Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психические и поведенческие расстройства у детей и подростков

Молодые мамы иногда впадают в панику по поводу некоторых вопросов, касающихся здоровья своих грудничков, однако делать этого не стоит — и вот почему. Ниже мы расскажем о шести совершенно нормальных ситуациях, в которой может оказаться и ваш ребенок до года.

Другие статьи

Частое мочеиспускание у ребенка

Мочеполовая система сложна и выполняет очень важные функции, и, как любая другая, может давать сбои. Кроме того, организм ребенка существенно отличается от организма взрослого по своему строению и возможностям.

Читать далее Синдром гиперактивности у детей

Гиперактивность у детей дошкольного возраста – это очень распространенное состояние, при котором ребенок становится слишком легко возбудим, а его активность существенно превышает норму

Читать далее Куда поехать с детьми?

Лучший пляжный отдых с детьми будет там, где вода по-настоящему тёплая, а пляжи чистые и свободные. Куда поехать с детьми, чтобы покупаться и позагорать?

Читать далее

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно. Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Важно

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие. Объективная диагностика возможна — например, с помощью Нейротеста.

До начала полового созревания у девочек и мальчиков болезнь протекает одинаково. Психотические симптомы развиваются из детской картины мира. Действующими персонажами бреда и галлюцинаций становятся игрушки, фольклорные персонажи, вымышленные герои.

Половое созревание добавляет внешность и сексуальность к возможным болезненным переживаниям. Развитие психики и багаж знаний подростков приближается к уровню молодых взрослых. Поэтому и признаки у детей шизофреников от 12 лет и старше (в зависимости от скорости созревания) приближаются к классическим — неадекватные идеи, на которых ребенок зацикливается, «голоса», непонятные ощущения или «видения». Наблюдается чрезмерное внимание к внешнему виду (похудение вплоть до анорексии, стремление исправить несуществующие физические недостатки), бред чужих родителей, навязчивые мысли и действия, неадекватное поведение с агрессией, расторможением влечений, уходами из дома.

При отсутствии лечения и реабилитации начало заболевания искажает дальнейшее развитие личности и интеллекта. В некоторых случаях оно не только останавливается, но и регрессирует. Это может случиться и в 17, и 5 лет.

Симптомы психогенного кашля

Психогенный кашель – невротическое нарушение, сопровождающееся приступообразным кашлем без патологий органов дыхания. Код МКБ-10 –

Психогенное респираторное нарушение объясняется пациентами, как ощущение нехватки воздуха. Симптомы психогенного кашля достаточно специфические, что позволяет определить тип нарушения. Частые и короткие дыхательные движения могут чередоваться с долгими вдохами, которые влекут за собой чувство облегчения. После снова следует задержка дыхания.

Справка! Частота дыхательных движений имеет волнообразный характер с постепенным нарастанием.

Особенности проявления психогенного кашля:

  • начинается у детей до 4 лет, но чаще беспокоит в период с 4 до 8 лет;
  • кашель случается только в дневное время, ночью никогда не беспокоит;
  • носит сухой, постоянный и навязчивый характер;
  • какие-либо другие симптомы респираторного нарушения отсутствуют;
  • быстрый разговор способствует устранению кашля;
  • противокашлевые средства не дают никакого результата;
  • усиливается в подростковый период;
  • чаще всего полностью проходит до 18 лет.

Привычный кашель становится серьезной проблемой для ребенка и взрослого. Частые приступы мешают социальной активности. Иногда человеку приходится отказываться от своей деятельности. При этом в ночное время, во время сна явление совсем не беспокоит.

Обычно при таких проявлениях назначают лечение бронхита или бронхиальной астмы. Однако результат терапии полностью отсутствует, тогда и проводится дополнительная диагностика, в процессе которой становится понятно, что речь идет о психогенном кашле.

Второе название нарушения – вокальный тик. Появилось оно после недавних исследований. Такое название связано с тем, что кашель может быть обусловлен сокращением голосовых связок, а это разновидность тика. Но такое открытие не решает проблемы. Причины тика все еще плохо изучены, не говоря уже об эффективных способах устранения.

Гадание по симптомам

Группа ученых из Пекинского университета китайской медицины исследовала факторы риска тяжелого течения коронавирусной инфекции у детей. Специалисты обнаружили 11 признаков, которые говорят о высокой вероятности перехода COVID-19 в тяжелую форму. Самым явным проявлением будущих проблем оказалась одышка, которая возникает при осложнениях в два раза чаще других симптомов. Также явно свидетельствуют об опасности отклонения от нормы на рентгене грудной клетки и насморк. На основе полученных данных ученые создали математическую модель, которая рассчитывает риски неблагоприятного развития болезни. Узнать прогноз можно после ввода информации о возрасте пациента и его симптомах.

