Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Не воспитание, а испытание — капризный ребенок

Любая мама, воспитывающая ребенка, проходила через разные жизненные ситуации, вызывающие сложности, но почти каждый родитель подтвердит – двухлетний возраст малыша является чуть ли не самым сложным. Как правило, именно в этот период даже самый положительный и жизнерадостный малыш внезапно становится настоящим маленьким тираном, который не дает покоя маме и папе постоянными криками и беспричинными капризами.

Внешние проявления детской истерии

Основанный на эмоциональном фоне, вопрос истерики двухлетних малышей заботит детских психологов уже довольно давно. Зачастую приступ сопровождается агрессией и другими проявлениями:

  • беспричинным раздражением;
  • отчаянием;
  • гневом;
  • громким плачем;
  • истеричными криками.
Внешние проявления детской истерии

Кроме того, в процессе истерики ребенок перестает контролировать моторику своего тела, в результате чего родители сталкиваются с так называемым «истерическим мостиком», когда малыш сильно выгибается назад во время крика.

Одним из самых страшных проявлений истерики является желание крохи биться головой об твердые предметы. В это время ребенок совсем не испытывает боли, что является очень опасным, поскольку в забытье малыш может себе что-нибудь повредить и не заметить этого.

Некоторые родители ошибочно принимают детские истерики за обычное непослушание. Сходства действительно есть, потому что ребенок начинает демонстративно лежать на полу, колотить ногами и руками окружающих его людей, швырять вещи и ломать всё, что попадает под руку. Малыш становится очень капризным, без всякого повода отказывается от пищи и предъявляет требования, которые кажутся неосуществимыми. Если такие ситуации проявляются часто, то родители должны проявить беспокойство и отвести любимое чадо к невропатологу для консультации.

Внешние проявления детской истерии

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

консультирует педиатр в медицинского центра «Онни»

Как сделать так, чтобы ребенок хорошо спал и давал выспаться родителям  –  это актуальный вопрос, волнующий почти всех родителей. Действительно нарушения сна у ребенка могут не только быть признаками проблем со здоровьем, но и сами служить причиной расстройств здоровья у родителей.

Один из самых ценных моментов для родителей — посмотреть на своего новорожденного малыша, который мирно спит. Ценность сна может быть измерена той энергией счастья, которую дает ребенок родителям днем. Сон является жизненно важной частью роста и развития тела и психики малыша. Проблемы с поведением или развитием могут возникнуть, когда ребенок плохо спит. Проблемы со сном ребенка, ночные пробуждения и бесконечные «укладывания» ребенка могут превратить жизнь всей семьи в кошмар, полный бессонных ночей и нежелательных последствий стресса.

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Родители должны с одной стороны – физически обеспечить ребенку возможность нормально спать, с другой стороны – психологически привить ребенку умение засыпать и поддерживать здоровый сон,  которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.

В этой статье мы рассмотрим нарушения сна у детей, которые не являются следствием других заболеваний или расстройств, а вызваны лишь возрастными и поведенческими причинами.

Разберемся в ситуации

Для начала отметим: грудничок плачет или капризничает всегда вполне естественным причинам. Голод, некомфортные условия, зачесалась ручка, промокли штанишки, что-то болит и малыш зовет на помощь.

Но ваше чадо растет, его потребности увеличиваются. Поэтому появляются первые капризы. Психологи уже давно выяснили, что виной тому – кризисы разных периодов жизни.

Выделяют три кризных периода:

  • Кризис первого года

Ребенок вместе с первыми шагами начинает проявлять самостоятельность, ведь его возможности растут. Кроха может бурно реагировать на непонимание близких, даже бросаться в истерику;

  • Кризис в три года
Разберемся в ситуации

Называется по-другому «Я сам». Малыш осознает себя как отдельную личность, старается все делать по-своему: сам кушает, куда-то идет, пытается построить свои отношения с родителями. Любые «нет», которые противоречат его «установкам», может воспринимать очень бурно: постоянно психует по любым поводам, капризничает, «устраивает концерты».

  • Кризис школьника

С 7 лет начинается сложный период в жизни маленького человека и его семьи. Меняются ценности, внутренний мир, появляются новые переживания, идеи, часто не совпадающие с принципами родителей.

Поведение ребенка приобретает такие черты: конфликтность, капризность, он бурно реагирует на замечания мамы или папы, часто противоречит и спорит.

Иногда малыш капризничает просто потому, что устал. Насыщенный день, новые впечатления – и вот уже глаза на мокром месте и прочие «прелести» поведения.

