Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Общение с детьми и подростками: 36 правил и 4 ошибки

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей.

О мероприятии

 «Ребенок и гаджеты»: разрешить нельзя поставить запятую?

«Когда он в телефоне, он не видит и не слышит ничего вокруг», «Только в игры играет, съехал по учебе», «Из-за этого компьютера в доме одни ссоры и скандалы», «Ребенок впадает в истерику, если пытаюсь запретить гаджеты». Такие ситуации знакомы многим родителям. И конечно, они вызывают беспокойство, а у некоторых родителей и отчаяние. Но выход есть из любой сложной ситуации.

На вебинаре, посвященном взаимодействию ребенка и виртуального мира, мы разберем:

Как определить: что это – компьютерная зависимость или пока просто педагогическая запущенность? Почему дети предпочитают гаджеты, а не живое общение? Запрещать или договариваться? Как совместить виртуальную и реальную жизнь ребенка? Основы интернет-безопасностиВебинар проводится в рамках проекта “Наставничество”, ведет обучение психолог проекта Наталья Батунова.  

Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Неряшливый ребенок: советы родителям

1. Приучайте малыша быть чистюлей с первых месяцев жизни. Даже когда малыш еще сам не в состоянии о себе позаботиться, мама и папа должны показывать пример. Вряд ли малыш прослывет аккуратистом, когда вырастет, если его будет окружать хаос из вещей, а сам он будет завернут в грязную пеленку. Ребенок перенимает привычки людей и особенности среды, которая его окружает. 2. Если ребенок будет видеть, что вы следите за собой, он постарается вам подражать. Ему вообще интересно все, чем занимаются взрослые. Поэтому если малыш желает попробовать пылесосить, гладя на вас во время уборки, позвольте ему помочь. Даже если уборка растянется на целый час. Но нужно понимать, что маленький ребенок просто подражает, и важен для него не результат, а процесс. 3. Ошибка многих взрослых, которые считают своего ребенка неряхой – требовать от малыша то, чего он по возрасту не в состоянии выполнить. Например, требовать от малыша безукоризненного порядка в комнате 24 часа в сутки. В возрасте до 1,5 лет малыш еще не способен понять разницу между беспорядком и чистотой. Малыш пока не владеет координацией тела настолько, чтобы все делать аккуратно. 4. Красивая детская одежда для малыша – предмет гордости. Но даже на новое любимое платье можно случайно посадить пятно или испачкать юбку гуашью. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл умыться или неаккуратно рисует. Повышая голос на ребенка, вы можете получить обратный результат. 5. Если в вашей семье несколько детей, то вы наверняка заметили, что один ребенок неряшливый и рассеянный, а второй – его полная противоположность. Будет неправильным сравнивать ребят, поскольку ваши слова могут ранить малыша и развить в нем комплексы и обиды на братика/сестренку. Иногда неряшливость может быть намеренной и служить для привлечения внимания родителей, если ребенок обделен их лаской.

6. В приучении ребенка к чистоте важно соблюдать рамки разумного. В слишком строгой по отношению к детям семье может вырасти педантичный и даже одержимый аккуратностью человек. Такие люди болезненно воспринимают беспорядок и раздражаются при виде малейшей соринки или складки на одежде. 7. Аккуратность не должна быть основой воспитания и отношения к ребенку. Упреки за разбросанные вещи можно заменить занимательной игрой, в которой вы соревнуетесь, кто аккуратнее сложит книги в стопку или красивее расставит игрушки на полке детского гарнитура -garnitury. Со временем малыш начнет понимать и ценить красоту и порядок. Поймет, что уборка и гигиена – не только полезное, но и приятное занятие. 8. Не стоит ребенку запрещать быть любознательным и непосредственным. Малыш каждый день изучает мир, в его руках оказываются самые разные предметы, в том числе покрытые слоем грязи. В процессе игры малыш и сам становится чумазым, как трубочист. Но это не имеет ничего общего с понятием неряшливости, ведь малыш играет и развивается, пусть и не очень аккуратным, с точки зрения родителей, путем. Родителям малышей в возрасте до 5 лет предстоит свыкнуться, что после прогулок одежда крохи меняет свой цвет до неузнаваемости. Родители должны научиться различать неряшливость ребенка и его стремление к познанию мира. С малых лет мама и папа могут постепенно приучать кроху к порядку – в комнате, в одежде и во внешнем виде. Напоминайте малышу о том, чтобы он мыл руки перед едой и складывал вещи, но не ругайте, иначе полезные привычки превратятся в ненавистную «обязаловку». Подготовила Катерина Василенкова

Почему ребенок не хочет убирать игрушки

Во-первых, не всегда дело в желании ребёнка. Возможно, он ещё просто не дорос. Давайте разберемся, почему ваш ребенок не хочет убирать за собой, и откуда берутся дети, которые буквально рождаются чистюлями.

