Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Правила поведения за столом детям: основы этикета и хороших манер

Обращение со столовыми приборами и правильное поведение за столом – и то, и другое требует большой практики.

Поиграйте в воспитанных людей

Если дети постоянно забывают, как себя вести за столом, попробуйте поиграть в игры, которые научат хорошим манерам быстрее, чем бесконечные нотации. Вот, например, игра в «очень воспитанных людей». Постелите белую скатерть и выньте из шкафа праздничный сервиз. Объясните  правила: кто самый последний испачкает скатерть, а лучше — не сделает этого вовсе, тот будет решать, какой десерт они будут вместе есть завтра. В следующий раз предложите изображать малышей: все, что находится в тарелках, нужно есть исключительно пальцами.

Вполне вероятно, что маленькие свинки наконец поймут, какое это благо — столовые приборы. А вот еще игра «Кошки и мышки». Дети должны представить себе, что у них на коленях разместились кошки, а на спине — мышки. Если навалиться на край стола, то зажмешь кошку, если же, наоборот, падать на спинку стула, то не хватит места мышкам. Чтобы и кошками, и мышкам было удобно, сидеть за столом нужно ровно, выпрямив спину. Постепенно  дети привыкнут к правильной позе.

Как приучить ребёнка к хорошим манерам

Но порой бывает и так, что ребёнок, усвоив основные правила хороших манер, вдруг начинает упрямиться и не говорить «волшебные слова», или же лезть в драку, отбирать игрушки. В таких случаях реакция должна быть спокойной и последовательной. Ровным тихим голосом, хотя и строго, нужно сказать ребёнку, что воспитанные люди так не поступают. Запастись терпением и объяснить, как правильно нужно поступить в этой ситуации.

Не забывайте быть последовательными: нельзя отругать ребёнка за проступок, а в другой раз в схожей ситуации всё спустить с рук. И похвала для ребёнка — что здоровое питание, очень важное для его развития. Отмечайте его хорошее поведение и правильные поступки. Например, слова «мне нравится, что ты поздоровался с соседом, ты воспитанный и вежливый мальчик» станут для него поддержкой и признанием, в котором нуждается каждый маленький человечек. Подтверждение его правильных действий закрепит в нём этот опыт.

Усвоить правила этикета хорошо помогают игры, сказки, стихи, которые отражают знакомые им простые и понятные ситуации. Например, как должна вести себя кукла, когда она угощает зайчиков и мишек за столом, что они должны говорить и как благодарить за угощение? Что сказали бы гости на балу, если бы принц прилюдно начал бы ковырять в носу или громко чавкать за столом? Золушка точно бы не призналась хозяйкой хрустального башмачка. Или понравилась бы принцу Золушка, которая сидит на стуле по-турецки подобрав под себя ноги? Полезно читать как можно больше стишков, которые легко запоминаются и где обыгрываются вежливые слова.

С 4-х лет ребёнка начинают интересовать уже более глубокие проявления вежливости: сочувствие, дружеская привязанность. Поэтому очень важно обсуждать с ним поведение героев сказок или мультиков.

Приходится сталкиваться с нежеланием ребёнка делиться своими вещами или игрушками. Здесь тоже нужно набраться терпения и выдержки, так как любимая игрушка малыша — это частичка его маленького мирка. Поэтому нужно мягко и деликатно приучать малыша делиться своими вещами, предложив ему вместе поиграть с другими детьми его игрушками, или же на время поменяться. Если есть самые любимые игрушки, очень ценные для малыша, то лучше их оставлять дома и не брать с собой в садик либо для игры на детской площадке, чтобы самому не расстраиваться и других не обижать.

Сильная привязанность к вещам может стать свидетельством одиночества. Поэтому если малышу не хочется ни при каких обстоятельствах расставаться с куклой или медвежонком или давать кому-то играть, то психологи советуют присмотреться и взглянуть на ситуацию более серьёзно.

Кем бы ни вырос малыш — учёным, художником или космонавтом — жизнь покажет, но вот станет ли он хорошо воспитанным, доброжелательным и с хорошими манерами — зависит только от нас, взрослых. Только от воспитания ребенка, от того, смогут ли научить его хорошим манерам его родители и школа, зависит в будущем отношение к нему других людей, его положение и статус в обществе.