«Данные о развитии пандемии показывают, что дети в меньшей степени подвержены тяжелой форме COVID-19, чем взрослые. Однако китайские исследования свидетельствуют, что младенцы и дети младшего возраста имеют более высокие шансы на тяжелое течение коронавирусной инфекции по сравнению со старшими детьми из-за неразвитости иммунной системы», написали авторы исследования в статье в Nature.

«Сейчас ситуация хуже, чем в начале локдауна» Психиатр Андрей Шмилович — о том, какие неврологические и психогенные расстройства вызвала пандемия и как их лечить

Ученые изучили данные о развитии коронавирусной инфекции у 203 детей. 26 из них болели бессимптомно, 160 — в легкой форме, 15 — в тяжелой. Сравнив информацию о симптомах в каждой из групп, медики пришли к выводу, что настораживающими признаками при развитии COVID-19 можно назвать наличие сопутствующих заболеваний, лихорадку, высокую температуру, кашель, насморк, одышку, диарею, аномалии на рентгене грудной клетки и компьютерной томографии легких, отклонения от нормы в концентрации С-реактивного белка (белок плазмы крови, концентрация которого повышается при воспалительных процессах) и фермента лактатдегидрогеназы (увеличенный показатель свидетельствует о разрушении тканей организма при различных заболеваниях, в том числе при проблемах с легкими).

Показательно, что негативный результат рентгена легких в ходе исследования продемонстрировал значительно более существенную связь с тяжелым течением коронавирусной инфекции по сравнению с компьютерной томографией легких.

— Действительно, плохой рентген легких говорит о том, что ситуация сложная, в то время как некоторые поражения на более чувствительной компьютерной томографии легких могут никак не отражаться на клинических проявлениях больного, — пояснил «Известиям» профессор-исследователь Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Андрей Продеус.

СOVIDное дежавю: после 65 повторно заразиться может каждый второй Людям старшего возраста нужна прививка, даже если они уже перенесли опасную инфекцию, считают датские ученые

Китайским ученым пришлось исключить из расчетов некоторые симптомы, так как им не удалось получить по ним точные количественные значения, которые необходимы для надежных прогнозов. По этой причине в конечную математическую модель для практического использования наряду с возрастом вошли только данные о наличии сопутствующих заболеваний, кашля, одышки, концентрации С-реактивного белка и лактатдегидрогеназы. В рамках модели каждому из признаков было присвоено определенное количество очков в зависимости от его связи с ходом болезни. Чем она выше, тем больше очков назначается симптому.

Например, ребенок 9 лет (5 очков) с сопутствующими заболеваниями (11 очков), кашлем (5 очков), одышкой (92 очка), концентрацией С-реактивного белка 30 мг/мл (45 очков) и лактатдегидрогеназы 200 мг/мл (8 очков) имеет шансы перенести COVID-19 в тяжелой форме более 99%.

Также расчеты китайских ученых показали, что в тяжелой форме коронавирусной инфекцией болеют 7,5% детей, а бессимптомно она проходит у 12,9% из них. У взрослых эти показатели составляют 26–32% и 1% соответственно.

Воспаление с хитростью: найден белок, подавляющий цитокиновый шторм Воздействие на эту мишень предотвратит развитие острого респираторного синдрома, в том числе при COVID-19

Психическое здоровье ребенка – залог его будущего

Эмоциональные расстройства встречаются у 15% детей до 18 лет. Но только 40% из них получают своевременную помощь. Зачастую позднее лечение связано со страхом родителей, что об обращении к психиатру узнают окружающие.

Психические расстройства, протекающие без вмешательства, чаще всего приводят к отставанию ребенка в развитии, оказывают негативное влияние на всю его жизнь, становятся причиной асоциального поведения.

Большинство сформированных и неподдающихся лечению психических заболеваний у взрослых формируются в детстве. Своевременное обследование, назначение правильного медикаментозного лечения и психотерапии помогает не только избежать развития заболевания, но и полностью излечиться.

Симптомы проблем психических расстройств в детском возрасте

Плачут, капризничают и тревожатся многие дети. А в подростковом возрасте большинство переживают переходный кризис. Как же выяснить, является ли поведение ребенка патологией или нормой?

Когда нужно обращаться к специалистам:

  • если страхи и тревожность проявляются у ребенка ежедневно;
  • нервные тики;
  • агрессивность, постоянное нарушение правил поведения;
  • прогулы учебы;
  • странные телодвижения;
  • заторможенность, плохая память, вялость;
  • часто меняющееся поведение;
  • проблемы в общении со сверстниками.

