Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Ответственность за избиение несовершеннолетних по УК РФ

00:00:00 Добрый вечер, дорогие слушатели нашего семинара, интернет-семинара по воспитанию детей. Сегодня тема нашего разговора – это наказание. Этот вопрос, этот аспект рассмотрим с разных точек зрения, как с точки зрения мнения родителей, то есть той ситуации, которая сложилась сейчас, на сегодняшний день, существует в семьях. Так с точки зрения древнего знания, ведического знания, и с точки зрения современной, альтернативной или, как ещё принято называть, позитивной психологии.

Только цифры

В Беларуси более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Таковы выводы национального исследования по оценке распространенности насилия в отношении детей. Как рассказал старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр КАРАНКЕВИЧ, в прошлом году ЮНИСЕФ провел исследование совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты. Были опрошены через анкетирование более 8 тыс. респондентов, из них 5 тыс. – дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях. Так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физические наказания. 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка. Лишь 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога. Почти половина родителей (48%) уверены: чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать. 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказания по отношению к своим детям, портят их.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Как нельзя наказывать детей

Надо отдать должное моим родителям, меня никогда не били ремнем. Это было не принято в нашей семье. И этот же принцип я перенесла и на своих детей. И любой психолог вам скажет, что ремень – это не наказание. Ремень – это унижение и подавление ребенка. Это показательные выступления вашего эго, вашего физического превосходства над беззащитным человеком, который не может дать вам сдачи.

Рано или поздно ребенок даст вам «сдачи». Это необязательно будет физическое воздействие, он отомстит вам плохим поведением, скандалами в подростковом возрасте, уходом из дома. Чем-то, что посчитает адекватным вашему к нему отношению.

Ещё хуже, на мой взгляд, это насилие эмоциональное. Когда ребенка начинают наказывать многочасовыми лекциями и нудными наставлениями о том, как плохо он поступил и как родителям за него стыдно.  И тогда кажется, что лучше бы один раз ударили, чем слушать этот монотонный непрекращающийся нудеж. И пусть физически ребенок не пострадал, но морально он все так же унижен.

Этими двумя методами вы наказываете не ребенка, вы в первую очередь наказываете себя. Потому что вы не сумеете выстроить нормальные отношения со своим ребенком, и это выльется если не в полное отчуждение между вами, то в сложности и в переходный возраст, и во взрослой жизни.

К тому же эти методы перестанут быть действенными в самый неподходящий момент. Вы полностью потеряете контроль над ребенком в том же переходном возрасте. Он не будет обращать внимания на ваши лекции, а физически вы уже не сможете продолжать его наказывать, весовые категории почти сравняются. И что останется у вас тогда? Сейчас всё просто: дал ремня – решил проблему. Но думать надо на перспективу.

А сейчас на секундочку представьте человека, который вас бесконечно раздражает и нервирует. Наверняка такой найдётся в вашем окружении. Вы применяете к нему физические меры воздействия? Нет! Почему? Да потому что, во-первых, можно получить в ответ, а, во-вторых, ваши действия могут попадать под действие уголовного кодекса со всеми вытекающими.

Будьте благоразумными родителями, не позволяйте себе жестокого обращения с собственным ребенком.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела? 

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут,  потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие? 

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы? 

Нет ни одной причины бить ребенка Подробнее

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи? 

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы. 

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался. 

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

Шлепки — это тоже насилие

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня Подробнее

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— А от чего?

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются. 

Шлепки — это тоже насилие

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

За что не нужно наказывать ребёнка?

Прежде чем наказать ребёнка, необходимо понять его мотивацию. Может быть, он не имел в мыслях ничего плохого, может быть даже наоборот, он сделал что-то нехорошее из лучших побуждений. Поэтому не следует наказывать сына или дочь за следующее:

  • За то, что ребёнок стремится познать мир. Например, он ходит по лужам, чтобы понять, насколько они глубокие. Или разбирает бытовую технику, пусть даже дорогую. Он делает это не потому, что хочет безобразничать, а потому, что ему интересно, как что устроено.
  • За специфику возраста и физиологии. Сюда можно отнести низкую концентрацию внимания, слабую память, гиперактивность.
  • За поступки, совершенные из-за болезни (неврозы, психиатрические заболевания).
  • За настроение, которое проявляется по естественным причинам. Это может быть ревность к младшему ребёнку, зависть друзьям, подростковый бунт.
  • За проступки, которые ребёнок совершил по неосторожности. Например, разбил чашку или пролил воду на пол.

