Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ошибки в воспитании, которые допускают родители, и их последствия

Типичные ошибки родителей в воспитании детей должен знать каждый, чтобы не допускать их в будущем и обезопасить свое чадо от множества психологических проблем. Большинство семейных пар, у которых появляется ребенок, стараются прилагать усилия к тому, чтобы малыш рос здоровым и ни в чем ему не отказывают.

ошибок воспитания детей

  • Предоставление слишком большого выбора
  • Хвала за все
  • Принуждение быть счастливым
  • Чрезмерная снисходительность
  • Избыточная занятость
  • Акцентирование интеллекта
  • Строгая религиозная дисциплина
  • Запрет на разговоры о сексе
  • Сверх-критичность
  • Угрозы
  • Избыток ответственности в раннем возрасте
  • Техника без ограничений
  • Ребенку никогда не бывает скучно
  • Защита от разочарования
  • Запрет на буйные игры
  • Незаинтересованность
  • Ребенку не читают вслух
  • Слишком ранее отучение от соски (пустышки)
  • Насилие в еде
  • Пощечина ребенку

1. Предоставление слишком большого выбора

Некоторые родители считают, что у детей должна быть как можно более разнообразная возможность выбора. На самом деле свобода выбора огорчает и смущает детей, если им всегда дается слишком много вариантов для этого.

2. Хвала за все

Некоторые родители без причин хвалят своих детей за все, что они делают. Ребенок становится зависимым от комплиментов и ничего не делает без них. По мнению голландско-американских исследователей, у ребенка, способности которого переценивают и которого хвалят больше других, может развиться нарциссизм (самовлюбленность).

3. Принуждение быть счастливым

Даже если родители и хотели бы, чтобы ребенок всегда был веселым и счастливым, жизнь включает в себя не только это, а намного больше. Это работа детей – научиться самостоятельно быть счастливыми.

4. Чрезмерная снисходительность

Ребенок учится верить в то, что только достигнув результата можно стать счастливым. Итогом такого воспитания может стать зависимость или обсессивно-компульсивное расстройство.

5. Избыточная занятость

Многие родители считают, что например спорте может избавить ребенка от неправильных действий. Чрезмерные тренировки и требования могут, в худшем случае, сжечь ребенка до тла.

6. Акцентирование интеллекта

Если акцентировать внимание ребенка на высоком уровне его интеллекта, он может стать высокомерным и думать, что все остальные глупы. Такие дети не популярны в своей среде.

7. Строгая религиозная дисциплина

Если ребенок живет с верой, созданной родительским воспитанием, что только строгой религиозностью и соблюдением правил можно достичь реальных ценностей жизни и пути к спасению, он теряется, если начинает сомневаться в учениях.

8. Запрет на разговоры о сексе

Некоторые родители боятся говорить о сексе. Замалчивание этой темы не защитит ребенка от проблем – таких как, например, подростковая беременность.

9. Сверх-критичность

Родитель может подумать, что указания на ошибки и критика подстегивают его детей к успеху. Все наоборот: ребенок начинает стремиться к совершенству во всем, но при разочаровании в своих успехах, он чувствует себя никчемным. В худшем случае, чувство бесполезности может привести к суициду.

10. Угрозы

Родитель никогда не должен давать понять ребенку, что он не любим, если не сделает так, как хочет родитель. Угрозы — это короткая дорога, которая ведет ребенка к равнодушию, в том числе и по отношению к родителю.

11. Избыток ответственности в раннем возрасте

Психолог рассказал мне, что у него есть клиенты, которые до четырех лет самостоятельно готовили себе еду и ухаживали за своими братьями и сестрами. Люди, которые были слишком молоды, чтобы нести ответственность, часто не создают собственную семью.

12. Техника без ограничений

Развитие правильного взаимодействия между людьми пострадает, если у ребенка будет неограниченное разнообразие технических устройств. Это касается также и родителей.

13. Ребенку никогда не бывает скучно

Некоторые родители считают, что ребенку нужны постоянные стимулы и активность. Для развития творчества требуется скука.

14. Защита от разочарования

Психолог рассказал мне, что встречал родителей, которые из добрых побуждений делают и приобретают все возможное для своего ребенка, а потом искренне удивляются, когда ребенок ничего и никого не уважает. Ребенку, в том числе, нужно и разочарование.

15. Запрет на буйные игры

Некоторые родители боятся, что что-то случится и не дают малышам громыхать во дворе и лазать по деревьям в лесу. Внутреннее ощущение «хождения на цыпочках» исключает развитие многих навыков, необходимых для взросления.

16. Незаинтересованность

Дети чувствуют себя любимыми и лучше спят, если родитель проявляет пытливый интерес к тому, что произошло у ребенка за день.

17. Ребенку не читают вслух

Доказано исследованиями, что чтение вслух оказывает множество положительных влияний на ребенка, которые не могут заменить просмотры видео.