Советы родителям >> Главная

Поведение в дестком саду

Отпускай маму Мама белого Котенка В детский садик привела. Но пушистого ребенка Успокоить не мяукать он, цепляться Лапкой за ее подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не торопилась И, сказав печально: «Ах», От Котенка отцепилась И сама ушла в слезах. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать и кричать: Мама ведь спешит куда-то, Мама может вас всех очень любят, Долгожданной встречи ждут, О детишках не забудут – Обязательно придут!

Г. Шалаева, О. Журавлева, О. СазановаСлушайся воспитателя Наш Котенок разревелся В раздевалке, на полу Под скамейкою уселся. Два часа сидел в Утка Утешала, как могла, Но режим в саду – не шутка И она к другим ушла.А Котенок слышал группу, Слышал игры, шутки, смех. Наконец решил, что глупо В угол прятаться от всех.– В группу и меня примите, Я ревел в последний раз! Тетя Утка, извините! Обещаю слушать вас.

Да, не стоит быть упрямым, Я скажу вам не тая, Воспитатель вам как мама, Группа – новая семья.

Г. Шалаева, О. Журавлева, О. СазановаНе прячься от воспитателя Лисичка в уголке играла И спать ложиться не желала. Тихонько где-то затаилась И в тихий час не воспитательница стала – Шалунья ей не отвечала. Куда она могла деваться? Пришлось слегка все же отыскали, Сердито очень отругали, Сказали: – В прятки не играй, Позвали – сразу а теперь бегом в кровать, Давно пора ложиться спать!

Г. Шалаева, О. Журавлева, О. СазановаДумай, потом делай Слон малины захотел И зубную пасту съел: Ведь на ней была картинка – Земляничка и малинка!Потерял он аппетит, У него живот болит: Пасты нет теперь зубной – Проглотил ее больной!Если хочешь что-то съесть, Надо надписи прочесть, После дать себе ответ: Польза будет или вред?

Если что-то болит, сообщи Утенок очень грустным был, Но ничего не говорил, А лишь сидел, молчал, вздыхал, Друзей не слушал, не тетя Утка подошла, Она спросила: – Как дела? А почему унылый вид? Наверное, что-нибудь болит?Сидит Утенок сам не свой, Качает тихо головой, Его понять никто не может, А может, врач ему поможет?Друзья, когда вы заболели, То не молчите, в самом деле, Все должен воспитатель знать, Чтоб к вам скорей врача позвать.

Не пачкайся Дождь на улице опять, Под дождем пришлось гулять. Луж вокруг полным-полно, Но зверюшкам все , бегают, играют, В лужах лодочки пускают. На прогулке от зверят Брызги в стороны промокли, извозились, Два часа потом сушились! – Нет, мы больше не пойдем На прогулку под дождем!Береги игрушки Заяц с куколкой играл – Платье куклы разорвал. Взял потом себе машину – Разобрал маленький нашел – Этот мячик проколол. А когда конструктор взял – Все детали растерял!Чем играть теперь другим? Нет, не надо быть таким! Вы игрушки берегите И заботливо храните.Опрятность Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным, Что штаны не знали дыр. Это брюки, а не , бывает, у детишек Лезет майка из штанишек, На коленях по дыре От сражений во знакомый Поросенок Проводил свой день в саду, Очень пачкался ребенок Попе с мамой на сына баловала, Утром чисто одевала, Приходила забирать – Не могла его узнать!

За сынка она стыдится, Так, ребята, не годится!

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Правила поведения за столом для школьников | Советы мамам

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Золотая середина

С одной стороны, надо пресекать неправильное поведение крохи за столом, но с другой – не стоит впадать в противоположную крайность, слишком требовательно настаивая на соблюдении правил этикета. Видя недопустимые, на ваш взгляд, действия, сначала спросите себя, может ли ребенок в этом возрасте вести себя иначе. Если ответ положительный — спокойно и методично объясняйте, демонстрируйте хороший пример, и в скором времени вы осязательно увидите плоды своей работы.

