Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия, 1997. – С.216.

Что ребенок будет уметь после обучения в центре раннего развития?

Уже после полугода посещений занятий в развивающем центре ребенок покажет первые результаты: более взрослые дети будут уметь считать и немного читать, расширят свой кругозор, младшие — начнут лучше говорить, рисовать.

Посещения таких центров очень полезны для скованных, стеснительных и необщительных детей. Педагоги проводят занятия по группам или подгруппам, где дети выполняют задания вместе. Это очень помогает застенчивым детям раскрепоститься. Все занятия направлены на творческое развитие ребенка. Поэтому и на математике, и на чтении дети рисуют буквы и цифры, а также выкладывают их из различных палочек, веточек, трубочек. Дети, посещающие центры раннего развития, более смышленые, внимательные, любят фантазировать, не боятся выступать на публике, знают много стихов и песен, умеют танцевать.

Питание ребенка трех лет

Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время. Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.

В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.

Режим питания ребенка в 3 года — 4-х разовое питание. Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки. Распределение пищи в течение дня: завтрак — 25%; обед — 35-40%; полдник — 10-15% ужин — 25%.

 три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.

Ребенок уже ест более аккуратно. Держит ложку за конец ручки. Пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола до конца еды. Не мешает за столом другим. Говорит “спасибо”.

Познавательные способности дошкольников

Перевод личностной характеристики «любознательность» на язык теории обучения возвращает нас к понятиям «познавательные интересы» и «познавательнаяактивность», которые являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей».

Познавательные способности подразделяются на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные способности.

Лекция 6. Взаимосвязь развития познавательных процессов..

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление.

Таким образом очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что~они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка.

Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности ребенка. В этом случае срабатывает именно та закономерность, о которой говорила А.А.

Люблинская: чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.

Однако такая ситуация вовсе не является нормой развития для большинства детей. В преобладающем большинстве случаев необходимо проводить специальную работу по вы страиванию обозначенной выше системы и приведению ее в «рабочее состояние».

Основной путь такого выстраивания состоит в целенаправленном развитии всех компонентов системы, а также в тренировке взаимодействия этих компонентов в конкретной познавательной деятельности. Практика показала, что недостаточно, например, развивать ребенку память или работать над развитием воображения.

Без включения во взаимодействие и без тренировки этого взаимодействия система может и не заработать. Например, у ребенка может быть прекрасная память или буйное фантазирование, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее прицельно (генерировать осмысленные идеи, разрабатывать их и т. п.

Способ выстраивания взаимодействия компонентов познавательных способностей — систематическое включение ребенка в деятельность, необходимо требующую активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких).

Так же поступает спортивный тренер, прицельно развивая у своего подопечного ту или иную группу мышц через систему упражнений.

И так же, как и в спорте, средством выстраивания является система заданий (упражнений), выполнение которых «тренирует» тот или иной познавательный процесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых методически удобнее раздельно или в парной комбинации). Для того чтобы делать это осознанно (понимать, что именно взрослый собирается развивать у ребенка на данном занятии при работе с данным материалом), воспитатель должен четко дифференцировать эти процессы.

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.

Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».

«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию. Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу. Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты. Также и ребёнок.

Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.

Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

Помощь в домашних делах

Можно коротать время с пользой: переделать дела по дому, привлекая к помощи ребенка. Пусть это будет в форме игры – так интересней!

«Кто в доме больше всех разбрасывает вещи?»

Это легко узнать. Выделите на каждого из членов семьи по коробке, подпишите их. Попросите ребенка весь день следить за порядком и складывать в каждую из коробок лежащие не на местах вещи: папины – в папину коробку, мамины – в мамину и т. д.

«Мойдодыр»

Дети с удовольствием все моют и чистят. Доверьте ребенку почистить, например, все дверные ручки в доме или протереть пыль в доступных местах.

Ольга, мама 5-летнего Руслана: «Руслан любит мыть вещи в раковине со щеточкой с мылом. В зоне его ответственности его обувь (иногда и взрослая тоже)

«Найди пару»

Помощь в домашних делах

Сложить попарно носки посильно детям и немного облегчает ваш домашний труд.

«От самой большой – к самой маленькой»

Расставив книги по размеру, можно навести порядок на полке.

«Самый быстрый»

В 5 лет ребенку интересен соревновательный момент. Предложите, например, на скорость развесить вещи в шкафу.

Давно собирались разобрать кладовку? Самое время, когда рядом есть помощник. Ребенок может сортировать вещи, аккуратно раскладывать их по коробкам и т.д. Чтобы было интересней, скажите, что играете в кладоискателей, спрячьте «сокровище» на одной из полок (шоколадку, новую игрушку, билет в цирк и т. д.).

А если дома планируется выпечка, привлеките к ней ребенка! Дети обожают возиться с тестом. Можно научить ребенка лепить пельмени и вареники – очень развивает чувствительность пальцев!

Чем более творческим будет ваш подход к выполнению повседневных дел, тем охотнее ребенок будет в них включаться.

Первые уроки

  • Учимся считать — играем в первые математические игры;
Первые уроки
  • Изучаем геометрические фигуры;
Первые уроки
  • Изучаем цвета;
Первые уроки
  • Играем со словами и буквами;
Первые уроки
  • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
  • Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
Первые уроки
  • Знакомимся с временами года;
  • Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
  • Запоминаем названия пальчиков;
  • Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;