Конечно, лучшее наказание для ребёнка – это его отсутствие. Всё-таки в идеале лучше избежать наказаний. Для этого постарайтесь предотвратить плохой поступок. С детства объясняйте ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо. Предупредите его, что если он ослушается, то будет наказан. Будьте спокойны, не срывайтесь на нём и помните, что вы любите друг друга, а ошибки совершает каждый. И тогда в вашей семье будет царить взаимопонимание и тёплая атмосфера.

Обращение к родителям

Опытные педагоги говорят, что наиболее эффективно, когда это письменное обращение: можно отправить письмо по электронной почте, мессенджеру или даже передать бумажное письмо через ребенка с просьбой к родителям отреагировать на получение: звонком или сообщением.

В обращении не стоит высказывать свое мнение или использовать оценки поведения ученика. Достаточно перечислить только факты и закончить своей просьбой отреагировать на полученную информацию.

И последнее… История с нарушением должна заканчиваться в момент окончания наказания. Не стоит проблемы, переживания сегодняшнего дня тащить в день завтрашний и припоминать детям их прошлые ошибки.

По мотивам статьи

Что если несовершеннолетнего избил другой несовершеннолетний

В жизни при подобной ситуации, когда один ребенок, возраст которого менее 18 лет, избивает другого, кажется все просто. Но в судебной практике подобное поведение рассматривается на тех же условиях, что избиение взрослого другим взрослым. Но, безусловно, в случае с несовершеннолетними есть много своих «нюансов». Как правило, дети в отличие от взрослых проявляют к друг другу больше агрессии и отличаются жестокостью, и все это приводит к тому, что они просто не могут держать себя под контролем, и находят один лишь единственный выход для своего самоутверждения – насилие (избиение).

ВАЖНО !!! Как бы не было, но обстоятельства избиения одного несовершеннолетнего другим, должны детально рассматриваться судом.

Ведь во многих случаях, несовершеннолетнее лицо, которое подвергло избиению иного несовершеннолетнего ребенка, заслуживает более сурового наказания, чем обычный взрослый человек. И в том случае, если избиение несовершеннолетнего, все же рассмотрено и установлено судом, как действие взрослого человека по отношению к другому взрослому человеку, то последствия могут действительно суровыми.

ВНИМАНИЕ !!! А если при рассмотрении дела будут так же применены обстоятельства, отягчающие все дело (ребенок подвергся избиению со стороны несовершеннолетнего лица, которое было его педагогом, работником социальных органов и прочее), то исход дела может повлечь за собой максимально возможное наказание.

Но, если один несовершеннолетний, избил другого несовершеннолетнего, и между ними нет никаких личных отношений, то есть, они абсолютно посторонние друг другу, или и вовсе не были знакомы до момента, в который произошло преступление, то суд может установить, что избиение не является настолько опасным, как если бы оно произошло близкими людьми. В таком случае наказание за избиением может быть минимально.

Градация наказаний: от шлепка до ремня

Как-то так сло­жи­лось, что мно­гие совре­мен­ные роди­тели счи­тают телес­ные нака­за­ния недо­пу­сти­мыми. Видимо, сыг­рали свою роль теле- и радио­пе­ре­дачи, в кото­рых мус­си­ро­ва­лась тема наси­лия над детьми, при­чем таким страш­ным сло­вом назы­вался даже лег­кий шле­пок. А дру­гие счи­тают шле­пок допу­сти­мой, но край­ней мерой и недо­уме­вают, почему она на ребенка не действует.

В дей­стви­тель­но­сти же трудно найти более без­обид­ное нака­за­ние, чем шле­пок. Мало того, что при­хо­дится он по мяг­кому месту, с мла­ден­че­ства при­вык­шему к уда­рам (когда ребе­нок учится ходить и падает на попку, он порой сту­ка­ется гораздо силь­нее — и то не пла­чет!), так еще это дей­ствие может иметь дру­гой, прямо про­ти­во­по­лож­ный смысл. Играя с ребен­ком, мы похло­пы­ваем его по попке, как по бара­бану; можем шут­ливо «напод­дать» ему, когда он про­бе­гает мимо или немного рас­ша­лился. (Кстати, и между взрос­лыми людьми шле­пок — это форма неук­лю­жего, гру­бо­ва­того заиг­ры­ва­ния, а вовсе не вид расправы.)

