Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Память детей 4–5 лет: особенности, рекомендации и оценка ее развития

Человеческая память – явление сложное и важное. Человек, не способный влиять на данный процесс, становится вне социального общества. Когда начинаются проблемы, становится трудно осуществлять самые простые действия. Именно поэтому врачи общих и узких специальностей, психологи давно бьются над вопросом, как улучшить память быстро и без последствий, вернуть человека к нормальной жизнедеятельности. Лечение может быть разным в зависимости от симптомов и тяжести заболевания:

Возрастные особенности четырехлетнего ребенка

В 3 года родителям сложно справляться с эмоциональной бурей, которую переживает их малыш, поэтому, когда он достиг 4 лет, можно немного расслабиться. Он все еще активен и энергичен, но уже появляется усидчивость, и одним делом он может заниматься 15-20 минут.

Это время активного развития, у ребенка постоянно возникают новые вопросы, он экспериментирует и познает окружающий мир. В этот период родители должны научиться ненавязчиво переключать внимание малыша в нужном направлении.

Развивается мелкая моторика, в этом возрасте многие любят рисовать. Словарный запас стремительно растет, а наличие шепелявости не должно пугать, это нормально для указанного периода.

Дети становятся настоящими «почемучками».

Тезисы:

  • Цель данной работы состоит в исследовании особенностей памяти у детей 4-5 лет.
  • Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет.
  • Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • 3 Особенности развития памяти у детей 4-5 лет.
  • 1 Модель опытно-экспериментальной работы.
  • До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии.
  • Особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане.
  • У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система.

Читать онлайнСкачать курсовую работу (теория)

Способы развития памяти

Игры для развития внимания – простой и понятный ребенку способ тренировки способности концентрироваться. Начинать такие занятия нужно с раннего возраста, тогда малышу будет несложно усваивать и знания, получаемые впоследствии. Игры, как способ развития памяти, могут быть самыми разными. Уже с 10 месяцев можно предложить малышу занимательное задание «Найти игрушку». Ребенку показывают погремушку, затем прячут ее под одну из двух пеленок, находящихся перед ним. «Прятки» – набросить на свое лицо платок и спрашивать: «Где мама?» – после чего можно снять платок или дать возможность сделать это малышу. «Что исчезло» (для деток от двух лет) – перед ребенком выставляют игрушки, а когда он отворачивается, одну убирают. Кроха должен определить, чего не стало.

Кроме игр, разработаны и другие методики тренировки способности запоминать информацию. Пальчиковая гимнастика для самых маленьких станет отличным способом развития двигательной, эмоциональной, словесной памяти. Детям постарше можно предложить увлекательные головоломки, помогающие совершенствовать логическое мышление.

Японская система развития памяти

Японская система развития памяти и интеллекта, предложенная знаменитым неврологом, профессором Рютой Кавашимой из Японии, набирает популярности во всем мире.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  •  зрительная — запоминание видимых образов;
  •  слуховая — запоминание услышанного;
  •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности у детей

Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями памяти и ее развитие родителям необходимо начинать как можно раньше.

Особенностью развития памяти у детей является то, что малыш в основном запоминает информацию непроизвольно. Его привлекает только то, что представляет для него интерес в данный момент. Психология дошкольного возраста предлагает родителям детей с 6 лет начинать занятия, чтобы тренировать произвольную память у ребенка.

Для ребенка необходима эмоциональная составляющая, тренировка пройдет успешно, если малыш находится в хорошем расположении духа. Недопустимо заниматься по принуждению, таким образом информация запоминаться не будет.

Родителям следует определить, какая память у ребенка лучше развита. Эти сведения нужно будет учитывать, но включать и остальные виды, так как это стимулирует работу головного мозга.

Чтобы формирование психических процессов происходило гармонично, следует учитывать все факторы, определяющие развитие памяти.

