Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Нюансы воспитания ребенка-левши и особенности его развития

Пытаться переучить левшу – занятие бесполезное.

Природа левшизма

Левшизм – не патология, не отклонение от нормы, а закономерное явление, которое наблюдается у всех биологических видов. Левши есть и среди людей, и среди животных.

Эта особенность бывает наследственной, врожденной и приобретенной, и встречается у всех народов и на всех континентах. По статистике у 7-17% людей на Земле – левая рука рабочая.

Левшизм случается из-за большей активности правого полушария мозга, которое отвечает за работу левой стороны тела, образное мышление, творчество и интуицию. У правшей же активней работает левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой стороны тела, а также за логику, аналитическое мышление, письмо, чтение, речь. Это – природа, и против нее не поспоришь.

Природа левшизма

Левши, как уже было сказано, бывают трех видов:

  • наследственные – они получили левшизм от родителей или других предков, переданный им через ДНК;
  • прирожденные левши получаются во время родовых травм, когда у ребенка травмируется левое полушарие и это приводит к активности правого;
  • вынужденный (компенсаторный) левшизм случается в результате травмы правой руки, привычки или вследствие подражания кому-либо из родителей. Он еще называется леворукостью.

Кроме того, существуют люди-амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, что позволяет им в равной степени владеть обеими руками.

Как определить, левша или правша ребенок

Ну, это очень просто определяется еще до года. Левша никогда не будет брать в правую руку игрушку. Рисовать, складывать пирамидку, держать ложку он будет только левой рукой. Наблюдательные родители могут возразить, что почти все дети до года несознательно пользуются обеими руками одинаково. Обеими – да, но не одинаково. Предпочтение будет отдаваться все же «лидирующей» руке.

К 2-3 годам левшизм (если он не является скрытым), проявится уже в полной мере. Левша по норме интеллектуальных и сенсорных способностей ничем не отличается от правши. Но у него будут проявляться такие особенности, как:

Природа левшизма
  • трудности с усидчивостью и звукопроизношением;
  • медленное и скачкообразное развитие речи;
  • идеальный слух и художественный вкус;
  • активное эмоциональное развитие;
  • сложности ориентирования в пространстве и проблемы с координацией движения;
  • хорошо развитое логическое мышление;
  • отличное интуитивное восприятие.

Чтобы выявить скрытого левшу, попросите ребенка совершить такие действия:

  1. Переплести пальчики в «замочек». Если наверху «замочка» лежит большой пальчик правой руки, то он правша, если наоборот, то левша.
  2. Похлопать в ладошки. Правая рука сверху – правша, левая – левша.
  3. Развязать пару узелков на веревочке или платочке. Левша будет развязывать сам узел левой, а держать веревочку в правой. И наоборот – правша держать будет веревочку в левой руке, а развязывать правой.
  4. Скрестить руки на груди. У левши автоматически получится, что кисть правой руки «спрячется» под левую руку, а кисть левой ляжет поверх правого предплечья.

Почему ребенок бывает левшой

Мозг человека делится на две половины, которые управляют противоположной стороной тела. У большей части людей доминирует левое полушарие мозга, а у левши правое полушарие мозга отвечает за взаимодействие со средой. Правое полушарие у истинных левшей от природы более активно. Не только левая рука, но и левая часть тела испытывает большую нагрузку.

Леворукость – врожденная особенность человека. Основными причинами доминирования правого полушария и определения ведущей руки могут быть:

  1. наследственность в роду;
  2. особенности развития плода;
  3. травма при рождении;
  4. подражание, когда малыш копирует кого-то из близкого окружения;
  5. травма правой руки, когда ребенок вынужден «приспособиться» к левой руке.

В любом случае леворукость не требует исправления, самое главное для родителей – помочь малышу уверенно чувствовать себя в обществе. Для этого надо понять психологию леворуких детей.

 Психологические особенности ребёнка левши 

Отличие левши не только в том, что он хорошо владеет левой рукой. У них более активно правое полушарие. Эти дети обладают музыкальными способностями, абсолютным слухом. Они эмоциональные и творческие натуры.

Левши более подвижны, чем правши. Но от того, что эти дети впечатлительны, они часто бывают раздражительными. В детских коллективах именно левшам чаще требуется психологическая помощь и поддержка взрослых.

От природы левши обладают повышенной впечатлительностью, они очень ранимы, поэтому не следует в их присутствии повышать голос. Криком от такого ребенка добиться ничего не возможно: он просто замкнется в себе.

