Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.

Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Почему ребенок не хочет учиться

Всех детей школьного возраста можно условно подразделить на следующие группы:

  • Школьники, которые с интересом получают новые знания.
  • Ученики, отношение которых к учебе ровное, спокойное.
  • Дети, для которых обучение тяжкая ноша.
  • Ребята, у которых полностью отсутствует мотивация к учебе, возникает стойкое нежелание посещать уроки.

Основная масса детей, потерявших интерес к учебе, ведет себя так в силу ряда обстоятельств. Главными причинами нежелания ребенка посещать школу являются:

  • Отсутствие интереса к определенным занятиям.

У каждого малыша свой уровень интеллекта и различные способности, для ребенка, увлеченного рисованием или сложением стихов, сложно «на отлично» выполнять задания по физике или математике. Если нежелание школьника учиться связано именно с этим, взрослым следует понять его устремления и направить процесс в нужное русло, соответствующее интересам маленького человечка.

  • Сложности с процессом обучения.

Многие дети не в состоянии справиться со школьными предметами. В таком случае разрешить конфликт поможет профессиональный репетитор или учитель, проводя дополнительные занятия по нужным предметам. Дети, не чувствующие себя среди сверстников «белыми воронами» из-за недостатка знаний, охотнее посещают учебное заведение.

  • Конфликты со сверстниками, учителями.

Отсутствие желания посещать уроки зачастую связано с конфликтами в классе или неприязненным отношением к конкретному учителю, из-за чего резко меняется поведение, что особенно часто заметно в подростковом возрасте. Решение очевидно — выяснить причину конфликта, дать совет как купировать ситуацию, в крайнем случае выбрать другое место учебы.

  • Чрезмерная опека.

Интерес к учебе пропадает в том случае, если родители «учатся» вместо своего чада. Тщательный контроль за сбором портфеля, выполнением домашней работы, требования получать исключительно высокие оценки по всем предметам заставляет маленького человека находиться в постоянном стрессе, а страх и неуверенность в своих силах со временем формируют отвращение к посещению школы. Задача взрослых состоит не в тотальном контроле за сыном или дочерью, а в помощи, которая нужна.

  • Отсутствие контроля.

В таких случаях ситуация полностью противоположна предыдущей, мама и папа пускают все на «самотек». Никто не контролирует маленького непоседу, не проверяет уроки, не интересуется полученными оценками. У детей мало развито чувство самоконтроля, выбор между уроками или игрой, всегда окажется в пользу последней. Решение проблемы — развивать в малыше чувство самоконтроля.

Почему ребенок не хочет учиться в школе. В заключение

В этой части подведу итог сказанному и сформулирую основные принципы, которые дадут возможность родителям пересмотреть свои позиции, поменять отношение к проблеме «мой ребенок не хочет учиться» и  в результате помочь своим детям.

  1. Помогите сформировать вашему ребенку адекватную самооценку.
  2. Помогите найти вашему ребенку истинный интерес в жизни, мотивацию к  учебе.
  3. Осознайте, что ваш ребенок – личность. Уважайте его и принимайте его таким, какой он есть. Не проецируйте ваши принципы и ожидания на него.
  4. Слушайте своего ребенка. Стройте с ним крепкие доверительные отношения.
  5. Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда.

Изначально, когда ребенок только рождается – вся ответственность за отношения между родителем и ребенком – лежит только на родителе. Одновременно с процессом взросления ребенка эта ответственность начинает распределяться между обоими.

Чем старше ребенок – тем меньше ответственности остается на родителе, и тем больше ответственности переходит на ребенка. В результате она делится поровну.

 Не ждите того момента, когда вы  скажете:

«мы не понимаем друг друга» «ему (ей) нет до меня никакого дела» «он (она) игнорирует мои советы» «мы – чужие люди» «и в этом он (она) виноват(а) не меньше, чем я».

Пока вашей ответственности больше,  берите все в свои руки. Станьте ближе  своему ребенку сейчас, и это изменит его и ваше с ним будущее.

Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда

Почему мой ребенок не хочет учиться?! Часть II

Почему мой ребенок не хочет учиться в школе? Часть III

(статьи доступны для прочтения только подписчикам нашего сайта)

Leave This Blank:Leave This Blank Too:Do Not Change This:

Ваш email:

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Вы можете задать их нашим психологам:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с онлайн-психологом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Ребенок не хочет учиться — что делать, советы психолога для родителей

Дети 6-7 лет с радостью ожидают начала школы. Но через короткое время ребенок не хочет учиться. Во многом это связано с тремя проблемами, которые необходимо выявить и исправить перед поступлением в 1-й класс. Прежде всего, это умственная и физическая бездеятельность в школе вызванная ранним поступлением в образовательное учреждение.