Только не забывайте о том, что главным врагом нормального поведения за столом являются мультфильмы и игры на ноутбуке. Обычно их используют, когда родители любой ценой хотят накормить капризного малоежку или просто самим спокойно поесть в свое удовольствие. Несомненно, такой ребенок будет сидеть за столом очень тихо, ведь он будет увлечен происходящим на экране. Но пройдет совсем немного времени, и по-другому ваш карапуз есть уже ничего не сможет. Психологи уверены, что из-за использования компьютера во время еды у ребенка постепенно нарушаются все понятия о пищевом поведении и нормах существования за столом. Более того, в определенный момент у него могут начаться проблемы со здоровьем, поскольку такое положение дел сказывается на процессе усвоения пищи.

Помните, что еда — это не игра. Но тем не менее это процесс, приносящий любому человеку, даже маленькому, и пользу, и удовольствие. Поэтому с раннего детства воспитывайте в ребенке правильное отношение к принятию пищи и учите его нормам поведения за столом. И тогда будет у всех хороший аппетит и отличное настроение во время еды.

Что делать, если малышу что-то не нравится?

Исследования показали, что дети должны попробовать новую пищу до четырнадцати раз, прежде чем она им понравится.

Поэтому важно правило: ребенок должен сначала что-то попробовать. «Не нравится» с самого начала не применяется. Это также помогает формированию вкуса.

Родители могут мотивировать своего ребенка пробовать что-то новое, награждая его за это. Например, в одной семье наклейки оказались очень эффективными методом – малыш с интересом знакомился с блюдами, а за каждый новый вкус получал маленький презент.

В награду не должно быть чего-нибудь съедобного – не подходят, например, сладости. Тут можно многому научиться у маркетологов пищевой промышленности. У некоторых продуктов не только порой есть небольшие бесплатные подарки, но и, например, они рассказывают истории о своих товарах на упаковке. Кстати, интересные факты о еде – это тоже награда хорошему едоку.

Как научить ребенка соблюдать этикет за столом?

Самым наглядным примером и авторитетом для малыша должны быть его родители, так что если хотите вырастить воспитанного, социально приспособленного человека, следите в первую очередь за своим поведением. Дети – это наше отражение, и если в кругу семьи у вас позволена отрыжка, громкие разговоры за столом, выражение неудовольствия едой, то и ребенок будет поступать так же, что неприемлемо для общественности.

Маленьким деткам можно рассказывать об этикете в игровой форме, посадив за импровизированный стол зайчиков, медведей и других мягких игрушек, для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Подавайте еду ребенку в разной посуде: в глубокой супы, в мелкой вторые блюда, в розетках и блюдцах десерты. Подсказывайте, какой прибор для какого блюда нужен: для супа – ложка, для второго – вилка, для десерта – маленькая ложка. Таким образом, вы ненавязчиво прививаете ребенку правильное поведение за столом. Просите у ребенка помощи в сервировке стола, и уже после нескольких семейных праздников ребенок лучше вас будет знать, какой прибор куда положить или поставить, и зачем он вообще нужен. Когда вы учите ребенка, никогда на него не кричите, потому что в этом случае малыш как бы закрывается от вас, и ни одно ваше слово до него не дойдет. Новые правила поведения за столом вводите постепенно, а не рассказывайте ребенку всё по пунктам за один обед. Когда ребенок научится выполнять одно требование, пора приучать его к другому, и так постепенно вы достигнете успехов в его обучении этикету. Правильное поведение за столом для детей является непосильной задачей, но благодаря вашему терпению и желанию научить ребенка правильно себя вести, в будущем вы будете горды за свое чадо.

Ссылаясь на неусидчивость своих крох, мамы часто прощают им мелкие шалости, постоянное ёрзанье, баловство. Такое поведение терпимо, когда ребенку годик – два, но чем старше становится малыш, тем строже к нему нужно относиться. И если ребенок откажется в очередной раз вести себя хорошо, скажите, что больше за стол со взрослыми он не сядет, а это очень важный момент для ребенка – сидеть со взрослыми за одним обеденным столом и делать то же, что и они.

