Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Подросток и его комната. Инструкция для отчаявшихся родителей

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей.

О мероприятии

 «Ребенок и гаджеты»: разрешить нельзя поставить запятую?

«Когда он в телефоне, он не видит и не слышит ничего вокруг», «Только в игры играет, съехал по учебе», «Из-за этого компьютера в доме одни ссоры и скандалы», «Ребенок впадает в истерику, если пытаюсь запретить гаджеты». Такие ситуации знакомы многим родителям. И конечно, они вызывают беспокойство, а у некоторых родителей и отчаяние. Но выход есть из любой сложной ситуации.

На вебинаре, посвященном взаимодействию ребенка и виртуального мира, мы разберем:

Как определить: что это – компьютерная зависимость или пока просто педагогическая запущенность? Почему дети предпочитают гаджеты, а не живое общение? Запрещать или договариваться? Как совместить виртуальную и реальную жизнь ребенка? Основы интернет-безопасностиВебинар проводится в рамках проекта “Наставничество”, ведет обучение психолог проекта Наталья Батунова.  

Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Неряшливый ребенок: советы родителям

1. Приучайте малыша быть чистюлей с первых месяцев жизни. Даже когда малыш еще сам не в состоянии о себе позаботиться, мама и папа должны показывать пример. Вряд ли малыш прослывет аккуратистом, когда вырастет, если его будет окружать хаос из вещей, а сам он будет завернут в грязную пеленку. Ребенок перенимает привычки людей и особенности среды, которая его окружает. 2. Если ребенок будет видеть, что вы следите за собой, он постарается вам подражать. Ему вообще интересно все, чем занимаются взрослые. Поэтому если малыш желает попробовать пылесосить, гладя на вас во время уборки, позвольте ему помочь. Даже если уборка растянется на целый час. Но нужно понимать, что маленький ребенок просто подражает, и важен для него не результат, а процесс. 3. Ошибка многих взрослых, которые считают своего ребенка неряхой – требовать от малыша то, чего он по возрасту не в состоянии выполнить. Например, требовать от малыша безукоризненного порядка в комнате 24 часа в сутки. В возрасте до 1,5 лет малыш еще не способен понять разницу между беспорядком и чистотой. Малыш пока не владеет координацией тела настолько, чтобы все делать аккуратно. 4. Красивая детская одежда для малыша – предмет гордости. Но даже на новое любимое платье можно случайно посадить пятно или испачкать юбку гуашью. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл умыться или неаккуратно рисует. Повышая голос на ребенка, вы можете получить обратный результат. 5. Если в вашей семье несколько детей, то вы наверняка заметили, что один ребенок неряшливый и рассеянный, а второй – его полная противоположность. Будет неправильным сравнивать ребят, поскольку ваши слова могут ранить малыша и развить в нем комплексы и обиды на братика/сестренку. Иногда неряшливость может быть намеренной и служить для привлечения внимания родителей, если ребенок обделен их лаской.

6. В приучении ребенка к чистоте важно соблюдать рамки разумного. В слишком строгой по отношению к детям семье может вырасти педантичный и даже одержимый аккуратностью человек. Такие люди болезненно воспринимают беспорядок и раздражаются при виде малейшей соринки или складки на одежде. 7. Аккуратность не должна быть основой воспитания и отношения к ребенку. Упреки за разбросанные вещи можно заменить занимательной игрой, в которой вы соревнуетесь, кто аккуратнее сложит книги в стопку или красивее расставит игрушки на полке детского гарнитура -garnitury. Со временем малыш начнет понимать и ценить красоту и порядок. Поймет, что уборка и гигиена – не только полезное, но и приятное занятие. 8. Не стоит ребенку запрещать быть любознательным и непосредственным. Малыш каждый день изучает мир, в его руках оказываются самые разные предметы, в том числе покрытые слоем грязи. В процессе игры малыш и сам становится чумазым, как трубочист. Но это не имеет ничего общего с понятием неряшливости, ведь малыш играет и развивается, пусть и не очень аккуратным, с точки зрения родителей, путем. Родителям малышей в возрасте до 5 лет предстоит свыкнуться, что после прогулок одежда крохи меняет свой цвет до неузнаваемости. Родители должны научиться различать неряшливость ребенка и его стремление к познанию мира. С малых лет мама и папа могут постепенно приучать кроху к порядку – в комнате, в одежде и во внешнем виде. Напоминайте малышу о том, чтобы он мыл руки перед едой и складывал вещи, но не ругайте, иначе полезные привычки превратятся в ненавистную «обязаловку». Подготовила Катерина Василенкова

