Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Нейропсихолог. Как отличить специалиста от шарлатана

Шум в голове – симптом, встречающийся у 10-15 % населения. Человек слышит звуки при отсутствии источника раздражения. Шум слышит только сам индивид. Пациенты мучаются годами, поскольку адекватного решения проблемы не получают. Тиннитус нарушает привычный уклад жизни, влияет на трудоспособность, затрудняет внимание, ухудшает сон. В некоторых случаях отсутствие своевременной помощи приводит к инвалидизации.

Симптомы

Головные боли у малышей первых месяцев и первого года жизни вызываются теми же причинами, что у людей других возрастов. Это может быть артериальное или внутричерепное давление, патологии нервной системы, органов слуха, зрения, сосудистые нарушения, мышечные зажимы, кривошея, гипоксия, опухоли.

Но чаще всего головная боль у детей не связана с патологиями, а является первичной. Голова может болеть у крохи из-за того, что он не выспался, в комнате душно, при прорезании зубов, при отравлении. В любом случае головная боль — лишь симптом, а не болезнь.

Конечно, грудничок не пожалуется маме словами и не покажет пальчиком, где у него болит, но он постарается всем своим поведением показать, что ему некомфортно и неприятно. Родителям нужно лишь правильно расшифровать эти поведенческие сигналы.

В первую очередь цефалгия у малыша проявляется плачем. Но плакать дети могут и по другим причинам — от голода до скуки. Поэтому важно обратить внимание на характер рыданий. Малыш, который испытывает болевые ощущения в области головы, плачет громко, плач затяжной.

Если крохе уже есть 2–3 месяца, он может тянуть к головке ручки, а дети постарше начинают при приступах цефалгии дёргать себя за волосы, тереть лицо, царапать его. У грудного малыша при болевых ощущениям меняется поведение — сон может исчезнуть либо будет коротким (по 15 минут и чуть более), прерывистым. Кушает ребёнок с головной болью неохотно, сосательный рефлекс ослаблен. Есть и другая крайность — избыточная сонливость, но такое состояние, скорее, указывает на менингит или более опасный энцефалит.

Зачем узнавать, кто сделал порчу

В жизни бывают периоды, когда практически во всех сферах преследуют неудачи. В большинстве случаев проблемы провоцируются нами самими. Стоит лишь последовательно разобраться с накопившимися трудностями, и жизнь налаживается. Но иногда неудачи появляются буквально ниоткуда. Такие ситуации обычно вызывают много удивления и вопросов. Тогда можно подумать о магическом воздействии.

Можно ли узнать, кто сделал на вас порчу? Это осуществляется при помощи ответной магии. Определенные обряды помогают выявить пол и имя недоброжелателя. Часто бывает, что после совершения такого ритуала этот человек сам попадается вам на улице или даже приходит домой.

Поняв, что причина невзгод – порча, каждый захочет узнать, кто же сделал такое злодейство. Кто-то захочет отомстить врагу, кто-то просто прекратит общение с недоброжелателем. Возможно, вам будет важно понять, чем вы «заслужили» порчу.

Хотим вас предупредить, что месть обидчику может навредить вам еще больше. Идти против мага – опасное и неэффективное занятие. На совершившем порчу человеке может стоять мощная защита, тогда любое обратное воздействие отразится от него и обратится в вашу сторону.

Наиболее результативный способ в борьбе с порчей – всячески отдалиться от недоброжелателя, прекратив все контакты. Не стоит рассказывать об истинной причине разрыва отношений, ни в коем случае не просите извинений за содеянное.

Чем дольше вы пребываете рядом с вашим врагом и общаетесь с ним, тем сильнее будет действовать порча.

Как поступить? Для начала – узнать, кто сделал порчу. Вместе с этим вам понадобится оградиться от этого человека. В дополнение можно поставить на себя магическую защиту.

Движение за признание голосов

В 1987 году голландский психиатр Мариус Ромм работал с пациенткой по имени Пэтси Хейдж, которая слышала враждебные голоса. Сначала Ромм отказывался обсуждать с ней содержание галлюцинаций — как и большинство психиатров, он считал, что это сделает их лишь сильнее. Но Хейдж настаивала, что голоса — это не просто симптом болезни, что они что-то означают. Вместе они обнаружили, что самый главный голос напоминал Хейдж голос ее матери. Они пришли к выводу, что галлюцинации были связаны со строгим воспитанием и неспособностью выражать свои эмоции. После этого девушка начала поправляться.