Проблемы с памятью у молодых людей и людей среднего возраста

К сожалению, реалии современного мира таковы, что нарушения памяти, сознания, концентрации внимания — болезни уже не пенсионеров, а подростков, молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Это связано с бурной жизнедеятельностью. Часто причиной становится употребление алкоголя и наркотиков, когда затуманенное сознание дает сильнейшие провалы в памяти. Эти «дыры» со временем все сложнее заполняются. Но и активная жизнь, желание заработать, получить престижное образование не всегда идут бок о бок с успехом и хорошим здоровьем

Постоянные стрессы, усталость, недосыпание – критичные причины раннего старения организма, нарушения памяти. Когда появляются проблемы с памятью, что делать на первых этапах? Основными механизмами могут стать употребление прописанных врачом медикаментов, правильный режим питания, состоящий из фруктов и продуктов богатых железом, цинком, витаминами группы В, здоровый образ жизни. Но и тренировка памяти сыграет существенную роль в восстановлении этих функций мозга.

Самое первое, что стоит сделать, отучить себя от постоянного контакта с мобильными устройствами. Дело не только в излучении, которое на самом деле пагубно влияет на мозговую деятельность при постоянном контакте. Отсутствие необходимости мыслить, запоминать, возможность действовать механически без необходимости вдумываться в смысл составленного предложения – первый шаг к деградации.

Необходимо обратиться к специалисту: психологу, неврологу, нейропсихологу или терапевту за консультацией при возникновении проблем. Скорее всего, врач выпишет ноотропные лекарственные препараты после получения полного анамнеза. Но есть советы, как улучшить быстро память самостоятельно. Для этого существует много методик. Одна из них была разработана доктором Кадцом, американским профессором:

  • Все привычные бытовые дела (мытье посуды, заварка чая, протирание пыли) попробуйте выполнять с закрытыми глазами, вспоминая, как и где находятся необходимые предметы. Но важно следить за безопасностью. Это вернет способность мыслить, а не действовать механически.
  • Правшам стоит попробовать действовать левой рукой, левшам наоборот. Это активизирует второе полушарие мозга. А, как известно: одна голова хорошо, а две лучше.
  • Хорошей задачкой для восприятия будет изучения шрифта Брайля (для слепых) или языка жестов. Альтернативный вид связи с обществом поможет нагрузить мозг.
  • Освойте технику печатания на клавиатуре 10-ю пальцами. Подробные и доступные уроки легко найти в интернете.
  • Пробуйте на ощупь опознавать номинал монет.
  • Чтение книг на различные тематики, пусть даже ранее вам неизвестные, неинтересные, поможет освоить новые навыки, разбудить фантазию и желание к самообучению. Парню можно прочитать про кулинарию, а девушке взять книгу об известных гонщиках.
  • Чаще стоит посещать новые места, запоминая их местоположение, маршруты к ним, людей, пейзажи вокруг и интерьер внутри. Новые знакомства также помогут.

Существует техника, как запоминать иностранные слова надолго, способная восстановить память. Она подходит практически для всех возрастов. Итак, что можно сделать:

  • Визуализация. Чтобы в кратчайшие сроки свыкнуться с названием предметов на иностранном языке, попробуйте развесить по квартире стикеры с переводом. Они постоянно будут попадаться на глаза, и мозг к ним привыкнет.
  • Антонимы. Выучив слово «хорошо», тут же найдите его антоним «плохо». Так гораздо легче апеллировать выражениями.
  • Повторения. Выучив за день несколько слов, обязательно повторите их в течение дня и на следующее утро.
  • Составление предложений. У вас есть цель – учить в день по 10 слов. Лучше не заучивать их, а составлять предложения (пусть пока даже бессмысленные). Но вы начнете понимать само значение слов и их применение.
  • Голосовое запоминание. Можно найти множество программ, где пользователь слышит озвучку слова. Идеально подойдет для тех, кто решил смотреть фильмы зарубежных стран в оригинале.

И вновь полноценный рецепт для того, чтобы память вернуть: отказ от алкоголя, табакокурения, вредной пищи. Среди методов, как память натренировать быстро популярен и еще один. Перед походом за покупками не пишите списки, а представьте, как вы выкладываете все из пакетов: фрукты в вазу, колбасу на среднюю полку холодильника, батон на стол, зубную пасту в ванну и т.д.

Если вы постоянно ловите себя на мысли: «не могу запомнить что-то», психолог может помочь разобраться с причинами. А современные техники гипноза способны самые забытые воспоминания вывести наружу. Но это более радикальные методы лечения.

