Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человеком

Пубертат. В понимании общества это период, когда ангелочки превращаются в злобных эгоистичных монстров, а у родителей на нервной почве сокращаются годы жизни. Но мы же с вами взрослые люди: попытаемся понять, почему дети ведут себя плохо, что они при этом чувствуют, как завоевать доверие и какое наказание подростков послужит исправлению.

Только цифры

В Беларуси более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Таковы выводы национального исследования по оценке распространенности насилия в отношении детей. Как рассказал старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр КАРАНКЕВИЧ, в прошлом году ЮНИСЕФ провел исследование совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты. Были опрошены через анкетирование более 8 тыс. респондентов, из них 5 тыс. – дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях. Так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физические наказания. 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка. Лишь 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога. Почти половина родителей (48%) уверены: чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать. 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказания по отношению к своим детям, портят их.

Зачем нужно наказывать ребёнка?

Наказание детей – очень щепетильная тема. Одни уверены, что без кнута не обойтись. Другие считают, что ребёнка всегда спасет любовь. Но существуют такие проступки, которые нельзя оставлять безнаказанными.

Родители должны знать, что наказание – это не повод «спустить пар» на ребёнке. Нельзя лишать своего малыша или ограничивать его в чём-то просто потому, что у вас плохое настроение или проблемы на работе. Причина наподобие «на всякий случай, пусть морально готовится к тяжёлой взрослой жизни» также не является уважительной причиной.

Главная задача наказания – это помочь малышу понять содержание своего проступка, негативные последствия, к которым он привёл, и попытаться исправить создавшееся положение.

Наказания помогают ребёнку стать взрослее, ответственнее, самостоятельнее. Наказания учат детей формированию причинно-следственных связей. Благодаря им ребёнок будет обдумывать свои действия наперед, предсказывать их последствия. И в конце концов ребёнок будет вести себя в соответствии с моральными, нравственными, человеческими и этическими нормами и правилами.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Как нельзя наказывать детей

Надо отдать должное моим родителям, меня никогда не били ремнем. Это было не принято в нашей семье. И этот же принцип я перенесла и на своих детей. И любой психолог вам скажет, что ремень – это не наказание. Ремень – это унижение и подавление ребенка. Это показательные выступления вашего эго, вашего физического превосходства над беззащитным человеком, который не может дать вам сдачи.

Рано или поздно ребенок даст вам «сдачи». Это необязательно будет физическое воздействие, он отомстит вам плохим поведением, скандалами в подростковом возрасте, уходом из дома. Чем-то, что посчитает адекватным вашему к нему отношению.

Ещё хуже, на мой взгляд, это насилие эмоциональное. Когда ребенка начинают наказывать многочасовыми лекциями и нудными наставлениями о том, как плохо он поступил и как родителям за него стыдно.  И тогда кажется, что лучше бы один раз ударили, чем слушать этот монотонный непрекращающийся нудеж. И пусть физически ребенок не пострадал, но морально он все так же унижен.

Этими двумя методами вы наказываете не ребенка, вы в первую очередь наказываете себя. Потому что вы не сумеете выстроить нормальные отношения со своим ребенком, и это выльется если не в полное отчуждение между вами, то в сложности и в переходный возраст, и во взрослой жизни.

К тому же эти методы перестанут быть действенными в самый неподходящий момент. Вы полностью потеряете контроль над ребенком в том же переходном возрасте. Он не будет обращать внимания на ваши лекции, а физически вы уже не сможете продолжать его наказывать, весовые категории почти сравняются. И что останется у вас тогда? Сейчас всё просто: дал ремня – решил проблему. Но думать надо на перспективу.

А сейчас на секундочку представьте человека, который вас бесконечно раздражает и нервирует. Наверняка такой найдётся в вашем окружении. Вы применяете к нему физические меры воздействия? Нет! Почему? Да потому что, во-первых, можно получить в ответ, а, во-вторых, ваши действия могут попадать под действие уголовного кодекса со всеми вытекающими.

Будьте благоразумными родителями, не позволяйте себе жестокого обращения с собственным ребенком.

Последствия

Наилучшими последствиями являются те, которые не мешают проведению урока. 1-е следствие: предупреждение; 2-е следствие: интеллектуальная пауза; 3-е следствие: сообщение родителям.

