Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика

Рубрика: Физическая культура и спорт

Суть грудничкового плавания

Посетить курсы грудничкового плавания можно в специальных детских бассейнах. Курс грудничкового плавания рассчитан на младенцев с рождения до трех месяцев, затем малыша переводят в общую группу, где он занимается с мамой и другими сверстниками. Занятие проводится индивидуально в комнате с большой ванночкой. Температура воды в ванной составляет изначально 35-37 градусов затем ее опускают до 32-33 градусов. Тренер аккуратно держит ребенка, опускает его под воду, разминает ручки и ножки. Перед занятиями в воде тренер-ортопед проводит небольшую разминку. Не нужно бояться, что малыш наглотается воды, он умеет задерживать дыхание под водой автоматически. После занятия малыша обливают прохладной водой. Одно занятие длится час. Занятие разделено на три блока:

  1. 15 минут — разминка в теплой комнате.
  2. 30 минут – водное занятие.
  3. 15 минут – обливание, обтирание, расслабляющий массаж.
Суть грудничкового плавания

С новорожденными детьми работает ортопед. Врач знает, какие упражнения допустимы для новорожденного, чтобы не навредить хрупкому телу малыша.

Начинать занятия нужно через месяц-полтора после рождения. Раньше неокрепшего малыша отправлять в бассейн не нужно. Ребенку нужен первый месяц, чтобы адаптироваться к измененной среде. Нужно дождаться заживания пупочной раны, дать время, чтобы мышцы шеи окрепли. Ребенок должен уметь держать голову.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С. В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию. Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии. В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания. Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее. Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский. Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора , В.И. Молчанов, , ,

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования. Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца. Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев. Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь. Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека. Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Польза грудничкового плавания

Вода – источник жизни и здоровья, благодаря которому существуем мы и окружающая нас стихия не является для новорожденного чем-то новым и неизвестным. Девять месяцев малыш плавал, играл, спал, сосал свои пальчики, существовал и развивался в околоплодных водах, в водной среде.

Период внутриутробного развития для малыша является одним из самых прекрасных. Ему тепло, безопасно, малыш сыт, всегда рядом он чувствует мамино сердцебиение, ее голос и прикосновения. Поэтому с рождения водная среда для младенца является чем то близким и знакомым. В воде он чувствует себя уютно и комфортно.

В конце статьи мы подготовили для вас таблицу с показателями физического развития детей до 1 года. Скачайте её и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Когда стоит начинать заниматься плаванием с ребенком?

Самый ранний возраст для занятий с грудничком – 2-3 недели после того как заживет пупочная ранка. Перед тем как начать занятия плаванием проконсультируйтесь с участковым педиатром. Заниматься с малышом можно и нужно дома, каждый день в одно и тоже время и, по возможности, посещать специальные занятия в бассейне с тренером для детей такого возраста.

Обратите внимание

Большинство родителей считают, чем старше ребенок, тем быстрее и лучше он научится плавать. Это заблуждение. Груднички очень легко и быстро приспосабливаются к изменениям в окружающей их среде. У деток в этом возрасте отсутствует страх воды и они способны с легкостью удерживать дыхание под водой.

Грудничкам свойственны брыкательные (почти брасом) движения, малыши легко удерживаются на воде, что придает им особую плавучесть. Благодаря подражательному рефлексу ребенок может повторять движения взрослого, с которым они вместе находятся в воде и тем самым быстрее научится плавать.

Чем ребенок младше, тем быстрее он освоится в водной среде и научится самостоятельно плавать.

В конце статьи мы подготовили для вас таблицу с показателями физического развития детей до 1 года. Скачайте её и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

  • Практически всем детям после рождения свойственен физиологически повышенный тонус мышц. Это объясняется тем, что девять месяцев малыш находится в позе эмбриона. В такой позе ручки, ножки и подбородок плотно прижаты к туловищу и мускулатура плода находится в сильном напряжении. Во время плавания ребенок расслабляется, ощущение своего веса изменяется и излишний тонус мышц снижается. При этом у ребенка укрепляются мышцы спины, шеи, живота, ручек и ножек.
  • Горизонтальное положение во время занятий способствует развитию и укреплению сердечно-сосудистой системы малыша. Плавание стимулирует кровообращение и развивает сердечную мышцу. При задержке дыхания во время ныряний стимулируется кровообращение мозга, и грудничок развивается быстрее.
Польза грудничкового плавания
  • Дыхание в воде становится активным и более глубоким, объем воздуха который входит и выходит через легкие увеличивается и весь организм получает больше кислорода. Это является профилактикой заболеваний всей дыхательной системы новорожденного.
  • Из-за большой сопротивляемости воды происходит естественное укрепление опорно-двигательного аппарата, формируется правильная осанка. Активное движение ног является профилактикой развития плоскостопия. Также в воде происходит естественный массаж кожи малыша.
  • Водные процедуры способствуют общему закаливанию организма. Повышается сопротивляемость к неблагоприятным факторам окружающего мира. Грудничковый ребенок реже болеет, лучше спит и ест.
  • Плавающие младенцы отличаются высоким уровнем физического развития. Такие детки быстрее начинают сидеть, стоять, ползать и ходить.
  • Для грудничков, занимающихся плаванием свойственен также высокий психический уровень развития. С младенчества ребенку можно привить такие качества как дисциплинированность, стрессоустойчивость, самостоятельность, решительность и самообладание.
  • Водные процедуры успокаивают нервную систему грудничков и способствуют быстрому и правильному развитию всего организма.

Младенец с самого рождения готов плавать, причем, иногда полностью погружая голову в воду. Но не забывайте, что перестав заниматься плаванием все полученные навыки в скором времени будут забыты.

С одной стороны польза грудничкового плавания очевидна для здоровья малыша, а с другой – общение между родителями и ребенком становится более эмоциональным, близким и доверительным.

Вода это уникальное вещество и неотъемлемый атрибут нашей жизни, а занятия в воде способствуют улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию вашего дитя в целом. Не ленитесь и не лишайте себя и своего ребенка этого прекрасного времяпрепровождения.

Для чего необходимо грудничковое плавание? Расскажет профессиональный инструктор грудничкового плавания Юлия Ермак.

Упражнения на фитболе для новорожденных. Тема нашей следующей статьи.

Как заниматься плаванием если ребенок вырос из грудничковой ванны?

В Группе Компаний «ВИРИЛИС» есть специальный детский медицинский центр «Аква-Доктор Плавание», основная специализация которого – оздоровительное и лечебное плавание для детей в специальных детских бассейнах.

Если грудничковая ванна вашему ребенку уже мала, продолжать плавать надо в среднем или большом бассейне. Приглашаем вас в «Аква-Доктор Плавание», где вы сможете продолжить занятия акватерапией с малышом.

  • в среднем бассейне
  • в большом бассейне