Левшам хорошо дается изучение геометрии, сложнее овладеть чтением, грамотным письмом, арифметикой. Это происходит от того, что за логику и последовательность мышления отвечает левое полушарие мозга. А правое полушарие воспринимает информацию, как целостный образ.

Вот чем отличается леворукость человека – это индивидуальная особенность устройства его мозга. И внимательные родители могут и должны определить эту особенность ребенка в самом раннем возрасте.

Как определить леворукость ребенка. Тесты для детей с 3 лет 

Предложите ребенку:

  • постучать молоточком;
  • сложить из кубиков домик;
  • взять ножницы в ручки;
  • расчесаться;
  • провести линию карандашом;
  • перемешать ложкой чай;
  • показать на картинке названный предмет;
  • бросить мячик;
  • выбрать из фигурок кружочки.

Малыш вероятнее всего левша, если для выполнения 8 или 9 заданий будет использовать левую руку, а правой рукой воспользуется не более 1 раза. Возможно, малыш возьмет ручку в левую руку, а карандаш или ножницы в правую.

Специалисты отмечают, что правополушарные люди могут писать как левой, так и правой рукой. А для других действий выберут именно левую руку.

Доктор Комаровский советует родителям левши обращаться к специалистам для тестирования слуха, зрения ребенка, а также выявления признаков левоногости, что очень важно для понимания принципов воспитания правополушарного малыша.

Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно. Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным.

При домашнем тестировании и последующем наблюдении за ребенком следует учесть, что малыш до 4-х лет способен с успехом использовать обе руки.

 Почему нельзя переучивать левшу 

Очень важно понять, что переучивание левши могут вызвать серьезные расстройства здоровья малыша, а также может затормозить его развитие. Может нарушиться и психологическое равновесие ребенка. Переучивание может привести к появлению навязчивых состояний, тиков, неврозов, заикания. У малыша могут нарушиться сон, аппетит. Он может начать жаловаться на частые головные боли.

Леворукость малыша нужно принять и не пытаться перестроить особенность его организма. Важно учитывать эту особенность в воспитании и общении с ребенком. Нельзя придавать особое значение его леворукости и заострять на этом внимание.

Плюсы леворукости

  • Леворукие дети легче запоминают стихотворения, что не раз пригодится вашему чаду во время обучения в школе, но школа не является главным показателем. Благодаря подобной особенности, ребенку-левше не составит труда заниматься изучением языков, что означает для него удачное будущее в этой сфере. При том, даже если ребенок и не свяжет жизнь с переводами и изучением языков, с его даже базовыми знаниями одного иностранного языка будет легко перебраться в другую страну и не испытывать там трудности с общением.
  • Левши чаще обладают также и хорошим музыкальным слухом, что открывает для такого ребенка множество творческих дорог. К примеру, левша может быть вполне успешным вокалистом, играть на музыкальном инструменте по выбору и освоить искусство танца. Развивая подобные таланты, у ребенка появиться возможность пробиться на эстраду, а если и нет желания заниматься этим всерьез, у него всегда будет развлечение в свободное время.
  • Несомненным плюсом является и хорошо развитая память. Леворукие дети может и хуже усваивают точные науки, но проблем с запоминанием материала у них никогда не возникнет. Чаще у таких детей развит и такой феномен, как «фотографическая память», посмотрев в учебник всего пару раз, они смогут практически в точности воспроизвести все, что там было написано. Это и может помочь компенсировать неудачи в математических расчетах.
  • Дети-левши обыкновенно большие фантазеры. Они любят мечтать, постоянно выдумывают что-то новое, что означает их большие амбиции. Ребенок с мечтами может поставить себе действительно великую цель и не сомневаться в возможности ее выполнения, уверенно он будет двигаться по выбранной дороге и обязательно достигнет немалых высот в своем деле, каким бы то ни было. А талант к сочинению, в свою очередь, дает ему шанс стать великим первооткрывателем, писателем или даже изобретателем.
  • Левши хорошо воспринимают краски и становятся великими художниками. Ребенок-левша талантлив во многих областях искусства, и рисование не становиться исключением. При желании, такие дети с легкостью могут связать свою жизнь с дизайном или архитектурой, не говоря уже о том, что из такого ребенка может вырасти самый великий художник современности, при желании леворукие дети действительно способны на великие свершения.
  • Дети-левши обладают просто великолепной ориентацией в пространстве и подвижностью, у них отлично развита координация. Такой ребенок вряд ли потеряется в огромном мегаполисе или сумеет заблудиться в лесу. Хорошая ориентировка на местности поможет быстро запоминать местонахождения любых объектов, преодолевать даже большие и тяжелые расстояния к цели.
  • Быстрая реакция на изменения в жизни становится еще одним важным плюсом для левшей. Жизненные трудности никогда не застанут ребенка-левшу врасплох, как бы сильно не изменились условия его жизнедеятельности, он всегда найдет подходящий для него самого и удобный выход из положения, не станет паниковать, а рассудительно и скоро примет любое важное решение. Так же, такие дети легко приспосабливаются к самым неудобным обстоятельствам, при необходимости, они смогут пережить все неприятности, что неожиданно свалились на их голову и выйти победителями.

