Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Можно ли родителям бить своих детей по закону

Почти наверняка вы уже слышали, что ребёнка нельзя бить, никогда и ни при каких обстоятельствах. Но быть родителем — сложная задача, и порой всё идёт совсем не гладко. В такие моменты хочется чего-то большего, чем «нельзя», чтобы убедить себя искать другие решения.

Родители избивают ребенка, что делать?

В России 40% тяжких насильственных преступлений совершаются в семьях. Страдают и дети. Их убивают, насилуют, избивают. Как правило, мучения ребенка и неадекватное поведение отцов и матерей заметны соседям, но не каждый из них знает, куда обратиться за помощью.

Уголовный кодекс не предусматривает ответственности за несообщение о случаях избиения детей в правоохранительные органы, это дело совести.

У неравнодушных людей есть масса способов защитить ребенка в рамках законодательства. Для этого даже нет необходимости вступать в прямой конфликт с обидчиками. Существуют структуры, которые обязаны обеспечить безопасность ребенка, узнав, что его бьют.

Как избежать телесных наказаний?

В первую очередь, стоит подумать о своем поведении. Если причиной телесных наказаний становится раздражительность, то значит пора в жизни что-то менять. Подумайте о том, что вас доводит до того, что вы срываетесь в неподходящий момент… Возможно вас утомляет работа. Но если уволиться вы не можете, то найдите другой способ разрядки энергии: спортзал, танцы, любимое хобби. Должно быть время на себя, а не только дом-работа-дом.

В случае, если вас раздражает конкретно поведение ребенка, стоит сменить тактику воспитания, а не бить своих детей. Изучите психологию своего собственного ребенка, и совсем скоро вы поймете, что наказание не лучший метод воспитания, ведь возможно ваш ребенок вас доводит только потому, что ему не хватает любви и внимания, а это верный способ получить второе.

Исправляем ситуацию:

Если вам хочется держать себя в руках, но ребенок не дает шанса, значит проблема в его поведении и воспитании. Пора это менять.

  • Замените наказания на метод договоренности и сотрудничества. Успокойтесь, не горячитесь на слова и действия. Попытайтесь выяснить причину такого поведения. Если ребенок не понимает, что он плохого сделал, смоделируйте ситуацию и покажите разные варианты развития событий.
  • Если ребенок сделал пакость, но понял свою ошибку и сожалеет, то не добавляйте на «качающиеся весы» дополнительный груз. Когда малыш признает свою вину — пол дела сделано, он готов ответить за свой поступок и усвоил урок.
  • Не пытайтесь воспитывать детей так, как это делали ваши родители. Время меняется, методы тоже. Делайте так, как вам кажется правильнее, даже несмотря на то, что методы бабушек и дедушек сделали из вас хорошего человека. Все меняется и эти методы уже не так актуальны.
  • Хвалите ребенка за его правильные действия и старания почаще, проступки скоро сойдут на нет.

Таким образом, телесные наказания не самый продуктивный метод. И какие бы споры не велись на этот счет, у каждого родителя своя голова на плечах. Стоит понимать, что психологическое наказание тоже несет вред. Лучшим вариантом будет диалог. Ведь только так вы поймете причину своей раздражительности и поведения ребенка. Возможно, он копирует вас, понаблюдайте. Доверие и поддержка поможет вам установить правильный контакт даже с самым трудным ребенком. А привитое уважение, понимание и чувство справедливости, которых достичь можно без насилия, помогут детям в будущем стать успешными людьми.

Как бы вы не решили воспитывать свое чадо, думайте о том, к чему эти методы его приведут. Любите детей, дарите любовь и заботу. И вскоре вы заметите, что вам больше не хочется ругать его за пустяки, ведь вы сможете справиться с ними.