Золотые правила эффективного общения с детьми

  1. Успешное общение с детками строится на умении говорить о своей любви к ним. Всегда заверяйте их в своей любви, особенно после наказания.
  2. Вежливость. Даже двухлетний малыш может научиться говорить «пожалуйста» и с охотой откликаться на вашу вежливость. Учите детей быть вежливыми и соблюдать хорошие манеры, используя слова: «пожалуйста, извини, спасибо».
  3. Наберитесь терпения. Дети не всегда способны высказаться или выразиться быстро и четко. Если у детей с этим трудности, то мягко поощряйте их продолжать говорить. Попросите, чтобы они постарались подробней объяснить, что имеют в виду или пытаются сказать.
  4. Хвалите детей за всё хорошее, что они делают. Для этого учитесь замечать это хорошее. Принес подросток хорошую отметку со школы, убрал малец игрушки — похвалите его! Не считайте это, как должное или просто их обязанностью, за которую не нужно хвалить. (Прочитайте 115 фраз и слов похвалы для детей, которыми вы можете их хвалить).
  5. Когда ребенок хочет поговорить с вами, сядьте с ним рядом, отложив в сторону все свои дела. Сосредоточьтесь на общении так, словно вокруг вас больше ничего и никого нет. Только вы и ребёнок. Так вы покажете ему, что цените возможность общаться и для вас ценно то, что он вам скажет.
  6. Учитесь слушать. Охотно слушайте вашего малыша, давая ему знать, что вас интересует, чем он живет. Продолжая беседу, старайтесь понять суть сказанного ребенком, словно читая между строк. Иногда дети недоговаривают до конца всего, что им хотелось бы сказать.
  7. Используйте мотивирующие слова. Никогда не занижайте самооценку ребенка, говоря обидные слова: «бестолковый, глупый» или «у него руки растут не оттуда». Всегда разговаривайте приятным тоном голоса, используя положительные слова. (Советую узнать признаки низкой самооценки у детей и то, как родители могут ее повысить)

Что такое эффективное общение

Вы и ваш ребенок эффективно общаетесь, когда:

  • оба чувствуете, что можете свободно говорить о своих чувствах, зная, что вас слышат и понимают;
  • вы говорите обо всех мелочах и чувствуете себя комфортно, говоря даже о сложных вещах;
  • у вас есть простой и легкий способ делиться мыслями, и вы оба знаете, что вас не будут осуждать, потому что вы любите и заботитесь друг о друге.

Общение с детьми: основные правила для взрослых

  1. Относитесь серьезно к сказанному детьми, особенно когда они говорят о каких-то детских проблемах. Даже если это несерьезная проблема, не перебивайте ребенка и не обрывайте его речь. Более того, не называйте их проблемы или переживания мелочью или пустяками. Для родителей, сказанное ребёнком, может быть и пустяк, но для детей — это серьезная проблема. (Одна из таких проблем — буллинг в школе и вам надо знать, как защитить ребенка от него).
  2. Что нужно для того, чтобы общение родителей с детьми в семье, было плодотворным и эффективным? Стать для детей друзьями. Играйте с ними, проводя вместе время. Учитесь разговаривать с детьми по душам, тогда вам легче будет говорить с ними в подростковом возрасте. Выработав привычку откровенно и открыто общаться, вы сможете избежать в будущем многих проблем.
  3. Никогда не избегайте детских вопросов. Дети очень любопытны и, как правило, задают множество вопросов в отношении всего, что видят. Учитесь даже на глупые вопросы отвечать спокойно и серьезно. Поощряйте детей спрашивать у вас обо всем, что им интересно. Так, вы способствуете развитию у них словесного мастерства. (Советую прочитать 100 детских вопросов к родителям).
  4. Будьте сдержанными на слова и поступки детей, когда они вас чем-то расстраивают. Например, вредничают, дерутся или повторяют за кем-то услышанное сквернословие. В таких ситуациях старайтесь объяснять, почему неправильно так говорить или вести себя, а не наказывайте или запрещайте. (Прочитайте несколько важных правил воспитания детей).
  5. Если несколько детей в семье, тогда старайтесь хоть иногда побыть с каждым из них наедине. Можете вместе ходить за покупками, а в пути непринужденно общаться. Это укрепляет общение детей со взрослыми.