Вскоре Ромм и Хейдж провели на голландском телевидении передачу, посвященную слуховым галлюцинациям.

Более 450 человек позвонили в студию, чтобы рассказать о своем опыте жизни с голосами. Так появилось движение Hearing Voices — международная сеть терапевтических групп, участники которых отстаивают альтернативный подход к слуховым галлюцинациям.

Они считают, что голоса нужно не отвергать и подавлять, а слушать, принимать и пытаться выстроить с ними доброжелательные отношения.

Это сильно расходится с традиционной медицинской моделью, в которой человек, разговаривающий со своими голосами, — эталон психа. Несмотря на почти радикальную направленность, движение получило поддержку среди многих психологов и психиатров по всему миру. Отделения Hearing Voices существуют в более 35 стран, включая Великобританию, Францию, Канаду и США.

Элеанор Лонгден после выздоровления сама стала психиатром и известным активистом движения за признание голосов. Она считает свои галлюцинации не случайным симптомом болезни, а источником понимания сложных эмоциональных проблем.

Главный вопрос психиатрии, по ее мнению, — не что с вами не так, а что с вами произошло. Голоса нужно воспринимать как забытую и отвергнутую часть своей личности. Узнавать больше о своих голосах — значит больше узнавать о самом себе.

Современные исследования показывают, что психологическая травма и галлюцинации связаны между собой сильнее, чем курение и рак легких. У тех, кто несколько раз в жизни пережил сексуальное насилие и другой травматический опыт, вероятность развития психоза увеличивается более чем в 50 раз. Галлюцинации при шизофрении и посттравматическом расстройстве могут быть одинаковыми, поэтому психиатры часто ошибаются с диагнозом. Вместо психотерапии они назначают антипсихотики, которые в этих случаях почти бесполезны.

Противоположная стратегия, которую предлагает Hearing Voices — слушать голоса и воспринимать даже самые злобные из них как часть самого себя, — многим действительно помогает вернуть психическое равновесие. Участники организации часто рассказывают одну и ту же историю: сначала голоса были враждебными и вгоняли меня в ужас, но как только я решил с ними взаимодействовать, они стали более управляемыми, иногда даже полезными. Например, они советуют вовремя ложиться спать или питаться здоровой едой. Голос становится своего рода воображаемым другом, который всегда рядом.

Но у этого движения есть и немало критиков. Некоторые из них считают, что активисты отвергают научные знания, преуменьшая значимость исследований психиатров-ученых.

Другие опасаются, что терапевтические группы подталкивают людей к отказу от приема медикаментов. Они утверждают, что движение привлекает слишком много внимания к принятию голосов, вместо того чтобы решать проблему, которая их спровоцировала.

Главная цель активистов — устранить стигму, связанную с психиатрическими заболеваниями. Они хотят создать будущее, в котором любой человек сможет идти по улице, разговаривать со своими голосами, и при этом никто не сочтет его ненормальным.

Раньше гомосексуальность тоже считалась болезнью, но теперь мы знаем, что всё дело в общественных установках и стереотипах. Голоса не всегда приводят к страданию и агрессии: многие люди могут научиться жить со своими голосами и не причинять никому вреда. «Слышать голоса — это естественная, хоть и необычная вариация человеческого опыта», — сказано в манифесте организации. Странно, но теперь многие психологи и психиатры почти готовы с этим согласиться.

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Первое. Подойдите к окну и прислонитесь к нему лбом. Поскольку стекло холодное, держать лоб в таком положении дольше одной — двух минут не рекомендуется. Применение холода является неплохим обезболивающим средством.

Второе.

  • Возьмите свежее куриное яйцо, обмойте его с моющим средством.
  • Пару минут подержите в ладошках.
  • Начните катать его по всей поверхности головы, пока не почувствуете значительное облегчение (минут 5).
  • Затем осторожно, чтобы не повредить желток, разбейте яйцо в стакан с холодной водой и посмотрите, сколько в нем появилось пузырьков, нитей, вкраплений.

