Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

В первой части нашей статьи мы начали рассматривать вопросы особенностей обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе. Давайте продолжим?

Виды нарушений слуха

Дети теряют слух по разным причинам: генетическим, врожденным или приобретенным.

  • Врожденные обусловлены различными факторами внутриутробного развития: перенесенные инфекционные заболевания мамы во время беременности, алкоголизм, прием антибиотиков.

  • Приобретенные также могут возникнуть из-за перенесенного ребенком инфекционного заболевания, вследствие травмы или долговременного воздействия шума. Нарушение слуха связано с повреждением внутреннего уха, а точнее важной его части – улитки.

  • Если повреждена большая область улитки, то речь идет о тотальной глухоте, если улитка повреждена незначительно, ребенка называют слабослышащим или тугоухим.

А как у них?

В столице США, городе Вашингтоне, живет самое многочисленное сообщество людей с нарушениями слуха. Для них работают кинотеатры, магазины и даже церкви, где службы ведутся с сурдопереводом. Но главное преимущество – университет Галлодет.

В нем учатся около 1800 слабослышащих студентов. Примерно 5 % из них – иностранцы. За полноценное развитие своих граждан Саудовская Аравия, Канада, Япония и Корея платят из бюджета около $20 тысяч в год. Чем богаче страна, тем больше из нее студентов в Галлодете.

Единственный слабослышащий студент из России появился здесь несколько лет назад. Это аспирант экономического факультета Руслан Куликов из Москвы. Он на себе испытал все «особенности» российской системы образования для людей с нарушениями слуха.

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

Почему подростки шутят на тему минирования школ

Психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров предположил, что в такой ситуации звонивший решил устроить розыгрыш. Но не продумал, каким будут его последствия.

«Здесь, скорее, порыв человека, что он тоже хочет это сделать. Но вряд ли он осознавал всю степень последствий. Он просто мог сказать и думать, что за это ничего не будет. Уже только когда столкнулся с последствиями, мог понять, что он не думал, что такие будут последствия. Здесь это, скорее, как баловство, как ошибка. Это был некий способ побаловаться», — сказал эксперт.

Детский психолог Наталья Наумова добавила, что дети позволяют себе шутить на эту тему из-за внутренней тревоги. У ребенка есть страх, что он ненужный, незначимый в семье. Даже если родители его очень любят, ребенок чувствует противоположное.

«Чтобы родители его заметили и полюбили, нужно сделать что-то такое громкое. Они (дети — прим. ред.) видят способ, как добиться этого простым путем», — заметила Наумова.

Зачастую в таких ситуациях подростки не понимают всей серьезности происходящего и возможного наказания за проступок.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

Зачем школе медиаторы

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.