Да, дети, которые любят чистоту и порядок, действительно существуют. Это особенность психики. Но если вам не повезло вытянуть такой счастливый билетик с вашим ребёнком, не стоит опускать руки. Всё обязательно будет и у вас, достаточно просто немного изучить детскую психологию.

В возрасте 1 года малыш может с удовольствием убирать за собой игрушки, если мама его просит и показывает, как это делать. Он изучает мир, и эта деятельность является для него новой. И он уже хорошо понимает, что после еды нужно дать маме протереть его личико.

Став чуть старше, ближе к 2-3 годам, ребенок становится чуть аккуратнее, умеет пользоваться горшком, мыть ручки. Но по-прежнему, не следит за порядком. Хотя, если начать убирать его игрушки вместе с ним, устраивая, например, соревнования, кто быстрее, он с удовольствием это будет делать. Но велика вероятность, что сразу же после того, как игрушки собраны, они будут раскиданы вновь. Это же игра.

К 4 годам у малыша появляется желание делать маме приятно, быть хорошим, получать похвалу. Вот оно это прекрасное время, когда веники, тряпочки и тарелочки буквально вырываются из маминых рук для того, чтобы самостоятельно всё помыть, пропылесосить и убрать.

Почему ребенок не хочет убирать игрушки

ВАЖНО! Не отбирайте «орудия труда», не пытайтесь сказать, что ребенок еще мал и не справится. И всячески поощряйте любые попытки вам помочь. Это будет первым маленьким кирпичиком в его будущем умении и желании наводить порядок

И, самое главное, запомните, что до 7 лет ребенок просто не способен думать о порядке. Он не видит ничего страшного в разбросанных игрушках и вещах, его не беспокоит то, что комната выглядит, как асфальт после бомбежки. Ему хорошо и уютно в его пыли и беспорядке. И с этим ничего не поделаешь.

Но, конечно же, это не значит, что нужно всё пустить на самотек и перестать объяснять ребенку, что у вещей должно быть свое место, что после игр нужно убирать игрушки, и что книжки должны стоять на полках, а не пылиться под кроватью. На этом этапе мы объясняем, подсказываем и показываем (особенно на собственном примере), готовим его ко взрослой и самостоятельной жизни.

Говорить и объяснять нужно. Требовать – нельзя. Потому что ребёнок не созрел, он правда не может еще самостоятельно следить за порядком. И он не ленится, не вредничает, просто не может. Поэтому напоминать и показывать, показывать и напоминать. И обязательно все наши усилия, которые мы сделаем до 7 лет, принесут свои плоды после, ребенок начнет осознавать, что порядок нужно наводить хотя бы изредка.

Были моменты, когда я заставала своих детей в этом возрасте, тщательно убирающими вещи на своих полках. Это было, конечно же, редко, но всё-таки было. Нужно не пропускать такие моменты, хвалить и благодарить. Но и этот прекрасный период тоже может смениться полным равнодушием к уборке. И вопрос, как приучить ребенка к порядку в комнате, снова становится актуальным.