А происходит это потому, что яйцо — живой организм с зародышем, имеющим собственное биополе. При взаимодействии с вашим биополем оно впитывает в себя отрицательную энергетику. Не зря ведь в народе издревле таким способом снимают сглаз и порчу. Причем чем хуже выглядит яйцо, тем больше негативных энергий оно забрало на себя из вашего биополя. Не верите — сделайте и проверьте!

Третье. Действием, как в предыдущем случае, отличаются любые природные средства. Возьмите натуральную шерстяную ткань (или кусок меха), вырежьте из нее полоску шириной 7 см. Такой длины, чтобы она покрывала лоб и закрывала виски. Прилягте, положите полоску на лоб.

Четвертое. Исцеляющим и обезболивающим действием обладают деревья. Осмотритесь и выберите дерево, которое вам приглянулось (ваше подсознание само подскажет, какое вам поможет). Подойдите к нему, обнимите и от души попросите помощи. Постойте, расслабившись, до облегчения вашего состояния. Затем отойдите, с поклоном поблагодарите дерево за помощь.

Таким образом вы можете постепенно исцелять любые болезни. Для определения своего дерева-покровителя воспользуйтесь гороскопом друидов.

ТРАВЯНЫЕ ЧАИ И НАСТОИ

Если вы задаетесь вопросом, что выпить от головной боли — обратитесь к травам. Настои и чаи из них прекрасно очищают, укрепляют кровеносные сосуды головного мозга, снимают спазмы и болевой синдром. Можете воспользоваться тибетским растительным сбором.

1. О том, что валериана справляется с мигренями, известно с давних пор. Но наибольший эффект она оказывает в том случае, если вы приготовите средство самостоятельно.

  • Вам понадобится большая щепоть сухого корня валерианы, залитая стаканом кипятка.
  • Состав ставим на водяную баню, греем не менее 20 минут.
  • Снимаем с плиты, даем настояться час.
  • Процеживаем и добавляем кипятка, чтобы объем настоя составил 200 мл.
  • Принимается настой трижды в день незадолго до еды по одной столовой ложке.

Стоит отметить, что лечение помогает справиться с постоянной болью не сразу, а постепенно. Поэтому принимать настой нужно около недели.

2. Заварите две щепотки бузины лекарственной в стакане кипятка, дайте хорошо ей настояться (30-40 минут). Пейте настой не более трех раз в день по 50 мл.

3. Возьмите маленькую горсточку лугового ситца, залейте 300 мл кипятка. Дайте настояться на протяжении часа, затем можете принимать по 100 мл три раза в день вприкуску с медом.

4. При сильных болях поможет корица: 2 грамма порошка корицы заварить 250 мл кипятка. Настоять в течение 30 минут с добавлением чайной ложки сахара. Начинаем пить по глотку каждые два — три часа. Способ помогает в короткий срок справиться с проблемой.

5. Заварите цикорий, дайте ему немного настояться, затем добавьте свежесрезанный измельченный лист алоэ. Пусть смесь постоит пару часов, после чего можете выпить половину стакана. Народная медицина утверждает, что средство должно помочь избавить от головной боли с одного раза.

6. Возьмите половину чайной ложку сухой полыни обыкновенной, залейте стаканом кипятка и оставьте настаиваться 40 минут. После процедите и пейте по пятой части стакана трижды в сутки.

НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

  1. Скушайте 12 орешков миндаля. Данный способ помогает не всегда, но опробовать его все же стоит.
  2. Сухой, растертый в порошок, имбирь принимайте трижды в день по 0,5 г. Также поможет прием имбирной настойки.
  3. Когда голова болит с изменениями погодных условий, целители рекомендуется пить капустный сок: по 100 мл однократно вечером перед сном на протяжении 3-4 дней.
  4. Неплохо помогает сок земляники, черной смородины, малины. Само собой, он должен быть свежим и натуральным, а не из магазинного пакета. Пить по маленькой рюмочке трижды в день до того момента, пока болевой синдром не пройдет.
  5. Этот рецепт пришел к нам из европейских стран. Смысл таков: картофелину вместе с кожурой натереть на терке, сварить. Отжать жидкость, добавить ложку молока. Затем теплый картофель накладываем на ткань или марлю толстым слоем. Получившуюся повязку переносим на волосы, укрываем банной шапочкой, утепляем и держим час. Процедуру проводят на протяжении недели. Как уверяют опробовавшие процедуру, недуг уходит навсегда, а волосы укрепляются и становятся шелковыми.

