Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Признаки гиперактивного ребенка — нужно ли беспокоится родителям?

Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и рассеяны, но никаких заболеваний центральной нервной системы у них нет. Далеко не все родители способны разграничить особенности детского характера и темперамента и синдром гиперактивности – для возникновения опасений признаки патологии должны проявляться и повторяться в течение долгого времени. Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.

Краткий обзор патологии

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии
Краткий обзор патологии

Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?

Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.

Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:

  1. Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
  2. Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
  3. В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
  4. В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе. Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
  5. В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями. Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
  6. В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
  7. В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
  8. В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.

Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.

Как помочь преодолеть ребенку лет гиперактивность и приступы агрессии?

Оказание помощи таким детям должно носить комплексный характер и объединять различные методы нейропсихологической и психолого-педагогической коррекции.

Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с успеваемостью и дисциплиной. Если родители обратились за психологической консультацией по поводу гиперактивности ребенка, то ему надо быть готовым к тому, что специалист в большой степени будет работать не с самой гиперактивностью, а с ее психологическими причинами. Психолог поможет установить причины гиперактивности и агрессивного поведения ребенка, выявить и нейтрализовать супружеский конфликт, определить оптимальный стиль воспитания ребенка, дать ряд полезных рекомендаций, которые помогут скорректировать его поведение.

Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать предъявляемым к ребенку требованиям, а воспитательный процесс должен включать единые требования и личный пример обоих родителей — лишь в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие.

В свою очередь, комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Каждый ребенок уникален, и именно поэтому при выборе коррекционно-развивающей программы нейропсихологи опираются на индивидуальную и возрастную нормы развития. Коррекция проводится с учетом сильных и слабых сторон ребенка, от простого к сложному, от неудачи к успеху, в соответствии с поставленными целями и задачами. Часто коррекция детской гиперактивности и приступов агрессии строится на выполнении специальных упражнений, а работа со специалистом проводится в игровой форме.

Гиперактивность и приступы агрессии у ребёнка в 7 лет 3 (60%) 5 голосов

Когда гиперактивность – симптом заболевания

Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.

Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.

Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:

  • К кому обратиться с этой проблемой?

  • Какое лечение должно быть?

  • Где его можно получить?

В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.

Причины

Причина большинства случаев СДВГ не известна; тем не менее, предполагается причастность окружающей среды. Определенные случаи связаны с ранее перенесенной инфекцией или травмой головного мозга.

Генетика

Смотри также: Теория охотника и фермера Близнецовые исследования свидетельствуют, что нарушение часто наследуется от одного из родителей, при этом генетика определяет около75% случаев. Сибсы детей с СДВГ имеют в от трех до четырех раз большую вероятность развития нарушения, чем сибсы не страдающих синдромом детей. Генетические факторы, предположительно, имеют отношение к тому, сохранится ли СДВГ во взрослой жизни. Обычно вовлечено несколько генов, многие из которых непосредственно воздействуют на допаминовую нейропередачу. Причастные к допаминовой нейропередаче гены включают DAT, DRD4, DRD5, TAAR1, MAOA, COMT и DBH. Другие гены, связанные с СДВГ, включают SERT, HTR1B, SNAP25, GRIN2A, ADRA2A, TPH2 и BDNF. Распространенный вариант гена под названием LPHN3, по расчетам, отвечает приблизительно за 9% случаев и, когда данный ген представлен, люди частично откликаются на стимулирующий лекарственный препарат. Так как СДВГ широко распространен, естественный отбор, вероятно, способствует характерным особенностям, по меньшей мере, отдельно взятым, и они могут обеспечивать преимущество выживания. Например, некоторые женщины могут быть более привлекательны для мужчин любителей риска, повышая частоту генов, которые предрасполагают к СДВГ, в генетическом фонде.

Так как синдром наиболее распространен у детей тревожных или подверженных стрессу матерей, некоторые предполагают, что СДВГ представляет собой способ адаптации, который помогает детям выдерживать стрессовые или опасные условия окружающей среды, например, повышенная импульсивность и исследовательское поведение. Гиперактивность может быть полезной с точки зрения эволюционной перспективы в ситуациях, предполагающих риск, соревнование или непредсказуемое поведение (например, исследование новых мест или поиск новых источников пищи). В данных ситуациях СДВГ может быть полезным для общества в целом, даже если вредоносен для самого субъекта. Кроме того, в определенных средах он может дать преимущества самим субъектам, такие как быстрая реакция на хищников или выдающиеся охотничьи навыки.