Золотые правила эффективного общения с детьми

  1. Успешное общение с детками строится на умении говорить о своей любви к ним. Всегда заверяйте их в своей любви, особенно после наказания.
  2. Вежливость. Даже двухлетний малыш может научиться говорить «пожалуйста» и с охотой откликаться на вашу вежливость. Учите детей быть вежливыми и соблюдать хорошие манеры, используя слова: «пожалуйста, извини, спасибо».
  3. Наберитесь терпения. Дети не всегда способны высказаться или выразиться быстро и четко. Если у детей с этим трудности, то мягко поощряйте их продолжать говорить. Попросите, чтобы они постарались подробней объяснить, что имеют в виду или пытаются сказать.
  4. Хвалите детей за всё хорошее, что они делают. Для этого учитесь замечать это хорошее. Принес подросток хорошую отметку со школы, убрал малец игрушки — похвалите его! Не считайте это, как должное или просто их обязанностью, за которую не нужно хвалить. (Прочитайте 115 фраз и слов похвалы для детей, которыми вы можете их хвалить).
  5. Когда ребенок хочет поговорить с вами, сядьте с ним рядом, отложив в сторону все свои дела. Сосредоточьтесь на общении так, словно вокруг вас больше ничего и никого нет. Только вы и ребёнок. Так вы покажете ему, что цените возможность общаться и для вас ценно то, что он вам скажет.
  6. Учитесь слушать. Охотно слушайте вашего малыша, давая ему знать, что вас интересует, чем он живет. Продолжая беседу, старайтесь понять суть сказанного ребенком, словно читая между строк. Иногда дети недоговаривают до конца всего, что им хотелось бы сказать.
  7. Используйте мотивирующие слова. Никогда не занижайте самооценку ребенка, говоря обидные слова: «бестолковый, глупый» или «у него руки растут не оттуда». Всегда разговаривайте приятным тоном голоса, используя положительные слова. (Советую узнать признаки низкой самооценки у детей и то, как родители могут ее повысить)

Что такое эффективное общение

Вы и ваш ребенок эффективно общаетесь, когда:

  • оба чувствуете, что можете свободно говорить о своих чувствах, зная, что вас слышат и понимают;
  • вы говорите обо всех мелочах и чувствуете себя комфортно, говоря даже о сложных вещах;
  • у вас есть простой и легкий способ делиться мыслями, и вы оба знаете, что вас не будут осуждать, потому что вы любите и заботитесь друг о друге.

Общение с детьми: основные правила для взрослых

  1. Относитесь серьезно к сказанному детьми, особенно когда они говорят о каких-то детских проблемах. Даже если это несерьезная проблема, не перебивайте ребенка и не обрывайте его речь. Более того, не называйте их проблемы или переживания мелочью или пустяками. Для родителей, сказанное ребёнком, может быть и пустяк, но для детей — это серьезная проблема. (Одна из таких проблем — буллинг в школе и вам надо знать, как защитить ребенка от него).
  2. Что нужно для того, чтобы общение родителей с детьми в семье, было плодотворным и эффективным? Стать для детей друзьями. Играйте с ними, проводя вместе время. Учитесь разговаривать с детьми по душам, тогда вам легче будет говорить с ними в подростковом возрасте. Выработав привычку откровенно и открыто общаться, вы сможете избежать в будущем многих проблем.
  3. Никогда не избегайте детских вопросов. Дети очень любопытны и, как правило, задают множество вопросов в отношении всего, что видят. Учитесь даже на глупые вопросы отвечать спокойно и серьезно. Поощряйте детей спрашивать у вас обо всем, что им интересно. Так, вы способствуете развитию у них словесного мастерства. (Советую прочитать 100 детских вопросов к родителям).
  4. Будьте сдержанными на слова и поступки детей, когда они вас чем-то расстраивают. Например, вредничают, дерутся или повторяют за кем-то услышанное сквернословие. В таких ситуациях старайтесь объяснять, почему неправильно так говорить или вести себя, а не наказывайте или запрещайте. (Прочитайте несколько важных правил воспитания детей).
  5. Если несколько детей в семье, тогда старайтесь хоть иногда побыть с каждым из них наедине. Можете вместе ходить за покупками, а в пути непринужденно общаться. Это укрепляет общение детей со взрослыми.

Общение с детьми: правила поведения

  1. Зрительный контакт. Он важен не только, когда даются какие-то указания, но и когда малыш плохо себя ведет. Когда ему смотрят в глаза и говорят, ребенок четко понимает, что обращаются именно к нему.
  2. Одна из возможностей постоянно общаться с детьми — играть с ними. Поэтому иногда на время окунитесь в детство, чтобы подурачиться с детьми. Устройте бои подушками, поборитесь или делайте другие детские шалости. Это сближает родителей и детей.
  3. Сосредоточьте внимание на себе. Для этого подойдите к нему и только тогда разговаривайте. Не нужно разговаривать с ним из-за двери или соседней комнаты. Подойдя к ребенку, опуститесь на уровень его глаз, то есть присядьте. Положите мягко руку на его плечо, посмотрите в глаза, а затем говорите. Прочитайте 5 правил, как эффективно дисциплинировать ребенка.
  4. Когда малыш или подросток пытается, заикаясь что-то рассказать, не прерывайте и не перебивайте его, даже если вам не нравится, как он говорит.