Как правильно стимулировать развитие памяти у детей в дошкольном возрасте

  • Интеллектуальное созревание ребенка не может обойтись без тренировки памяти, ведь именно она является важным психическим процессом.
  • Важно уделять должное время развитию детской памяти, только так малыш научится получать новые знания, познавать мир и хорошо учиться в школе.
  • Занятия будут включать в себя несложные упражнения и игры, благодаря чему ребенку такие уроки будут не в тягость.

Особенности запоминания у дошкольников

  1. Дошкольным возрастом принято считать период с 4 до 7 лет, когда ребенок уже умеет говорить и здраво мыслить.
  2. По мере подготовки малыша к школьному периоду мыслительные способности начинают развиваться активнее.
  3. Особенностью развития памяти этого возраста является произвольное запоминание.
  4. Дошкольники запоминают только образы, они четко помнят о том, что особенно сильно произвело на них впечатление.

Признаки предмета для них выделяются не все, а только самые яркие. Незаметные факторы при этом остаются вовсе без внимания.

Обратите внимание! Развитие мелкой моторики обеспечивает формирование двигательной памяти, эти признаки проявляются только в старшем дошкольном возрасте.

Постоянное выполнение одних и тех же действий приводит к их четкому запоминанию и проделыванию на автоматическом уровне. Особой продуктивностью в этот период отмечается освоение речи. Около 5 лет дошкольник уже умеет читать, с интересом слушает рассказы и сказки. Такая способность развивается в результате общения со взрослыми людьми.

Память можно классифицировать по нескольким критериям. К примеру, по срокам запоминания:

  • кратковременная – при ней информация воспринимается без проблем и быстро запоминается, так же, как и быстро забывается;
  • долговременная – такой материал может быть запомнен на долгий период времени.

По объекту запоминания:

  • зрительная – запоминается только визуальная картинка;
  • слуховая – воспринимается только услышанное;
  • двигательная – запоминаются движения;
  • эмоциональная – воспринимаются эмоции, к примеру, ребенок обжегся горячей кружкой, это он хорошо запомнит;
  • вкусовая – запоминание вкуса;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • осязательная – запоминание ощущений.

Справка! Такие виды принято объединять в один блок под названием образная память.

Диагностика у детей дошкольного возраста

Предложенные занятия можно использовать в качестве упражнений для развития детей.

Важно! Помните, что диагностика памяти в этом случае должна проводиться только в игровой форме.

  1. Запоминание предметов и иллюстраций. Разложите перед вашим чадом 5 картинок или игрушек, оставьте на полминуты для запоминания. После этого уберите и попросите малыша озвучить то, что было перед ним несколько секунд назад.
  2. Рисование с запоминанием. Положите перед дошкольником простой рисунок на 1 минуту. После этого уберите и попросите малыша нарисовать такой же рисунок.

Игры и упражнения для развития

Следующие игры проводите столько времени, сколько позволит ваше чадо, но не доводите его до утомления, иначе в следующий раз он вовсе не захочет участвовать в занятиях.

Зрительной

  • Покажите малышу несколько практически одинаковых простых картинок. Оставьте их перед глазами примерно на минуту. После этого уберите и спросите, какие отличия он заметил в изображениях.
  • Если детей несколько, посадите их друг с другом рядом и попросите запомнить, как выглядит сосед. После этого отворачивайте одного ребенка, а другого попросите описать его.

Ассоциативной

  • Покажите малышу любой предмет и попросите охарактеризовать его. Пусть ребенок назовет его цвет, форму, размер и прочее. Помимо ассоциаций, эта игра неплохо развивает наблюдательность.
  • Предложите малышу несколько предметов и предложите сравнить их. Ребенок должен рассказать, в чем отличия предметов и чем они похожи.

Тактильной

  • Малыша просят закрыть глаза. Взрослый, придерживая его за плечи, ведет по заданному маршруту. Выбирайте несложные комбинации, к примеру, 2 шага вперед, один шаг влево. Когда ребенок открывает глаза, он должен повторить маршрут, который только что проделал.

Слуховой

  • Медленно, делая паузу после каждого слова, взрослый должен зачитать ребенку 10 слов. После этого малышу предлагают повторить те, которые он запомнил. Такая методика помогает развить кратковременную память.
  • Очень хорошо дети запоминают песни. Особенно, если это детские песенки с короткими куплетами. При удобном случае включайте подобные композиции или пойте самостоятельно, вовлекая в процесс ребенка.