Окружающая среда

Факторы окружающей среды, предположительно, играют меньшую роль. Употребление алкоголя во время беременности может вызвать алкогольное спектральное нарушение плода, которое может включать симптомы, сходные с СДВГ. Воздействие табачного дыма во время беременности может вызывать проблемы с развитием центральной нервной системы и повышать риск СДВГ. У многих детей, подвергавшихся воздействию табачного дыма, не развивается СДВГ или наблюдаются только умеренные симптомы, которые не достигают предела для постановки диагноза. Сочетание генетической предрасположенности и воздействия табачного дыма может объяснить, почему у некоторых детей, подвергавшихся действию во время беременности, может развиваться СДВГ, а у других нет. У детей, подверженных воздействию свинца, даже в низких количествах, или полихлорированных бифенилов могут развиться проблемы, напоминающие СДВГ и приводящие к диагнозу. Воздействие фосфорорганических инсектицидов хлорпирифоса и диалкил фосфата связывается с повышенным риском; тем не менее, доказательства не окончательны.

Очень низкий вес при рождении, преждевременные роды и раннее воздействие неблагоприятных факторов также повышают риск, как и инфекции во время беременности, при рождении и в раннем детстве. Данные инфекции включают, среди прочих, различные вирусы (финноз, ветряная оспа, краснуха, энтеровирус 71) и стрептококковую бактериальную инфекцию. По меньшей мере у 30% детей с травматическим повреждением головного мозга позже развивается СДВГ, а около 5% случаев связано с повреждением мозга. Некоторые дети могут отрицательно реагировать на пищевые красители или консерванты. Возможно, определенная окрашенная пища может выступать в качестве инициирующего фактора у тех, кто имеет генетическую предрасположенность, но доказательства слабые. Великобритания и Евросоюз ввели регламентирование деятельности на основе данных проблем; FDA не сделало этого.

Общество

Диагноз СДВГ может свидетельствовать о семейной дисфункции или плохой образовательной системе, а не о проблемах индивидуума. Некоторые случаи могут объясняться повышенными ожиданиями от обучения, при этом диагноз в некоторых случаях представляет способ родителей получить дополнительную финансовую и образовательную поддержку для детей. Самым младшим детям в классе чаще ставится диагноз СДВГ, что предположительно связано с тем, что в развитии они отстают от старших одноклассников. Поведение, типичное для СДВГ, более часто наблюдается у детей, которые испытывали жестокость и моральное унижение. Согласно теории общественного устройства, общества определяют границу между нормальным и неприемлемым поведением. Члены общества, включая врачей, родителей и учителей, определяют, какие диагностические критерии использовать, и, таким образом, количество людей, подверженных синдрому. Это привело к настоящей ситуации, когда DSM-IV показывает уровень СДВГ, от трех до четырех раз превышающий уровень МКБ-10. Томас Сас, поддерживающий данную теорию, утверждал, что СДВГ был «выдуман, а не открыт».

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Признаки СДВГ в раннем возрастеСиндром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность
  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают – гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Что делать, если у Вас гиперактивный ребенок?

1. Примите этот факт. Это не всегда просто, но очень действенно. Станет намного легче, исчезнет соблазн обвинить себя или ребенка в происходящем.

2. Не оценивайте ребенка и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми (одноклассниками, друзьями, старшими братьями и сестрами). Ваш ребенок уникален – и это ценно!

3. Покажите пример спокойного поведения. Видите, что ребенок не может сам угомониться? Попробуйте разговаривать с ним тихо, размеренно, двигаться медленно и плавно. Ребенок невольно подстроиться под Вас и постепенно успокоится.

4. Если ребенок занят какой-то спокойной игрой (конструктор, пазлы, рисование и др.), не мешайте ему. Даже если Вам от ребенка что-то нужно, это может подождать. Дайте ребенку побыть в тишине и покое. Такой опыт ему жизненно необходим.