Как определить у ребенка ведущую руку?

Когда у ребенка формируется ведущая рука?

Методы определения ведущей руки

  1. Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку.

  2. На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок).

  3. Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая — держать флакон.

  4. Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя — какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия.

  5. Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку.

  6. Одни из самых простых способов — попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).

  7. Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку — действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку.

  8. Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку — все это ребенок делает активной рукой.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

Учитываем физиологию и психологию

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:

Учитываем физиологию и психологию

Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Особенности развития ребенка-левши

Окружающий мир ориентирован на правшей, поэтому обучение ребенка-левши может вызвать затруднения. Для таких детей характерно нарушение зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия.

В чем это выражается:

  • могут быть проблемы с речью – прекрасно понимают все слова, но воспроизводство грамотной речи вызывает трудности;
  • трудность с чтением – буквы воспринимаются и запоминаются с трудом, сложно воспринимается необходимость читать слева направо, сверху вниз;
  • путаница с похожими буквами, цифрами, схожими геометрическими фигурами и другими образами;
  • медленный темп письма, своеобразный почерк;
  • трудности с копированием, перерисовкой;
  • зеркальные письмо, чтение, рисование – ребенок пишет слово наоборот, начиная с последней буквы, аналогично читает и рисует;
  • проблемы с арифметикой, т.к. счет требует последовательности;
  • трудно усваиваются понятия, связанные с положением в пространстве: лево и право, верх и низ, по часовой стрелке и против (отсюда трудности с чтением и рисованием).

Из-за особенностей развития ребенок-левша нуждается в дополнительном внимании и помощи учителей и родителей. Следует учитывать и повышенную эмоциональность таких ребятишек, впечатлительность, обидчивость, быструю утомляемость.

Но, дорогие родители, не торопитесь огорчаться! Да, начало обучения имеет свою специфику, и вам придется уделять больше внимания ребенку. Но зато левши гораздо восприимчивее к новому, легко находят нестандартные решения проблем, обладают развитой интуицией и образным инновационным мышлением – эти качества очень помогут во взрослой жизни.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Развивайте творческий потенциал малыша, поддерживайте его хобби.
  • Не нужно обращать внимание на его особенность. Иначе в голове ребенка постоянно будут проноситься мысли «Со мной что-то не так» или «Я не такой, как все».
  • Не следует ругать ребёнка и насильно заставлять писать или работать правой рукой. Из-за этого малыш будет уставать, волноваться, станет рассеянным и невнимательным.
  • Родители могут поддерживать желание ребёнка развивать правую руку, но только в том случае, если он сам этого захочет.
  • Организуйте рабочее место малыша правильно. Свет должен литься справа от него, поставьте стул со спинкой.
  • Когда ребёнок пойдёт в школу, обязательно предупредите учителей о том, что он левша. Скажите, что вы не собираетесь переучивать сына или дочь, и требуйте от педагогов уважительного отношения к ребёнку.
  • Помогите ребёнку приспособиться в праворуком мире. Купите ему специальные ножницы для левшей, компьютерную мышку и другие предметы.

Трудности, к которым должны быть готовы родители

Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам. В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу. Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.

Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему. Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.

Совет

Маме желательно тоже проявить творческую жилку. Ученик младших классов никак не может понять, что такое «икс». Придумайте историю, что так зовут отважного спасателя, который приходит для помощи в решении сложных задач и примеров. Абстрактный символ ребенку неинтересен, а герой, вызывающий положительные эмоции, сразу стимулирует умственную работу.

Трудности, к которым должны быть готовы родители

Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом. Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.

Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием. Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера. Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.