Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Почему дети обзываются и говорят обидные слова

П оследние годы психологи просто уже трубят: наша жизнь на бегу в конце концов сослужит нам плохую службу! Мы теряем связь внутри семьи, и это особенно опасно для наших детей. 

“Это теперь твоя мама, поздоровайся”

Почти два года назад в семье Натальи Тупяковой появился ребенок. Четвертый. Тогда она и не думала, что Глеб станет ее сыном, просто узнала от знакомых, что одна приемная семья не справилась с мальчиком и возвращает его в детдом. И что это уже второй возврат за последние два года — до этого Глеба уже брали в семью, но тоже вернули. 

Она думала — возьмет на время, ведь у нее уже есть трое: кровный сын-подросток и приемные дочки с проблемным здоровьем. И нет мужа. И нет своей квартиры в Москве — только съемная.

Но эти доводы не смогли перевесить одну-единственную мысль, которая крутилась в голове: нужно срочно искать ребенку другую семью, возвращать в детдом нельзя.

Сложности с чрезмерно общительными детьми

Если в семье растет слишком активный ребенок и к тому же чрезмерно общительный, то родителям надо быть очень внимательными с ним. С такими детьми трудно, особенно интровертам. Детям экстравертам нужно общество для полноценного общения и аудитория, для того чтобы их могли выслушать и оценить. Положительная оценка для таких детей является большим стимулом для учебы и для выполнения сложных заданий.

Чрезмерно общительные дети легко адаптируются в детском коллективе. В школе у них будет много друзей. Проблем с учителем не будет, если преподаватель отличается такой же активностью и пониманием. Общительные дети очень любознательны, постоянно задают вопросы, готовы долго слушать ответ. Но если ребенок увидит, что он не интересен, что взрослый отвечает кратко и хочет «отмахнуться» от него, ребенок может отвернуться от такого взрослого, будь-то учитель или родитель.

Общительные дети черпают информацию из книг, телепередач, компьютера. Они всегда хотят показать, что много знают. На уроке они могут прервать не только одноклассника, отвечающего у доски, но и учителя. Экстраверты хотят показать свои знания, не замечая никого вокруг себя.

Слишком активные дети берутся за много дел одновременно, потому что им все интересно. Недостаток заключается в том, что они не доводят свои дела до конца. Негативная оценка, которую они получают, не выполнив задание, может привести к эмоциональному взрыву. Экстраверты чаще всего имеют завышенную самооценку.

Общительным детям всегда нужна компания. Если они будут не поняты среди положительных детей, то они найдут общение в обществе с нелестными характеристиками. Родители и педагоги не должны игнорировать активных детей, вести себя с ними тактично и всегда показывать, что они рады с ними поговорить.

Большая активность может мешать ребенку, сосредоточиться на каком-то одном задании. Он не внимательно читает задачу, неправильно ее решает. Для него главное скорость. Ругать таких детей не надо. Им необходимо время, чтобы сосредоточиться.

Как помочь ребенку в обучении?

Чтобы не было проблем в школе, активных детей необходимо подготовить к учебному процессу, а именно отработать некоторые навыки.

  • Ребенку надо объяснить, что в школе есть правила, которые необходимо выполнять, например, на уроках нельзя говорить без разрешения. Можно поиграть с ним в школу, только не один раз, а сделать из этого систему. Пусть это будет один из режимных моментов.
  • Перед тем как садиться за уроки, активному ребенку надо выплеснуть энергию: погулять с ним, провести активно время. Хорошо, если он будет посещать спортивную секцию.
  • Обязательно надо выслушать ребенка. Пусть он расскажет о школе, учениках, оценках, о чем-то интересном, что он увидел по дороге в школу. Он может говорить долго и родителям придется слушать. Недосказанность не даст ученику начать выполнять домашнее задание.
  • Прежде чем выполнять задания, ребенок должен на него настроиться. Родители могут придумать ритуал: разложить учебники и тетради на столе, закрыть глаза, сделать дыхательную гимнастику, посчитать до 10.
  • Любое задание должно быть тщательно отработано, и только затем написано в тетради. Если в чистовике он сделает ошибку из-за своей невнимательности, то ругать ребенка не надо. Скажите ему, что он молодец, но было бы лучше, если бы работа была выполнена без помарок. Отрицательная резкая оценка может вызвать у ребенка бунт и отказ от выполнения задания. Цель родителей – сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Это интересно

Очень важно, чтобы экстраверт доводил все дела до конца. Это поможет ему не только хорошо учиться, но и сделать неплохую карьеру во взрослой жизни.

