Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Нейропсихология для дошкольников: что это и почему она так важна

5. Запись на консультацию нейропсихолога в Екатеринбурге

Вы можете обратиться к нейропсихологу, если Вашему ребенку года и он:

  • не может сосредоточиться на задании, невнимателен, неусидчив, просит повторить задание;

  • плохо запоминает стихи и не помнит, куда положил собственные вещи;

  • испытывает трудности при рисовании, лепке, не может сам застегнуть одежду;

  • слишком медлительный либо, наоборот, чрезмерно активен и импульсивен;

  • часто жалуется на усталость, не может долго смотреть детский спектакль и т.п.;

  • имеет диагноз «задержка психического развития» (нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста), то есть ребенок знает и умеет заметно меньше своих сверстников, соображает медленнее, его речь сильно хуже, а навыков меньше. 

Также если в возрасте 6 лет ребенок помимо вышеперечисленного:

  • не может определить правую и левую стороны своего тела, его переднюю и заднюю часть, рисуя человеческую фигуру, искажает размеры и формы);

  • есть трудности со счетом, письмом, чтением, а занятия с логопедом и педагогами не дают видимых улучшений. 

Консультация у нейропсихолога поможет также развеять многие сомнения и страхи родителей

Рекомендуется обратиться в следующих случаях:

  • если у ребенка была черепно-мозговая травма, энцефалит, менингит и пр. проблемы, которые могли повлиять на состояние высших психических функций, и вы хотите понять, как это могло отразиться на работе головного мозга ребенка;

  • если ваш ребенок в садике хорошо читал, считал и даже умел писать, а с началом обучения в школе начал испытывать трудности в учебе;

  • когда вы затрудняетесь определить, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу, не уверены, что ребенок готов к школьному обучению, вам не понятно, какая мотивация у ребенка преобладает в настоящий момент – игровая или учебная;

  • если вы волнуетесь, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам;

  • если вы хотите больше узнать об индивидуальных особенностях развития вашего ребенка (какая стратегия обучения и воспитания ему больше подходит, как он запоминает и усваивает информацию, как организовано его восприятие, внимание, мышление, память и др. психические процессы). 

Как проходит нейропсихологическое исследование

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы) родителя. Нейропсихолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка. 

 

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д. 

 

На третьем этапе нейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение выдается через некоторое время по предварительной записи. Полная диагностика возможна с 4 лет.

 

Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей. Эти упражнения позволяют развивать отстающую сферу головного мозга. Двигательные упражнения могут быть похожи на зарядку или веселую гимнастику; это может быть хождение по тонкой ленточке, разложенной на полу, упражнения с массажными мячиками или наклоны вправо с одновременным поворотом головы влево. Познавательные упражнения выглядят как развивающие занятия – ребенку могут быть предложены картинки для выяснения путаницы в сюжете, задания на выполнение положения предмета (на столе, под ним, слева, справа, за, впереди и т.п.), различные изобразительные задания.

Наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше с дошкольного и младшего школьно возраста.

Кроме упомянутых моментов, имеет также значение:

  • режим сна малыша и количество пробуждений за ночь;
  • аппетит и пищевой интерес;
  • речевое развитие Речевые нормы развития вы можете узнать, читая наши посты в инстаграмм. .

При наличии задержек в развитии стоит показать малыша врачу. Он проведет обследование, определит причины проблемы и сформирует план коррекции нарушений.

А пока предлагаем ознакомиться с видеороликом, где невролог нашего центра рассказывает о важных моментах в развитии ребенка. Следите за новостями и добавлением новых полезных видео в аккаунте Инстаграм.

Качество записи

Выбирать регистратор необходимо с разрешением не ниже HD (1280×720). Оно позволяет распознавать автомобильные регистрационные знаки.

Full HD (1920×1080) это стандарт для регистраторов среднего ценового сегмента. Видеозапись с хорошей детализацией позволяет видеть лица людей и таблички на домах.

Самыми лучшими форматами записи для видеорегистраторов считаются Quad HD (2560×1440) и 4K (3840×2160). Оно позволяет приблизить и прочитать надписи с адресами домов и увидеть прочие мелкие детали. Однако такие форматы прерогатива премиального сегмента приборов. В каком случае могут оштрафовать за видеорегистратор в машине? Подробнее

Качество записи

Перед покупкой необходимо внимательно читать инструкцию. Производители порой идут на хитрость и пишут, что камера снимает Full HD, но с интерполяцией. На практике это означает, что матрица выдает только HD, но затем программным методом картинка «растягивается» до 1920×1080 пикселей.

При этом важно обращать внимание на техническую начинку, которая тоже влияет на качество изображения. Это процессор, матрица и объектив. Чаще всего в хорошие видеорегистраторы ставят процессоры Ambarella, Novatek, SilverStone AIT. Неплохие матрицы поставляют Sony или OmniVision.

Объективы должны быть стеклянными, с пятью или с семью линзами. Такие линзы не трескаются из-за перепада температур и не желтеют на солнце.

Область работы нейропсихолога

Область работы нейропсихолога — развитие, восстановление или коррекция функций человеческой психики в когнитивной и двигательной сферах.

Работа нейропсихолога помогает пациенту:

  • адаптироваться к тем условиям жизни, в которых тот находится в данный момент
  • повысить эффективность своей деятельности в социальной, бытовой, профессиональной и эмоциональной сферах.