Так что исполь­зо­вать нака­за­ние в виде шлепка имеет смысл только лет до четы­рех-пяти и обя­за­тельно в соче­та­нии с «гроз­ной мас­кой» — нахму­рен­ными бро­вями, под­черк­нуто стро­гим выра­же­нием лица. А то ребе­нок решит, что это такая игра, и будет своим пове­де­нием вас про­во­ци­ро­вать. Осо­бенно часто подоб­ным обра­зом посту­пают воз­бу­ди­мые дети, кото­рых хле­бом не корми — дай пово­зиться, побо­роться, подраться. У них повы­шен­ная потреб­ность в таких, с точки зре­ния спо­кой­ного чело­века, стран­ных телес­ных кон­так­тах, и шлепки их только раззадоривают.

Если же лет с полу­тора-двух, когда ребе­нок уже активно иссле­дует окру­жа­ю­щий мир, инту­и­тивно пыта­ясь опре­де­лить гра­ницы доз­во­лен­ного, но еще недо­ста­точно реа­ги­рует на слова (хотя взрос­лым нередко кажется, что он все пре­красно пони­мает, поскольку умеет гово­рить), так вот, если в этом воз­расте шле­пать его, видя, что он упорно доби­ва­ется чего-то запрет­ного, то уже годам к четы­рем-пяти доста­точно бывает вопроса: «Что с тобой? Неужели тебя, такого взрос­лого и умного, при­дется бить, будто несмыш­ле­ного малыша?» И ребе­нок, у кото­рого вклю­ча­ется, как гово­рят актеры, «память физи­че­ских дей­ствий», обычно успо­ка­и­ва­ется и не доби­ва­ется повто­ре­ния выше­упо­мя­ну­тых дей­ствий. Совсем иное дело — нака­за­ние рем­нем. Это по-насто­я­щему больно и отрезв­ляет даже самых буй­ных. Потому и при­ме­нять его стоит только при тяже­лых про­вин­но­стях. А то неко­то­рые особо нерв­ные мамы хва­та­ются за ремень по любому поводу. Зубы отка­зы­ва­ется чистить — ремень, гулять не хочет — ремень, перед сном куро­ле­сит — опять испы­тан­ное сред­ство… Таким обра­зом можно, конечно, ребенка только запу­гать и озлобить.

Еще одна край­няя мера — это бой­кот. Но ее-то как раз тако­вой обычно не счи­тают и при­бе­гают к ней непо­мерно часто. В итоге нака­за­ние обес­це­ни­ва­ется и даже пре­вра­ща­ется в форму при­я­тель­ского, рав­но­прав­ного обще­ния: «Ах, ты так?! Ну, тогда я с тобой не вожусь…» Есте­ственно, вос­пи­та­тель­ный эффект при этом схо­дит на нет. Ребе­нок быстро пере­ни­мает эту модель пове­де­ния и начи­нает обра­щаться с мамой как с подруж­кой: пору­га­лись — поми­ри­лись, опять пору­га­лись — опять поми­ри­лись… Вме­сте — тесно, врозь — скучно.

Когда же к край­ней мере при­бе­гают в край­них слу­чаях, нака­за­ние весьма эффек­тивно. Взрос­лые — и те очень пере­жи­вают, если кто-то из близ­ких пере­стает с ними раз­го­ва­ри­вать. А ребе­нок этого вообще не выдер­жи­вает, ведь для него мама с папой — самые глав­ные люди на свете. Без них у него воз­ни­кает чув­ство, будто он один во Все­лен­ной. Обычно дети тут же рас­ка­и­ва­ются и про­сят про­ще­ния. Упря­мый ребе­нок, конечно, еще немного погнет свою линию, но и он долго не выдержит.