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Все люди — люди

Я набросала только примерный список причин и возможностей исследования своего детства и отношений с родителями. Касаться этой темы или нет, лезть туда с головой или частично, одному или с поддержкой специалиста — решать вам. Все люди — просто люди, и это, пожалуй, основная мысль, которую я хочу выразить. В отношениях с родителями, как и в отношениях с любыми другими людьми, может быть всякое. Маму и папу можно любить, искренне хотеть с ними видеться, звонить, поддерживать, помогать — не из-за мифа о долге родителям, а потому что хочется. Родителей можно не любить, на них можно злиться, их можно не прощать (среди психологов есть немало поклонников обязательного прощения. Я не думаю, что в отношениях есть что-то обязательное и однозначное. Иногда обида и непрощение — это не махровый инфантилизм, а чувство, дающее кривую и косую, но всё-таки надежду — ведь пока человек не прощает, он как бы верит, что всё еще может измениться, хорошие отношения как будто ещё возможны). Прошлое нельзя переделать, родители — обычные люди, и тут наступает пора задать себе вопрос: а чего я хочу от отношений с ними? Может, ничего не хочу. А может, прямо сейчас хочу позвонить родителям и мне правда интересно, как у них дела.

Можно ли бить детей, если альтернативные методы не работают

Да, бывает, что ребенок становится неуправляемым. Его поведение становится опасным для него самого и для окружающих. В этом случае физическое наказание оправдывает себя, как и в том случае, если он провоцирует родителей на крайние методы наказания.

Физическое наказание может представлять собой лишь легкий шлепок, который скорее ошеломит непослушного малыша, нежели причинит ему боль. И, конечно, наказывать так можно крайне редко. В этом случае необходимо объяснить ребенку, почему с ним поступили именно так, и извиниться перед ним. А еще нужно договориться, как он должен поступать впредь, чтобы подобного не повторилось.

Как шлепки влияют на весь процесс воспитания

Бить детей в целях воспитания считалось нормально на протяжении практически всей истории нашей страны. Если в царской России это считалось обычным делом, в Советском Союзе допустимым, то в XXI все чаще говорят абсолютной непедагогичности подобного явления.

Как же влияет насилие на процесс воспитания:

  1. Ребенок понимает, что агрессия – это нормально. Что именно так и решаются все проблемы и споры. Все слова мамы и папы, что плохо бить слабых, мучить животных, унижать других людей не будут услышаны. Ведь поведение родителей доказывает обратное. А дети склоны не слушать, а подражать значимым взрослым. Да и вопрос, насколько долго поднимающий на ребенка руку взрослый, будет значимым.
  2. Даже когда вы просто шлепнули ребенка ладонью, вы его унизили. Малыш чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, неправильным и недостойным. Все это приводит к формированию неуверенности в себе, комплексам.
  3. Физическое наказание не эффективно в процессе воспитания. Первое время ребенок из страха будет подчиняться. Но страх быстро пройдет, а малыш начнет хитрить и врать. Доверие будет разрушено, что, без сомнения, скажется в подростковом возрасте.
  4. Поднимая руку на ребенка, вы расписываетесь в собственном бессилье. Это подрывает родительский авторитет, унижает вас.

Шлепать детей не только не педагогично, но и не эффективно.

Дети, которые с раннего возраста подвергались физическим наказаниям, отличаются худшим поведением по сравнению со сверстниками.

Допустимо ли в воспитательных целях?

Идея о шлепках и подзатыльниках обычно приходит в голову родителям, желающим пресечь плохое поведение чада.

Возможно, малыш дошкольного или младшего школьного возраста плохо себя ведет: не слушается, не хочет учиться.

Первые проявления физической агрессии его испугают, какое-то время мальчик или девочка будут вести себя так, как требуют взрослые. В дальнейшем ребенок привыкнет к подобным методам и перестанет на них реагировать.

В случае непослушания подростка (например, поздно приходит домой, связался с плохой компанией) насилие — подтверждение беспомощности родителя.

Если человек 13-16 лет не чувствует авторитета отца и матери, то побоями дело не исправишь.

Во всех ситуациях воспитание через физическое насилие не удастся. Положительные изменения могут быть, но кратковременные. Позже ребенок продолжит вести себя как хочется, к тому же сохранится обида на родителей.

Что грозит за избиение?

Если факт рукоприкладства, но без ущерба здоровью ребенка, зафиксирован впервые, то вполне вероятно, что родители отделаются просто профилактической беседой. Повторное преступление такого характера и тем более со свидетелями, уже грозит административной ответственностью:

  • штраф в размере до 30 000 рублей;
  • общественные работы;
  • административный арест.

Если побои носят характер систематических, у ребенка остаются следы на теле, то говорить уже нужно об уголовном преступлении.