Лечение головных болей у детей

При слабых болях, которые возникают неожиданно, лучшим средством лечения является отдых и релаксация. Эффективно помогают пакет со льдом, который можно приложить к голове, или теплый душ. Если ребенок пожаловался на болезненные ощущения в голове, предложи ему поспать в темной комнате или сделать легкий массаж головы и шеи.

Медикаментозное лечение головных болей у детей

Таблетка – самый эффективный способ устранения боли. НО! Не поддавайся соблазну использовать медикаменты каждый раз, когда ребенок жалуется на боль в голове. При использовании таблеток обязательно читай инструкцию о дозировке: зачастую детская дозировка рассчитывается по весу.

Что дать ребенку при лечении головной боли? Без назначения врача можно применять два препарата:

  1. Ацетаминофен. Ты можешь дать ребенку только одну дозу лекарства. Разовая доза ацетаминофена равна 10-15 мг/кг массы ребенка. В течение суток нельзя использовать более 4 доз препарата. Максимальная суточная доза составляет 60 мг/кг массы тела. Если использование препарата не дает желательного эффекта в течение 3 дней, обратись к педиатру. 
  2. Ибупрофен. Если ацетаминофен не дал результата, можно дать ребенку одну дозу ибупрофена. Суточная доза равна 20-30 мг препарата на 1 кг массы тела ребенка.

Важно: ибупрофен без назначения врача запрещено давать детям младше 6 месяцев.

Обязательно записывай все приемы лекарств. Если применять медикаментозное лечение против головной боли приходится более 3 раз в неделю, посети педиатра. Врач скажет, нужно ли использовать другое лекарство.

Учти, что если давать ребенку лекарство более трех раз в неделю, именно это может стать причиной новых головных болей. Для детей и подростков характерно их возникновение от частого приема обезболивающих препаратов.

Если лекарства не помогают устранить симптомы головной боли или же проблема регулярно повторяется, обязательно обратись к врачу.

Лечение головных болей у детей без использования медикаментов

Когда у ребенка появляются регулярные боли и дискомфорт в голове, следует рассмотреть вариант лечения без использования лекарств. Но даже его нельзя проводить без консультации и одобрения врача.

Наиболее распространенные и доступные методы терапии регулярных болей головы у детей:

  1. Массаж. Включает методы манипуляции с мышечными тканями тела. Массаж рекомендуется сочетать со здоровым питанием, регулярной физической активностью и упражнениями. Это безвредная процедура, которую должен выполнять квалифицированный специалист. Однако педиатр все равно должен знать о том, что ребенок будет посещать процедуры. Возможно, массажиста придется осведомить о другом виде терапии, которую проходит ребенок.
  2. Иглоукалывание. Это древняя китайская практика, которая предполагает введение иголок в определенные точки кожи. Через эти точки затем выделяются эндорфины и, как следствие, уменьшается боль. Процедуры зачастую назначаются 1-2 раза в неделю на протяжении 1-1,5 месяца. Единственным побочным эффектом может стать легкое кровотечение или синяк.
  3. Биоуправление. Компьютерный метод, который обучает ребенка осознавать, когда и какие мышцы он зажимает и учит его расслаблять свое тело. Биоуправление эффективно при мигренях.
  4. Релаксация. Примерами релаксации является самогипноз и управление образами. Этот метод нравится детям, поскольку активизирует их фантазию. Многие педиатры владеют методами релаксации и могут обучить ребенка.

Как подготовить ребенка к МРТ?

МРТ может спасти жизнь ребенку, улучшить прогноз заболевания. Если врач считает, что проведение обследования необходимо, лучше его сделать. Задача родителей – сделать эту процедуру не такой страшной, как она кажется на первый взгляд. Вот несколько рекомендаций, как психологически подготовить ребенка к МРТ. Неподготовленному ребенку проблематично лежать одному в замкнутом пространстве, совсем не двигаясь около 30 – 40 минут, слушать резкие громкие звуки от томографа. Поэтому лучше рассказать заранее о ходе процедуры, как и зачем нужно лежать в туннеле, возможно, представить обследование в виде игры для малышей. Обязательно предупредить о громком шуме и стукающих звуках. Детям лучше надеть наушники или беруши, чтобы они меньше нервничали и пугались. Иногда есть возможность слушать во время обследования музыку или сказку, в некоторых клиниках занимают ребенка просмотром видео. Эти меры снимают напряжение, помогают выдержать сеанс без стрессов.