Тест «Мой тип уборки»

Как психолог, своим клиентам я обычно рекомендую решение любой проблемы начинать с , если вы действительно хотите навести порядок раз и навсегда, в первую очередь определите начальную точку – ситуацию, в которой вы находитесь сейчас.

Для этого примерьте на себя утверждения из каждой группы вопросов.

  • Если это не про вашу ситуацию, ставьте себе 0 баллов.
  • 1 балл – частично похоже на то, что происходит в вашем доме.
  • 2 балла – если можете с уверенностью сказать, что это про вас.

Группа А

  1. Порядок держится от часа до нескольких дней. Только наведу порядок, как вещи начинают опять расползаться по всему дому.
  2. На уборку нужно выделять специальное время (например, на выходных)
  3. Вещи в доме теряются. Иногда приходится покупать второй экземпляр, потому что я не могу найти нужную вещь. Про некоторые вещи я вообще не помню, что они у меня есть.
  4. В каждом помещении в доме есть несколько завалов-складов, где скапливаются вещи.
  5. Во время уборки я переставляю вещи с места на место, так как не знаю, куда их убрать.

Группа Б

  1. Порядок в доме держится постоянно. Иногда в особенно насыщенные периоды жизни или в какие-то необычные дни бывает небольшой беспорядок, но это скорее исключение, чем правило.
  2. Специальное время для уборки не выделяется, обычно уборка делается в «фоновом» режиме, между делом. Требуется не более получаса в день для поддержания порядка.
  3. Я точно знаю, какие вещи у меня есть и где их взять при необходимости.
  4. В доме есть 3-4 места, где вещи склонны «оседать», но эти скопления вещей регулярно разбираются. На разбор таких мест уходит буквально несколько минут.
  5. У каждой вещи есть свое место, куда её удобно возвращать после использования.

По каждой группе утверждений вы можете набрать от 0 до 10 баллов, которые отражают, насколько выражен у вас каждый тип и какой вариант вы используете сейчас.

Сколько баллов по каждой группе вопросов у вас?

  • Если у вас получился результат от 1 до 3 – это не ваш вариант уборки.
  • А если 9-10, то этот тип уборки у вас выражен максимально.

Группа А – это то, что свойственно в ситуации, когда вы делаете обычную уборку.Группа Б – то, что характерно, если вы организовали пространство и перешли к системной уборке.

Ищем компромисс

Если в квартире живёт несколько человек, скорее всего, создать организованное пространство будет достаточно сложно, ведь нужно постараться не обойти вниманием интересы каждого. Хозяйка квартиры запрещает повесить ещё одну полку; супругу раздражает большое количество проводов от разнообразной техники, которые лежат на полу; руководитель не позаботился о тумбочке (подставке), на которую было бы хорошо складывать различные бумаги и папки.

Выход есть! Хорошо продуманный план действий. Договаривайтесь с квартирной хозяйкой, руководителем, женой, и лишь после этого приступайте к обдумыванию рационального размещения предметов в доме или рабочем помещении. При этом важно учитывать распорядок вашего дня (чем вы занимаетесь на протяжении дня, что вам при этом необходимо, где чаще всего находитесь) и функциональность тех или иных вещей. Конечно, никто на свете не в состоянии навести идеальный порядок и постоянно придерживаться такого уклада. Однако организовать личное пространство по законам логистики с максимальным удобством вас вполне под силу.

Советы родителям школьников

А теперь перейдем к советам для родителей школьников любого возраста, ведь зачастую разногласия в семье случаются не по вине ребенка, а из-за недопонимания и невнимательности родителей. Быть может, некоторые из этих советов откроют вам глаза на особенности поведения школьника, на которые вы раньше не обращали внимание, или помогут выстроить с ним доверительные отношения.

Не преувеличивайте и не драматизируйте

© andreaortizg / Getty Images

Несомненно, плохая отметка в дневнике – это неприятно и в какой-то мере портит общую картину, особенно если ребенок старается и учится хорошо.

