Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Основной принцип воспитательно образовательной работы

Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

Цели и задачи занятий по рабочей программе в подготовительной группе

В основе любой рабочей программы лежит ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Опираясь на него, любой педагог и воспитатель сможет грамотно расписать содержание образовательной деятельности и все организационные моменты. Примерные цели, которым должна соответствовать любая рабочая программа:

  • Всестороннее развитие личности ребёнка в подходящих условиях с учётом его возраста, физических и психологических особенностей. Главными средствами в достижении этой цели выступают общение и совместная игровая и учебная деятельность с другими детьми и педагогами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
  • Развитие самостоятельности ребёнка в стремлении к новым начинаниям, его творческих способностей. Это значит, что все занятия должны быть выстроены с максимальной пользой для детей, быть интересными и познавательными.
  • Создание атмосферы комфорта и безопасности, которая сможет обеспечить социализацию детей, а также раскрытие их индивидуальности. Находясь в стенах ДОУ, ребёнок должен чувствовать моральную поддержку, не стесняется обращаться за помощью.

Более подробно посмотреть цели можно в п.2.4 стандарта. Программу разрабатывает воспитатель, опираясь на ФГОС ДО (дошкольного образования), а утверждает администрация учреждения. Что нужно учесть при разработке:

  • сколько часов дошкольники находятся в детском саду;
  • сколько детей в группе и можно ли разделить её на подгруппы;
  • национальные праздники и традиции края;
  • возрастные особенности обучающихся;
  • другие особенности группы (например, необходимость коррекции).

Цели и задачи занятий по рабочей программе в подготовительной группе

Игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, что следует учитывать педагогу при составлении программы

Основные задачи, которые решаются педагогами в подготовительной группе (дети 6–7 лет):

  • сохранять и укреплять здоровье, способствовать физическому развитию;
  • создавать условия для реализации всех видов игры;
  • внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
  • формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
  • поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
  • продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.

К седьмому году жизни личностные особенности детей становятся более содержательными: повышается уровень произвольности и свободы поведения, укрепляется уверенность в себе, проявляется стойкая мотивация достижений, развиваются рефлексивные способности.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.

Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.

От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.

В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.

Дошкольный возраст отличается тем, что обучение проходит в форме игры. Дети не воспринимают навязчивый, приказной тон, только через игру можно добиться положительных результатов.

Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?

Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.

Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.

Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль. На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.

Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью. Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:

  • рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
  • становление духовно развитых, нравственных личностей;
  • интеллектуальное и познавательное формирование малыша.

Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе. Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.

Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.

Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие врожденных” талантов, подготовка в школе.

Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.

Развитие слуха

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.
Развитие слуха
  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

Развитие слуха
  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Подходы к воспитанию детей дошкольного возраста

Комплексный подход

Приобщение детей к доброте, прекрасному. Реализуется в процессе экологического, умственного, художественно-эстетического и т.п. направлений воспитания.

Деятельностный подход

Целостное развитие каждого ребенка дошкольного возраста посредством игр, экспериментирования, предметной и изобразительной деятельности, ознакомления с произведениями искусства и т.д.

Деятельностный подход строится на основании трех ведущих компонентов:

  1. Самостоятельная (экспериментальна) деятельность детей в рамках и условиях той развивающей среды, которые создали взрослые.
  2. Совместная (поисковая) деятельность детей и взрослых (воспитателя, родителей и т.п.).
  3. Обобщающие занятия – общение со сверстниками и взрослыми на развивающие темы.

Средовой подход

Данный подход требует от образовательной организации (ДОО) создания необходимой образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и воспитание личности ребенка. Создаваемая воспитателями среда должна учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные особенности и потребности ребенка. С учетом всех особенностей воспитанников воспитателями подбираются необходимые материалы (художественная литературы, дидактические игры, игрушки и т.д.), организуется групповое пространство (мебель, стенды, плакаты, тематические уголки и т.д.).

Источники:

  • Студопедия
  • Воспитание Гуру
  • Педагог-исследователь
  • Открытый урок
  • Справочник

Оставить комментарий: Отправить