Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Польза и вред ментальной арифметики

«ТОЛЬКО 3 ПРОЦЕНТА ЛЮДЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ ОБА ПОЛУШАРИЯ»

Что это такое?

Счеты Соробан или Абак (Абакус), по которым в специализированных центрах сегодня учат детей, существуют почти 3 тысячи лет назад, хотя сейчас они и немного изменились. Счеты представляют собой рамку, разделенную горизонтальной перекладиной. Как и в русских счетах, в рамке располагаются палочки с нанизанными на них костяшками. В верхнем ряду располагается по одной косточке, отделенной от остальных четырех перекладиной. Косточки заточены специальным образом, чтобы развивать у детей мелкую моторику.

Таким образом, на одной линии счет Соробан можно представить цифры от 0 до 9. Каждая линия в зависимости от поставленной задачи может обозначать единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На них можно в короткое время производить различные математические действия: сложение, вычитание, умножение. Все виды вычислений производятся на счетах Соробан слева направо.

Отличие счет Соробан от других модификаций этого счетного аппарата заключается в том, что каждая цифра может быть представлена только одним способом. Следовательно, расположение косточек очень легко запомнить и соотнести их с определенным числом. Если русские счеты помогают легко производить в основном сложение и вычитание, то Соробан обеспечивает скорость, когда производится умножение и деление, поскольку его принцип организации заключается в схеме 4+1.

С какого возраста можно изучать ментальную арифметику

Когда же ребёнку можно начать изучать азы ментальной арифметики? Специалисты отмечают, что данные занятия рассчитаны на детей возрастом от 4-х лет и старше. Однако лучше отдавать ребёнка, когда ему исполнилось полных 5 лет или даже в 6. В таком возрасте ребёнок более осмысленно подходит к занятиям, уже хорошо знает цифры.

К тому же согласно исследованиям учёных, именно возраст 5-6 лет – это период интенсивного развития ребёнка, когда наблюдается пластичность мозга. Поэтому, занятия по ментальной арифметике до учебного периода – это лучший способ подготовить ребёнка к школе, и продолжить эти занятия в дальнейшем. Однако в любом случае необходимо наблюдать за ребёнком: нравятся ли ему занятия, есть ли результат.

Как проходят занятия по ментальной арифметике

Как правило скучно ребёнку на таких занятиях не бывает. Они проходят в весёлой форме. Первых 10-15 минут проводится разминка: дети решают разные головоломки. После этого наступает этап интенсивной логической нагрузки.

Для каждого ученика учитель подбирает индивидуальное задание, подход. Такой подход позволяет заниматься ребёнку в своём темпе. Ведь одному ребёнку необходима неделя, чтобы научиться пользоваться счётами, другому – две. Важно не подгонять ученика, чтобы он сам сумел понять, решить поставленную перед ним задачу.

В чём преимущества ментальной математики

Если постоянно посещать занятия, ответственно относиться, то результатов можно добиться высоких. В первую очередь ментальная арифметика способствует развитию:

  • памяти;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • умению логически думать.

Основной результат – ребёнок начинает быстро считать в уме и хорошо логически думать.

Таким образом, ментальная арифметика – это своего рода интеллектуальный спорт, в котором важны постоянные тренировки: без них добиться высокого результата сложно.

Мне нравится1

Не нравится

Сложение

К самому сложению, как арифметическому действию, на абакусе переходят не сразу. Сначала в игровой форме дети изучают состав чисел в пределах 10 и 20. Без этих знаний просто не обойтись, ведь детям придется постоянно делать замены, переходя с младшего разряда на старший.

Принцип сложения

Давайте сначала посчитаем косточки. Начинаем работу с крайней левой колонки. Считая, передвигаем косточки вверх. Всего получается 4. Теперь сбрасываем их вниз, пятой будет верхняя косточка. Затем снова просчитываем снизу по одной. В итоге число 9. Как быть дальше? Сначала сбросим бусинки в разряде единиц и просто перейдем на старший разряд – десятки, отложив одну косточку во второй нижней колонке. Теперь таким же образом считаем десятки и переходим на сотни.

Если числа двузначные, трехзначные и так далее, то откладывают числа на соробане, начиная со старшего разряда. Это важное замечание, поскольку в традиционной математике сложение и вычитание начинается с младшего разряда.

На первых порах при выполнении вычислений дети смотрят на ментальные карты. После овладения навыками счета карты уходят, дети должны удерживать числа в уме и выполнять соответствующие операции.

