Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Надежная привязанность ребенка к матери: норма и проблемы

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Немного истории 

По мнению основоположника теории привязанности, психиатра Джона Боулби, проблемы в поведении ребенка и его неумение адаптироваться в обществе — результат неправильных взаимоотношений с родителями. 

Роль взрослого состоит в том, чтобы окружить малыша вниманием и заботой — такое поведение можно наблюдать и в естественной среде у млекопитающих. По мере взросления родители все меньше участвуют в жизни ребенка. Того же мнения придерживается и семейный психолог Людмила Петрановская: пока детеныш не в состоянии заботиться о себе самостоятельно, вниманием его окружает взрослый. Ребенок будто связан со своим родителем невидимой нитью, которая не позволяет отойти им друг от друга на опасное расстояние. Но с каждым годом родитель делает ниточку, связывающую его с ребенком, чуть длиннее.

  • Если бы я знала раньше: 7 заповедей, о которых девочке должна рассказать каждая мама 

Родитель чувствует себя ответственным за ребенка, и это чувство заставляет его бежать на крик малыша, удовлетворять его нужды, испытывать радость от общения с ним. При этом привязанность не зависит от нежных чувств и хорошего расположения духа. Например, в момент, когда родитель зол на своего ребенка, отрицательные эмоции могут брать верх над чувством любви. Однако если в этот же момент малыш вдруг столкнется с какой-либо опасностью, взрослый немедленно бросится ему на помощь. Это и есть привязанность. 

Главная идея теории состоит в том, чтобы малыш смог выжить в этом мире, придя к автономии из полной зависимости. Ребенок получает тепло и заботу с младенческого возраста и именно благодаря этому становится автономным. Каждый акт проявления заботы формирует в детях чувство защищенности и понимания, что все их проблемы решатся, если поблизости будет находиться «свой» взрослый. Они утешаются самим фактом нахождения рядом «своего» взрослого — того человека, который о них заботится. Благополучное развитие малыша зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится. 

При этом важно понимать, что в теории привязанности не заложена идея о том, что ребенок должен быть чрезмерно привязан к своему взрослому. Ему нужна крепкая и надежная опора, безопасные отношения, заботливые и ответственные взрослые, но не гиперопека, авторитаризм или «сдувание пылинок». Полного слияния не предполагает даже очень глубокая привязанность. Слияние говорит: «Ты не можешь без меня», а здоровая привязанность имеет другой посыл: «Я всегда с тобой, когда я нужен тебе».

  • 7 вещей, которые не должна себе позволять при ребенке ни одна мама

Задача родителей — вырастить ребенка независимым и умеющим позаботиться о себе. 

В теории привязанности также заложена идея о том, что жизнь и интересы родителей имеют не меньшую ценность, чем интересы детей. Дети — не сверхценность. Не стоит бросать любимое занятие, чтобы посвящать все время ребенку и угождать ему, важнее найти баланс, предполагающий учет интересов всех участников процесса. Взрослые имеют право жить своей жизнью, их ценности и приоритеты не должны сильно и постоянно страдать из-за наличия малышей. А дети, в свою очередь, имеют право расстраиваться и быть недовольными, как и любой другой человек. Задача родителей — помочь им это пережить, научить справляться с эмоциями, а не подавлять их.

Внимание к чувствам ребенка и участие в его переживаниях важно умело совместить со своими личными потребностями и желаниями. Не допускать отношения к себе как к средству для удовлетворения потребностей ребенка. Не допустить слияния и созависимости очень важно — ребенку из зависимого существа нужно постепенно вырасти в автономную личность с собственными интересами и ценностями. 

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Типы привязанностей

Поведение детей во многом зависит от того, какой тип привязанности у них сформирован. Экспериментальным методом были выделены следующие типы привязанностей:

  1. Избегающая. Если мать проявляет минимум заботы, в отношениях с ребенком сдержана и холодна – малыш плохо вступает в контакт с другими людьми, опасаясь столкнуться с аналогичной реакцией взрослого.
  2. Тревожно-сопротивляющаяся. Когда малыш боится оставаться без мамы. Такой пим привязанности формируется, когда родители проявляют агрессию в отношении ребенка, часто кричат на него, могут отшлепать. В дальнейшем, испытывая чувство вины, они стремятся задобрить малыша проявлением ласки, подарками и поощрениями.
  3. Надежная. Без мамы дети проявляют беспокойство, становятся тревожными, при ее появлении испытывают радость. Это самый благополучный тип привязанности.