Рецептивный тип

01:21:27 Последний тип, о котором хотелось бы сказать, чтобы понять в каких ситуациях, наши меры пресечения, наказания являются адекватными, а в каких они просто наша неправильная реакция на естественные проявления природы ребенка – это типа рецептивные дети. Это дети, которые хотят знать, в первую очередь, что произойдет дальше, и чего ждать. То есть если с активным типом ситуация обстоит чуть-чуть по другому, они хотят знать что делать, то для рецептивных детей, психика таких детей больше всего связана, и находится под влиянием элемента земли, для них не самое важное что делать, а самое важное что будут делать окружающие и другими словами, что произойдет вокруг и чего ждать. Новые, неожиданные ситуации, вызывают у них противостояние, точно также, как мы говорили о предыдущем типе детей, что новые, неожиданные ситуации являются их жизнью, это то, что воодушевляет их больше сотрудничать. Если ребенок земного типа, такой, несколько медлительной природы, ведическая медицина, аюрведа определяет их как капха типа, в природе которого преобладает элемент земли.

01:22:44 Если складываются новые, неожиданные ситуации, это блокирует ребенка, нужен режим, самые необходимые меры мотивации детей подобного типа – это режим, повтор и ритм, то есть определённое время для еды, определённое время для сна, определённое время для игр, особенные минут в течение дня на то, чтобы побыть и провести время с родителями, одежда, которое всегда кладется на тоже самое время, время делать определённые,… то есть заниматься определённым видом деятельности и очень важной фразой для детей такого типа, чтобы мотивировать – это «пришло время». То есть когда ребенку говорится «время делать то-то и то-то». Если скажем, вы помните, активный тип, фраза мотивирующая являлась «давай сделаем», то есть «сделаем» – как суть природы его – действие. И второе – «давай» – то есть я принимаю за это ответственность, я побуждаю и принимаю ответственность. То в данном случае фраза «время настало», «время делать то-то и то-то». Перевод этой фразы для ребенка рецептивного типа такой «все под контролем, все спокойно и упорядоченно». Или «теперь примемся за это», «сделали это – теперь примемся за это», «теперь время мыть руки и садится за стол», «сейчас время, чтобы почитать немножко, а через столько-то столько-то времени ты помоешься и пойдешь спать, предположим». Самые добросердечные, самые чуткие дети относятся к этому типу, нужно также больше времени для того, чтобы дождаться каких-то результатов, от тех усилий, которые родители прилагают, чтобы произошли каике-то перемены, позитивные перемены в поведении, в природе, в навыках ребенка. И если эти перемены не очень резкие, то могут быть очень отзывчивы к сотрудничеству дети рецептивного типа.

01:25:00 Для них самое главное, чтобы все происходило как намечено, все было обдуманно и распланировано. Одно из особенностей их поведения, так их легко идентифицировать, определить, это то, что они с удовольствием не будут ничего делать, если никто их не побуждает к какому-то действию, или никто не знает, что будет в ближайшие несколько минут или часов. Они могут просто есть, отдыхать, созерцать, слушать, спать. Поэтому можно сказать, той стороной, которую родители , их характеры и природы, которую ребенок проявит, как знак того, что его нужды удовлетворены родителями – это проявление большей, инициативы, большего творческого духа и выдумки, чего изначально ребенок сам не, не может проявить согласно влиянию своей природы. Другими словами, для таких детей самое важное показать, что вы в курсе того, что должно происходить, того, что впереди и, так сказать, озвучить это, сказав, что настало время делать то-то и то-то, в противном случае такой ребенок не будет делать ничего. Если говорить об отношении со сверстниками, в целом о каких-то отношениях в группе, в социуме, то для этих детей также нужно время для того, чтобы адаптироваться к среде и начать правильно взаимодействовать с ними. Такие факторы, такую информацию я хотел вам дать об особенностях четырех типов детей и тех методов мотивации их, которые бы помогли нам как родителям избежать злоупотребления своей карательной мощью, своей карательной властью над ними, то есть применить наказание, не только не достигнув должного результата, но при этом ещё негативно повлияв на психику ребенка, разрушая её.

