Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ограничения и запреты для ребенка: как правильно их устанавливать

Могут ли какие-то вещи, показанные или рассказанные ребёнку, причинить ему вред? В обществе, перенасыщенном самой разной информацией, мнение об этом постоянно меняется.

О важности правил

Прежде всего необходимо поговорить с родителями о важности правил, о необходимости разумных ограничений в воспитании ( см. «Школьный психолог», №12/2013): они четко обозначают зону свободы ребенка, заботясь тем самым о его защищенности. В основе правил лежит порядок, стремление соблюдать и поддерживать общепринятые нормы.

Правило позволяет отойти от злоупотребления личной властью родителя. Там, где авторитарный родитель скажет: «Нужно делать так, потому что я так сказал», демократический родитель может сказать: «Нужно делать так, потому что у нас такие правила». Кроме того, правила вносят в жизнь семьи определенные ценности. Например, правило «У нас принято спрашивать разрешения, если хочешь воспользоваться чужой вещью» приучает уважать чужую собственность и чужие границы. (Естественно, при этом важно, чтобы ребенка тоже об этом спрашивали.)

Психологу необходимо расспросить родителей, каких правил они придерживаются в семье. Часто бывает, что правило вроде бы подразумевается по умолчанию, но не проговаривается вслух. Чтобы к правилу можно было апеллировать, лучше проговорить его прямо. На этом этапе работы важно поговорить о характеристиках « хороших» правил и совместно с родителями поискать оптимальные формулировки.

Предлагаем альтернативные варианты

Категоричная манера общения вызывает бурную протестную реакцию не только у детей, поэтому при запретах и ограничениях всегда нужно предлагать альтернативный вариант. То, что запрещено ребенку в данный момент, может стать доступным при более подходящих обстоятельствах – в другом месте, в другое время или с другими предметами. Родителям следует постараться заинтересовать и увлечь ребенка в игровой форме. Тогда и сами запреты воспринимаются легче, так как ребенок видит, что его потребности учитываются, его слышат и понимают. Ведь именно таким образом строятся и взрослые взаимоотношения. Есть ситуации, в которых поиск альтернативы кажется невозможным, но их крайне мало. Практически всегда можно найти тот вариант, который будет наиболее логичным и конструктивным.

Обзор документа

Профильные ведомства выпустили рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой через Интернет, которая причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствует задачам образования. Они содержат:

– мероприятия по ограничению доступа к таким сведениям;

– виды запрещенной информации;

– категории данных, к которым может быть предоставлен доступ согласно определенной возрастной категории;

– реестр безопасных образовательных сайтов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ответственность

К ответственности может быть привлечено любое лицо, которое распространяет персональные данные.

За незаконную публикацию персональных данных может наступать гражданская или административная ответственность.

В первом случае родители (опекуны) ребенка могут обратиться в суд с иском и требованием компенсации морального вреда. Во втором случае они могут обратиться с жалобой в Роскомнадзор, и нарушитель будет привлечен к административной ответственности по статье КоАП и заплатит штраф.

Мнение психолога-профориентолога

Родитель в первую очередь должен контролировать ценности, которые исповедует сам и которые прививаются в семье.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог Адукар

С одной стороны, по закону родитель несёт ответственность за воспитание ребёнка перед государством и перед собой. С этой точки зрения, он должен контролировать ребёнка в интернете.

С другой стороны, родитель в первую очередь должен контролировать ценности, которые исповедует сам и которые прививаются в семье при общении с ребёнком (что есть добро и зло, правда и ложь и так далее). У каждого родителя свой ценностный пласт, который ребёнок усваивает и который служит противоядием этому миру. В том числе виртуальному. Если ребёнок доверяет взрослому, то сам расскажет, что ему встретилось в соцсетях и поделится своими переживаниями.

Мнение психолога-профориентолога

Родителю важно следить, чтобы не было противоречий между декларируемыми и реально реализуемыми ценностями. Когда взрослый говорит, что нельзя сидеть в интернете, а сам играем в танчики, ребёнок видит обман и скрывает свой внутренний мир. Если родитель уважает подростка как личность и интересуется тем, что ребёнку дорого, то установятся крепкие доверительные отношения и контроль будет не нужен.

Поэтому формально, да, должен контролировать. Но стоит больше волноваться за доверительные отношения, чтобы быть для ребёнка во всём примером.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта возможна только с письменного разрешения редакции. info@

Мнение психолога-профориентолога

Источники «плохой» информации

Хотя Закон действует уже давно, уследить на 100 % за потоком потенциально вредной для детей информации на данный момент невозможно. Значительная её часть некоторое время находится в свободном доступе, пока её не запретят. Иногда это длится довольно долго.

Внимание! Самым крупным источником любой информации является интернет. Здесь сложнее всего уследить за тем, что попадётся ребёнку на очередном сайте. Даже несмотря на то, что где-то стоит ограничение 18+, для просмотра таких страниц нужно всего лишь нажать кнопку в качестве подтверждения того, что пользователь уже достиг этого возраста. При этом новые сайты, форумы, группы появляются ежедневно, закрывать их так быстро просто не успевают.

Но вредную для детей информацию можно встретить и в других местах, хотя там её распространяют с большей осторожностью. Это могут быть детские телеканалы, спектакли, книги, а иногда даже школьные мероприятия.

Поэтому, а также по причине возможных лазеек в законе, возлагать всю ответственность на других родителям не стоит. Самый главный контроль имеет смысл осуществлять им самим, причём контролировать как ребёнка, так и деятельность образовательных организаций, которые он посещает. Обращать внимание уполномоченных лиц на нарушения закона, больше времени уделять интересам ребёнка. Это лучший способ оградить его от вредной информации.