Имеет смысл не только огласить свои правила и наказания классу, но и распечатать и повесить в кабинете на видном месте, изредка привлекая внимание учеников к ним, чтобы информация не забывалась.

Про предупреждение все понятно, дополнительных объяснений не требуется. Расскажу про интеллектуальную паузу. Это время, как правило, минут 15, на которое нарушитель выпадает из урока, отсаживается за учительский стол и выполняет довольно сложное, заранее приготовленное задание. С условием, что выполненное задание будет проверено и оценено сразу после окончания урока, а оценка будет отображена в журнале.

Цель такого приема – отреагировать на нарушение дисциплины максимально безболезненным для течения урока способам: остальные ученики не виноваты в нарушении дисциплины и имеют право получать образование, а не присутствовать при «разборках» учителя с нарушителем.

✔ Признаки родительского висхолдинга

Многие мамы и папы гордо и во всеуслышание заявляют о том, что они никогда не били своего ребенка и никогда в жизни его не ударят. Это очень похвально, но эти же родители, которые демонстративно повесили ремень на гвоздик и выступают против телесных наказаний, используют множество других приемов, не менее разрушительных для детской психики.

Существует множество признаков родительского висхолдинга. Рассмотрим самые распространенные и актуальные из них!

Переход на другую тему во время разговора с ребенком. Это один из основных признаков висхолдинга взрослых по отношению к ребенку. Малыш подходит к родителям и начинает эмоционально рассказывать о том, что в школе его обижает одноклассник, а учительница делает вид, что ничего не происходит. Родители же, выслушав своего школьника, начинают упрекать его в том, что он слишком много времени проводит за компьютером. Вот если бы он занимался спортом, как сын соседей, и больше времени проводил на свежем воздухе, то смог бы без особого труда дать достойный отпор любому хулигану.

Родители пытаются настойчиво утешить ребенка. Взрослые чаще всего не говорят малышу, чтобы он немедленно прекратил плакать, возмущаться, обижаться и т.д. Они просто очень настойчиво пытаются его утешить и доказать, что никакие проблемы не стоят таких уж сильных эмоций. Они советуют малышу не убиваться так сильно и по таким мелочам и пустякам.

Некоторые родители удивляются, почему малыш так расстроился. Они рассказывают ему о том, что в их жизни бывали и не такие ситуации, и ничего, все обошлось и вернулось на круги своя.

Хотя такое родительское поведение можно и принять за попытку утешить и приободрить ребенка, но только на первый взгляд. На самом же деле родители, практикующие висхолдинг по отношению к своему малышу, пытаются как можно быстрее «замять» негативные эмоции крохи и отделаться от них, чтобы не вникать во все это и не брать на себя ответственность.

Родители открыто демонстрируют свое нежелание вникать в проблемы ребенка. Пока ребенок пытается поделиться с мамой и папой своими переживаниями, они демонстративно не слушают его, переговариваются между собой, пялятся в экран телевизора, компьютера или смартфона, читают книги или газеты и т.д.

✔ Признаки родительского висхолдинга

А когда ребенок окончательно им надоедает, они просто отправляют его в детскую комнату, произносят одну из манипулятивно-токсичных фраз или используют любой другой вид наказания, лишь бы малыш замолчал и оставил их в покое.

Родители не воспринимают желания и потребности ребенка всерьез. Взрослые в очень мягкой и деликатной форме объясняют малышу, что его заветные желания не соответствуют реальному положению вещей. Все то, чего он хочет, на самом-то деле ему совсем не нужно. Так как малыш – существо несмышленое и неразумное, то он и не может понять, как правильно нужно жить и какие эмоции нужно испытывать.

Родители будут виртуозно играть на чувствах ребенка и терпеливо доказывать ему, что все умные и хорошие дети хотят получить в качестве новогоднего подарка не очередную игрушку, о которой малыш мечтает вот несколько месяцев подряд, а новую куртку или учебник по математике.

Родители дают ложные обещания ребенку. Взрослые, желая отделаться от ребенка и его детских проблем, прерывают разговор и, ссылаясь на важные и неотложные дела, обещают ему обсудить эту тему в будущем. Свои заведомо ложные обещания родители выполнять не собираются.