Мнемотехника

Мнемотехникой принято считать методику, которая развивает память с помощью образов и ассоциаций. Если говорить проще, то это способность запомнить что либо, представляя в голове образ или картинку. Ребенок обладает чудесной ассоциативной памятью, поэтому такая методика будет ему только в радость.

Формирование памяти с до лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

Двигательная память

ТАНЕЦ

Цель игры: помочь малышу в развитии двигательной памяти, сделать его движения более ловкими и скоординированными, повысить его самоконтроль, научить быть более внимательным к себе. Это универсальная игра, направленная на развитие не только двигательной памяти, но и зрительной, слухоречевой, а также пространственных представлений и воображения.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: взрослый придумывает и показывает ребенку небольшой танец – набор простых движений в определенном порядке (притопы, хлопки, приседания, повороты и т. п.). Ребенку нужно как можно лучше запомнить движения и повторить их самостоятельно. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Усложняя игру, движения можно сопровождать различными стишками. В процессе танца можно не стоять на одном месте, а использовать пространство всей комнаты. Также можно попросить ребенка представить исполнителя танца. Танцевать в разной манере будут, например, мишка и зайка, нарядная кукла и солдатик.

* * *

Помимо описанных в игр и упражнений можно развивать все виды памяти ребенка в повседневной жизни, в быту. Просите ребенка время от времени, закрыв глаза, угадывать на ощупь принесенный вами предмет (тактильная память), на вкус угадывать приготовленное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) определять знакомый ему источник.

Такие маленькие загадки помогут в полной мере развить не только память, но и сенсорную сферу малыша.

Способ Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Питание

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.

Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.

Питание

По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.

Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник каша пшенная молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. салат из овощей – 50;суп овощной – 200;рыба отварная- 60;картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20;компот – 150;хлеб ржаной – 50. молоко с кукурузными хлопьями – 150/30. рагу овощное – 200;кефир -150;хлеб пшеничный с творожком – 30/40;ягоды (фрукты) – 100.
Вторник каша геркулесовая молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. щи мясные – 200;тефтели мясные с подливой – 120/20;салат из свеклы -50;фрукты свежие – 100;хлеб ржаной – 50. морковь тертая со сметаной – 70/10;кефир – 150;булка с повидлом – 50/20. голубцы (кабачки фаршированные) – 100;молоко – 150;булка с маслом и медом – 30/5/10.
Среда сосиски детские – 50тушеная капуста – 100;напиток – 200;булка с маслом и джемом – 30/5/10. салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;курица отварная – 60; каша гречневая – 60;кисель клюквенный – 150;хлеб ржаной – 50. ватрушка (пирог) – 80;молоко – 150. запеканка картофельная с яйцом – 120;кефир – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100.
Четверг каша «Дружба» молочная – 200;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. суп молочный с лапшой – 200;шницель рубленый – 70;овощи тушеные – 80;морс – 150;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;булочка – 50. запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5;фрукты – 100.
Пятница омлет с зеленым горошком – 120\50;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом – 30/5. салат из свежих овощей – 50;рассольник на мясном бульоне – 200;котлетка рыбная паровая – 70;макароны – 80; сок фруктовый – 100;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;пирожок (булочка) – 50. вареники ленивые со сметаной – 120/20;чай с молоком – 200;булка с маслом – 30/5;мусс ягодный – 100.
Суббота яйцо – 1 шт.;гречневая каша молочная – 150;напиток – 200;хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10. салат из моркови и яблок – 50;суп перловый на мясном бульоне – 200;картофель, тушеный с мясом, – 150;компот – 150;хлеб ржаной – 50. молоко – 150;булочка – 50. рисовые биточки с повидлом – 150\40;чай – 200;хлеб пшеничный – 30;яблоко печеное – 100.
Воскресенье каша кукурузная молочная – 200;напиток – 200;булка с маслом и сыром – 30/5/10. цветная капуста отварная – 50;борщ с мясом – 200;рулет картофельный с мясом – 140;свежие фрукты – 100;хлеб ржаной – 50. кефир – 200;печенье – 30. салат овощной – 50;омлет – 120;напиток – 200;булка с маслом – 30/5.