18. Слишком ранее отучение от соски (пустышки)

Психолог рассказал, что встречал на приеме взрослых пациентов, которые втайне сосут большие пальцы. Некоторые родители стыдятся, когда их ребенок сосет пустышку или палец. Они не могут дождаться того момента, когда эта потребность исчезнет естественным образом.

19. Насилие в еде

«Ты наелся? У тебя полный желудок?» Психолог считает, что этот вопрос опасным, потому что он заставляет ребенка достигать во время еды чувства наполненности и есть слишком много.

20. Пощечина ребенку

«Тот, кто жалеет розги для ребенка, делает ему зло». Так считает пословица. На самом деле все наоборот. Порка делает ребенка злым, напуганным и вызывает множество расстройств поведения.опубликовано 

Перевод – Маргарита Ваелма

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Итоги

Вполне возможно, что у вас есть еще и другие пунктыродительских ошибок в воспитании детей, ведь многое мы понимаем только после получения соответствующих плодов наших трудов. Когда путем анализа ситуации выясняем, что сделали не так. О том, как исправить ошибки воспитания вы догадаетесь сами. Делайте все строго наоборот. Старайтесь признать и принять тот факт, что малыш часто не может сделать что-то сам и ему просто необходима ваша помощь. А вы, как старший товарищ, должны откликнуться на его просьбу!

«Психологи видят проблемного ребенка, но не имеют права к нему подойти»

Но вовремя выявлять проблемы мешает само устройство профилактической работы со школьниками в России. Психологическую службу в образовании сократили. «В итоге у нас в школе остался один психолог на 500 учащихся, а иногда и больше. Конечно, психолог не в состоянии их всех объять», – рассказала Серебровская.

Ввели правило, по которому психолог может общаться с учеником только с согласия родителей. «Обычно как раз неблагополучные родители такого согласия не дают», – отметила психолог. По закону о психиатрической помощи 1992 года для доступа психиатра к ребенку также требуется письменное согласие родителей.

«И пока эта стена не будет разрушена, пока психологическая школьная служба не будет насыщена специалистами, пока этим школьным психологам не будет дано право направлять ребенка к психиатру в обход согласия родителей – если они видят какие-то настораживающие признаки – то решить эту проблему будет невозможно. Это абсурдная ситуация – психологи видят проблемного ребенка, но не имеют права к нему подойти», – посетовала эксперт.

Необходимо расширить и укрепить школьную психологическую службу, передать ей больших полномочий, убеждена Серебровская. Также нужно принять закон о психологической помощи, который позволит специалистам в школах направлять детей к клиническому психологу и психиатру.

Акцент на ошибках

Когда школьник получает положительную оценку, или малыш делает что-то хорошо, родители редко акцентируют на этом свое внимание. Но вот если ребенок провинился, то шквал критики ему обеспечен. Вырастая, человек только и делает, что концентрируется на собственных неудачах и практически не обращает внимание на свои шаги вперед.

Именно по этой причине, чтобы из маленького человека вырастить завоевателя и победителя, стоит чаще акцентироваться на его достижениях, нежели ошибках. Допустим, ребенок получил двойку. Большинство детей боятся идти домой в данном случае, так как знают, что на них посыпется гневная триада. В то же время хорошие оценки часто принимаются как должное.

Верное поведение в воспитании ребенка основано на прямо противоположном подходе. Большой акцент на победе и маленький при поражении. При этом каждая плохая оценка должна восприниматься ни как катастрофа, а повод к тому, чтобы поработать над ошибкой и скорректировать свой промах.

Употреблять при ребенке грубые выражения

Мама и папа — самые главные люди в жизни ребенка. Поэтому нет ничего удивительного, что кроха старается подражать им во всем, в том числе и в манере разговаривать.

Конечно, пару-тройку ругательств карапуз вполне может принести с улицы или из детского сада. Но только при нормальных отношениях дома, ему очень легко можно объяснить, что такие слова говорить нельзя. А вот, если в семье крепкие выражения — не редкость, нечего удивляться, что малыш растет грубияном.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Психология воспитания девочки 6-лет: советов заботливым родителям

Родители часто спорят, кого воспитывать легче – мальчиков или девочек. Казалось бы, ответ очевиден. Непослушные мальчики всегда устраивают много шума, ввязываются в драки и в целом доставляют родителям немало хлопот. Девочки, как правило, более спокойные, послушные и мягкие по своей природе. Стало быть, с мальчиками сложнее.

Но так ли это на самом деле? Какие особенности девочек нужно учитывать при их воспитании? И как правильно воспитывать девочку 6-7 лет – в столь сложном переходном возрасте от старшего дошкольника к младшему школьнику.

На самом деле стратегий поведения у девочек гораздо больше. Хочешь — розовая кофточка или лаковые туфельки, хочешь – бантики или блестящий ободок на волосы. Все это является приемлемым и адекватным для маленькой «принцессы».