Общение с детьми: правила поведения

  1. Зрительный контакт. Он важен не только, когда даются какие-то указания, но и когда малыш плохо себя ведет. Когда ему смотрят в глаза и говорят, ребенок четко понимает, что обращаются именно к нему.
  2. Одна из возможностей постоянно общаться с детьми — играть с ними. Поэтому иногда на время окунитесь в детство, чтобы подурачиться с детьми. Устройте бои подушками, поборитесь или делайте другие детские шалости. Это сближает родителей и детей.
  3. Сосредоточьте внимание на себе. Для этого подойдите к нему и только тогда разговаривайте. Не нужно разговаривать с ним из-за двери или соседней комнаты. Подойдя к ребенку, опуститесь на уровень его глаз, то есть присядьте. Положите мягко руку на его плечо, посмотрите в глаза, а затем говорите. Прочитайте 5 правил, как эффективно дисциплинировать ребенка.
  4. Когда малыш или подросток пытается, заикаясь что-то рассказать, не прерывайте и не перебивайте его, даже если вам не нравится, как он говорит.

Ищем компромисс

Если в квартире живёт несколько человек, скорее всего, создать организованное пространство будет достаточно сложно, ведь нужно постараться не обойти вниманием интересы каждого. Хозяйка квартиры запрещает повесить ещё одну полку; супругу раздражает большое количество проводов от разнообразной техники, которые лежат на полу; руководитель не позаботился о тумбочке (подставке), на которую было бы хорошо складывать различные бумаги и папки.

Выход есть! Хорошо продуманный план действий. Договаривайтесь с квартирной хозяйкой, руководителем, женой, и лишь после этого приступайте к обдумыванию рационального размещения предметов в доме или рабочем помещении. При этом важно учитывать распорядок вашего дня (чем вы занимаетесь на протяжении дня, что вам при этом необходимо, где чаще всего находитесь) и функциональность тех или иных вещей. Конечно, никто на свете не в состоянии навести идеальный порядок и постоянно придерживаться такого уклада. Однако организовать личное пространство по законам логистики с максимальным удобством вас вполне под силу.

Порядок в комнате подростка: а нужно ли это?

Как я люблю эти несколько минут приятной усталости, когда, закончив уборку квартиры, сажусь в любимое кресло с чашкой чая и книжкой, наслаждаясь чистотой и покоем. Почему всего несколько минут? Да потому, что сейчас вернется из школы мой ребенок — и порядка как ни бывало. Знакомая ситуация?

Как я люблю эти несколько минут приятной усталости, когда, закончив уборку квартиры, сажусь в любимое кресло с чашкой чая и книжкой, наслаждаясь чистотой и покоем. Почему всего несколько минут? Да потому, что сейчас вернется из школы мой ребенок — и порядка как ни бывало. Знакомая ситуация?

Проблема порядка в доме, где живет как минимум один подросток — глобальная. Она настолько многогранная и необъятная, что может стать темой научной конференции. Поэтому я остановлюсь на своем частном случае:

во-первых, у ребенка есть отдельная комната,

во-вторых, взрослые члены семьи любят, когда дома чисто и все на своих местах.

Как ни странно, но словосочетание «порядок в комнате подростка» практически всегда идет в комплекте со словами «заставить» и «добиться». Хотя давно доказано, что любая попытка принудить кого-то сделать что-то против собственной воли вызывает противодействие и ведет к конфликтам. Поэтому единственно верный ответ на вопрос «как заставить?» — никак! Проверено на собственном опыте.