01:27:35 Итак, в целом, обобщая, какие мотивации для детей. Для детей чувствительного типа – больше внимания их переживаниям, для детей активного типа – внимания основное уделяется действию, система, действия, детей коммуникативного типа – разнообразие информации для чувств, и детей рецептивного типа – время и последовательность того, что делается. Может быть сейчас появились вопросы, не только в связи с разными видами природ детей, психофизиологических типов, но и может быть на тему наказаний, потому что название нашего семинара, точнее этой беседы почти шекспировская – «бить или не бить» и ситуация на сегодняшний день такова, что родители если и применяют физическую силу, то чаще всего не настолько, потому что они ожидают, что это приведет к какому-то результату, поскольку сами являются в какой-то степени жертвами такого же воспитания и знают отлично, что особенно хороших результатов это не приносит. Но больше от того, что они не понимают, каким другим образом мотивировать ребенка к сотрудничеству и взаимодействию, как сделать так, чтобы он не ускользал из под контроля родителей. Одна из подтем нашей сегодняшней беседы – это, как она была объявлена «где золотая середина». То есть тема о балансе между строгой системой воспитания и так называемой либеральной системой воспитания.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человеком

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Как наказать несовершеннолетнего за оскорбления в интернете (в социальной сети)?

Административная ответственность за оскорбление

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена статьей кодекса РФ об административных правонарушениях . Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Неприличной считается открыто циничная, противоречащая общественной морали форма общения, унизительная для человека. Санкция указанной статьи предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Если же оскорбительное высказывание содержится в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — санкцией статьи КоАП РФ для граждан предусмотрен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Но, следует понимать, что социальные сети не являются средствами массовой информации (как СМИ социальная сеть не зарегистрирована, у нее не имеется соответствующей лицензии), это, скорее средство массовой коммуникации, что не одно и то же (то есть понятие «средство массовой коммуникации» не тождественно понятию «средство массовой информации»). Это означает, что предъявление иска к владельцам социальной сети вряд ли увенчается успехом. Требования необходимо адресовать конкретным лицам, допустившим в своих высказываниях в сети «Интернет» оскорбительные выражения и фразы.

Ответственность за оскорбление несовершеннолетним лицом

К административной ответственности за оскорбление может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет. Если правонарушителю исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет, дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних. Как правило, лица в возрасте от 16 до 18 лет, освобождаются комиссиями по делам несовершеннолетних от административной ответственности. К таким лицам применяются меры воздействия, не являющиеся по своей природе наказанием, например, предупреждение, передача под надзор родителей. Привлечь же к административной ответственности лицо, не достигшее возраста 16 лет закон не позволяет.

Однако это не означает, что оскорбленный в социальной сети гражданин не имеет средств и механизмов для восстановления своего нарушенного права. Виновные в оскорблении лица понесут гражданско-правовую ответственность, ведь лицо, чье право нарушено оскорбительной публикацией, вправе обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного морального вреда. Кто «виновен» и с кого взыскивать будет зависеть от возраста правонарушителя.

Компенсация морального вреда, причиненного оскорблением

Так, если оскорбивший в социальной сети подросток не достиг возраста 14 лет, отвечать за его действия будут его родители или опекуны.

А вот молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, согласно ст. 1074 ГК РФ , уже самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Правда, в том, случае, если самостоятельный доход у них отсутствует или недостаточен для возмещения вреда, то вред также обязаны возместить родители нарушителя в полном объеме или в недостающей части.

Однако проблема в данном случае не в поиске применимых норм права, а в доказывании факта публикации оскорбительных высказываний конкретным лицом. Необходимо учитывать, что в социальных сетях нередко используются вымышленные имена, либо лицо может зарегистрироваться под чужим (существующим в реальности) именем.

Перед обращением в суд, следует озаботиться хотя бы минимумом доказательственной базы в подтверждение факта авторства. Кроме того, необходимо обратиться к нотариусу, который заверит распечатанные интернет-страницы, содержащие оскорбительные высказывания в ваш адрес.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 20 апреля 2013 года

Источники

  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человекомОценка 5 проголосовавших: 1Анатолий Смагин

Позвольте представиться! Меня зовут Анатолий Смагин. Я работаю юридическим консультантом уже больше 8 лет. Я набрал большой опыт за время своей работы. И хочу помочь всем посетителям найти ответы на многие интересующие юридические вопросы.

Администраторы сайта обработали всю доступную информацию. Данные для сайта выложены в полном объеме и доступном виде, для удобства пользователей. Перед применением любой информации с данного сайта необходима обязательная консультация с профессионалом.