Сформированный в раннем возрасте тип привязанности в дальнейшем оказывает большое влияние на поведение ребенка, его характер и эмоциональность.

Малыш с избегающим типом привязанности становится самостоятельным, но замкнутым. Он испытывает сложность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Ребенок с тревожным типом привязанности не знает, что ждать от окружающих людей и мира, он находится в постоянном стрессе, нервничает. В дальнейшем он пытается любыми способами доказать всему миру свою значимость.

Для гармоничного развития ребенка важно сформировать у него базовое доверие к миру и близким людям. Задача родителей обеспечить малышу безопасность, комфорт. Растить детей следует в режиме доверия, заботы, ласки и любви. Эмоциональное участие в жизни ребенка обеспечивает крепкую привязанность к близкому человеку, которая служит фундаментом доверительных отношений.

Остались вопросы – задайте их специалисту центра раннего развития «УмНяша» в Бутово. Для обратной связи используйте канал WhatsApp или звоните по телефону. Записаться на пробные занятия можно прямо на сайте.

Когда ребёнок к нам не привязан или привязан не достаточно сильно, то быть его родителями становится неимоверно трудно. И тогда:

— мы начинаем считать, что нам трудно быть родителями потому, что мы чего-то не умеем, не знаем, не достаточно образованы как родители. Нам проще признать собственное невежество, чем импотенцию. На этом нашем самообмане с удовольствием кормится издательский бизнес. Книги о том, что надо делать, чтобы ваш ребёнок вёл себя так, как вам хочется, выходят миллионными тиражами и занимают 95% рынка «литературы для родителей».

— многие родители попросту складывают руки в бессилии и самоустраняются от воспитания детей задолго до того, как те перестают в них нуждаться. Причём заметна тенденция «омоложения» детей, родители которых обьявляют их невоспитуемыми. Если раньше речь шла, в основном, о подростках, то сейчас всё чаще речь идёт о совсем маленьких детях и уже даже термин придумали для таких детей — «дети индиго». Б-р-р…

— при недостатке природной силы, для воздействия на детей, мы начинаем применять силовые методы, ищем способы психологического и физического давления.

Разница между естественной силой, которую даёт нам привязанность, и искусственными способами давления на ребёнка огромна.

Когда есть привязанность, нам не надо бравировать нашей силой и ресурсами, послушание ощущается ребёнком, как естественное состояние, и не унижет его чувство собственного достоинства, ребёнок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а мы сами ЗАБОТИМСЯ о ребёнке, а не утверждаем свою власть НАД ним.

Заключение: родителям надо работать над привязанностью, чтобы привязанность могла работать на них.

Продолжение следует…

Смотрите также: открытый урок «Границы в жизни ребёнка» с Ольгой Писарик Цикл онлайн-лекций Ольги Писарик «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл» Бесплатная онлайн-лекция Ольги Писарик «Будь собой или как помочь ребенку реализовать себя»

Источник

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. С мальчиком необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Обидчивость. Ребенок часто обижается и плачет

В большинстве случаев повышенная обидчивость ребенка имеет вполне определенные причины (психологические или медицинские) и довольно легко корректируется или лечится.

Когда ребенок часто плачет и обижается на своих родителей или окружающих людей, в большинстве случаев, это говорит о том, что таким образом он привлекает внимание к себе и к своим проблемам. Плач сам по себе, как физиологическое явление был создан природой для привлечения внимания сородичей еще в то время, когда человек жил в первобытных племенах. Детская обида, как социальное явление, также является демонстрацией своих чувств для окружающих, с помощью этого ребенок сообщает о том, что ему плохо и что ему нужна помощь взрослых.

