Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Практические рекомендации по общению с детьми и их родителями

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология, психология и психиатрия, детская эпилептология. Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

Привязанность существует на нескольких уровнях:

1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) любовь, 5) чувство важности для другого, 5) чувство, что тебя знают. Если всё идёт по плану (природному) то родитель всегда находится в позиции альфы, ребёнок подчинён, ребёнок нормально развивается и различные уровни привязанности позволяют ему в конце-концов стать независимым, не теряя привязанности. В прошлом привязанность в огромной степени обеспечивалась культурной средой. Но за последние 100 лет культурная среда изменилась, а родительские практики остались те же.

Формирование личности ребенка

Интеллектуальное развитие Личностное развитие 1. младенчество 2. ранний возраст 3. дошкольный 4. младший школьный 5. подростковый возраст 6. юношеский возраст 1. дошкольное детство: 1) от рождения до 3-х 2) от 3-х до 6-ти лет 2. школьные годы: 1) от 6-7 до 10-11 2) от 11-12 до 15-16 лет личностное развитие завершается позже

Точка зрения Э. Фромма на развитие личности заключается в следующем: 1. Осознание того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. 2. Осваивает окружающий мир вещей и людей. 3. Возникает стремление к личностной независимости и персональной свободе. — физическая независимость; — физиологическая независимость; — психологическая (думать самостоятельно);

Опасности на пути личностного развития выражаются в следующем: 1. ощущение беззащитности и тревоги – борьба за свое существование

Формирование личности ребенка

подчинение другим изоляция от них В первом случае – полный или частичный отказ от собственного «Я». Во втором случае – как личность за счет других. Основные типы: 1. конформная личность, личность, – скиталец, приоритетного нравственного самосовершенствования. На пути личностного развития ребенка в современном обществе – формирование и укрепление некоторой черты как агрессивность (физическая, вербальная). Бывает агрессивность инструментальной (средство достижения некоторого результата), агрессивность целевая (как осуществление агрессии – нанесение вреда). Агрессивность бывает: ситуативной (эпизодическое проявление) и личностной (устойчивая индивидуальная черта); устойчивой и неустойчивой. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей возникает порочный круг: агрессивный ребенок вызывает враждебное отношение к себе со стороны окружающих – его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются. Причиной нередко выступают родители, телевидение (где с помощью агрессии добиваются успеха).

Тестовые задания по теме «Формирование личности ребенка»: 1. Взаимосвязь психического и физиологического развития проявляется в следующем: а) периодах сензитвного развития; б) физическом здоровье; в) индивидуальном стиле деятельности; г) акселерации.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Реклама

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

Вам будет интересно:Интересные факты о Средневековье: замки, рыцари, церковь, эпидемии

Реклама

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Немного истории 

По мнению основоположника теории привязанности, психиатра Джона Боулби, проблемы в поведении ребенка и его неумение адаптироваться в обществе — результат неправильных взаимоотношений с родителями. 

Роль взрослого состоит в том, чтобы окружить малыша вниманием и заботой — такое поведение можно наблюдать и в естественной среде у млекопитающих. По мере взросления родители все меньше участвуют в жизни ребенка. Того же мнения придерживается и семейный психолог Людмила Петрановская: пока детеныш не в состоянии заботиться о себе самостоятельно, вниманием его окружает взрослый. Ребенок будто связан со своим родителем невидимой нитью, которая не позволяет отойти им друг от друга на опасное расстояние. Но с каждым годом родитель делает ниточку, связывающую его с ребенком, чуть длиннее.

  • Если бы я знала раньше: 7 заповедей, о которых девочке должна рассказать каждая мама 

Родитель чувствует себя ответственным за ребенка, и это чувство заставляет его бежать на крик малыша, удовлетворять его нужды, испытывать радость от общения с ним. При этом привязанность не зависит от нежных чувств и хорошего расположения духа. Например, в момент, когда родитель зол на своего ребенка, отрицательные эмоции могут брать верх над чувством любви. Однако если в этот же момент малыш вдруг столкнется с какой-либо опасностью, взрослый немедленно бросится ему на помощь. Это и есть привязанность. 

