Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Сущность понятия «тактильное восприятие»

Определение 1

Тактильное восприятие – это поверхностная чувствительность кожи, ощущения прикосновения, боли, тепла, давления, холода и др.

У каждого человека свой характер, свой темперамент, свой тип восприятия. Жизнедеятельность человека сложно представить без адекватной ориентации в окружающей действительности. Человек ориентируется благодаря тактильному восприятию. Видом восприятия предметов и явлений является осязание, которое строится на мультимодальной и тактильной информации. Тактильная информация представляет собой ощущения прикосновения, температуры, боли, давления.

Первые представления о предмете или явлении у человека складываются благодаря тактильному восприятию. Наружные покровы тела, соприкасаясь с чем-либо, дают возможность определить форму, упругость, плотность или шероховатость, величину, температуру этого предмета.

С помощью тактильного восприятия человек через кожу получает информацию. Чувствительность только этими ощущениями не ограничивается. Прикасаясь к тому или иному предмету, человек ощущает не только признаки этого предмета, он ощущает ещё его свойства, например, влажность этого предмета, его гладкость или твердость, тягучесть или вязкость и др.

Кожа человека способна реагировать на физические свойства объектов и давать человеку определенную информацию об этих объектах. Это непосредственное касание объектов, их познание через касание и является тактильным восприятием.

Тактильное восприятие по-другому называют осязанием, механизм которого основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они являются сложными устройствами и расположены по поверхности всего тела, обеспечивая ему кожную чувствительность.

Рецепторы пальцев рук являются самыми чувствительными и восприимчивыми к разнообразной информации. Обладая осязанием, человек получает столько информации о предмете, как будто он видит эти предметы, поэтому осязание является познавательной функцией руки человека.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,до лет Игра «А можешь ли ты?»

  • Играем дома.
  • Игра «Флажок».
  • Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: взрослый делает «флажок»: прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

  1. Можно прочитать стихотворение.
  2. Горит на солнышке флажок,
  3. Как будто я огонь зажег.
  4. А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Народная игра «Дружные пальчики».

Цель: развивать мелкую моторику.

Описание: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец — сверху.

  • Мизинчик удаленький.
  • Безымянный — кольцо носит,
  • Никогда его не бросит.
  • Ну а этот — средний, длинный,
  • Он как раз посередине.
  • Этот — указательный,
  • Пальчик замечательный.
  • Большой палец, хоть не длинный,
  • Среди братьев самый сильный.
  • Пальчики не ссорятся,
  • Вместе дело спорится.
  • Предложить детям выполнить движения.
  • Игра «Подарок для куклы».
  • Цели: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов.
  • Игровой материал и наглядные пособия: бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание: взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши — день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

  1. Игра «Помоги ежику».
  2. Цель: развивать мелкую моторику.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: еж, грибы (вырезанные из картона).

Описание: взрослый демонстрирует ежа, вырезанного из картона. На спинке ежа сделать прорези для крепления грибов, вырезанных из цветной бумаги.

Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,до лет Игра «А можешь ли ты?»

Предложить: «Давай поможем ежу подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставить их в прорези.

  • Игра «Лабиринт для пальчика».
  • Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
  • Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги.

Описание: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Игра «Лабиринт для карандаша».

Цель: развивать мелкую моторику.

См. игру «Лабиринт для пальчика». (Вместо пальчика по лабиринту добирается до «домика» карандаш, оставляя за собой «след».)

  1. Игра «С кольцами».
  2. Цели: формировать глазомер; развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
  3. Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, цветные кольца (диаметром 5-8 см), палочки.
Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,до лет Игра «А можешь ли ты?»

Описание: детей рассаживают по 6-8 человек за один общий стол, высыпают на середину стола цветные кольца диаметром 5-8 см. Взрослый берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» — придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Предлагает детям выполнить движения.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,5 до 2 лет Игра «А можешь ли ты?».

Цель: развивать навыки аудирования.

Описание: Взрослый дает ребенку различные словесные задания — указания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты… (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)».

Предложить ребенку поменяться ролями со взрослым: теперь пусть ребенок предлагает воспитателю выполнить какое-либо задание в такой же форме.

Игра «Внимание!».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,до лет Игра «А можешь ли ты?»

Описание: Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч. Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т. д.

Игра «Молоточек».

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко — тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: Взрослый предлагает ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

  • Игра «Громко — тихо».
  • Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.
  • Игровой материал и наглядные пособия: бубен.

Описание: Взрослый стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если взрослый стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (взрослый) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро — ребенок бежит, стучит медленно — идет.

Спасибо за внимание.

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 1,до лет Игра «А можешь ли ты?»

Рекомендуемые страницы:

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Упражнения на развитие восприятия

Упражнения на развитие восприятия просто необходимы для непрерывного притока информации в центральную нервную систему дошкольника. Данная информация способствует коррекции неверно складывающегося образа у незрелой психики ребенка. К примеру, малыш научится адекватно понимать содержание картины, если взрослый сможет дать ему соответствующие пояснения. Родители могут предложить ребенку рассмотреть детали картины в определенной последовательности. Также можно подобрать картину с особой композицией, которая облегчит ее восприятие. Для развития восприятия у детей идеально подойдут последовательно усложняющиеся игры и упражнения.

Для формирования понятий «слева-справа» необходимо научить ребенка различать левую и правую руку. После этого можно предложить ребенку рассмотреть таблицу, где изображены четыре предмета (слева-ручка, справа-карандаш, сверху-кисточка, внизу-краски). Для закрепления полученных знаний можно поиграть с ребенком. Для игры надо приготовить карточки с изображениями машин. Малыш должен определить, в какую сторону едут машины. Если они едут налево, то он должен отложить красную фишку, а если направо – синюю. В конце игры дошкольник подводит итог, сколько машин поехало налево, а сколько направо. Для усложнения игры можно увеличить число правил, количество участников, изменить форму организации детей, темп проведения игры.

Для выполнения следующего упражнения для развития восприятия у детей надо на листе плотной бумаги строчками наклеить точки, вырезанные из цветной бумаги. Можно использовать не меньше трех и не больше пяти цветов. Точки взрослый должен расположить в семь строк (по 14 точек в каждой строке). В этом упражнении ребенок должен считать точки в том направлении, которое ему задаст ведущий игры. При этом ведущий должен следить, чтобы указанное направление сохранялось во время чтения, чтобы соблюдалась последовательность произнесения всех точек.

Можно показывать детям контурное изображение различных предметов или детали от них, а ребенок должен угадать, что это за предметы.

Для развития восприятия у детей можно использовать карточки с различным орнаментом, а дети должны составить подобный орнамент из кубиков. После выполнения задания взрослый должен обсудить, соответствует ли составленный орнамент образцу, а если не соответствует, то где есть ошибки.

Уровни развития восприятия у дошкольника

Восприятие у дошкольников имеет три стадии.

Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.

Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.

Уровни развития восприятия у дошкольника

Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».
Упражнения для развития слуховой памяти

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.