Родители прямо отказываются от диалога с ребенком. Иногда взрослым надоедает отшучиваться, отвечать насмешками или упреками на вопросы малыша, поэтому они просто отказываются общаться с ним. Как только ребенок подходит к взрослым и начинает с ними диалог, они сразу же наказывают его и отправляют куда подальше. Родители убеждают малыша в том, что у них совершенно нет времени на пустые разговоры, или же просто игнорируют и смотрят на него так, будто он пустое место.

Родители прививают ребенку беспочвенное чувство вины. Если шутки, сарказм, токсичные фразочки и наказания не помогают, а ребенок продолжает доставать взрослых своими проблемами, то родители могут заставить его испытать беспричинное чувство вины.

Они резко становятся «больными» и обвиняют малыша в том, что он и его эмоции вызывают у них приступы мигрени, повышают артериальное давление, учащают сердцебиение и т.д.

советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:

  1. Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.
  2. Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработать систему своевременных поощрений за хорошее поведение.
  3. Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.
  4. Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.
  5. Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.
  6. Учите его выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.
  7. Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.

Избиение, обстоятельства произошедшего и какова ответственность за это

Главное обстоятельство, которое первым делом рассматривает суд за избиение лица, возраст которого менее 18 лет – это степень вреда, нанесенного пострадавшему. В таком деле суды придерживаются такого же решения, как и по отношению к взрослым пострадавшим, то есть, чем больше степень вреда – тем больше срок наказания. Как же происходит оценка нанесенного вреда? Для этого суд привлекает экспертизы судебно-медицинского направления. Меньше всего срок наказания грозит в том случае, если ребенку были нанесены легкие побои. Но, а самый большой срок грозит за причиненный вред здоровью средний или тяжкий. Но на практике не все рассматриваемые дела бывают такими однозначными. Случаются ситуации, когда суд назначает наказание за истязание ребенка больше, чем за причиненный тяжелый вред здоровью.

Все зависит от основных обстоятельств, на которые судебные органы обращают внимание, а это, как правило:

  1. Личность виновника преступления и пострадавшего.
  2. Отношения между обеими сторонами преступления.
  3. Каким способом было совершено насилие, и какой характер оно носит.
  4. Каковы мотивы преступления.
  5. В каких условиях проживает пострадавший, и какой образ ведет (в том случае, если виновник преступления родитель или же опекун).
  6. Поведение пострадавшего (ведь причиной избиения могло стать поведение ребенка).

Как правило, во многих случаях, избиение несовершеннолетнего лица – это насилие бытового вида. Иногда грани дозволенного переходят именно родители или опекуны, и даже учителя. В настоящее время все чаще можно увидеть и услышать, что ребенка избивают в школе. В таком случае рассмотрение избиения требует детального изучения.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Бойкот или развязывание рук?

Пред­ста­вив себе, что они не раз­го­ва­ри­вают с ребен­ком, мно­гие мамы рас­те­рянно спра­ши­вают: «А как же его кор­мить, водить на под­го­товку к школе, укла­ды­вать спать?»

Но вовсе необя­за­тельно упо­доб­ляться девушке Элизе из сказки «Дикие лебеди», дав­шей обет пол­ного мол­ча­ния в тече­ние года. Можно сухо ска­зать два-три слова («иди есть», «еда на столе»), можно даже помочь ребенку раз­деться и лечь в постель, но сде­лать это так, что он пой­мет: шутки кон­чи­лись, пора браться за ум.

Если же вы объ­явили ему бой­кот, а он в ответ: «Ну и пожа­луй­ста!» и начи­нает демон­стра­тивно играть или смот­реть муль­тики, зна­чит, надо отобрать игрушки и кас­сеты. Пусть сидит и думает о своем пове­де­нии, ведь бой­кот не дол­жен пре­вра­щаться в празд­ник непо­слу­ша­ния. Книжку оста­вить можно: в дошколь­ном и млад­шем школь­ном воз­расте само­сто­я­тель­ное чте­ние редко бывает люби­мым заня­тием, так что пусть хоть от скуки про­чи­тает пару стра­ниц. Гля­дишь — и понравится…