Производители томографов тоже побеспокоились, чтобы пребывание внутри аппарата сделать наиболее комфортным: там есть свет, вентиляция, с врачом можно разговаривать. Находясь в томографе, надо слушать доктора и выполнять простые указания (не глотать, не двигаться, не моргать – закрыть глаза). Это важно, потому что любое, даже небольшое движение искажает результаты. Снимок получится размытым, бесполезным.

Не все дети смогут лежать неподвижно, даже если они знают, что это важно. Это объясняется тем, что в детском возрасте преобладают процессы возбуждения над торможением. Они не могут в силу физиологических особенностей просто лежать и ничего не делать. Выход – наркоз. В случаях, когда подозревают заболевание головного мозга, это оправданная мера. Врачи имеют достаточный выбор препаратов для достижения легкого сна. Они относительно безвредны, редко вызывают побочные эффекты и осложнения. И все же процедура с анестезией всегда более серьезная, может потребоваться наблюдение за ребенком первое время: от нескольких часов до полного восстановления. Сколько длится этот период, заранее сказать нельзя. У всех деток по-разному.

В некоторых случаях обследование проходят на открытом томографе. Это причиняет меньше беспокойства ребенку. Он не закрыт со всех сторон, может рядом находиться кто-то из родственников, да и шум меньше. Однако такие аппараты менее точны, так как создают поле меньшей напряженности. Поэтому при подозрении на опухоли оно не подойдет.

Также важно правильно одеть ребенка: одежда не должна давить, стеснять движений, в ней не должно быть металлических деталей. Кормить ребенка перед МРТ мозга можно, как обычно, не придерживаясь специальной диеты, но перед самим исследованием нужно сделать паузу. Грудной ребенок может выдержать спокойно 2 часа без еды, зато меньше риск рвоты и беспокойства. Дети дошкольного возраста могут выдержать 4 часа, постарше – 5 – 6 часов. Сильно голодным ребенок тоже не должен быть, это провоцирует беспокойство. Поэтому решается все индивидуально, исходя из особенностей ребенка. В крайнем случае разрешается дать сухарик, печенье. Пить прекратить за 2 часа. Особенно важно прийти натощак, если планируют введение контраста или наркоза. Это облегчит перенесение процедуры.

МРТ не вредит здоровью и предоставляет врачу очень важные данные о болезни. Нужно только учитывать показания, противопоказания, особенности того, как проводится МРТ головного мозга ребенку. Поддержка взрослых, хороший настрой и внимательное отношение персонала помогают без проблем пройти это исследование маленьким пациентам, которые в нем действительно нуждаются.

ошибок, которые совершают родители, когда дают ребенку лекарства

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда ребенок заболевает и ему необходимо дать лекарство. В этот период многих охватывает паника, и они совершают ошибки. Екатерина Диденко, аптечный ревизорро и блогер, разобрала основные из них.

Ошибка № 1: применение препаратов с недоказанной эффективностью

К сожалению, их часто продолжают назначать педиатры и в особенности неврологи. Зачастую такие препараты используют для лечения несуществующих болезней и в любом случае, применяя их, теряют время. Родители нервничают из-за возможных проблем со здоровьем малыша, начинают давать ему много ненужных лекарств, иногда даже делать уколы.

Как этого избежать? Обращаться только к врачам, работающим по принципам доказательной медицины, только в этом случае после приема у вас всегда будет минимум назначений и все — не в бровь, а в глаз.

Если такого врача найти не удалось, обращайтесь за вторым, третьим, десятым мнением к другим медикам. Выясняйте, что за препараты выписали ребенку. Спрашивайте у врача о том, чем обосновано его назначение, на какие исследования он ссылается.

Большинство врачей вне доказательной медицины ссылаются на свой опыт и то, что их пациентам помогало.

Ошибка № 2: лечение неразрешенными по возрасту лекарствами

Многие препараты, применяемые взрослыми, запрещены или используются с большой осторожностью при лечении детей. Не подбирайте лечение самостоятельно, даже в банальных ситуациях, а лучше обратитесь к врачу.