Я пытаюсь решить эту проблему уже во второй раз. 21 год назад родилась моя старшая дочь и первые 7 лет я следовала советам «наводите порядок вместе», «помогайте убирать игрушки», «купите удобные контейнеры для хранения» и т.д. Но хватало ненадолго — дочь, как человек творческий, предпочитала другой подход к хранению своего имущества. Несколько раз, пользуясь ее отсутствием, я разбирала завалы из книжек, игрушек, карандашей, кисточек, набивая мусорные пакеты расчлененными куклами, обрывками бумаги, разбитой посудой и высохшими фломастерами.

— А ей точно это не нужно? — с тревогой спрашивал меня муж.

— Поверь мне: она даже не заметит исчезновения этих предметов, — парировала я, вынося на помойку очередной мешок. И была права!

Порядок в комнате подростка: а нужно ли это?

Время шло, а ситуация не менялась. В ход шли все слова на букву У: уговоры, убеждения, угрозы, упреки, укоры, упорство… Но, как заявлял мой ребенок: у меня порядок, просто выглядит он не так, как твой!

В общем, прошло несколько трудных лет борьбы с ветряными мельницами, прежде чем я осознала, что проблема порядка в комнате ребенка надумана мной. Что это МНЕ нужно, чтобы все было разложено по полочкам, рабочий стол был девственно пуст, а куклы и машинки стояли ровно в ряд и строго по размеру. Почему-то я считала, что любое отклонение от этой идеальной картины мира в отдельно взятой комнате будет свидетельствовать о том, что я — плохая мать и плохая хозяйка. Еще мне пришлось осознать и принять тот факт, что любовь к уборке не является признаком, передаваемым по наследству. И никто (а особенно мои дети) не обязаны поддерживать мои комплексы на тему «я ль на свете всех хозяйственней?».

Итак, когда моей девочке исполнилось 11, я прекратила убирать ее комнату и приняла стратегически важное решение — мы заключили договор. Суть его в следующем: в своей комнате она может делать все что угодно, но за ее пределами должно быть так, как нравится мне. Почему? Да потому что кто порядок наводит — тот и диктует правила.

Не скажу, что я была абсолютно довольна результатом и мне все нравилось. В девичьей комнате по-прежнему царил хаос, определяемый дочерью как «творческий беспорядок». При этом она легко и непринужденно выуживала из этой неразберихи нужную вещь и никогда не задавала вопроса «где мои колготки?» — она точно знала, что они лежат в том же ящике, что и учебник по раз я грозила ей сделать фотографии этого, по моим меркам, ужаса и отправить их ее друзьям ВКонтакте — но, к счастью, так и не решилась на этот шаг. Почему? Потому что вовремя поняла: как поется в известной песне, «важней всего погода в доме», а вовсе не идеальный порядок.

К чему привела моя тактика? Вы удивитесь, но теперь, когда моя дочь уже три года живет самостоятельно, она сама наводит порядок и более того — ей нравится, когда дома чисто и красиво. Есть, правда, пара шкафов, который она сама называет «Нарнией» — в том смысле, что их лучше не открывать. Но в общем и целом я ею горжусь! Здесь все просто: мы, родители, своим примером задаем своим детям модель поведения в разных ситуациях, в том числе и в ведении домашнего хозяйства. Подростковый бунт неизбежен, это протест против родительских правил и установок, против заведенного порядка (пусть даже в рамках отдельно взятой комнаты). Но это пройдет, поверьте! И ваш ребенок будет похожим на вас. И у него дома будет скатерть на столе — чтобы как у мамы, и грязную посуду он копить не будет — потому что дома так не делали.

Сейчас я снова прохожу через подростковый кризис — теперь уже с сыном. Все почти так же — уже достигнута договоренность о разделе территориальных сфер влияния и контроля, и я прекратила убирать его комнату. Уже есть признаки того, что это снова сработает — в спортивном лагере, на сборах, на соревнованиях мой сын соблюдает идеальную чистоту и феноменально складывает вещи, повергая в шок тренеров и родителей товарищей по команде. Я с улыбкой выслушиваю восхищенные комплименты нашим методам воспитания и про себя думаю: «Видели бы вы его комнату, по которой идешь как по минному полю, боясь наступить на что-нибудь нужное и важное, которое здесь не валяется, а ЛЕЖИТ!!!»