Возможно, психического расстройства у ребенка нет, достаточно будет несколько сессий с психологом для решения проблемы. Однако лучше обратиться к специалисту и предупредить проблему на стадии ее формирования.

3 группы психических и поведенческих расстройств

Все отклонения в психическом и поведенческом развитии ребенка можно условно разделить на 3 большие группы. В некоторых случаях они развиваются параллельно друг с другом, проявляясь как симптоматика конкретного заболевания.

  1. Отклонения в развитии. Расстройства развития характеризуются замедленной мыслительной реакцией ребенка, проблемами в устной и письменной речи, нарушением памяти, внимания. Такие подростки или дети с трудом запоминают информацию, плохо обучаются по сравнению с ровесниками. Замедленное развитие не является психическим расстройством в полном смысле этого слова. Однако многим детям с такими проблемами свойственны и поведенческие расстройства.
  2. Эмоциональные отклонения. Чаще всего запуском к психоэмоциональным проблемам является определенная травмирующая ситуация.  Переживания страха, нездоровая атмосфера в семье или наличие нарушений психики у одного из родителей порождают нарушения психического здоровья ребенка. Проявляются как повышенная тревожность, социофобия, нежелание общаться со сверстниками или агрессия как ответная реакция на страх.
  3. Отклонения в поведении. Расстройства социализации у подростка или ребенка способствуют формированию конфликтов в школе, нарушению общественных норм. Дети с расстройствами поведения могут воровать, врут, срывают уроки, принимают психотропные препараты. Подростковая наркомания и алкоголизм являются следствием подобного поведения, если не вмешаться вовремя. Повышенная активность и недостаточное участие родителей в воспитании приводят к подобным проблемам.

Лечение психических и поведенческих отклонений у детей и подростков

В клинике «КОРСАКОВ» предоставляется профессиональная помощь детям и подросткам.

При работе с детьми применяются:

  • специальные психотерапевтические техники в соответствии с возрастом ребенка;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • физиотерапия;
  • медикаментозная терапия.

Обязательно взаимодействие лечащего врача с родителями. Консультации направлены на выработку правильных действий по отношению к ребенку, навыков воспитания и помощи в конкретных ситуациях.

Совместная работа детского психолога и врача-психотерапевта – залог всестороннего подхода к проблеме. В центре проводится точная диагностика и подбирается оптимальный курс лечения для каждого пациента.

Помимо детских психологов и психотерапевтов, в клинике работают врач-терапевт, специалист по физиотерапии.

В результате лечения решатся:

  • проблемы адаптации;
  • нормализуется общение ребенка со сверстниками;
  • улучшится поведение, учеба;
  • минимизируются последствия перенесенных психологических травм.

Мы применяем специально разработанные программы коррекции поведения детей и подростков с гиперактивностью, нарушением социальных навыков и поведения.

Обращаясь в центр «КОРСАКОВ», вы можете не беспокоиться о конфиденциальности. Чем раньше вы начнете лечение, тем эффективнее оно будет!

С полным прайс-листом можно ознакомиться в медицинском центре или задать вопрос по телефону горячей линии: +7 (499) 288-19-74

* Администрация медицинского центра «КОРСАКОВ» принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в контакт-центре по телефону +7 (499) 288-19-74 

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Проверил врач-психиатр, врач-нарколог: Орлов Андрей информация корректна, достоверна, дата проверки:

КАК УСУГУБИТЬ РЕАКЦИЮ НА РАССТАВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАНИЯ

Это легко сделать с помощью неверных воспитательных установок, страхов и тревог самих родителей.

Например, если мама считает, что ее отсутствие вредит малышу и старается никогда с ним не расставаться. Но подобный подход лишает его возможности выработать свои способы справляться с разлукой. Он не сможет подружиться с другими взрослыми, научиться проводить с ними время и убедиться, что разлука всегда быстротечна.

Неверное понимание теории привязанности часто приводит к кривотолкам. Например, к идее, что отдельное времяпровождение вредно для психики малыша.

Но это не так! Чтобы нанести травму привязанности должен быть соблюден ряд условий:

  • ненадежные, сменяющие друг друга взрослые, с которыми ребенок не может выстроить еще одну безопасную привязанность;

  • полное двойных посланий поведение матери, которая то ругает, то поощряет за одни и те же действия;

  • тревожная обстановка, полная неопределенности и т.д.