Видео «Ментальная арифметика — сложение»

Уроки на плюс

Давайте рассмотрим на примерах:

  • 4 +5. Откладываем на соробане 4 и придвигаем верхнюю бусинку – получилось 9. Здесь никаких переходов на старший разряд нет, ничего изменять не нужно.
  • 6 + 5. Верхняя косточка пятерка, к ней прижимаем одну снизу. Получили 6. На колонке внизу осталось только 3 косточки, а нам нужно 5. Как быть? Присчитываем оставшиеся бусинки, получаем снова девятку и переходим на новый разряд, откладывает 1 десяток. Все косточки на первой колонке сбрасываем, добавляем одну единицу (5 – 1). Получилось 11.
  • 24 +3. На второй колонке откладываем 2 десятка, на первой 4 единицы. Получаем первое слагаемое. Считаем дальше: сбрасываем бусинки на первой колонке снизу и вместо них выставляем бусинку-пятерку. Считаем дальше, добавляя по одной бусинке: 6, 7. Смотрим на абакус и называем полученное число – 27.
  • С изменением десятков. 16 + 8 = 16 +10 – 2 = 24.

Как видите, при выполнении действий нужно постоянно опускать бусинки нижней колонки, если она переполнена, и переходить на следующую спицу. Если такового действия не выполнить, результат будет неверным.

К более сложным примерам дети переходят после того, как до автоматизма доведут умения передвигать и сбрасывать бусинки.

Правила проведения обучения

На сегодняшний день множество детей в 52 странах проходит данную методику обучения. В РФ существует около семидесяти центров, занимающихся ментальной арифметикой. Существует 10-12 уровней, которые ребенок осваивает за 10-12 лет. Занятия проводят раз в семь дней.

Параллельно с занятиями точной наукой дети поют, танцуют и рисуют. Благодаря этому ребенок находится в постоянном действии, которое направлено на ее разностороннее развитие. Аудитории, в которых занимаются дети, тщательно разрабатываются. Стулья и столы располагаются так, чтобы не доставлять ребенку дискомфорт, а учебные пособия приманивают к себе детский интерес.

Не менее важным аспектом является отношение учителей к ребенку. Преподаватели не ругают детей за допущенные ошибки, а позволяют им самостоятельно подкорректировать допущенные неточности. Нередко дети отказываются выполнять домашнее задание из-за страза совершить ошибку, а такой метод общения с учениками исключает эту вероятность.

Тренируем нейронные связи — активируем мозг

Ведь сегодня эпоха соревнования не мышц, а мозгов.Конечно, их не пригласят на программу «Пусть говорят» или к Максиму Галкину, но сумму двадцати трех и одиннадцати они получат легко, сложив на абакусе всего семь косточек« себя, своего предназначения и своей Видовой Роли – это стало настоящим удивительным открытием для меня. В связи с этим меняется сознание, осознания себя и, вследствие, это переносится на реальную жизнь, и на мою дочь. В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной как я. И что я только не делала ( посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.) , но дочь всё с меня «снимала»…. И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. ) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!…»Галина Д. педагог-психолог« поделиться своим небольшим результатом:Еще за пару месяцев до начала тренинга решила начать обучать своего 5-летнего ребенка читать. Ранее я периодически слушала бесплатные лекции, определила, что у него есть кожа, еще зрение (очень боится темноты). Но эти занятия через несколько минут заканчивались моей руганью и его слезами, я начинала нервничать, кричать, ругать его, что он не может спокойно сидеть. На этом 1-ая попытка ликвидации безграмотности начался тренинг, решили еще раз попробовать. Пришло понимание его кожного вектора, что он просто не может сидеть на одном месте, что ему нужно 3 раза покрутиться вокруг меня, срочно где-то что-то взять, и т.д. И это уже не вызывает у меня раздражения, а наоборот, улыбку, это его кожа так себя проявляет. И он начал очень быстро все схватывать, с радостью, сам стал просить почитать вместе. Пока это для меня самый явный результат )…»Светлана С., фрилансер« с того, что несколько лет ходила вокруг, да около сайта. Смотрела несколько циклов бесплатных лекций, а также нашла их в ютубе, показала мужу, сыну, скидывала ссылки на тренинги в записи всем своим близким, у которых не было возможности или желания смотреть лекции по ночам. Мне очень хотелось, чтобы все мои близкие и знакомые узнали о Юрии Бурлане, о его грандиозной работе, о том, как он помогает людям. Я читала много статей, ночами «висла на сайте», скидывала ссылки на статьи близким и знакомым, если видела, что эти статьи могут помочь им и направить их в нужное русло. После просмотра первых же бесплатных лекций (включая звуковой вектор), я стала реже повышать голос, отношения с сыном становились другими, я поняла, почему он не слышит меня иногда. Я сама стала слушать музыку в наушниках до допустимой громкости и сыну объяснила, что нужно делать так же. Я начала переписываться с ним СМС-ками и поняла, что он тогда лучше понимает то, что я хочу сказать. У него всегда плохо было в школе с пересказом. Через некоторое время (примерно через год) я заметила, как хорошо он стал пересказывать (иногда почти наизусть). Я была в восторге! …»Наталья Л., Усть-КаменогорскПочему мама ссорится со мной. Часть 3. Коса на каменьПочему мама ссорится со мной. Часть 2. ДосталаПочему мама ссорится со мной. Часть 1. Ты меня не любишьGoogle