В общем, я спокойна — и это пройдет. А я буду в воспоминаниях детей не занудной теткой с тряпкой и пылесосом, а веселой женщиной, с которой всегда есть о чем поболтать и с которой всегда можно договориться!опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку

Уборка через давление

Не нужно пытаться заставить, угрожать, ставить ультиматумы. Не уберешь – не получишь мультики, телефон. Ты меня не слышишь, не помогаешь, живешь, как свинья. Мы получаем испорченные отношения, негативные эмоции, которые могут возникнуть не сразу. Ребенок потом может сорваться на младшем, на друзьях или даже и на самих родителях. Потому что он прожил эту эмоцию, он её закопал поглубже, убрал в комнате из-под палки, но агрессию и сопротивление сохранил. Вы же не убираетесь тогда, когда нет вдохновения. А, если и начинаете, то быстро устаете.

Ругать за уборку

Некоторые мамы умудряются накричать на ребенка за плохо сделанную уборку. Им кажется, что ребенок ничего не умеет и руки у него растут не из того места. И, конечно же, если каждый раз озвучивать детям свои мысли по этому поводу, то привет низкая самооценка. Здравствуй, нежелание убирать за собой игрушки и вещи. Или, наоборот, маниакальная тяга к чистоте всегда, везде и любыми способами (чтобы маме доказать).

Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку

Ругать за беспорядок

Я очень долго отучала себя от фраз «Как мне надоела твоя разбросанная обувь» и «Опять бардак на столе». Часто просто сама пыталась навести порядок и всё разложить по нужным местам. Но, когда мне это надоело, я сменила тактику. Теперь мои дети слышат: «Убери, пожалуйста, обувь на место» и «Пора бы навести порядок на столе».

Уверена, что такая манера подачи информации о беспорядках дает гораздо больше результата, чем постоянные крики, споры и ругань.  

Убирать вместо ребёнка

Мы так часто жалеем своих крох и стараемся максимально облегчить их детство, что можем не заметить, как «малыш» вырастет и привыкнет к тому, что всегда есть кто-то (мама, жена), кто чисто уберет и вкусно накормит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок понял и полюбил процесс наведения порядка, не делайте за него то, что он может сделать самостоятельно. О том, что и в каком возрасте уместно требовать от ребенка, мы обсудили выше.

Переделывать уборку после ребёнка

Понятно, что дети не всегда всё делают идеально. И я тоже иногда прохожу по следам убранного детьми. Но делать это нужно только тогда, когда они этого не видят! Не указывайте на ошибки и не обесценивайте труд ребенка. Это точно не прибавит ему энтузиазма и отобьет охоту наводить порядок надолго, а может быть и навсегда. Хотите на что-то обратить внимание, чтобы в следующий раз было лучше? Похвалите! И мягко направьте в нужное русло. «Ух ты! Ты уже и пыль вытер, здорово! Так быстро и красиво, молодец! А знаешь, как еще быстрее можно?» И покажите свой вариант. Например, сначала нужно всё убрать с полки, протереть пыль, а потом вернуть всё на места. Так и быстрее и предметы тоже можно протереть, лишним не будет.

Уборка перед сном

Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку

Это затрудняет процесс. Во-первых, ребенок уже устал, во-вторых, хочет успеть по максимуму наиграться, почитать или посмотреть мультики пока не прозвучала команда «отбой!». Учитывайте это! И напоминайте о необходимости навести порядок в комнате не за 10 минут до отхода ко сну.

Детям сложно структурировать пространство, они даже могут не замечать беспорядок. Их все устраивает, они в своем волшебном мире. И не хотеть делать уборку – нормально. Бурно реагировать на вашу просьбу убрать в момент игры или занятия чем-то интересным – это тоже нормально.

Помните, главней всего погода в доме, а остальное – ерунда. А идеальный порядок будет не всегда и с этим просто нужно смириться.

Ребенок идет в первый класс

Иногда меняйте обстановку

©Valerii Honcharuk

Если вы заметили, что настроение вашего ребенка значительно ухудшилось без особых на то причин и впоследствии выяснили, что ребенок просто устал – от обстановки, учебы, окружения – не стоит считать, что усталость пройдет сама и ребенок справится без вашей помощи. Это не всегда бывает так.