Например, при аллергии детям не рекомендуют давать многие антигистаминные первого поколения, а при насморке сосудосуживающие капли имеют несколько дозировок, рассчитанных на детей до года, до 6 лет и для взрослых, а еще детям запрещено принимать антибиотики тетрациклинового ряда, так как они нарушают формирование скелета.

Ошибка № 3: неправильный подбор лекарственной формы

Детям до 3-4 лет дают жидкие формы лекарственных средств — капли, сиропы, суспензии. Большинство препаратов, разрешенных к применению до 3-4 лет, как раз имеют жидкие формы: они упрощают дозирование и облегчают прием.

Важно! Не стоит экономить и пытаться дать ребенку раздавленную таблетку, вместо сиропа:

  1. во-первых, даже если точно отмерить четверть таблетки или капсулы, это не значит, что там действительно четверть действующего вещества — это может привести как к передозировке, так и к недостаточной эффективности;
  2. во-вторых, после нарушения целостности оболочки многие таблетки теряют свою эффективность, так как действующее вещество разрушается соляной кислотой желудка.

Детям до 2-4 лет не рекомендованы спреи для горла из-за риска ларингоспазма при забрызгивании в горло, а брызгать на щеку бесполезно, поскольку они обладают только местным обезболивающим действием. Леденцы не рекомендованы малышам до 6 лет из-за риска поперхивания.

Ошибка № 4: неправильное введение лекарственных препаратов

Сталкиваясь впервые с необходимостью дать ребенку младшего возраста лекарственное средство, многие родители делают это, не учитывая важные нюансы. Например, жидкие сиропы и суспензии нельзя заливать на язык, а неправильное введение препаратов в рот детям первого года жизни часто приводит к поперхиванию и облегчает выплевывание.

Как этого избежать? Вводить препарат шприцем без иглы за щеку, к концу десны. Подавать его необходимо медленно, чтобы малыш проглатывал и не поперхнулся. Ребенка при этом держат на руках колыбелькой или сажают на колени, удерживая одной рукой его руки.

Ошибка № 5: нарушение расписания и дозировок при приеме

Все препараты необходимо принимать в назначенной врачом дозировке, строго определенное количество раз в день, через равные промежутки времени.

Важно! Нельзя самостоятельно уменьшать или увеличивать дозировку. Если препарат необходимо принимать не чаще чем раз в 8 часов или 2-3 раза в день, нельзя давать его ребенку 4-5-6 раз в день — это вызывает передозировку и увеличивает риск развития побочных эффектов.

Даже если в прошлый раз передозировки не случилось, не стоит это повторять.

Самостоятельное снижение дозировки, например, при антибиотикотерапии, приводит к ее неэффективности и развитию антибиотикорезистентности.

Ошибка № 6: смешивание лекарств с едой и напитками

Нередко после введения прикорма родители пытаются подмешать лекарства в пюре, соки или варенье и другие любимые блюда малыша.

Нам, взрослым, кажется логичным заглушить горький вкус чем-то приятным, но у детей другие ассоциации: один раз почувствовав подвох или получив испорченный вкус любимой еды, они могут отказаться как от этого продукта, так и вообще от многой еды.

Такие манипуляции негативно отражаются на пищевом интересе ребенка, на восстановление которого потом может уйти не один месяц.

Также нельзя смешивать лекарства с едой и напитками, потому что они могут вступать друг с другом в реакцию. При этом лекарственные средства могут терять свои свойства и даже становиться более токсичными. Например, взаимодействие многих лекарств с соками, в особенности с цитрусовыми, усиливает побочные эффекты и токсическое действие на печень.

Важно! Все лекарства необходимо запивать простой (не минеральной) водой в объеме не менее чем полстакана. Грудные дети в первые 6 месяцев могут запивать лекарства маминым молоком. Случаи, когда препараты можно запивать чем-то, кроме воды, — скорее, исключения.

Все это — наиболее частые ошибки родителей при применении лекарственных средств при лечении детей. Их устранение поможет значительно снизить риск развития побочных эффектов и передозировок, а также улучшить качество лечения.

Залог здоровья ребенка и спокойствия мамы — это наблюдение и подбор лечения врачом, действующим в рамках современной доказательной медицины.