Многие родители приводят детей в первый класс раньше семи лет не принимая во внимание готовность сына или дочери спокойно сидеть во время урока, чтобы усвоить большое количество учебного материала для удовлетворения требований.

Правильным решением проблемы будет консультация с психологом перед поступлением в школу. Специалист определит готов ли ребенок к новой жизни или лучше продолжить посещение детского сада.

Вторая причина — это слабая подготовка дошкольника. Требования к первоклассникам несколько завышены, а успешность зависит от разработанной учебной программы и способности усваивать информацию.

Если ребенок не знаком с основными правилами поведения, не держал в руках карандаш до знакомства с учителем, ему как школьнику будет сложно успевать за своими сверстниками. Неуспеваемость ведет к отсутствию желания учиться. В этой ситуации помогают дополнительные занятия с детским психологом, репетитором или классным руководителем.

Однако, подобное явление легче предотвратить. Поможет здесь активное знакомство с окружающим миром с четырехлетнего возраста, умение ставить и добиваться целей, самостоятельно регулировать поведение. Только терпение, настойчивость родителей содействуют перечисленным качествам.

Еще один фактор препятствующий желанию учиться, это невозможность подстроиться под ожидания близких. Например, родители немного неправильно истолковали способности ребенка отдав его в школу, где на первом месте изучение иностранных языков или математики.

В результате, у ребенка возникает конфликт между естественным любопытством и обязанностью, что приводит к хронической усталости, отказу от образовательной деятельности. Независимость личности, уважение мнения, интересов и главное, возрастных особенностей ребенка — основа решения данной ситуации.

Также существует такой подвид проблемы, как требование отличных оценок по всем предметам. Как правило, даже самый трудолюбивый школьник где — то упускает школьную информацию, позволяя себе иногда получать тройку или четыре, что конечно, является нормой.

Другая ситуация, чрезмерная забота и строгий контроль, приводящие к неспособности принимать самостоятельные решения и нежеланию что-либо делать без наставления взрослого.

Ребенок становится пассивным не только в образовании, но и в других сферах жизни, а в некоторых случаях дети даже проявляют агрессивность по отношению к школьной работе и при общении с другими детьми.

Скорость решения проблемы зависит от способности родителей «отпустить» заботу или контроль, перевести их на второй план, а на первом, оставить поддержку, понимание.

Отсутствие интереса является общей причиной, вызванной двумя факторами — отсутствие внимания со стороны родителей и более высокий уровень нагрузки, чем у большинства одноклассников.

Недостаток внимания приводит к тому, что ребенок плохо выполняет домашние задания, родители не справедливо ругают школьника не замечая своей вины. Между тем, ученик подсознательно выбирает плохую успеваемость, чтобы получить пусть не качественное, но все же внимание со стороны родных людей.

Если говорить о нагрузке вне стен средней школы, то здесь следует наблюдать. Уменьшение дополнительных кружков с одновременным улучшением успеваемости говорит о том, что школьник явно был перегружен. Об этом могут говорить и частые простуды, выступающие как защитная реакция организма.

Выступает как помеха успешному обучению и нарушение здоровья, особенно, гиперактивность. Активные, беспокойные дети с трудом выдерживают тридцать минут урока, внимательно слушая учителей.

Это приводит к проблемам с поведением, достижением хороших результатов, построению отношений. На вопрос, что делать, если активный ребенок не хочет учиться и ходить в школу, психологи дают правильный совет — такие дети должны тратить энергию в спортивных секциях и клубах.

Хочу общаться

Маша дружит с девочками и мальчиками не только из своего класса, но и из параллельных. Она переписывается постоянно в чате с кем-то, а бывает, что злится или грустит, пообщавшись с по телефону. И при этом совсем не хочет делать уроки. Мама злится: «Тебе бы только поболтать и погулять. И больше ничего не нужно!».

Важно! Подросток просто очень хочет дружить и общаться.

А помните ли вы что-то из уроков по физике или по астрономии? Вам хоть раз в жизни пригодились знания логарифмов, корней квадратных? Ну только если вы сами не учитель в школе. А знаете, почему мы мало помним из школьной программы старшего возраста? Потому что в этот момент у ребенка период чувствительности (его называют сензитивом) к развитию общения. Подростку нужно в это время много общаться, отстаивать свои границы, свою точку зрения, познавать и изучать себя и противоположный пол. И предметы как таковые совершенно естественно отходят на второй план.