Попробуйте сменить обстановку – отвезите ребенка на природу, прогуляйтесь вместе у реки или у озера, если есть возможность – возьмите отпуск. Если недалеко от вашего дома есть природный заповедник – отвезите ребенка туда, покажите ему красоту природы, позовите с собой его друзей. Смена обстановки зачастую придает людям сил и улучшает настроение, особенно если рядом с ним в это время находятся близкие люди.

Общайтесь с родителями других учеников

© Odua Images

Школа и класс вашего ребенка, если повезет – это место, где он проведет большую часть своей юности.

Это место, где он встретит первую любовь, возможно, преданных друзей на всю оставшуюся жизнь. Следовательно, к классу, в котором учится ваш ребенок, если у него хорошие отношения с учителем и одноклассниками, следует относиться соответствующе – с теплотой и уважением.

Если ваш ребенок охотно общается с одноклассниками, ваше общение с их родителями – отличная идея. Во-первых, в случае возникновения проблем в классном коллективе, вы, зная родителей, сможете решить проблему или прийти к компромиссу. Во-вторых, быть может, родители одноклассников вашего ребенка станут вашими друзьями на долгие годы, а это, несомненно, важно.

Не ожидайте слишком многого

Великое всегда начинается с малого, и об этом нельзя забывать.

Помните, что ваш ребенок не достигнет выдающихся результатов в первый же школьный день. Дайте ему время, и результаты вскоре будут заметны, ведь для того, чтобы достичь определенных высот, необходимы постоянная практика и поддержка.

даже если вы считаете, что ваш ребенок самый умный и способный на всем белом свете, он тоже человек, и у него может не все получаться так, как вы этого хотите.Верьте в вашего ребенка, поддерживайте его

Будьте рядом

© Valerii Honcharuk

Этот совет, пожалуй, самый важный во всей статье. Даже если ваш ребенок самостоятельный и, как вам кажется, независимый, не пускайте его развитие на самотек.

Детям, особенно тем, которые впервые сталкиваются со школьными оценками, неудачами, успехами, новой обстановкой, необходимо родительское тепло, даже если они этого не показывают.

Интересуйтесь его достижениями, попытками, показывайте, что его друзья – ваши друзья, что он может вам доверять, что с вами тоже можно весело и продуктивно провести время. Даже если вы не хотите навязывать ребенку излишнюю заботу и боитесь, что он закроется – будьте рядом. Если у него плохое настроение и вы определили, как решить проблему, но ребенка все равно что-то беспокоит, а вы не хотите давить вопросами и заботой – молча обнимите. Такое объятие с легкостью заменит любые слова.

принципов хранения, без которых порядок невозможен

1. Стремитесь к максимальной простоте

Из-за того, что наши методы хранения слишком сложны, часто мы просто не понимаем, сколько вещей у нас в доме какое-то бесконечное количество коробочек, контейнеров, шкафчиков, мы часто уже не знаем, что лежит в дальнем углу. Вещи как будто «засыпают» на полках, мы забываем о них и не мудрите с системами хранения. Чем проще, тем лучше.

2. Храните по категориям

Если косметика хранится в четырех разным местах, игрушки ребенка осели по чуть-чуть в разных комнатах, а бумаги скапливаются на всех горизонтальных поверхностях, порядка не будет никогда.

Чтобы избежать сложных систем хранения и вопросов о том, где место для той или иной вещи, объединяйте вещи по категориям. Можно сортировать вещи по владельцу: здесь вещи мамы, здесь вещи папы, здесь — детей, а здесь — бабушки и вариант – по предназначению: одежда, книги, посуда, канцелярия, хозяйственные средства, косметика, аптечка.

принципов хранения, без которых порядок невозможен

Если вещей одной категории оказывается слишком много, то тогда уже можно выделять подкатегории: по назначению, материалу, цвету и другим параметрам, которые вам покажутся удобными и логичными.

Декоративные предметы (статуэтки, подсвечники, фотографии, картины) тоже можно объединять в группы по назначению, по общей теме или по цвету и фактуре.

