Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Особенности самооценки младшего школьника

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Хвалим правильно

Похвала вызывает положительные эмоции не только у взрослых, но и у детей даже если они вам прямо об этом не говорят. Надо заметить, что похвала за хороший поступок более действенна, чем порицание за плохой. Ученые-психологи утверждают, что ребенка стоит хвалить за каждый хороший поступок. Однако в следующих ситуациях похвала будет лишней:

  • Необоснованная похвала при желании понравиться малышу;
  • Похвала за красивый вкус, одежду, игрушку;
  • Похвала за здоровье, красивые внешние данные;
  • Не стоит хвалить малыша из-за переполнения чувством жалости;
  • За дела, выполнены не его физической или умственной работой.

Что такое самооценка ребенка

Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.

Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.

Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.

что это такое, тесты, игры

ПОДЕЛИТЬСЯФотография из галереи «Моё Солнышко»Что такое самооценка?Как проявляется уровень самооценки в поведении?ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»(тест «Десять ступенек»)Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?теста “Лесенка”на какой ступеньке стоял бы он сам

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку“Имя”“Проигрывание ситуаций”“Жмурки”“Зеркало”ПОДЕЛИТЬСЯ

Личностная самооценка как объект исследования

Процесс становления самооценки незаметен и непонятен для людей, не разбирающихся в особенностях функционирования психики. Подобная неосведомленность приводит к тому, что родители неправильно воспитывают ребенка, который затем не может адаптироваться к реальной жизни. Изучением процесса становления внутреннего самовосприятия занимались многие ученые (Г. Бернс, С.Г. Якобсон, Б. И. Наумов и др.), но до сих пор не существует однозначного мнения по поводу того, какая самооценка является наиболее подходящей для личностного роста детей.

Самооценка выступает в роли некой предпосылки, способствующей становлению активной жизненной позиции индивидуума. Зачастую формирование самооценки ребенка завершается к 7 годам, постепенно приходит осознание своей роли в этом мире. Психологи считают, что вероятный сценарий дальней жизни маленького человечка во многом зависит от его отношения к себе. Дошкольник с адекватной самооценкой обладает следующими качествами: коммуникабельность, активность, чувство юмора, он спокойно воспринимает проигрыши в активных играх.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

От кого и чего зависит самооценка

Как и большинство психологических установок, наше самовосприятие формируется в детстве, а главными «строителями» становятся родители и самые близкие люди. От того, как родные относятся к ребёнку, реагируют на его успехи и провалы даже в незначительных вещах, зависит его мнение о себе во взрослой жизни.

Низкая самооценка обеспечена детям, которых родители стремятся «сделать лучше» и с этим благим намерением постоянно критикуют. Вместо похвалы за достижения упрекают — «Можно было и лучше сделать»: занять не второе место, а первое, получить не «5», а «5+». А за любые неудачи ругают или, что еще хуже, наказывают.

Нелюбимые дети, которых воспитывают родители алкоголики, наркоманы, люди с нестабильной психикой, имеют минимум шансов стать взрослыми людьми с адекватной самооценкой. Впрочем, нередко и в благополучных на первый взгляд семьях ребенок не получает необходимой для правильного восприятия себя родительской поддержки. Ведь внешнее благополучие не означает, что внутри семьи все гладко — любовь, уважение, взаимопонимание.

Завышенная самооценка — другая крайность, и она тоже дело рук любящих родителей. Они уверены, что выражают свою любовь, расхваливая свое чадо по поводу и без, восторгаясь любыми его поступками, не говоря уже о достижениях: «Боже, как красиво ты нарисовал эту точечку! Как же чудесно на тебе смотрятся эти тапочки! Какой молодец — сам убрал за собой тарелку!».

На самом деле они оказывают «медвежью услугу». Когда ребенок постоянно слышит хвалебные оды в свою честь, у него формируется установка — «Я «пуп» Земли и все должны мной восторгаться». Он искренне уверен, что все делает идеально, и приходит в недоумение, почему люди вне семьи с ним не согласны.