В подростковом возрасте абсолютно нормально много и часто общаться. И иногда даже эмоционально спорить с учителями и родителями, отстаивая свою точку зрения.

Совет. Родителям нужно создавать условия для постоянного общения ребенка и всячески поощрять его. Если этого не происходит, ребенок может ходить в школу только для того, чтоб пообщаться. И больше его особо ничего интересовать не будет.

Что же делать:

Потребность в общении в подростковом возрасте нужно реализовывать независимо от того, хочет ребенок учиться или нет. Это очень важный период для выстраивания отношений с противоположным полом и взаимодействия в компании детей. Освободите время от репетиторов и заполняйте его общением со сверстниками. Приглашайте друзей домой, отпускайте подростка в гости к друзьям. Ведь чаще всего у ребенка так много уроков и занятий, что гулять и общаться просто некогда. И тогда ребенок начинает восполнять потребность общения в школе. Прямо на уроках. И ему интересен не сам предмет, а возможность отстаивать свои интересы, то есть проживать подростковый возраст.

Итак, если ваш ребенок-подросток не хочет учиться, первое, что нужно сделать родителям – это понять причину отсутствия мотивации. Если самим не получается, обращайтесь к психологу. Только поняв причину, можно в конкретной ситуации выстроить взаимодействие так, чтобы ребенку стало интересно.

Проблемы в отношениях с одноклассниками

Причина, почему дети не хотят учиться в школе, зачастую связана с их отношениями в классе. Дети жестоки, а слово ранит на долгие годы.

Не пытайтесь обесценить проблему в глазах ребенка. Задача родителя — обеспечить максимальную поддержку и понимание дома, в семье. Чувство защищенности при доверительном общении с домашними поможет ребенку увереннее вести себя в детском коллективе.

Несмотря на понятное родительское сочувствие, вмешиваться в конфликт позволительно лишь в случае, если речь идет о прямой угрозе детскому здоровью или психике.

Почему дети не хотят учиться?

Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?

Распространенные причины:

плохая обстановка дома;

Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.

плохие отношения с родителями;

Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.

А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.

стресс;

Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.

травля в школе;

Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.

Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.

отсутствие интереса;

Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.</p>

Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.

Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.

отсутствие контакта с учителем, с классом;

Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.

Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.

большая нагрузка;

Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.

отсутствие примера.

Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?

Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.

Проблемы дома

Еще одной весомой причиной, на которую родители не всегда обращают внимание, а подчас и усугубляют своей требовательностью, является нездоровая обстановка в семье.

Постоянные ссоры между взрослыми всегда оказывают воздействие на психику ребенка – он становится нервным, раздражительным. Ему становится не до учебы.

Нередко после конфликта с партнером, родители могут переносить свои не выплеснутые эмоции на ребенка. Такая ситуация говорит не о том, что ребенок не хочет учиться, а о наличии проблем у самих взрослых. Не вмешивайте ребенка в свои отношения, старайтесь ничего не выяснять при нем.

Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться

К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.

Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми. Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог.

Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.

Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.

Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.

Наталья Рябова, психолог:

«Такие радикальные методы могут испортить ваши отношения с ребенком, ухудшить его поведение и полностью отбить желание учиться.»

Что делать родителям

Обычно родителям, бабушкам и дедушкам не хватает психологических знаний, умений и навыков. Как помочь им мотивировать детей? К счастью, сегодня есть масса книг, методик, облегчающие процесс воспитания. Важно сейчас вырастить ребенка успешным и уверенным в себе.

Мне лично, как многодетной маме, очень помогает в воспитании, развитии детей-школьников очень интересная и полезная автором является Марвин Маршалл. Свой отзыв и рецензию на данную книгу я писала в отдельной статье.

У большинства родителей не всегда получается ходить к психологам. Уделяйте как можно больше своим детям времени. Достаточно заниматься один час в день с чадом, чтобы школьник стал более успешным, легче усваивал материал, а самое главное – сам захотел учиться.

Напоследок, дорогие читатели блога, хочется дать еще один совет – будьте примером своим детям. Если хотите, чтобы дети полюбили книги, сами читайте и любите их, постоянно узнавайте новое, проявляйте интерес к новой информации и знаниям, не останавливайтесь в развитии. И дети сами за вами подтянутся.