Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психическое развитие ребенка 6 — 7 лет

Как помочь ему преодолеть очередной возрастной кризис?

Особенности психологического развития дошкольника

Определение 1 Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок налаживает первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании своего поведения.

Ребенок может, не отвлекаясь на интересные дела, доводить до завершения непривлекательную для него работу – уборку в комнате, расстановку своих игрушек на место и др. Происходит это потому, что ребенок уже осознает общепринятые правила и нормы поведения, осознает обязательность их выполнения.

Характерной особенностью этого возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления. Ребенок учится обобщать, классифицировать, осознает такие категории как время и пространство. Накапливается опыт межличностных отношений, и они становятся более гибкими и целенаправленными. Также идет формирование системы ценностей, чувство дома, понимается значение семьи.

Изменения происходят и в представлении о самом себе, о своем Я. Зная, какими качествами он обладает, ребенок начинает представлять, каким бы он хотел стать – это говорит о том, что ребенок в этом возрасте понимает категории положительных и отрицательных черт и их особенностей, однако в целом отдельно взятого представления, каким он должен быть, ребенок ещё не имеет.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В личности ребенка появляется ещё одно важное новообразование – появляется учебная мотивация, желание видеть себя «умеющим» и «знающим». К 6-ти годам ребенок уже способен слушать и понимать учителя, удерживать цель занятия, особенно при игровой форме обучения.

В старшем дошкольном возрасте большое значение для ребенка имеет его сверстник, а мнение товарищей становится важным и существенным. Характерной особенностью является разделение детей на заметных, пользующихся симпатией у сверстников, и незаметных в детской среде.

Ребенок этого возраста требователен и категоричен при оценке поступков других детей, но, в отношении своего поведения, как правило, снисходителен и не совсем объективен.

Замечание 1

Самооценка ребенка и формирование социального статуса зависит от родителей и взрослого окружения.

Ещё одна особенность этого возраста – понимание системы первичной половой идентичности – это значит, что ребенок хорошо представляет те качества, которыми обладают мужчины и женщины.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Выбирая для общения сверстника противоположного пола, мальчики, например, опираются на красоту, ласковость, нежность девочки, а девочки обращают внимание на силу и способность заступиться за товарища.

Интеллектуальный кругозор постепенно выходит за рамки семьи и детского сада, начинает проявляться активный интерес к окружающему природному и социальному миру, необычным событиям и фактам. Полученную информацию ребенок пытается самостоятельно осмыслить, поэтому в 5-ти летнем возрасте их называют «маленькими философами», постоянно открывающими что-то новое.

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – это ключевые направления в дошкольной педагогике и психологии.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей:

  1. Процесс усвоения новых знаний, умений и навыков происходит в форме игры, либо с использованием иных методов предметной деятельности, привлекательной для детей. В случае, если процесс обучения становится монотонным (например, в виде лекции, монолога или школьного урока), то дети не способные еще управлять своим вниманием и поведением, попросту не смогут усвоить преподносимый им материл.
  2. Развитие мыслительных процессов, психических функций и воображения осуществляется посредством организованных занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, моделированию и т.д.
  3. Одной из характерных особенностей творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать и заменять друг друга. Это позволяет выбрать тот вид деятельности, который больше всего интересен ребенку. Например, если ребенку больше всего нравится лепить из пластилина, то занятия лепкой могут составлять до 80% его творческой деятельности. Остальные виды деятельности не стоит игнорировать, они также должны присутствовать в развитии ребенка, но приоритетным все-таки будет лепка.

Замечание 3

Основная задача воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста – это подготовка к школьному обучению.

Процесс подготовки ребенка дошкольного возраста к учебной деятельности включает в себя совершенствование таких способностей как:

  • выполнение заданий по образцу;
  • ориентировка на заданный метод действий;
  • выработка мелко моторики и др.

Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Благоприятное развитие: советы для родителей

Стоит расширять кругозор ребенка разнообразными способами. Например, пусть это будут походы в театр, музей, цирк, а также чтение книг по возрасту и душевные беседы с родителями.

В школе пригодится умение без стеснения говорить при посторонних. Лучше заранее, в спокойной обстановке, научить ребенка этому.

Еще один полезный навык для школы — пересказ. Можно попросить ребенка пересказать, о чем была книга, которую он читал вместе с бабушкой. Потом стоит обсудить, что понравилось, каково его мнение о героях, почему с ними возникла та ситуация и т.д.

Важно заинтересовывать дошкольника предстоящим обучением. Например, всей семьей или с игрушками можно играть “в школу”. 

Ребенку нужен четкий режим дня. Это поможет проще адаптироваться к школе.

Все так же необходимы для развития  длительные прогулки на улице и подвижные игры.

Нужно продолжать заниматься мелкой моторикой — лепить, рисовать, штриховать, раскрашивать, плести и т.д.

Старшим дошкольникам не рекомендуется заниматься больше 15 минут подряд. По прошествии этого времени нужно сделать “переменку” и немного активно подвигаться. Не надо заниматься больше 30 минут в день.

Родителям стоит подавить в себе желание сделать что-то вместо ребенка. Важно побуждать его самому решать проблемы и находить ответы на вопросы.

Необходимо учить ребенка самостоятельности и безопасному поведению дома и на улице.

Возраст 6-7 лет завершает период дошкольного детства. Психические процессы ребенка становятся произвольными, у него зарождается учебная мотивация.

Также этот возраст — время  очередного кризиса. Ребенок теряет свою искренность и непосредственность, подражая взрослым и выбирая между своими желаниями и правилами окружающего мира.

Родителям нужно сохранять терпение и давать больше самостоятельности ребенку, чтобы кризис прошел гладко и “безболезненно”.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Готовимся к школе (– лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.