Почему младенец не спит в дневное время?

Почему новорожденный не хочет спать днем либо просыпается каждый час? Причин может быть несколько:

  • дискомфорт в животике;
  • новорожденный голоден;
  • мешает мокрый подгузник;
  • неподходящая температура воздуха;
  • неудобная одежда;
  • хорошо выспался ночью.

Если малютка плохо засыпает или вообще не хочет спать днем, еще и капризничает, стоит обратить на это внимание. Дело в том, что подобное поведение может быть вызвано психическим либо физическим расстройством.

Питание малыша

В маленьком организме происходит непрерывное формирование пищеварительной системы, которое может вызывать дискомфорт и даже болезненные ощущения. Это могут быть колики, рези в животике — и грудничок плохо спит. Если причина отсутствия сна именно в этой проблеме, следует пересмотреть рацион питания малыша.

Важно! Не забывайте после кормления держать малыша в вертикальном положении минимум 10 минут, чтобы из пищевода вышел воздух.

Часто новорожденный просто не наедается, особенно, искусственник. От голода он и просыпается часто, либо его трудно уложить спать. В этом случае мама должна сделать анализ грудного молока, чтобы проверить количество питательных веществ. Также недоедание может быть вызвано недостаточной лактацией. Новорожденный прилагает большие усилия, чтобы получить молочко, и от усталости засыпает. Мама думает, что он наелся, и укладывает спать. Но через час малыш просыпается и начинает плакать!

Окружающая среда

Мокрый подгузник и неподходящий микроклимат в комнате тоже могут стать причинами того, что новорожденный часто просыпается днем либо его невозможно уложить. Маленькому организму трудно приспособиться к новой среде обитания, это может стать основой капризов и бессонницы.

Неудобная одежда тоже может стать причиной того, что малыш часто просыпается днем и ночью. Старайтесь покупать не модные распашонки и ползунки, а удобные для маленького тельца. Иногда рубашки малышам шьют из старого мягкого хлопка, шов должен быть наружным.

Если малыша трудно уложить спать днем, при этом никаких капризов не наблюдается, значит, он нормально высыпается ночью. Сон младенцев отличается от сна взрослого человека тем, что в нем преобладает быстрая фаза. Вот и получается: вздремнул кроха 10 минут — и больше спать не собирается!

Важно! Чтобы отрегулировать дневной сон, старайтесь больше гулять на улице и занимать малыша различными играми. Тогда у него возникнет потребность в отдыхе.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!», происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Слабость у дошкольников и школьников

По мере взросления иммунитет ребенка укрепляется, хотя он и продолжает болеть инфекционными заболеваниями, вызывающими слабость и общее недомогание. Также в это время подрастающий малыш более плотно контактирует с окружающим миром и начинает копировать привычки взрослых, интересоваться творчеством, книгами, компьютерными играми, а затем идет в садик и школу. Все это повышает риск возникновения утомляемости по различным причинам.

Именно у дошкольников и школьников внезапная слабость вызывает наибольшие опасения родителей, так как провоцирует разительные изменения в поведении. Ее появление может быть обусловлено как действием естественных причин, так и развитием ряда различных заболеваний.

Слабость у дошкольников и школьников

Поэтому при повышенной утомляемости ребенка родителям следует в первую очередь проанализировать события последних дней и поискать причины слабости в них. Если же на ум ничего не приходит, следует обратиться к врачу. Специалист осмотрит ребенка и сможет понять, что вызвало слабость, определить тяжесть состояния и подобрать оптимальное лечение.

Схема прорезывания зубов у детей

Если говорить о порядке прорезывания зубов у детей, то тут все понятно. Самые первые режутся два центральных резца снизу, вылезти они могут как в паре, так и друг за другом. Затем прорезываются центральные верхние резцы. Следующие – по два нижних и верхних боковых. У большинства детей старше одного года есть по четыре передних зуба сверху и снизу.

После резцов прорезываются клыки, но они уступают свои места для коренных зубов, поэтому на их месте временно будут пробелы. Затем вырастают клыки и остальные коренные зубы. К возрасту трех лет общее количество зубов, включая резцы, клыки и моляры, становится равным двадцати. Точных сроков нет, все индивидуально, это число зубов уже может быть и в два года. Начинают же они расти с трехмесячного возраста, если брать усредненно, то это происходит в восемь месяцев. Считается, что если первый зуб прорезался позже, то и выпадение молочных зубов начнется позже. Важно знать, что до достижения годовалого возраста у малыша должен появиться хотя бы один зуб, в противном случае стоит обследовать ребенка на наличие рахита, гипертериоза и других заболеваний.