Бывает, что, расставленные по всему дому, они выглядят неопрятно, но если объединить такие предметы в композицию, они становятся интересным акцентом в интерьере.

Особенное внимание обращайте на всевозможные коллекции. Если вы собираете статуэтки котиков и для вас это действительно важно, для котиков должно быть в доме почетное место. Они не должны стоять в грязи и в пыли вперемешку с просроченной косметикой и ненужными бумажками.

3. Храните так, чтобы возвращать вещи на место было удобно

Многие естественным образом располагают вещи поближе к тому месту, где они используются. Но еще лучше, если вы придумаете такое место, чтобы вещи было удобно не доставать, а убирать.

Одна моя клиентка очень любит читать в кровати перед сном. Когда она идет в спальню мимо стеллажа с книгами в гостиной, ей так удобно захватить какую-то из книг. И конечно, у кровати очень скоро скапливается большая гора книг и журналов, ведь относить их в другую комнату на место крайне неудобно.

В идеале хранение должно снижать объем усилий, необходимых для того, чтобы возвращать вещь на место. И тогда порядок начинают поддерживать даже другие члены семьи, потому что это просто и естественно.

4. Вертикальное хранение

Большинство людей складывает вещи на хранение другой вариант хранения, который во многих случаях оказывается удобнее – вертикальное хранение. В этом случае вы составляете вещи вертикально, как книги на полке.

принципов хранения, без которых порядок невозможен

Такой вариант хранения удобен по нескольким причинам:

  • Это сильно экономит место.
  • Всё на виду, не нужно долго искать, и не бывает незаслуженно забытых в дальнем углу вещей.
  • Вещи проще доставать, расположение остальных вещей при этом не нарушается.
  • Хранение стопкой часто плохо влияет на те вещи, которые лежат внизу, под весом всей стопки.

Поэтому, если есть возможность поставить вещи вертикально, попробуйте поставить их так. Обычно это дает массу преимуществ.

5. Деление больших пространств на секции

В большом неструктурированном пространстве бардак будет всегда, поэтому делите такие места на небольшие очень просто, можно использовать даже обычные коробки из-под обуви: они удобного размера, приходят к нам в дом достаточно регулярно, их легко привести в симпатичный вид, если обклеить бумагой или обернуть тканью, украсить бижутерией, которую вы уже не носите.

Тут действительно иногда нужен творческий подход, но часто даже из каких-то подручных материалов можно сделать достаточно интересные и удобные вещи.

Например, одна из участниц нашего тренинга по организации домашнего хозяйства сшила подвесную секцию для хранения из ткани и пластиковых панелей, оставшихся после ремонта.

К тому же, когда мы начинаем расхламляться, у нас появляется много вещей, которые уже нельзя применять по назначению, но выбрасывать их не хочется, потому что с ними связаны приятные воспоминания. Ищите новое применение таким вещам, чтобы они продолжали делать ваш дом уютным и комфортным.

6. Наполненность – 90%

Тут есть такой тонкий психологический момент. Когда мы начинаем избавляться от ненужных вещей, часто получается так, что после расхламления обнаруживается свободное пространство.

принципов хранения, без которых порядок невозможен

Например, вы разбираете забитые вещами полки в шкафу, и в результате некоторые из них оказываются полупустыми. И посреди полки одиноко стоит небольшая коробочка или лежит маленькая стопка вещей. И от этого появляется какое-то странное ощущение, что стало неуютно.

Это вполне естественное ощущение. В нашей психологии просто заложена эта потребность – заполнять пустое пространство. Если вы хотите, чтобы в доме был порядок, не оставляйте пустых пространств.

90%-ая наполненность – это наиболее удобное и стабильное состояние. Если остается слишком много места, то появляется как будто внутренний зуд: «надо чем-то заполнить». И мы начинаем или скидывать туда вещи других категорий без разбора, или тащить в дом новые вещи из той же категории, чтобы это пространство заполнить.

Это очень важное правило: любой ящик, любая полка, любая секция, любое пространство для хранения либо должно быть полностью пустым, либо должно быть заполнено на 90%.

После расхламления многие обнаруживают, что какие-то шкафы и полки становятся совершенно ненужными и можно от них избавиться, чтобы получить дополнительное свободное пространство в доме.