Главная идея теории состоит в том, чтобы малыш смог выжить в этом мире, придя к автономии из полной зависимости. Ребенок получает тепло и заботу с младенческого возраста и именно благодаря этому становится автономным. Каждый акт проявления заботы формирует в детях чувство защищенности и понимания, что все их проблемы решатся, если поблизости будет находиться «свой» взрослый. Они утешаются самим фактом нахождения рядом «своего» взрослого — того человека, который о них заботится. Благополучное развитие малыша зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится. 

При этом важно понимать, что в теории привязанности не заложена идея о том, что ребенок должен быть чрезмерно привязан к своему взрослому. Ему нужна крепкая и надежная опора, безопасные отношения, заботливые и ответственные взрослые, но не гиперопека, авторитаризм или «сдувание пылинок». Полного слияния не предполагает даже очень глубокая привязанность. Слияние говорит: «Ты не можешь без меня», а здоровая привязанность имеет другой посыл: «Я всегда с тобой, когда я нужен тебе».

  • 7 вещей, которые не должна себе позволять при ребенке ни одна мама

Задача родителей — вырастить ребенка независимым и умеющим позаботиться о себе. 

В теории привязанности также заложена идея о том, что жизнь и интересы родителей имеют не меньшую ценность, чем интересы детей. Дети — не сверхценность. Не стоит бросать любимое занятие, чтобы посвящать все время ребенку и угождать ему, важнее найти баланс, предполагающий учет интересов всех участников процесса. Взрослые имеют право жить своей жизнью, их ценности и приоритеты не должны сильно и постоянно страдать из-за наличия малышей. А дети, в свою очередь, имеют право расстраиваться и быть недовольными, как и любой другой человек. Задача родителей — помочь им это пережить, научить справляться с эмоциями, а не подавлять их.

Внимание к чувствам ребенка и участие в его переживаниях важно умело совместить со своими личными потребностями и желаниями. Не допускать отношения к себе как к средству для удовлетворения потребностей ребенка. Не допустить слияния и созависимости очень важно — ребенку из зависимого существа нужно постепенно вырасти в автономную личность с собственными интересами и ценностями. 

Чего нельзя делать категорически

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

Типы привязанностей

Поведение детей во многом зависит от того, какой тип привязанности у них сформирован. Экспериментальным методом были выделены следующие типы привязанностей:

  1. Избегающая. Если мать проявляет минимум заботы, в отношениях с ребенком сдержана и холодна – малыш плохо вступает в контакт с другими людьми, опасаясь столкнуться с аналогичной реакцией взрослого.
  2. Тревожно-сопротивляющаяся. Когда малыш боится оставаться без мамы. Такой пим привязанности формируется, когда родители проявляют агрессию в отношении ребенка, часто кричат на него, могут отшлепать. В дальнейшем, испытывая чувство вины, они стремятся задобрить малыша проявлением ласки, подарками и поощрениями.
  3. Надежная. Без мамы дети проявляют беспокойство, становятся тревожными, при ее появлении испытывают радость. Это самый благополучный тип привязанности.

Сформированный в раннем возрасте тип привязанности в дальнейшем оказывает большое влияние на поведение ребенка, его характер и эмоциональность.

Малыш с избегающим типом привязанности становится самостоятельным, но замкнутым. Он испытывает сложность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Ребенок с тревожным типом привязанности не знает, что ждать от окружающих людей и мира, он находится в постоянном стрессе, нервничает. В дальнейшем он пытается любыми способами доказать всему миру свою значимость.