Результатом деятельности нейропсихолога является восстановление работы центральной нервной системы (ЦНС): от восприятия, сохранения и обработки входящей информации до конструктивных поведенчеcких и эмоциональных реакций на неё.

Нейропсихолог занимается выявлением очагов поражения в головном мозге в результате недоразвития, болезни, травм, интоксикации ЦНС, стресса (нейропсихологической диагностикой) и осуществляет поиск способов коррекции патологии.

Упражнения на взаимодействие между полушариями мозга

Чтобы успешно развивать интеллект, важно активизировать оба полушария головного мозга. В этом помогают одновременные или последовательные движения разными частями тела. Выполнять активности можно стоя, сидя или даже лежа.

Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.

Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.

Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.

Шаг Уточните, является ли психотерапевт членом ассоциации

Если вы перед поиском специалиста почитали про разные психотерапевтические направления и выбрали одно или несколько подходящих, то стоит поискать специалистов в психотерапевтических ассоциациях выбранных школ.

Принадлежность к ассоциации для психотерапевта — это как принадлежность к клинике или научной кафедре для врача, важная часть самоощущения. Психотерапевты ценят членство в ассоциациях, потому что оно обозначает соответствие профессиональным стандартам качества. Внутри ассоциации проще найти супервизора, а среди коллег принято рекомендовать друг друга клиентам. А еще это место, где можно найти единомышленников, с которыми говоришь на одном языке.

Ассоциации могут быть не привязаны к какой-то психотерапевтической школе вообще. Они могут существовать в рамках «большого» психотерапевтического направления — к таким относят психоанализ, гештальт, экзистенциальную терапию. Или могут объединять специалистов, исследующих конкретные методологии внутри направления. Задачи у каждой ассоциации свои, но чаще всего цель — в развитии и исследовании конкретного психотерапевтического подхода, а также помощь в профессиональном становлении молодых коллег.

/yazhpsiholog/ Сколько я потратил, чтобы стать частным психологом

Чтобы попасть в ассоциацию, психотерапевту обычно нужно иметь базовое образование и пройти минимально необходимое число часов обучения в рамках какой-то школы, а после — подтверждать свое членство раз в несколько лет. Другой частый критерий членства — пройденная психотерапия или супервизия у действующих членов ассоциации.

Некоторые психотерапевтические ассоциации России

Название ассоциации Характеристика
Профессиональная психотерапевтическая лига Самое крупное в России объединение специалистов из разных школ и подходов.
Ключевой критерий вступления — число часов обучения, соответствующее разным уровням членства
Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии Межрегиональная ассоциация психоаналитических психотерапевтов в России.
Ключевой критерий вступления — рекомендация действующих специалистов ЕКПП и соответствующая программа обучения
Ассоциация имагинативной психодинамической психотерапии Ассоциация, специалисты которой придерживаются психоаналитического направления, но также исследуют и развивают методы имагинативной психотерапии, или символдрамы.
Ключевой критерий вступления — пройденная программа обучения методу имагинативной психотерапии и практика с использованием метода

Профессиональная психотерапевтическая лига Описание Самое крупное в России объединение специалистов из разных школ и подходов Ключевой критерий вступления Ключевой критерий вступления — число часов обучения, соответствующее разным уровням членства Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии Описание Межрегиональная ассоциация психоаналитических психотерапевтов в России Ключевой критерий вступления Ключевой критерий вступления — рекомендация действующих специалистов ЕКПП и соответствующая программа обучения Ассоциация имагинативной психодинамической психотерапии Описание Ассоциация, специалисты которой придерживаются психоаналитического направления, но также исследуют и развивают методы имагинативной психотерапии, или символдрамы Ключевой критерий вступления Ключевой критерий вступления — пройденная программа обучения методу имагинативной психотерапии и практика с использованием метода

Ассоциации контролируют исключительно вступивших в них членов. Психотерапевт не обязан присоединяться к какой-то ассоциации, но, по моему личному мнению, если специалист не числится ни в одной — это вызывает вопросы к его профессиональному самоопределению. В России членство в ассоциации — это единственный признак хоть какого-то внешнего контроля специалиста, потому что у нас нет государственного лицензирования деятельности психотерапевтов.

Членство в какой-то ассоциации не обязательно защитит от недобросовестных специалистов. Но это хотя бы как-то обязывает психотерапевта работать по правилам и позволяет повлиять на него, если профессиональная этика нарушается. У каждой ассоциации есть сайт и контакты руководителя или этической комиссии, куда можно сообщить о таких нарушениях со стороны члена ассоциации. По итогам проверки к специалисту могут применить дисциплинарные меры вплоть до исключения.

Что дают занятия

Занятия помогают улучшить состояние ребенка при наличии следующих проблем:

  • Речь плохо развита.
  • Имеются задержки психического развития.
  • Ребенок гиперактивен и у него недостаточно внимания.
  • Имеется аутизм и недоразвитость мозгового тела.

С помощью занятий специалист активирует определенную часть мозга. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа лечения. Используются два основных способа коррекции:

  • Активная. Стимулируются определенные зоны коры мозга, отвечающие за движения, за лучшее взаимодействие между полушариями, развивает ассоциативные связи.
  • Когнитивная – предполагает развитие познавательных навыков. Также она способствует преодолению трудностей в учебе.

Все занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был заинтересован. Курс включает от 20 занятий. Одно занятие длиться от 40 до 80 минут. Время зависит от возраста.

��������