Кроме всего этого, к работе привлекаются и органы опеки и попечительства: такую семью обязательно нужно ставить на учет и контролировать все, что там происходит. Вполне вероятно, что дело может дойти до лишения родительских прав или изъятия детей из семьи на время – пока родители не перевоспитаются.

Законодательная база: об уголовном преступлении

Что грозит за избиение?

Так, избиение ребенка родителем может рассматриваться как уголовное преступление по таким статьям:

  • статья 112 УК РФ – до 5 лет лишения свободы, если побои были нанесены малолетнему или несовершеннолетнему ребенку;
  • статья 116 УК РФ – нанесение побоев с тяжкими телесными повреждениями;
  • статья 117 УК РФ – нанесение систематических побоев ребенку.

Тяжкие телесные повреждения ребенку могут привести и к 10 годам лишения свободы. А факт наличия того, что такие меры предпринимает родитель, только усугубляют положение последнего.

Помимо того, что родитель может быть привлечен за нанесение побоев, также дополнительно будет вменяться наказание по статье за жестокое обращение с детьми (статья 156 УК РФ).

Сочинение с примерами из литературы «Роль родительского наставления»

Роль родительского наставления в жизни человека очень велика. Родители стремятся дать своему ребёнку хорошее воспитание и привить ему все самые лучшие черты характера. Тогда ребёнок обязательно вырастает в хорошего человека. Но бывает, когда родители уделяют мало внимания своему ребёнку. В таком случае, скорее всего, ребёнок не сможет получить те хорошие черты характера, которые мог бы получить, и вырастет в человека, не обладающего какими-либо положительными качествами.

Чтобы подтвердить данную позицию, можно привести роман Л.Н. Толстого “Война и мир”. В этом романе есть семья Ростовых, отношения в которой строились на доброте, честности и искренности. И родители учили этому детей. Поэтому дети — Наташа, Николай и Пётр — обладали этими качествами и выросли в порядочных людей.

Напротив, в семье Курагиных, родители мало уделяли внимания своим детям — Анатоль и Элен — внимания. Их интересовали только деньги и карьера. Поэтому и дети не смогли получить хорошие качества и выросли эгоистичными и безнравственными людьми.

В качестве другого аргумента можно привести повесть Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. Родители Чичикова учили его ставить деньги превыше всего. Его учили добывать деньги любым путём, даже если это могло навредить кому-либо. В детстве он обманывал одноклассников, чтобы получать деньги.

Когда он вырос, он придумал целую систему мошенничества, за что позже поплатился. Таким образом, родители Чичикова своим безнравственным воспитанием сделали его таким же бесчувственным к другим людям ради выгоды, как и они сами. В заключение можно сказать, что на родителей возлагается огромная ответственность за воспитание детей.

Ведь от того, как они будут воспитывать своих детей, напрямую зависит их будущая жизнь. Если каждый родитель будет уделять своему ребёнку достаточно внимания, и будет учить его доброте, честности, взаимопониманию, ответственности и многим другим положительным качествам, то мы получим идеальное поколение, которое сможет сильно изменить мир в лучшую сторону.

Причины рукоприкладства, и как с ними работать

В предыдущей части я постаралась показать последствия битья детей в воспитательных целях и альтернативы наказанию. Надеюсь, это вдохновит вас искать другие пути. Осознание того, что побои неприемлемы, — половина дела. Но её не достаточно.

Часто родители понимают, что бить детей не нужно бы. Но в полевых условиях что-то идёт не так: шлепки, подзатыльники и пощёчины применяются не для, а почему. Это способ выплеснуть гнев или раздражение, потому что не удалось найти более зрелого аргумента.

Нестабильность взрослого может возникать из-за сложностей в своей психологии или в воспитательном репертуаре.

Нестабильность взрослого. Чаще срываются взрослые, которых самих в детстве били. Которые в раннем детстве впитали побои как допустимую норму и не имели возможностей в достаточной степени прожить собственные эмоции: взаимодействовать, управлять, понимать, рефлексировать. Такие непрожитые травмы приводят к тому, что родитель не очень хорошо справляется с эмоциями в трудные моменты. И когда возникает сложный момент в воспитании, у мамы или папы просто нет достаточных ресурсов зрелой личности.

В этом случае проблемы воспитания — дополнительный повод заняться собой, найти варианты самопомощи или помощи психолога.