Что делать, если ребенка обзывают 

Что делать, если ребенка обзывают в школе или детском саду? Для начала разобраться в причинах поведения сверстников в отношении вашего ребенка. То, что дети обзывают друг друга, нельзя назвать чертой современного поколения. Все поколения детей обзывались и сочиняли дразнилки. Вспомните свое детство, оно тоже не было исключением. Даже если вас лично не обзывали, вы наверняка были свидетелями обзывательств других. А, может, и участниками?

По имени, фамилии, внешности, характеру, поведению, походке, привычкам, телосложению, внешним дефектам – причин дразниться всегда было предостаточно. 

Если малыш начал жаловаться, что другие дети регулярно обзывают его, следует поговорить и научить некоторым приемам, которые помогут по-другому относиться к обидчикам и плохим словам.

Ведь те, кто произносит обидные обзывательства, рассчитывают как раз на то, что адресат станет злиться, плакать, отвечать на обиду, тем самым вызовет новую волну насмешек. 

Если же авторы дразнилок поймут, что на них не реагируют, быстро потеряют интерес и найдут другую жертву. 

  • Поговорите с воспитателем или учителем, если процесс травли происходит в детском саду или школе. В отличие от родителей педагоги могут высказать недовольство перед всем классом или группой, сделать замечание тем, кто обзывается, и поговорить с теми, кого обзывают. 

Такие публичные разговоры имеют как положительный эффект, так и отрицательное продолжение. 

Положительный эффект заключается в том, что на какое-то время обиды прекратятся; отрицательный же — в том, что в ближайшее время обзывательства возобновятся уже с большей жестокостью и угрозами.

Дети, понимающие, что подобное дело не всегда имеет положительный конец, отказываются от публичных разбирательств. Поэтому правильнее будет научить ребенка способам отражения обид и нейтральному отношению к ним.

  • Учите малыша не проявлять реакцию на обзывательства. Объясните, что поначалу сделать это будет непросто, но эффект того стоит. Объясните ребенку, что откликаться, поворачиваться можно только, услышав свое имя, а не кличку, которую придумали обидчики. Во всех остальных случаях – нет. Вскоре те, кто выкрикивает обзывательства, потеряют интерес.
  • Если реагировать на обидные слова, то не гневом, не злостью, не агрессией. Проще всего согласиться, сказать «да, откуда ты знаешь, как меня называют дома?». Или придумать какую-то веселую историю, используя слово-обзывательство. 
  • Жертва обзывательства может сохранить выдержку и прямо спросить у обидчика, в чем причина такого поведения и всех нелестных выражений. Можно предложить дружбу и забыть то, что произошло. 
  • Ни в коем случае не позволять манипулировать собой и своими действиями. Иногда обидчики на то и рассчитывают: что тот, кого обозвали будет догонять, кидаться камнями или чем-то еще, при этом группа детей продолжит травлю и станет веселиться. Объясните ребенку, что как бы не было сложно держать себя в руках, это лучше, чем поддаться на провокацию и доставить удовольствие невоспитанным детям.
  • Определенные дразнилки допускают ответ на них. Обычно отговорки придумываются в рифму с дразнилкой и вторят по смыслу. Отговорки проговариваются спокойно, с улыбкой и уверенностью.

 Сопит, шмыгает носом или покашливает

Даже маленький ребенок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что уж говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.

Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький?!», «Ты уже большой!», «Что ты ноешь?».

Важно! Иногда дети «специально» заболевают, чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин:

  • некомфортная обстановка и эмоциональный фон в образовательном учреждении;
  • проблемы со сверстниками;
  • нехватка родительского внимания и заботы.

Болезнь позволяет получить тепло и сострадание. Если ты заподозрила симуляцию, постарайся понять, что именно послужило причиной такой «игры», и устрани ее. Или обратись за помощью к специалисту.

Пять шагов, позволяющих наладить общение в семье

– Общайтесь на равных, искренне интересуйтесь мнением ребенка и других членов семьи.

– В общении должно быть понимание и приняти, ведь у каждого члена семьи есть свои индивидуальные особенности.

– Каждый день уделяйте хотя бы немного внимания каждому члену семьи. Иногда достаточно и пяти минут для откровенного разговора.

– Чаще рассказывайте о своих чувствах и переживаниях, это подчеркнет ваше доверительное отношение к каждому члену семьи.

– Уважайте личное пространство.

– Не стесняйтесь обратиться к психологу, если чувствуете, что сами не справляетесь.

