

Рис. 1. Обряд в Древнем Риме.

Римляне придавали огромное значение обрядовым церемониям. Так, если во время обряда кто-то нечаянно чихнул, весь процесс начинался с самого начала. Порой, церемонию приходилось повторять несколько десятков раз кряду, пока она не проходила идеально.

Китайская

В Китае считают, что Вселенная когда-то имела форму огромного куриного яйца, в котором зародился первопредок Паньгу. Он спал в яйце 18 тысяч лет, а, проснувшись, начал искать способ выбраться наружу. Паньгу прорубил топором скорлупу.

Два начала — светлое, образованное духом Ян, и темное, образованное духом Инь, стали небом и землей соответственно. Паньгу встал на землю и уперся головой в небо, чтобы не дать им опять смешаться и превратиться в хаос. От вдохов его поднимались ветры, от выдохов — гремел гром, день наступал, когда великан открывал глаза, а когда закрывал — опускалась ночь. Каждый день Паньгу подрастал на 3 метра, благодаря чему небо становилось выше, а земля — толще.

Люди получились из паразитов, которые ползали по телу китайского первопредка Паньгу. Паньгу простоял 18 тысяч лет и умер, а голос его стал громом, вздох — ветром и облаками, левый глаз — солнцем, правый — луной, туловище — четырьмя сторонами света, кровь — реками, плоть — почвой. А вот люди получились из паразитов, которые ползали по телу Паньгу.

Зороастрийская

Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.

Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер.

Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище.

В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

Шумеро-аккадская

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н. э. в государстве, которое в то время называлось Аккада, а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались — и на свет появились старшие боги — дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу.

Жестокому Апсу это все надоело, и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки, коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука, который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт «Ме», определяющий движение и судьбу всего мира.

Статьи по теме:

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Статьи по теме:

Наиболее интересные сказания

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.