Вы можете узнать у него, почему так произошло – выслушать версию учителя и обязательно версию ребенка – его слова тоже имеют значение. Помогите ему исправить отметки и посоветуйте, как избежать этой ситуации в следующий раз – не более.

Не стоит драматизировать, не стоит обвинять ребенка за неудачу, ни в коем случае не прививайте ребенку мысль, что идеальные отметки имеют в жизни первостепенное значение – это не так. Никакие отметки не могут быть важнее здоровья ребенка и его близких, не могут быть важнее теплых доверительных отношений в семье.

На этапе школьного обучения они важны для поддержания ответственности и для наблюдения за результатами обучения, хотя оценки не всегда показывают реальный уровень знания ребенка.

Ребенок должен понимать, зачем ему прилежно учиться и к чему приводят плохие отметки, но не забывайте, что, если есть выбор между здоровьем, крепкими отношениями в семье и идеальными отметками, несомненно, следует выбирать первые два варианта. Отметки забудутся, а детские переживания – нет.

Учите ребенка ответственности и самостоятельности

© Yuganov Konstantin

Многие родители считают, что им не стоит учить ребенка базовым вещам – за них это сделает учитель. Это мнение ошибочно и часто приводит не только к недоверию между детьми и родителями, но и к проблемному поведению ребенка в школе. И не стоит забывать, что детей в классе много, а учитель – один, и у него не всегда есть возможность дать вашему чаду столько внимания, сколько вы считаете ему необходимым.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, убедитесь, что он сам умеет завязывать шнурки, не имеет проблем с общением с окружающими, если ребенок здоров – понятно разговаривает и может сообщить, что ему надо и что беспокоит.

Кроме того, учите ребенка ответственности. Объясните ему, что важно уметь отвечать за свои поступки – сделал кому-то больно или неприятно, нагрубил, толкнул – надо попросить прощения. Если обижают слабого – заступиться, сообщить об этом учителю, если возникает конфликт – по возможности решить его словами, если пообещал – надо постараться сдержать обещание.

Дети не всегда способны предельно ясно выразить свои мысли, однако установка, что сначала в ход должны идти слова, сделает его намного осознаннее в будущем.

Общайтесь с ребенком

© LightFieldStudios / Getty Images Pro

Если вы заметили необычное поведение у ребенка, которое ранее за ним не наблюдали, если он стал замкнут, ничего вам не рассказывает и вовсе избегает общения – это не повод думать, что само пройдет, это повод бить тревогу.

Это не значит, что вы должны выпытывать у школьника или его друзей подробности его жизни, следить за ним. Это значит, что надо начать с ним общаться – сначала ненавязчиво.

Спрашивайте, как у него дела, как прошел день. Проводите больше времени вместе – гуляйте, ходите в кино, театр, занимайтесь спортом вместе, устраивайте дома уютные вечера. Покажите ребенку, что он может вам доверять и вы заинтересованы в том, чтобы ему помочь. Покажите ему, что просить помощи – нормально, и что вы не осудите его, что бы не произошло.

В жизни большинства школьников, а особенно подростков, многие вещи случаются впервые – взросление, первая двойка, первая драка, первые разногласия с учителем, первая школьная любовь – и часто ребенок не знает, как на них реагировать, как решать проблемы, потому что никогда раньше с ними не сталкивался. И, скорее всего, он боится рассказать о них вам, ожидая негативной реакции.

В такой ситуации вам необходимо быть настойчивым, но не нарушать личные границы школьника – аккуратно узнайте, что произошло. Если ребенок вам открылся, дайте ему знать, что вы поможете решить его проблему, а не сделаете еще хуже. Общайтесь с ребенком, и вы не пропустите ничего важного.

Безопасные инструменты для клининга

Для мытья пола в детской нужно использовать швабру с мопом

Чтобы убраться в детской комнате, нужно забыть о старых половых тряпках и тяжелых деревянных швабрах. Существует большой выбор инструментов, которые отлично впитывают влагу и являются безопасными.

Безопасные инструменты для клининга

Салфетки из вискозы помогут избавиться от загрязнений, не размазывая их по поверхности. Для ежедневного удаления пыли подойдут детские влажные салфетки. Они удобны и безопасны.

Швабру для мытья пола лучше выбирать пластиковую, со сменными насадками из микрофибры. Они хорошо впитывают влагу, не оставляют следов, стоят недорого. Менять насадки нужно во время каждой генеральной уборки.