Область истинного беспокойства ребенка может быть совершенно не связанной с тематикой возникающих детских обид и капризов. Когда ребенок плачет, он тем самым сигнализирует нам о своих проблемах и трудностях, самым удобным и приемлемым для себя способом – через свои слезы и обиды.

Также, плач ребенка и излишняя обидчивость может быть вариантом манипуляции над окружающими, при условии наглядных примеров таких действий со стороны взрослых, либо со стороны других детей. Это может происходить и в собственной семье и в детском саду, школе, либо во взаимоотношениях с друзьями и их родителями. Ребенок может скопировать такую схему поведения, и если она хотя бы раз принесет нужный ему результат, то эта схема закрепится, и будет использоваться им в дальнейшем. Поскольку дети находятся в состоянии непрерывного развития и формирования навыков, в том числе наработки стереотипов своего поведения, они неизбежно будут пробовать для себя различные способы и реакции. Это совершенно естественный процесс, который просто невозможно запретить или избежать. Можно лишь правильно реагировать, не подкрепляя нежелательные линии поведения и корректировать как можно раньше, если возникли ситуации подобной манипуляции.

Но, порой, частая обидчивость и плач ребенка могут быть следствием повышенной истощаемости и утомляемости нервной системы, в т.ч. на фоне хронических болезней и инфекций, либо из-за повышенного внутричерепного давления, перенесенной родовой внутричерепной травмы или других проблем.

В любом случае, необходимо точно определить в какой из областей лежит данная проблема: в поведенческой (психологической), либо в медицинской. Для этого, в первую очередь, мы советуем посетить консультацию детского психолога вместе с ребенком и членами семьи. На встрече психолог поинтересуется историей рождения ребенка, спросит, как проходило его развитие, узнает о личностных особенностях и чертах характера, проведет игровые тесты.

Если психолог увидит, что здесь может быть затронута не только поведенческая, но и медицинская сфера, то он порекомендует обратиться к неврологу. Для наиболее быстрого и точного определения источника проблемы, к Вашим услугам медицинский консилиум с участием двух или трех врачей, психолога, невролога и психоневролога.

Дошкольник 4-лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  • Дистанцирование от взрослого – расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  • Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  • Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  • Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.
  • Реклама

    Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

    Процесс воспитания и формирование личности ребенка

    Более широким понятием, чем воспитание, является понятие формирование личности. Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович).

    Важно подчеркнуть, что на формирование личности человека влияют разные факторы, взаимосвязанные и взаимообусловленные: 1) общественное бытие и сознание, утвердившееся в стране; 2) специфические особенности производства, быта, культуры и природы населенного пункта и географического региона в целом, в котором живет и развивается человек; 3) семья, в которой он родился и воспитывается; 4) среда неформального общения: соседи, друзья, знакомые и т.д. 5) общественное воспитание в разных внешкольных учреждениях (спортшколы, кружки и т.п.); 6) школа, в которой учится и воспитывается ученик.

    Отметим, что указанные факторы оказывают на ребенка свое влияние не прямо и непосредственно, а лишь преломляясь через внутренние условия самой личности школьника (психические особенности, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

    Таким образом, в процессе жизни идет формирование личности человека, требования общества связаны с непрерывным процессом социализации, воспитание же выступает как некоторый механизм управления данными процессами, но не является определяющим в развитии личности конкретного человека. Мы никогда не может с точностью предсказать итог нашего воспитания.

    Процесс формирования личности связан с действием стихийных механизмов. Эти механизмы человек не всегда осознает и, следовательно, ими не управляет. Они действуют наиболее активно в детстве, хотя и в подростковом возрасте продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения». Стихийные механизмы формирования личности действуют в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении, отмечается Ю.Б. Гиппенрейтер (1996, ). Этой потребности последнее время придается все большее значение.

    Именно взрослым, воспитывающим детей необходимо учитывать действие этих механизмов.