Методика, которую используют в SmartyKids

Развивающие центры SmartyKids работают с микро-группами, в которых один педагог занимается одновременно с 4 или более воспитанниками. Максимальное количество человек в группе — 10. Занятия построены так, чтобы новый материал чередовался с повторением, вычисления — с игровыми моментами и физкультурными паузами, а работа в группе сменялась индивидуальной и парной.

Педагоги используют приёмы геймификации и мультипликации, разнообразные компьютерные технологии. Так гармонично сочетается индивидуальная работа, развивающая самостоятельность, и работа в команде, формирующая коммуникативные качества ученика. На каждом уроке маленькие гении узнают что-то новое и совершают своеобразное открытие, развивается их представление о мире. В центрах SmartyKids не ставят плохих оценок и не осуждают за ошибки, наоборот, помогают их исправить совместными усилиями.

Похоже ли освоение приёмов вычислений на весёлую игру? И да, и нет! Нужно иметь в виду, что ребёнку задаются домашние задания небольшого объёма, предполагающие выполнение тренировочных заданий устно, с помощью печатных пособий или образовательной онлайн-платформы.

Занятия ведутся в нескольких возрастных группах:

  • 4-6 лет;
  • 7-10 лет;
  • 11-14 лет.

Программы и учебные пособия разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность каждого занятия. Преподаватели систематически проходят специальное длительное обучение и стажировки, обмениваются опытом на конференциях и семинарах.

Сложное сложение

Пример: 4 + 8 = 12 

Как решать?

  1. Установите 4 костяшки в столбце единиц.
  2. Для 8 костяшек места уже не найдётся.
  3. Вспоминаем принцип дополнительных чисел: число 10 даёт наша 8 и цифра 2. 
  4. Вычтите дополнительную цифру 2 из 4.
  5. Добавьте единицу в столбик десятков.
  6. Результат — 12. 

Процесс решение примера 4+8 на соробане

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

4 + 8 = 12 превращаем в 4 – 2 +10 = 12

Важно запомнить: в сложных заданиях на сложение всегда вычитайте дополнительное число.

О механизме умножения

Абакус позволяет выполнять не только сложение и вычитание, но и умножение, деление. Эти действия сложнее и требуют усиленного внимания. Так же, как и в элементарных функциях, умножение начинается с большего разряда и приходит к единицам постепенно. Движение пальцев при этом должно быть по четко обозначенным функциям: с помощью большого пальца косточки подвигаются вверх, с помощью указательного — вниз.

  1. Задача состоит в умножении 12 на 21. Процесс начинается с действий с десятками. 10 умножается на 20, получается 200, т.е. поднято вверх две косточки с третьей нижней спицы.
  2. Умножить единицы первого числа на десятки второго. Итог: 40. Поднято вверх 4 косточки на второй нижней спице.
  3. Умножить десятки первого и единицы второго числа. Итог: 10. Опущена одна верхняя и все нижние на второй спице.
  4. Умножить единицы первого и второго числа с результатом 2. Поднято вверх две косточки на первой нижней спице.
  5. По лучен результат: 252.

Для выработки автоматических навыков упражнения нужно повторять несколько раз, не делая больших перерывов в работе. На первых порах выполнять задание получается медленно, однако по мере тренировок скорость нарастает.