Берегите своих малышей и принимайте только безопасные лекарства с доказанной эффективностью.

В этой статье мы рассказываем, стоит ли искать лекарство от простуды.

Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми

«Доказано, что клетки головного мозга образуются на протяжении всей жизни и наибольший эффект их роста достигается от новой деятельности. Связан ли вид новой деятельности с тем видом нейронных связей, который образуется? Например, я начала учить новый язык, значит образуются нейронные связи, которые отвечают за интеллект? А если научилась кататься на велосипеде, то образуются те, которые отвечают за двигательные функции и равновесие?»

— Вопрос очень важный. Многие люди считают: чем бы мы ни занимались, что-то там образуется, и оно будет полезно. Нейронные связи образуются от определенных видов деятельности, они будут специфичными и будут помогать нам именно в них.

Если я хочу улучшить свой интеллект, то занимаюсь языками или шахматами?

— Всеми заданиями, которые будут формировать и развивать разные операции мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение. Это можно делать через разные вещи. Читая книги, разбирая их, осмысляя, мы тоже будем заниматься развитием интеллекта.

А если я хочу как можно дольше оставаться молодой, чем мне заниматься?

— Новые виды деятельности помогают выстраивать новые нейронные связи. Если вы никогда не водили машину — начинайте водить машину. Повышая квалификацию в рамках своей специальности, вы тоже что-то новое узнаете. И это все всегда будет про развитие мозга. 

Но нам еще и двигательная, физическая активность нужна. Такое сочетание интеллектуальной и физической активности позволит сохранить вашу молодость.

«Многие люди отмечают, что с возрастом глупеют. Это норма? И можно ли что-то с этим сделать?»

Я бы не сказала, что люди именно глупеют. Скорее всего, такое самоощущение связано с ограниченностью наших ресурсов. Действительно, ближе к сорока многие люди отмечают, что становятся менее работоспособными, быстрее устают, требуется больше времени на отдых. 

Такой недостаток активационных или энергетических возможностей сказывается и на нашей деятельности. Возможно, мы начинаем работать медленнее, нам тяжелее перераспределять свое внимание между отдельными задачами, мы можем допускать больше ошибок. Но такое «снижение» может быть связано не только с возрастом, но и с изменением образа жизни — недостаточная двигательная активность, а может — с многозадачностью, когда надо практически параллельно много задач реализовывать или удерживать информацию разного рода, так что сосредоточиться на одном процессе не получается. 

«А если перед сном хочется уже не читать, а листать соцсети? Вы бы рекомендовали справляться с этим силой воли и заставлять себя делать что-то интеллектуальное?»

«Сынок, не ложись в кровать со смартфоном!» Как разговаривать с детьми про сон и режим дня Подробнее

Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми

Гораздо лучше не заставлять себя делать что-то интеллектуальное, а выбрать что-то интересное для себя, что будет не только отнимать время и сулить неминуемую пользу, но и приносить удовольствие. Например, при изучении иностранного языка все больше педагогов предлагают не только заучивать отдельные слова, конструкции и так далее, а смотреть фильмы, интервью на изучаемом тобой языке. 

Очень важно, чтобы «что-то интеллектуальное» встраивалось в вашу деятельность, использовалось, а не было оторвано от жизни. Оторванные от нашей жизни знания, навыки, операции не принесут нам ощущение «роста интеллекта» или когнитивных возможностей. 

Что же касается соцсетей, то они могут нести разные функции — иногда это то, что может помочь нам быстро расслабиться в нашей многозадачной жизни или получить поддержку, хотя нередко они могут стать и причиной излишнего напряжения, еще больше утомив или «украв» время нашего сна.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них — механическая зубрежка, когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время — если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ — повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации — мнемоника. Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Photo by Evan Kirby on Unsplash

Один из самых простых способов — попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE — для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу…

Одно из решений — составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов — очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько — на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Зубрежка и мнемоника

Запомните: нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в бизнесе. Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны — их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания. 

Материалы по теме:

Чему я научилась, прочитав больше 300 книг за семь лет

Как заставить свой мозг добиваться поставленных целей?

Наш мозг создан не для того, чтобы запоминать

Как научить мозг выдавать свежие идеи: 16 техник для прокачки

Cover photo by Biel Morro on Unsplash