Зачастую первый зуб растет в паре, так может быть и с остальными, бывает, что режутся сразу 4 зуба. Конечно в таком случае сроки прорезывания сокращаются. Порядок появления зубов может тоже отличаться, не стоит волноваться, все в данном случае очень индивидуально и идет в соответствии с задумкой природы.

Кризис лет

Научитесь правильно спорить с ребёнком

Ситуация: милый и сладкий крошка превратился в монстра, который закатывает скандал по любому поводу. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.

Что происходит на самом деле: это наступил кризис негативизма. Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.

В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. Но критическое мышление ещё не развито, он не видит сложности ситуации и всех обстоятельств. В отличие от родителей, которые уже накопили определённый опыт и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет.

Чего не надо делать: звать «злого дядю, который тебя унесёт» или грозить оставить одного. Ребёнок всерьёз верит словам родителя. Для него остаться одному равносильно смертному приговору. Не нужно также бить ребёнка. Так родитель агрессивным способом запускает реакцию следования, а малыш ничему не учится.

А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком образ родителя как источника защиты и заботы будет разрушаться.

Что лучше сделать: запомнить, что ребёнок ничего не делает назло. Ему делать назло ещё очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.

Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Так ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.

Если наказывать ребёнка за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, он не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».

Больше утешайте, а не воспитывайте

Ситуация: у ребёнка не получилось собрать пирамидку. Он вдруг расплакался и полез к вам на руки. «Вот так и вырастают хлюпики, надо отучить его чуть что бежать к маме», — может подумать взрослый.

Кризис лет

Что происходит на самом деле: малыш ищет утешения, фактически возвращаясь на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.

Unsplash / Jor­dan Whitt

Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.

Чего не нужно делать: проявлять равнодушие, стыдить, ругать, угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.

Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.

Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.

Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы. Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.

Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости.

Что лучше сделать: утешайте, обнимайте и принимайте чувства ребёнка, чтобы он учился справляться с жизнью. Помогите ему прожить стресс и выходить из него, а не глотать. Пусть ребёнок плачет, боится и протестует. С заботливыми родителями, которые понимают его чувства, он научится принимать несовершенства мира.

IV. Заключение

Если вам, доро­гие роди­тели, дей­стви­тельно хочется помочь малышу изба­виться от капри­зов, под­дер­жать его на слож­ном пути ста­нов­ле­ния лич­но­сти, зна­чит, чаще смот­рите на мир его гла­зами, чтобы понять, какими он видит окру­жа­ю­щую его семью, вас, себя. И мно­гие из нере­шен­ных про­блем ста­нут более понят­ными, вы изба­ви­тесь от труд­но­стей в воспитании.

Помните, что хоро­шее или пло­хое пове­де­ние ребенка – это резуль­тат его внут­рен­ней актив­но­сти. И в том, чтобы резуль­тат этот был только хоро­шим, вы должны ему помочь.

Если рядом истерит чужой ребенок

Мне часто задают вопрос том, как себя вести, когда рядом с вами другие родители не справляются со своим ребенком в истерике.

В этой ситуации можно присоединиться и помочь, но не ребенку, а маме или папе. Спросить: «Я вижу, что вам плохо, что ваш ребенок сейчас плачет. Я могу помочь? Может быть, сумки поднести?». Если вы налетите со словами: «Как ты смеешь шлепать ребенка», велики шансы, что дома этого ребенка отшлепают в четыре раза больше.

Советы по обеспечению здорового сна младенца

Следующие советы помогут обеспечить грудничку здоровый отдых:

  1. Родителям важно соблюдать режим дня. Необходимо, чтобы грудничок спал, бодрствовал и кушал примерно в одно и то же время.
  2. Следует поддерживать оптимальную температуру воздуха. В период жары приоткрывать окно. Осенью и зимой перед сном хорошо проветривать комнату.
  3. Младенческая кроватка не должна находиться на сквозняке.
  4. Нельзя допускать, чтобы малыш спал в одной кроватке с родителями. Это не поощряется большинством педиатров.
  5. Не следует допускать излишнего дневного сна младенца, иначе он не будет хорошо спать ночью.
  6. Следует оптимизировать время кормления младенца ночью. В первые 3 месяца жизни достаточно одного или двух кормлений. До полугодовалого возраста достаточно одного приема пищи за ночь. Дальше грудничок биологически не нуждается в ночном кормлении.
  7. Нужно, чтобы днем малыш достаточно спал на свежем воздухе. Следует поощрять подвижные игры и активное познание мира.
  8. Хорошо успокаивает на ночь купание в ванночке. В воду можно добавить отвар ромашки или мяты.