Если расставание не сопряжено с тревожными обстоятельствами, то дети через небольшие “дозы” стресса нарабатывают опыт безопасного расставания.

Другое обстоятельство, которое может усугубить реакцию на расставание – это проблемы в установке границ у родителей.

Если вы посвящает все свое время малышу, жертвуя собой, то очень быстро он превратиться в «маминого босса». Одна моя подписчица говорила: «Моя жизнь подчинена ребенку. Что хочет моя девочка/мой мальчик, то я и делаю».

В ситуации, когда ей нужно отлучиться, а ребенок против, такая мать скорее отменит свои планы и останется рядом. Но эти поступки только провоцирует тревогу вокруг расставаний, превращают их в мучение. Разлука окружается уговорами, повышенным негативным вниманием и затянутостью во времени.

Если вы чувствуете, что это ваша проблема, что границы в ваших отношениях с детьми расшатаны или отсутствуют – обязательно прочтите мою статью “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”. В ней вы найдете пошаговый алгоритм, как эту ситуацию можно исправить.

Таким образом, отсутствие опыта времяпровождения с другими надежными взрослыми – одна из возможных причин, почему малыш боится оставаться один. Получается, что расставаться с детьми не только можно, но и необходимо?

Давайте посмотрим.

Как выработать позитивный настрой перед разлукой

Именно тревожность и уступчивость мамы часто не дает ребенку сформировать опыт безопасных расставаний. Поэтому наш путь к здоровым расставаниям нужно начать с правильных установок!

Стоит запомнить, что расставания с детьми неизбежны, но при этом важны! Разберем причины, почему.

1. Расставание – путь к формированию здоровых отношений.

Любые отношения строятся волнами: от слияния, когда вместе очень хорошо, до пресыщения, когда возникает необходимость дистанцироваться, побыть одному, восстановиться.

2. Маме необходимо “обнуляться”

У каждого взрослого человека есть потребность иметь свое (психологическое и физическое) пространство, когда нужно побыть наедине со своими мыслями, ощущениями, занятиями. Если происходит перекос в сторону “мы постоянно вместе” как физически, так и психологически (мама почти всегда занята с малышом), то эти потребности блокируются.

А значит, повышается риск возникновения:

  • эмоционального выгорания;

  • срывов, криков, эмоциональных качелей (когда мама испытывает то зашкаливающий гнев, то вину перед ребенком);

  • нервного истощения.

Если вы чувствуете, что ваши отношения с детьми лишены дистанции, вы страдаете от излишней тревоги и беспокойства, то обязательно прочтите статью “Гиперопека у родителей”.

3. Безопасные расставания полезны

Ведь расставание дает малышу возможность:

  • научиться играть самостоятельно,

  • завязать отношения и связи с другими членами и друзьями семьи,

  • получить опыт ДРУГОГО общения и моделей поведения, кроме тех, которые он знает в семье,

  • получить небольшой стресс отдельности от мамы, опыт самоуспокоения и воссоединения с мамой;

  • возможность усвоить: мама всегда возвращается.

Какой объем срыгивания считать нормальным?

Словом «срыгивание» обычно называют небольшое количество жидкости, которое младенец выпускает обратно изо рта. Почти все родители оказываются напуганы, когда они видят настоящий фонтан, который извергается на них и на пол. Обычно груднички начинают срыгивать сразу после рождения и достигают пика ближе к трехмесячному возрасту.

Важно не количество срыгиваний — и уж точно не стоит переживать по этому поводу, если малыш весел и спокоен и продолжает хорошо прибавлять в весе. Младенец действительно может срыгнуть так, что покрытым окажется весь пол, но на деле, если вы измерите количество жидкости, получится не очень большая часть от только что им съеденного — притом лишняя часть.

Стоит обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если вам кажется, что ребенок ощущает боль во время срыгивания — а так же до или после него;
  • если набор веса происходит слишком медленно или его нет вовсе;
  • если у младенца есть явные респираторные проблемы.

Во всех остальных случаях нужно просто подождать достижения полугодовалого возраста ребенка, чтобы сага со срыгиваниями перестала вас волновать.

Диагностика атопического дерматита у детей

Долгое время считалось, что атопический дерматит у детей — это преимущественно аллергическое заболевание. Однако в настоящее время доказано, что это, в первую очередь, заболевание с нарушением функции эпидермиса! А пищевая аллергия выявляется лишь у 30-40% детей с атопическим дерматитом.

На проявление признаков атопического дерматита почти всегда влияют определенные триггеры внешней среды. Это могут быть хлорированная или “жесткая” вода, мыло, контакт с аллергеном, неблагоприятный климат и даже стресс. Еще один распространенный триггер — бактерии, которые проникают в кожу через поврежденный эпидермальный барьер.