5. Постоянно развивайте внимание ребенка. Здесь Вам в помощь разнообразные игры, развивающие пособия и курсы.

6. Научите ребенка расслабляться. Покажите ему простые релаксационные техники (например, покачивания или счет вдохов и выдохов). Также хорошо успокаивает массаж.

7. Сведите до минимума (или вообще исключите) компьютерные игры и телепередачи, возбуждающие нервную систему ребенка.

8. Направьте энергию ребенка на что-то полезное. Запишите его в бассейн, на танцы, в спортивную секцию.

9. Для гиперактивных детей особенно важен режим дня. Ребенок должен понимать, что для подвижных игр и активности есть свое время, как и для более тихих занятий. Например, перед сном все игры переводите в спокойный режим. Так ребенок и уснет быстрее, и сон будет здоровым и безмятежным.

10. Самое главное – Ваша любовь, забота и терпение. Вашему ребенку очень важно чувствовать себя любимым и защищенным. Гиперактивность с возрастом пройдет, а сознание того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть, останется с ребенком на всю жизнь.

Анастасия БалыкинаСмотрите также:Получите в подарок!Как не заразить инфантилизмом трехлетнего ребенкаУчимся виртуозно читатьОт «царя» к «дикарю»Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Как родителям сохранить свой собственный ресурс

Тут действует «золотое правило»: в самолёте надевайте кислородную маску сначала на себя, потом на ребёнка. Родитель гиперактивного малыша должен быть спокоен и твёрд, как просроченный пряник. Лично мне помогли:

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

Если вы – мама непоседы, то эти статьи могут быть вам полезны:

  • 9 советов, как поладить с гиперактивным ребёнком
  • Гиперактивность: болезнь или особенность характера
  • 11 советов для родителей «малышей-плохишей»
  • Детские истерики: советы психолога
  • Как бороться с детскими капризами
  • Можно ли мальчикам драться с девочками?
  • Как сделать так, чтобы ребёнок услышал

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

  • Беседы с ребёнком;
  • Наблюдений за действиями маленького пациента;
  • Заполнения анкеты родителями;
  • Нейропсихологического тестирования.

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.

Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Обычные сопутствующие признаки

Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведение

Оно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.

Проблемы с социальными отношениями

Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.

IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.

Специфические проблемы с обучением

Возникают даже у тех, у кого высокий IQ.

Неуклюжесть и незрелость неврологического развития

История специфической задержки развития

Признаки гиперактивности:

Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:

Недостаток внимания:

  • Затруднения в удержании внимания.
  • Ребёнок не слушает обращения.
  • Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
  • Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
  • Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.

Двигательная расторможенность.

  • Ерзает на месте, барабанит пальцами.
  • Не спит днем.
  • Много говорит.

Импульсивность.

  • Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Прерывает разговоры других.
  • Тяжело сосредотачивает внимание.
  • Ему с трудом удается дождаться подарка.
  • Нет должного контроля за своими действиями.
  • На занятиях могут совершенно противоположные результаты.
Признаки гиперактивности:

Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.

В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:

  • Тревожные и постоянные движения в конечностях.
  • Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
  • С трудом удерживает внимание на предмете.
  • С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
  • Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
  • Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
  • Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
  • Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
  • Излишне болтливый.
  • Не слышит людей, которые к нему обращаются.
  • Ребенок нередко теряет свои вещи.
  • Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.

Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.

Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.

Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.

Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.

Гиперактивные дети: рекомендации по играм и развитию

Игры для гиперактивных детей

Если днем гиперактивный ребенок в детском саду, то вы можете заниматься с ним самостоятельно вечером. К примеру, когда идете по улице из детского сада, просите его найти конкретные цифры в номерах домов. Сами тоже участвуйте в игре. Проигравшему полагается «штраф» — промяукать или пролаять пять раз.

Если ребенок школьного возраста, дайте ему задание расположить цифры по убыванию, потом — по возрастанию. Разгадывайте с ним детские шарады, кроссворды (покупайте ему детские журналы, где есть такие задания), привлекайте ребенка к логическим играм и построению логических цепочек, руководствуясь которыми, к примеру, можно найти «клад» и получить в награду шоколадку.

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.