Не стоит полагаться на интуицию в таких вопросах, лучше вооружиться знаниями. Если стараться узнать больше информации, которая помогает быть более эффективным, то появится больше инструментов и осознанности для успешного взаимодействия с ребёнком. Репертуар поведения увеличится, и постепенно станет меньше срывов, уйдёт чувство беспомощности и нересурсные состояния.

Нормально не быть в ресурсе время от времени. Если же ситуация возникает регулярно, — это значит, что взрослый не смог вовремя о себе позаботиться. Не в ресурсе мало что можно дать детям. Искать свои слабые места и вовремя возвращать себе ресурс — первый шаг к родительской компетенции.

Мы нужны своим детям. Малыши ещё плохо справляются со своими эмоциями. Чем они младше, тем меньше у них навыков развитой личности, которые помогают успешно справляться с эмоциями. Зато есть незрелая нервная система, в которой эти эмоции бурлят совершенно не так, как у взрослого человека. То есть задача у детей тяжелее, а инструментов меньше. Потому мы говорим о контейнировании и необходимости поддерживать. Дети только учатся конструктивно реагировать на своё состояние. Родитель тут — и пример, и опора.

Нам не нужно становиться идеальными прежде, чем быть в силах позаботиться о своих детях. Но полезно иметь некоторый запас зрелости, чтобы быть компетентным родителем для своих детей. Искать помощи и поддержки, если не справляемся, — тоже показатель зрелости.

Нестабильность требований. Часто не могут сдержаться родители, у которых ресурс личности достаточный, но не хватает воспитательных навыков. Тогда срывы в физическое воздействие связаны со сложной ситуацией, создаваемой нестабильностью требований.

Ребёнку сложно управлять своим поведением, если что-то было можно, а потом стало нельзя. Или что-то нельзя было спокойно, а потом стало нельзя неспокойно. Нестабильность требований проявляется по-разному. Это может быть лишнее разнообразие в реакциях и правилах и требования, на которых мама или папа настаивает до конца. Или «нельзя», которое не отменить, чередующееся с запретами. Или когда через полчаса детской истерики запреты меняются на позволения.

Как это может выглядеть в жизни:

  • Понедельник: «Я дам десерт только после обеда».
  • Вторник: «Сколько можно говорить, что десерт после обеда! Прекрати ныть, а то получишь по попе!»
  • Утро среды: «Если подождёшь спокойно, пока я делаю уборку, я дам тебе десерт».
  • Четверг: «Да сколько можно ныть?! Ты издеваешься? Десерт только после обеда!»
  • В пятницу мама вместо сердитых отповедей шлёпает ноющего просителя десерта: «Чего ты зря плачешь? Вот я тебя накажу, чтобы было о чём плакать!»

Такой подход дезориентирует ребёнка — ему нужны чёткие и стабильные границы и правила. Если они плавают, становится гораздо тяжелее их понять, и потому гораздо тревожнее. Применение физических наказаний ситуацию только ухудшает. Мало того что не получается разобраться, чего от меня хотят и как это дать, так ещё и больно, страшно, обидно и вместо утешающих и поддерживающих — рассерженная мама или гневный папа.

Последствия физического наказания.

Учеными давно доказано, что дети, которых били в детстве, вырастают с низким интеллектуальным развитием. И наоборот, выросшие в спокойной обстановке без рукоприкладства вырастают с высоким показателем.

Почему же нельзя бить детей, ниже представлены доводы специалистов:

  • появляется страх перед родителями. Малыш начинает бояться тех, кто старше. Никому не доверяет, самостоятельность проявить не может;
  • в голове накладывается отпечаток, и во взрослой жизни ребенок может мстить своим родителям;
  • в подростковом возрасте проявляется агрессия по отношению к сверстникам;
  • создается впечатление о том, что всего можно добиться силой;
  • некоторые психологические травмы обнаруживаются во взрослой жизни.

При ежедневных шлепках кроха не воспринимает это как наказание.

Физическое воздействие вошло в жизнь как обычное явление и малыш даже не понимает, что он сделал не так. Каждый человек наделен умом, не важно сколько ему лет. Шлепками, оплеухами, подзатыльниками родители сами программируют своего ребенка на неуверенность в себе, низкие умственные способности и упавшую самооценку.