Поставить диагноз “атопический дерматит у детей” может только врач (педиатр, дерматолог, аллерголог)! Он учитывает наличие внешних признаков заболевания и зуда, а также наследственный фактор. Для проведения диагностики детям могут быть назначены лабораторные исследования. Например:

  • Общий развернутый (клинический) анализ крови.
  • Биохимический общетерапевтический анализ крови.
  • Общий (клинический) анализ мочи.
  • Исследование уровня общего иммуноглобулина E в крови.
  • Кожное тестирование с аллергенами.
  • Биопсия кожных покровов.

Причины кризиса лет

Причины возникновения кризиса могут быть разными. В этом возрасте ребёнок уже осознанно оперирует такими эмоциональными состояниями как грусть, радость, зависть и прочее. Глядя на родителей, дети до 7 лет перенимают некоторые черты характера и поведения подсознательно, не используя их для получения выгоды или проявления собственной индивидуальности. После семи этот навык прогрессирует, и в ход вступают хитрость, ухищрения, шантаж. Это уже не тот ребёнок, к которому родители привыкли в период раннего детства. Это по-новому оформляющаяся личность, с которой нужно считаться.

Ещё одной причиной являются изменения в системе нравственных координат ребёнка. Взгляд на жизнь учителей и одноклассников может сильно отличаться от той картины, которую рисовали родители. Поэтому Вашему сыну или дочери необходимо время, чтобы разобраться в происходящих переменах и выработать для себя свою систему нравственного отсчета.

В дополнение к выше перечисленному. У ребёнка меняется ощущение своего тела, которое из детского постепенно начинает превращаться в тело подростка. С новой силой, скоростью и гибкостью нужно научиться обращаться. Именно поэтому в этот период особенно полезно уделять достаточное внимание спорту и здоровому образу жизни.

«Я так и знала»

Случается, мама попадает в замкнутый круг тревог: она словно ждет очередного происшествия, и, когда это происходит, победно говорит: «Я так и знала».

Кажется, и ребенок готов откликаться на ее ожидания – словно бы намерено подкидывает самые разные поводы для беспокойства. Что тут можно сделать?

Если тревожность ситуативная – в ответ на какое-то происшествие, которое было у мамы или в ее ближайшем окружении, ребенок тут не при чем, это маме нужно поработать с психологом.

Например, мама ребенка-аллергика видела однажды у него сильный приступ, и теперь пытается обезопасить ребенка всеми возможными способами. Психолог поможет понять, что стоит за этими страхами.

Если тревожность — черта характера, все сложнее. Да, рано или поздно что-то обязательно случится, но относиться к этому можно по-разному. Кто-то скажет: бывает, а кто-то воспримет происшедшее как доказательство своей правоты: «я же говорила, я знала!» И тогда тревожность оказывается маме «нужна», и она не будет с ней бороться.

«Я так и знала»

О чем стоит помнить? Наша тревога может останавливать инициативу ребенка. Если везде опасность, он это подхватывает и сам начинает бояться, не проявляет инициативу.

Поэтому, если даже маленькое происшествие с малышом усиливает у мамы чувство вины, беспокойство, это повод для работы с психологом.

Для тех, кто пока не может этого сделать, есть sos-методика, которую придумал венский психолог Виктор Франкл, работавший с навязчивыми состояниями.

Франкл предлагал доводить свои страхи и тревоги до абсурда, не избегать, а, напротив, максимально погружаться в них. В какой-то момент случится перелом, и напряжение снизится.

Когда нужно обращаться за медицинской помощью

При любом состоянии, не укладывающемся в привычную картину ОРЗ, рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного ОРЗ, вдруг возникли симптомы:

  • потеря сознания,
  • судороги,
  • признаки дыхательной недостаточности (затрудненное дыхание,отдышка)
  • интенсивная боль где угодно, явно беспокоющая ребенка или взрослого
  • даже просто умеренная боль в горле при отсутствии насморка
  • умеренная головная боль в сочетании с рвотой
  • отечность шеи
  • сыпь — любая
  • температура тела выше 39 градусов, которая не снижается через 30минут после применения жаропонижающих средств
  • любое повышение температуры тела в сочетании с ознобом и бледностью кожи
  • обезвоживание — сухой язык, плач без слез, отсутствие мочи более 6 часов, рвота, отказ от питья.

Срочно обратитесь к врачу!

Напомню, что в клинике Позитивмед в Санкт-Петербурге можно сдать анализ на антитела к коронавирусу SARS-CoV-2