    Первый механизм — сдвиг мотива на цель. В первые годы жизни воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. У ребенка существует потребность быть с матерью, играть с ней, искать у нее защиты, но у него нет никаких непосредственных побуждений быть аккуратным, вежливым, сдерживать себя и т.п. Однако мать ласково и настойчиво этого требует и эти требования для ребенка освещены личностным смыслом. Первоначально он выполняет требования, чтобы испытывать радость — общение с матерью. Но со временем его правильные действия сами по себе доставляют ему радость. Таким образом, ребенок сначала выполнял правильное действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Затем это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом). Важно подчеркнуть, что этот механизм работает только в том случае, если цель длительно и стойко насыщалась положительными эмоциями. Если же общение со взрослым безрадостно, то механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

    По мере взросления ребенка расширяется круг его социальных контактов. И социальные мотивы признания, принятия, утверждения порождают новые мотивы, связанные с приобретением навыков, знаний, мастерства, а затем и идеальных мотивов — стремление к Истине, Справедливости, Красоте и т.п.

    Второй стихийный механизм формирования личности — механизм идентификации. Прежде всего, дети начинают подражать своим родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежда, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей — их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. Характерной особенностью этого процесса является то, что он происходит независимо от сознания ребенка и также не контролируется в полной мере родителями.

    Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) в «Лекциях о воспитании детей» писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. . А если вы дома грубы или хвастливы. вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо. » (,1977, ).

    На более поздних возрастных стадиях расширяется круг лиц, из которых выбирается объект идентификации. Это может быть сверстник, знакомый взрослый, учитель, литературный или кино герой.

    Третий механизм — принятие и освоение социальных ролей. Занимая определенную позицию среди окружающих его людей, человек должен выполнять социальную роль, т.е. осуществлять те действия, которых от него ожидают окружающие. В своей жизни человек задействован в разных ролях. Освоение все новых социальных ролей влияет на формирование личности: появляются новые мотивы, видоизменяются системы взглядов, ценностей, отношений. Именно в семье у ребенка могут появиться такие социально-психологические роли, как «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек» и т.д.

    Взрослый человек, анализируя роль различных воздействующих на ребенка факторов, осмысливая действие стихийных механизмов формирования личности, может более оптимально создавать условия развития для ребенка, сознательно выстраивать наиболее подходящую систему отношений.

    История

    Теория привязанности была первоначально разработана британским психоаналитиком Джоном Боулби. Он стремился понять, почему младенцы испытывают сильные переживания, когда их отделяют от родителей. И заметил, что разлученные младенцы, чтобы восстановить контакт с отсутствующим взрослым идут на различные действия, такие как плач, лихорадочный поиск, цепляние руками за различные предметы. В то время как остальные психоаналитики утверждали, что такое поведение было выражением незрелых механизмов защиты, действующих для подавления эмоциональной боли, Боулби отмечал, что подобные проявления – эволюционная функция.

    Основываясь на эволюционной теории, Боулби предположил, что такие реакции являются адаптивным ответом на отделение от первичной фигуры привязанности – человека, оказывающего поддержку, защиту и заботу. Он утверждал, что в ходе эволюции младенцы, поддерживающие близкий контакт с родителем, с большей вероятностью доживали до репродуктивного возраста.

    Послесловие

    Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.

    Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.

    Что делать?

    Как правильно установить надежную здоровую привязанность ребёнок – взрослый:

    1. До года постоянный уход имеющего значение взрослого.
    2. Внимательное отношение к поведению и плачу новорождённого.
    3. Обеспечение познания и чувственного восприятия мира не только с помощью игр и игрушек, но и с помощью похвалы и поддержки.
    4. Зрительный и телесный контакт, общение.
    5. Успокоить, пожалеть, прижав к себе или побаюкать.
    6. Любить ребёнка таким, какой он есть.
    7. Не пугать малыша расставанием, не стыдить за то, что боится отпустить маму.
    8. Больше обнимать и ласкать, чаще говорить о своей любви.
    9. Чаще просить помощи, показывая свою зависимость от маленького помощника.
    10. Научиться получать приглашение в личный мир ребёнка.
    11. При расставании говорить не о разлуке, а о делах после встречи.
    Что делать?