Рецептивный тип

01:21:27 Последний тип, о котором хотелось бы сказать, чтобы понять в каких ситуациях, наши меры пресечения, наказания являются адекватными, а в каких они просто наша неправильная реакция на естественные проявления природы ребенка – это типа рецептивные дети. Это дети, которые хотят знать, в первую очередь, что произойдет дальше, и чего ждать. То есть если с активным типом ситуация обстоит чуть-чуть по другому, они хотят знать что делать, то для рецептивных детей, психика таких детей больше всего связана, и находится под влиянием элемента земли, для них не самое важное что делать, а самое важное что будут делать окружающие и другими словами, что произойдет вокруг и чего ждать. Новые, неожиданные ситуации, вызывают у них противостояние, точно также, как мы говорили о предыдущем типе детей, что новые, неожиданные ситуации являются их жизнью, это то, что воодушевляет их больше сотрудничать. Если ребенок земного типа, такой, несколько медлительной природы, ведическая медицина, аюрведа определяет их как капха типа, в природе которого преобладает элемент земли.

01:22:44 Если складываются новые, неожиданные ситуации, это блокирует ребенка, нужен режим, самые необходимые меры мотивации детей подобного типа – это режим, повтор и ритм, то есть определённое время для еды, определённое время для сна, определённое время для игр, особенные минут в течение дня на то, чтобы побыть и провести время с родителями, одежда, которое всегда кладется на тоже самое время, время делать определённые,… то есть заниматься определённым видом деятельности и очень важной фразой для детей такого типа, чтобы мотивировать – это «пришло время». То есть когда ребенку говорится «время делать то-то и то-то». Если скажем, вы помните, активный тип, фраза мотивирующая являлась «давай сделаем», то есть «сделаем» – как суть природы его – действие. И второе – «давай» – то есть я принимаю за это ответственность, я побуждаю и принимаю ответственность. То в данном случае фраза «время настало», «время делать то-то и то-то». Перевод этой фразы для ребенка рецептивного типа такой «все под контролем, все спокойно и упорядоченно». Или «теперь примемся за это», «сделали это – теперь примемся за это», «теперь время мыть руки и садится за стол», «сейчас время, чтобы почитать немножко, а через столько-то столько-то времени ты помоешься и пойдешь спать, предположим». Самые добросердечные, самые чуткие дети относятся к этому типу, нужно также больше времени для того, чтобы дождаться каких-то результатов, от тех усилий, которые родители прилагают, чтобы произошли каике-то перемены, позитивные перемены в поведении, в природе, в навыках ребенка. И если эти перемены не очень резкие, то могут быть очень отзывчивы к сотрудничеству дети рецептивного типа.

01:25:00 Для них самое главное, чтобы все происходило как намечено, все было обдуманно и распланировано. Одно из особенностей их поведения, так их легко идентифицировать, определить, это то, что они с удовольствием не будут ничего делать, если никто их не побуждает к какому-то действию, или никто не знает, что будет в ближайшие несколько минут или часов. Они могут просто есть, отдыхать, созерцать, слушать, спать. Поэтому можно сказать, той стороной, которую родители , их характеры и природы, которую ребенок проявит, как знак того, что его нужды удовлетворены родителями – это проявление большей, инициативы, большего творческого духа и выдумки, чего изначально ребенок сам не, не может проявить согласно влиянию своей природы. Другими словами, для таких детей самое важное показать, что вы в курсе того, что должно происходить, того, что впереди и, так сказать, озвучить это, сказав, что настало время делать то-то и то-то, в противном случае такой ребенок не будет делать ничего. Если говорить об отношении со сверстниками, в целом о каких-то отношениях в группе, в социуме, то для этих детей также нужно время для того, чтобы адаптироваться к среде и начать правильно взаимодействовать с ними. Такие факторы, такую информацию я хотел вам дать об особенностях четырех типов детей и тех методов мотивации их, которые бы помогли нам как родителям избежать злоупотребления своей карательной мощью, своей карательной властью над ними, то есть применить наказание, не только не достигнув должного результата, но при этом ещё негативно повлияв на психику ребенка, разрушая её.

