Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психофизиология спорта и влияние спорта на формирование личности

Все люди разные, и эти различия кроются не только в увлечениях и характере, но и в психотипе, который изначально заложен в каждом. В соответствии с темпераментом мы выбираем хобби, работу и спорт по душе. Разбираясь в этих вопросах, родители могут лучше понять психологию детей.

Психология детей-спортсменов

Почему ребенку нравится тот или иной вид спорта? Какие желания руководят им и заставляют стремиться к победе? Действительно ли малыш любит спорт или не хочет разочаровывать взрослых? Только понимая причины интереса к спорту и зная, какая мотивация работает лучше всего, из ребенка можно сделать настоящего чемпиона, не травмируя его психику.

В данном разделе вы найдете не только рекомендации по подбору секции в зависимости от темперамента, но и такие советы, связанные с детской психологией, как:

  • Что делать, если ребенок боится тренера?
  • Как настроить ребенка на победу, но также научить проигрывать?
  • Как правильно поддерживать ребенка перед соревнованиями?
  • В какой спорт отдать агрессивного ребенка?

Введение

“Обучение шахматам” – это целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика.

Как известно, в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данная программа обучения шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков.

Стержневым моментом уроков становится деятельность самих школьников, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т. н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы в начальной школе являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Благодаря специализированному программному комплексу “Шахматное образование” у них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Мы поможем:

  • повысить адаптационные возможности организма,
  • сократить время восстановления после тренировок,
  • укрепить здоровье и стабилизировать работу организма,
  • улучшить общие физические способности,
  • укрепить опорно-двигательный аппарат,
  • сформировать быстроту реакции и ловкость,
  • приобрести физическую выносливость и силу,
  • развить локомоторные и координаторные функции,
  • приобрести пластичность и гибкость,
  • достичь психоэмоциональной стабильности и уравновешенности,
  • вернуть уверенность в себе и своих возможностях,
  • гармонизировать и психофизиологическое состояние,
  • повысить заинтересованность в физической активности,
  • найти индивидуальные способы укрепления физического и психического здоровья,
  • сформировать свой индивидуальный подход к спортивной деятельности.

Записаться на консультацию к специалисту или задать вопрос о том, как проходит коррекция индивидуального физического развития и двигательных возможностей, вы можете в форме обратной связи. Наш оператор свяжется в удобное для вас время.

Тренируемся дома

Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.

Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.

Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:

  • «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
  • «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
  • «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
  • «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
  • «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
  • «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.

Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.

Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.

Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.

Софья Рогозинская

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы положительно влияют не только психическое но и физическое развитие, как это не парадоксально. Шахматы не только развивают интеллект здорового человека. Шахматные методики уже используются для реабилитации больных: укрепляют у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности и способствуют восстановлению контактов с окружающими. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Как говорят, потеряв короля, по пешкам не плачут. Шахматист должен быть предельно внимателен, держать в голове сотни партий.

А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Вкусивший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдет курить, пить, ему это будет уже не надо.