Здоровая самооценка — золотая середина, при которой человек объективно оценивает свои способности, умения и возможности. Лояльно относится к себе, не винит за ошибки, а анализирует их, делает выводы. Не стремится «прыгнуть выше головы» без тщательной подготовки. Правильно фильтрует мнения и высказывания окружающих. Такая самооценка формируется, когда ребенок окружен любящими людьми, которые поддерживают, когда нужно, и не мешают «набивать шишки», когда это необходимо для получения важного опыта. Растить ребенка со здоровым самомнением — для родителей огромный труд. Ведь для этого с ним нужно качественно разговаривать:

  1. Объяснять простыми словами сложные вещи;
  2. Рассказывать, почему люди ведут себя «странно» в каких-то обстоятельствах;
  3. Показывать на собственном примере, что значит уважать себя и других.

Не только родители

Помимо родителей свою лепту в формирование отношения к себе вносят и не входящие в круг близких люди — воспитатели, учителя, одноклассники, соседи, просто случайные знакомые. Иногда одно высказывание совершенно постороннего человека может в корне изменить самовосприятие.

Моя клиентка Ольга рассказала, как в 12 лет самый популярный мальчик в классе назвал её «носастой дурой», когда она отказалась помочь ему с контрольной по математике. И она настолько глубоко восприняла тогда его слова, что вплоть до 5 курса университета считала себя уродиной, недостойной внимания парней. Все изменилось на последнем курсе, когда она случайно стала натурщицей популярного художника. Причем мастер выбрал её как раз из-за идеальной формы её носа — ровного, узкого, слегка вздернутого, как раз такого, за которым девушки выстраиваются в очереди к пластическим хирургам.

На тему формирования самооценки и влияния на неё окружающих я сняла отдельный видеоролик, в котором максимально подробно раскрываю эти вопросы. Обязательно посмотрите его и, я уверена, многие вещи о себе и вашем самомнении станут более понятными.

Развитие самооценки школьника

Развитие самооценки школьника приобретает новые очертания. Если дошкольник оценивал себя с точки зрения физиологии и внешности, то в школе он начинает оценивать уже практические действия и моральные качества. Попадая в новую среду  школу, дети начинают делить сверстников на плохих и хороших. Оценки за домашние задания, замечания или похвала учителя, мнение сверстников  всё это влияет на развитие самооценки младшего школьника. Начинаются постоянные сравнения себя с одноклассниками и вот тут наша с вами задача, как родителей, не дать укрепиться мнению, что сравнение с другими это хорошо. Смотрим 1 принцип и внедряем со страшной силой. Ну, и, конечно же, дорогие мамы и папы, не зацикливаемся на оценках. Нам ли с вами не знать, что не они главное в жизни.

(Посмотрите это видео, если хотите прожить школьные годы спокойно)

Ещё больше полезной информации об учебе в школе в моем курсе для родителей Школа без потерь”

Заключение и обратная связь

Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной.  Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.

Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Тайм-менеджмент для младших школьников
  • Методика Монтессори для естественного развития ребенка
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Формирование правильной самооценки
  • Формирование самосознания
  • Теория психосоциального развития
  • Условия формирования характера
  • 10 шагов к здоровой самооценке
  • Дети и деньги, или Как научить ребенка управлять деньгами
  • Настраиваемся на новый учебный год

Ключевые слова:1Дети

Перфекционизм

Перфекционизм в психологии определяется как устойчивая особенность личности, состоящая в упорном стремлении к совершенству и достижении наилучших результатов во всех сферах жизни.

Одна из причин заниженной самооценки – желание индивида соответствовать созданному им идеализированному образу. Стремление к самосовершенствованию – качество личности, способное скорректировать чувство собственного достоинства. Но это относится к конкретным сферам деятельности.

Перфекционисты хотят быть идеальными во всем. Эта постоянная гонка за идеалом выматывает их физически и эмоционально. По мнению таких людей, только добившись абсолютного совершенства, они будут приняты окружающими. Заведомое завышение целей делает их достижение невозможным априори. Самокритичность давит на самооценку, снижает ее.

Немало известных людей причисляют к перфекционистам: среди них Лев Толстой, Александр Македонской, Стив Джобс, Ницше.

Реакция перфекционистов на конструктивную критику в свой адрес бывает агрессивной. Подобная манера поведения порождает неприятие и осуждение окружающих, что для перфекционистов неприемлемо.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей. Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Наталия Алексеeва