01:27:35 Итак, в целом, обобщая, какие мотивации для детей. Для детей чувствительного типа – больше внимания их переживаниям, для детей активного типа – внимания основное уделяется действию, система, действия, детей коммуникативного типа – разнообразие информации для чувств, и детей рецептивного типа – время и последовательность того, что делается. Может быть сейчас появились вопросы, не только в связи с разными видами природ детей, психофизиологических типов, но и может быть на тему наказаний, потому что название нашего семинара, точнее этой беседы почти шекспировская – «бить или не бить» и ситуация на сегодняшний день такова, что родители если и применяют физическую силу, то чаще всего не настолько, потому что они ожидают, что это приведет к какому-то результату, поскольку сами являются в какой-то степени жертвами такого же воспитания и знают отлично, что особенно хороших результатов это не приносит. Но больше от того, что они не понимают, каким другим образом мотивировать ребенка к сотрудничеству и взаимодействию, как сделать так, чтобы он не ускользал из под контроля родителей. Одна из подтем нашей сегодняшней беседы – это, как она была объявлена «где золотая середина». То есть тема о балансе между строгой системой воспитания и так называемой либеральной системой воспитания.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человеком

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Как наказать несовершеннолетнего за оскорбления в интернете (в социальной сети)?

Административная ответственность за оскорбление

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена статьей кодекса РФ об административных правонарушениях . Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Неприличной считается открыто циничная, противоречащая общественной морали форма общения, унизительная для человека. Санкция указанной статьи предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Если же оскорбительное высказывание содержится в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — санкцией статьи КоАП РФ для граждан предусмотрен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Но, следует понимать, что социальные сети не являются средствами массовой информации (как СМИ социальная сеть не зарегистрирована, у нее не имеется соответствующей лицензии), это, скорее средство массовой коммуникации, что не одно и то же (то есть понятие «средство массовой коммуникации» не тождественно понятию «средство массовой информации»). Это означает, что предъявление иска к владельцам социальной сети вряд ли увенчается успехом. Требования необходимо адресовать конкретным лицам, допустившим в своих высказываниях в сети «Интернет» оскорбительные выражения и фразы.

Ответственность за оскорбление несовершеннолетним лицом

К административной ответственности за оскорбление может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет. Если правонарушителю исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет, дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних. Как правило, лица в возрасте от 16 до 18 лет, освобождаются комиссиями по делам несовершеннолетних от административной ответственности. К таким лицам применяются меры воздействия, не являющиеся по своей природе наказанием, например, предупреждение, передача под надзор родителей. Привлечь же к административной ответственности лицо, не достигшее возраста 16 лет закон не позволяет.

Однако это не означает, что оскорбленный в социальной сети гражданин не имеет средств и механизмов для восстановления своего нарушенного права. Виновные в оскорблении лица понесут гражданско-правовую ответственность, ведь лицо, чье право нарушено оскорбительной публикацией, вправе обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного морального вреда. Кто «виновен» и с кого взыскивать будет зависеть от возраста правонарушителя.

Компенсация морального вреда, причиненного оскорблением

Так, если оскорбивший в социальной сети подросток не достиг возраста 14 лет, отвечать за его действия будут его родители или опекуны.

А вот молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, согласно ст. 1074 ГК РФ , уже самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Правда, в том, случае, если самостоятельный доход у них отсутствует или недостаточен для возмещения вреда, то вред также обязаны возместить родители нарушителя в полном объеме или в недостающей части.

Однако проблема в данном случае не в поиске применимых норм права, а в доказывании факта публикации оскорбительных высказываний конкретным лицом. Необходимо учитывать, что в социальных сетях нередко используются вымышленные имена, либо лицо может зарегистрироваться под чужим (существующим в реальности) именем.

Перед обращением в суд, следует озаботиться хотя бы минимумом доказательственной базы в подтверждение факта авторства. Кроме того, необходимо обратиться к нотариусу, который заверит распечатанные интернет-страницы, содержащие оскорбительные высказывания в ваш адрес.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 20 апреля 2013 года

Источники

  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человекомОценка 5 проголосовавших: 1Анатолий Смагин

Позвольте представиться! Меня зовут Анатолий Смагин. Я работаю юридическим консультантом уже больше 8 лет. Я набрал большой опыт за время своей работы. И хочу помочь всем посетителям найти ответы на многие интересующие юридические вопросы.

Администраторы сайта обработали всю доступную информацию. Данные для сайта выложены в полном объеме и доступном виде, для удобства пользователей. Перед применением любой информации с данного сайта необходима обязательная консультация с профессионалом.