Советы по обеспечению здорового сна младенца

Купание ребенка в ванночке

  1. У ребенка должен быть качественный одноразовый подгузник.

Врачи не советуют игнорировать младенческий плач. К грудничку нужно подойти, взять его на руки, приласкать. При болевом синдроме принять меры по его устранению. Когда ребенок соскучился, нужно побыть с ним или дать ему возможность заснуть на руках.

Как помочь ребенку

В первую очередь следует постараться организовать быт ребенка так, чтобы у него не было нервных перегрузок. Если стал нервный ребенок, симптомы будут видны сразу. Это участившиеся вспышки ярости. Когда эти вспышки становятся слишком частыми, то ни к чему хорошему они не приведут. Если вы что-то запрещаете ребенку или заставляете его делать что-то, что ему не очень приятно, то постарайтесь проявить как можно больше мягкости. Не стремитесь держать ребенка в жестких рамках. Пытаясь защитить себя, ребенок станет устраивать истерики регулярно.

Иногда родители надеются улучшить состояние ребенка, самостоятельно давая ему успокоительные лекарства. Причем препараты они «назначают» сами по совету родственников и знакомых. Делать это категорически не рекомендуется. Только врач может назначать успокоительные для детей. 2 года – это возраст, в котором ребенок еще крайне уязвим, бесконтрольным употреблением лекарств можно навредить ему.

Если у малыша началась истерика, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не нанес себе вреда. Во время истерики психическое состояние ребенка такое, что он может не помнить, что натворил, пока буйствовал. Чтобы он не покалечил себя, постарайтесь аккуратно его удерживать. Придя в себя, он увидит, что вы рядом с ним и устроенный им скандал ничего не изменил. Вскоре он расслабится и заснет у вас на руках. Маленькое чудовище превратится в малыша, который нуждается в ласке и утешении. Ведь это совсем еще маленький ребенок (2 года). Часто психует и капризничает, но при этом отчаянно нуждается в вашей любви, ласке и утешении.

Есть дети, которые абсолютно не переносят, когда во время истерических приступов их пытаются удерживать. Это только усугубляет истерику. В таком случае не применяйте силу. Просто постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда. Для этого уберите с его пути все бьющиеся и легко ломающиеся предметы.

Не пытайтесь что-то доказывать ребенку, охваченному истерикой. Пока приступ не пройдет, на него не подействует ровным счетом ничего. Если ребенок в истерике, не кричите на него. Толку не будет все равно. Некоторые родители, пытаясь привести ребенка в чувство, начинают его бить. Обычно это не только не успокаивает его, а наоборот, заставляет кричать еще громче. Кроме того, можно не рассчитать силы и покалечить малыша.

Не пытайтесь что-то объяснять орущему ребенку. В состоянии крайнего раздражения даже взрослый плохо поддается уговорам. А что уж говорить о двухлетнем ребенке. После того как он успокоится, не начинайте разговор первыми. Многие дети воспринимают это как уступку, и вопли могут начаться с удвоенной силой.

Лучше дождитесь, пока ребенок сам не подойдет к вам. Если он подошел к вам, обнимите его, приласкайте и ведите себя так, как будто ничего не случилось.

Часто родители приходят в ужас при мысли о том, что их ребенок «закатит концерт» на людях. Они готовы идти на любые уступки, лишь бы у него не было истерики. Такая практика приводит к совершенно противоположным результатам. Дети очень наблюдательны и прекрасно знают, как можно манипулировать родителями. Не стоит удивляться, если истерики у ребенка начнут случаться регулярно и в самых неподходящих местах.

Дайте понять малышу, что истериками он ровным счетом ничего не добьется от вас. Если он пришел в ярость из-за того, что вы запрещали ему лазить на высокую лестницу, не позволяйте этого и после того, как он успокоится. Если до начала истерики вы планировали идти с ним на прогулку, идите, как только наступит тишина, и ни о чем не напоминайте ребенку.

Большинство детских истерик рассчитаны на наличие зрителей. Стоит уйти в другую комнату, как крики чудесным образом прекращаются. Иногда можно наблюдать довольно забавную картину: ребенок изо всех кричит, катается по полу. Как только он обнаруживает, что поблизости никого нет, он замолкает, потом подходит поближе к родителям и начинает свой «концерт» снова.