Когда ребенок, наваливаясь всем телом, пытается достать хлеб или соль на другом конце стола, скажите, что так делать некрасиво, к тому же можно вымазаться едой. Объясните малышу, что он за столом не один, и маме будет только в радость помочь своему чаду. Передайте ему солонку или хлеб, и скажите, чтобы в следующий раз ребенок просил передать ему то, до чего он не дотягивается вытянутой рукой.

Отрыжки пресекайте сразу, и объясняйте доступным языком, что так делают только невоспитанные дети. Чтобы не случалось таких казусов, не давайте ребенку газированную воду. Ну а если ребенок все же не сдержался, учите его закрывать рот и обязательно извиняться в таких случаях. Если он не будет делать отрыжку дома, то и в гостях за него переживать не стоит.

Если ребенку не нравится приготовленное блюдо, он тут же скажет об этом, да еще и в обидной форме, потому что еще не понимает, что такое тактичность. Наверняка маме, которая стояла у плиты полдня и готовила ужин, будет очень неприятно слышать такие вещи. Объясните ребенку, что о еде нельзя отзываться плохо, даже если она ему не нравится. Лучше ничего не сказать, чем обидеть маму, так что если ребенку не нравится суп, пусть он его просто отставит и попросит что-то другое, но не будет огорчать кормилицу. Если ребенок не ест за столом, и каждый раз отказывается от пищи, то родителям нужно пересмотреть список продуктов и добавлять с каждым разом новые ингредиенты или готовить новые блюда – дети любят красивую, красочно украшенную, новую и вкусную еду.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы! А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ. Спасибки ;-) Всем здоровых малышей! Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас ;-) ©

Уроки хороших манер. Правила поведения в школе/ Этикет двора

  • 00:10:53
  • 00:13:19
  • 00:13:11
  • 00:12:59
  • 00:13:11
  • 00:12:52
  • 00:13:07
  • 00:13:22
  • 00:12:22
  • 00:13:18
  • 00:13:19
  • 00:13:06
  • 00:13:21
  • 00:13:22
  • 00:13:27
  • 00:13:00
  • 00:13:01
  • 00:13:06
  • 00:12:51
  • 00:12:42
  • 00:13:21
  • 00:13:18
  • 00:13:21
  • 00:12:23
  • 00:12:33
  • 00:12:55
  • 00:12:44
  • 00:12:55
  • 00:13:22
  • 00:13:22
  • 00:12:58
  • 00:12:23
  • 00:13:09
  • 00:13:22
  • 00:13:04
  • 00:12:24
  • 00:13:08
  • 00:12:24
  • 00:12:31
  • 00:13:18
  • 00:12:41
  • 00:12:27
  • 00:13:20
  • 00:12:23
  • 00:12:22
  • 00:13:19
  • 00:12:23
  • 00:12:52

Рекомендации родителям

Чтобы привить ребёнку желание быть вежливым, нужно:

  • объяснить, для чего он должен соблюдать нормы приличия и не выходить за грани дозволенного;
  • начинать знакомить малыша с различными видами искусства в младшем возрасте, так кроха усвоит нормы этикета и осознает важность учтивости, культурности;
  • перестать критиковать карапуза за проявление невоспитанности на людях, объясняйте его ошибки дома наедине;
  • научить чадо ставить себя н место других людей, и прочувствовать их эмоции при неправильном отношении;
  • всегда оставаться на стороне вашего ребёнка, даже если он не прав – так он будет вам доверять и прислушиваться к вашим советам.

Случается, что дети резко меняют манеру своего поведения, грубят, не слушаются и даже употребляют ненормативную лексику. Обычно это происходит в подростковом возрасте либо в один из возрастных кризисных периодов. В этой ситуации родители не должны кричать, проявлять агрессию либо «давить» на ребёнка.

Единственный выход из положения – проявить уважение к личности малыша, показать и признать, что он – индивид. Ребёнок должен понять, что несёт ответственность за свои слова и действия, что его разрушающее поведение не достойно воспитанного человека.