И даже если она платьям предпочитает джинсы, а куклам — игру в футбол с мальчишками, это тоже вряд ли осудят, ведь дочка-сорвиголова – гордость папы.

Правила воспитания мальчика более строгие – никаких игр в куклы и блестяшек на одежде, он же будущий мужчина.

В школе девочки более аккуратны, покладисты и усидчивы. В начальных классах учеба им дается легче. Благодаря внимательности и хорошей памяти они легко воспроизводят заученное.

Пожалуй, на этом легкость в воспитании девочки 6-7 лет заканчивается. И начинаются сложности, с которыми не приходится сталкиваться при воспитании мальчика.

Психология воспитания девочки 6-лет: советов заботливым родителям

Как правильно воспитывать девочку 6-7 лет

Чтобы дочь выросла уверенной в себе и успешной женщиной, счастливой женой и мамой, нужно прислушаться к советам психологов. А они говорят следующее.

  1. Осознание собственной красоты. Научите малышку ухаживать за собой с самого раннего детства – умываться, причесываться, носить чистую одежду. Не стоит запрещать ей экспериментировать перед зеркалом – интересоваться мамиными румянами и помадой, красить ногти лаком. Все это помогает ей познать собственную красоту. Не забывайте говорить ей, какая она красивая – хвалите кудряшки, красивую прическу, глаза и пусть даже поначалу плохо покрашенные ногти. Это поможет ей обрести уверенность в себе в будущем и станет залогом успеха в личной жизни и даже карьере.
  2. Воспитание девочки 6-7 лет в любви. Понятно, что детей нужно любить одинаково. Однако девочки всегда нуждаются в большей ласке со стороны мамы, заботе и защите со стороны малышке недостает любви в родительской семье, во взрослой жизни она не будет самодостаточна и будет любой обман принимать за искренние чувства. Недолюбленные дочки или испытывавшие психологические травмы в родительской семье чаще других становятся в будущем жертвами мужа-тирана.
  3. Женские качества. При воспитании дочки 6-7 лет нужно исходить из общепринятых норм женского поведения. Воспитывайте малышку доброй, отзывчивой, учите помогать другим, правильно вести себя за столом, быть вежливой и аккуратной. Если есть младший братик, учите дочь ухаживать за ним. Если заболел папа, пусть дочка примет участие в его лечении – например, принесет чай с малиной. Если нужно помочь соседке-бабушке подняться по лестнице, пусть малышка ей тоже поможет. Хорошим уроком доброты для дочурки станет и забота о животных.
  4. Хозяйственность. Красота красотой, но воспитывая дочку 6-7 лет, не нужно забывать и том, что она чья-то будущая жена и должна уметь управляться по дому. Привлекайте малышку к приготовлению пищи, уборке, рукоделию, учите создавать уют в доме и поддерживать порядок. Такое воспитание выработает у девочки 6-7 лет привычку быть хорошей хозяйкой, и во взрослой жизни поддержание порядка в доме и приготовление вкусностей для нее труда не составит.
  5. Интеллект и навыки. Как правильно воспитывать девочку 6-7 лет в этом направлении? Несмотря на всю прилежность и школьные успехи, девочкам обычно с трудом даются задачи на логику, сообразительность и поиск нестандартных решений. Будьте готовы, если малышке понадобится репетитор по математике и другим точным наукам. Кроме того, воспитывая девочку 6-7 лет, нужно учитывать ее индивидуальность и поддерживать интересы. Ни в коем случае нельзя ломать наклонности малышки в угоду своим желаниям. Не страшно, если она не продолжит династию юристов или музыкантов. Гораздо важнее, чтобы она нашла в жизни занятие, которое ей по душе. Главное — помочь ей избежать ошибок.

От себя хочется добавить, что мягкость и скромность, конечно же, украшают. Но в современном мире девочкам также стоить прививать стойкость к жизненным ситуациям, стремление добиваться целей и оптимизм. Ведь излишней покладистостью будут пользоваться другие. А излишняя скромность очень мешает в достижении профессиональных и личных успехов.

Ведь внешний вид, как известно, влияет не только на взаимоотношения ребенка в коллективе, но и на его самопринятие и самооценку.

А о том, как правильно воспитывать мальчика вы узнаете в нашей статье Воспитание мальчика 6-7 лет. Советы психолога

Жесткая критика за совершение ошибок

Наши дети втянуты в гонку за идеальное все — от внешнего вида до образования, и мы часто гоним их вперед, используя для этого далеко не самые гуманные методы. Более того, мы считаем, что жесткая критика, а часто и ругань за допущенные ошибки и произошедшие неудачи способны закалить ребенка, сделать его сильнее. Это приводит к тому, что ребенок, не находящий в родителях поддержки в нужный момент, злится, переживает и в отдельных случаях может начать наносить себе физический вред вплоть до самоубийства.