Для гармоничного развития ребенка важно сформировать у него базовое доверие к миру и близким людям. Задача родителей обеспечить малышу безопасность, комфорт. Растить детей следует в режиме доверия, заботы, ласки и любви. Эмоциональное участие в жизни ребенка обеспечивает крепкую привязанность к близкому человеку, которая служит фундаментом доверительных отношений.

Остались вопросы – задайте их специалисту центра раннего развития «УмНяша» в Бутово. Для обратной связи используйте канал WhatsApp или звоните по телефону. Записаться на пробные занятия можно прямо на сайте.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. С мальчиком необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Диагностика привязанности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Сильная привязанность ребенка к маме: особенность поведения или симптом проблемы?

Повышенная привязанность к маме чаще всего говорит о том, что у ребенка высокий уровень тревоги, а значит, в первую очередь нужно решать вопрос о снижении тревожности. В большинстве случаев состояние тревоги у ребенка корректируется достаточно легко. И первые положительные езультаты мы можем увидеть уже спустя две-три недели c начала работы с психологом или медицинского лечения.

Самые первые и значимые отношения для новорожденного — это его сильная связь и отношения с матерью. Мама от природы – источник стабильности и спокойствия для ребенка.

Каждый нормальный, здоровый малыш периодически пытается убедиться, что в семье его действительно любят, что связь с мамой присутствует. И словесные уверения в этом не приносят ему должного результата и успокоения. Как и взрослому человеку, ребенку нужен дополнительный источник общения – «язык тела». Чтобы с ним говорили не только привычным для взрослых способом – вербально, но и проявляли свои чувства телесно, в виде объятий, поцелуев и поглаживаний, особенно перед сном. Нередко ребенок сам просит об этом, интуитивно понимая, что ему требуется.

Ребенок до 3-х лет практически составляет с матерью единое целое. Он живет ее эмоциональным состоянием и настроением, и очень чувствителен к малейшим переменам. При надежной привязанности ребенок всегда будет выражать беспокойство по поводу отсутствия своей мамы, ждать ее возвращения и радоваться приходу, тут же успокаиваясь и продолжая заниматься тем, чем он занимался до разлуки. При отсутствии гармонии в связи между матерью и ребенком, привязанность может быть избегающей, когда при возвращении мамы он будет чувствовать злость и обиду на нее. И отворачиваться в ответ на ее приветствие и попытки вернуть его расположение. Либо проявлять противоречивую привязанность – избегать общения с ней, отталкивать игрушки и еду, продолжать плакать, но при этом крепко держать маму, прижиматься к ней.

Как это проявляется? Например, при нахождении на улице ребенок держится обеими руками за маму и прижимается к ней, не может один пойти играть к другим детям. Либо не хочет оставаться с кем-то еще, кроме мамы, даже со своими родными и близкими друзьями семьи. В таких случаях дети чаще всего требуют: «Хочу только с мамой!», «Пусть это сделает мама!». То есть при высоком уровне тревоги у ребенка мать служит основным «успокоительным средством».

Такой сильный симбиоз весьма усложняет жизнь матери, она не может быть с малышом 24 часа в сутки, не прерываясь на домашние и другие необходимые дела.

К кому обращаться с ребенком при такой сильной привязанности: к врачу или к психологу?Рекомендуем начать с консультации детского психолога для понимания наличия проблемы повышенной тревоги. Как правило, это некие психологические трудности, которые легко выясняются при игровой диагностике и разрешаются при проведении игровой психотерапии. Также, мать получает советы по коррекции поведения, понимания и проявлению чувств, вкупе с рекомендациями о том, как построить здоровые и комфортные отношения со своим ребенком.

Если психолог увидит, что причиной может быть и медицинская сфера, то он посоветует провести медицинский консилиум с участием нескольких врачей одновременно.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

Подростки, яркая юность – а что дальше?
  • применяйте на практике активное слушание;
  • пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
  • будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
  • совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
  • не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
  • интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
  • учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
  • запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей

  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

“Мамина” дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.