Каких детей предпочитают в группе, а каких нет

По оценкам исследователей, наиболее предпочитаемые дети в группе – это те, которые готовы помочь, где нужно, уступить, выслушать, поддержать общее дело. Даже находясь в позиции обиженного, они предпочитают решать вопросы мирным путем, не наказывая и не обвиняя других. Чуткость, внимание, отзывчивость, щедрость, бескорыстность, умение сопереживать – вот те нравственные качества, за которые ценят, если их нет, ребенок рискует стать изгоем в обществе. Популярных детей отличает не интеллект, не творческие и не организаторские способности, а, прежде всего доброжелательность.

После индивидуальных нравственных качеств ребенка следующим по популярности стоит критерий – общность интересов, и здесь чаще всего разделение на подгруппы происходит по половому признаку. Взаимные симпатии возникают, исходя из схожих внешних жизненных обстоятельств, эмоционального благополучия, речевой культуры и способности ребенка к общения вообще.

Что значит быть общительным

Общительность – это отчасти наследственная черта характера, но многие психологи склонны считать, что наличие или отсутствие оной определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Еще одной из важных причин отсутствия общительности является демографический кризис. Многие дети растут без братьев и сестер, что обедняет социальный опыт ребенка, его мышление и предпочтения. Коллективные игры заменяет игра в одиночку, иногда даже не с игрушками, а с компьютером. В результате чего прослеживается рост агрессивности и эмоциональная глухота к нуждам другого ребенка.

Острые проблемы демографического развития России

Предпочтение ребенка в группе предполагает знание общих правил игры и умение играть по этим правилам. А также способность исполнять разные роли в игре: роль слушателя, исполнителя, ответственного и роль принимающего главные решения. Последнюю играет, как правило, лидер группы.

Какие качества определяют лидера?

Энергичность, красноречие и напористость еще не гарантируют того, что за тобой потянутся окружающие. Встречаются дети, которые умеют говорить, общительны, обаятельны, компетентны в том или ином вопросе, доброжелательны, уверены в себе, но они – не лидеры в группе. В дошкольном возрасте лидера в группе выделяет лишь одна черта – способность увлечь за собой сотоварищей. Он умеет ставить собственные цели, не боится незнакомых ситуаций, смел, азартен, первым начинает какое-то дело, а остальные следуют его примеру. Именно такой наш Данил, абсолютно бесстрашный (хотя сам он, наверно, еще и не подозревает об этом) и инициативный.

Почему некоторые дети становятся отверженными в коллективе?

Ребенок может быть отвергнут сверстниками и по той простой причине, что он неприятен внешне. Например, полный, неповоротливый, некрасивый, неопрятный, плохо одет, шмыгает носом, имеет какие-либо дефекты – бородавки, болячки, косоглазие, хромоту, непропорциональное телосложение, изуродованные части тела или инвалидность. Какими бы гуманными ни были на этот счет взгляды взрослого, у ребенка свое видение. «Особенных» детей другие дети не принимают не только в игру, но и в свое общество. Поэтому без чуткого руководства взрослого, без специальной организованной работы здесь не обойтись. Коллектив оказывает положительное влияние на индивидуальное развитие личности только в том случае, когда положение малыша в системе межличностных отношений благополучно. О том, как добиться такого положения при участии взрослых, – в следующей статье.

Какая жизнь, такие и дети

Очень часто бывает так, что и ребенок, и мать несчастливы, и старшая вымещает на младшей зло за несправедливую ситуацию, а ребенку лишь остается гадать, отчего и почему мать не любит свою дочь. Психологам известно, что этот феномен чаще наблюдается в семьях, где мать воспитывает ребенка одна – так называемая одиночка. Впрочем, условие это совсем не обязательное. Так, оказавшись женой беспробудного пьяницы, женщина тоже будет несчастной, а вместе с ней и ребенок, на голову которого обрушивается материнское недовольство.

Дети слабы и не могут защитить себя, на них можно вылить боль, ненависть и обиду. Тяжелая работа, неудачная личная жизнь, бытовые недочеты, плохие условия и проблемные соседи – во всем этом оказывается виноват ребенок. Достается ему с ранних лет, по-всякому – и злыми словами, и физическими наказаниями. Сколько слез проливают дети из-за наказаний, воспринимаемых ими как несправедливые. Если именно из-за этого мать не любит дочь, последствия могут быть самыми разными: от конфликтов и переезда ребенка при первой возможности до побега несовершеннолетнего и попытки (ужасающе часто – успешной) самоубийства.