Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психологи рассказали, как самостоятельность влияет на развитие детей

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности

Советы по приучению ребенка к самостоятельности

Самостоятельным ребенка можно назвать тогда, когда он может сам решать ежедневные бытовые задачи, преодолевать некоторые трудности без помощи взрослых. Ребенок должен уметь сам себя обслуживать и проявлять заботу к окружающим вещам (чистить зубы, убирать за собой грязную посуду, одеваться, наводить порядок в детской, поливать цветы). Ребенок должен быть знаком с настоящими предметами быта. Для приучения к самостоятельности игрушки не подходят. В первые несколько раз лучше всего выполнять действие вместе со своим чадом, к примеру, мыть посуду. Как только родители убедятся в том, что ребенок освоился, необходимо дать ему свободу действий. Это поможет ему создать свой стиль поведения, а не повторять за взрослыми постоянно.

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?

Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам.  Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.

Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить…  Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника,  т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.

Что такое самостоятельность

Воспитывать самостоятельность у ребенка родители начинают в школьном возрасте, и перед ними возникает вопрос, какой метод воспитания выбрать. Для начала необходимо дать определение, что такое самостоятельность. В обширном понимании — способность руководить своей жизнью без посторонней помощи.

Для детей самостоятельность — это способность:

Что такое самостоятельность
  • совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
  • делать ежедневные дела без контроля взрослых;
  • сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
  • сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
  • осознанно действовать в непривычной среде;
  • оценивать свои поступки, предвидеть результат;
  • контролировать себя;
  • применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.

Как приучить ребенка лет к самостоятельности

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности

Давайте мелкие задания. Как правило, возраст «я сам» начинается с двух лет. Именно его вам и важно не упустить. Что интересного в таком возрасте? Ребенок хочет стать вашим помощником, он желает вам помогать, чем только может. Например, вы на кухне варите кашу? Дайте ребенку подержать что-то около вас, или просто всыпать кашу в кастрюлю, или, когда готовите еду, дайте ему немного теста или фарша, чтобы он пробовал свои умения. Да, сначала это будет полный бардак и вам придется долго отстирывать его одежду, но только так вы покажете, что вы уважаете его работу, и все зависит от него. Ребенок будет стараться с каждым разом делать все лучше и лучше, и таким образом будет становиться самостоятельным. Ребенок в 7 лет также хочет помогать вам, поэтому давайте ему посильные задания.

Что это такое самостоятельность ребенка

Под термином самостоятельность родители не всегда понимают истинное определение. Без помощи посторонних принимать пищу, одеваться или проводить другие действия, которые соответствуют нормальному развитию человека, еще не относится к этому понятию. Точнее назвать самостоятельностью можно свойство личности, характеризующее следующими способностями ребенка:

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.
Что это такое самостоятельность ребенка

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Настало ли время?

“Несамостоятельность” ребенка – часто внутренняя родительская проблема, которая, к сожалению, и тормозит развитие малыша.

“Слова “Мама, я сам!” – путь в большую жизнь. Это ступенька к навыку постановки целей, умение брать на себя ответственность за сделанное и несделанное, а также способность принять последствия своих поступков”, – считает клинический психолог, педагог Елена Левковицкая.

Родители чаще всего задаются вопросом: как понять, когда именно ребенок готов к самостоятельности? И лихорадочно листают специальную литературу, где указаны основные этапы развития. Педагог-психолог отмечает, что у каждого возраста свой горизонт самостоятельности, но возрастные границы условны и являются лишь ориентиром. В любом случае следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

“В младенчестве дайте возможность малышу самому держать мамину грудь, а чуть позже бутылочку, – поясняет Елена Левковицкая. – В год ребенку не надо подавать далеко лежащую игрушку – он вполне может взять ее сам. Провоцируйте его на движение к цели. В таком возрасте малыш уже может есть руками небольшие кусочки и пить из чашки, возможно, еще проливая”.

По словам психолога, уже в полтора года карапуз активно помогает маме одеть и раздеть себя. В этом возрасте малыш в состоянии, например, снять носки и варежки, может надеть шапку. Но бывает, что нетерпеливые родители препятствуют инициативе. Специалист советует не спешить со сборами и дать ребенку возможность действовать самостоятельно. В два года малыш уже может сам раздеться и вполне сносно орудует ложкой. Но ему еще требуется небольшая помощь с умыванием и чисткой зубов.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

От родителей нужна свобода и поддержка

Основная задача родителей — предоставить настолько много свободы, чтобы малыш перестал в них нуждаться. Это и про то, как научить ребёнка самостоятельности и про то, как отдать ему ответственность за свою жизнь. Что важно знать, чтобы не опустить руки и вместе радоваться процессу освоения малышом новых навыков?

Запаситесь терпением. Когда у вас появится чёткое осознание, насколько важна самостоятельность ребёнка — вам не придётся перебарывать себя. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи, перестанете злоупотреблять словом «нельзя» — появится  больше «попробуешь сам?». Пускай до сих пор, как и полгода назад не получается надеть кофту самостоятельно. Но раньше он вообще никакого элемента не делал сам, а сейчас уже находит руками переднюю часть; вы ему продеваете замок, а он тянет вверх собачку.

Выражайте радость. Малыш чувствует ваш эмоциональный фон, демонстрируйте радость от любой деятельности, какой бы она ни была.  Гречка по всему полу рассыпалась — «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась — «У нас тут есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!»; руки испачкал — «О! Я так люблю мыть руки! Пойдём с тобой мыть руки?». Так вы показываете, что это не обязательства, которые он ещё не в состоянии взять на себя. А что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.

Когда вы позитивно общаетесь в любой ситуации, то очень поддерживаете малыша. Чтобы он не боялся, что его будут ругать за неудачный опыт. Что он может разбить стакан, а вы проявите заботу: «Ничего страшного». И тогда в следующий раз он будет мотивирован на развитие воли, усилит контроль и донесёт стакан в целости.

Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать сам, это совершенно не значит, что с этого момента вы ему больше никогда не поможете. У него, как и у родителей, есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, хотя симптомы ещё не видны. Поэтому с радостью и готовностью идём на помощь, не блокируем свои действия. Так в воспитании мы демонстрируем поддержку и показываем, что не оставляем малыша одного бороться с трудностями жизни. Что всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.

Наблюдайте. Только через наблюдение мы видим, как дети уже освоили навык, и они всегда найдут возможность показать свой интерес. Здесь следует иметь храбрость отойти на задний план в нужный момент. Не передержать, не допустить гиперопеки, а дать ребёнку возможность провести работу по построению себя.

Забудьте про идеальный вариант. Не стремитесь к нему, не мучайте себя и ребёнка. Книги не будут идеально стоять на полке, пирог не будет идеально украшен, а пол подметён. Должно быть не это, а радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к воспитанию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.

Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей предварительно продумана мамой или папой. Предоставить возможность — это значит обеспечить доступ на уровне роста и соразмерность, чтобы тряпка, губка или мыло помещались в ладони. Всё продумывается, показывается, но не объясняется. И показывается столько раз, сколько нужно.

Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Минимум  вмешательства и запретов, кроме случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов. Во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как он осваивает мир и пространство вокруг.

Станьте компетентным взрослым. В любом деле мы в первую очередь воспитываем себя, нужные знания даются матери только с опытом. Изучите подводные камни организации повседневных дел. Узнайте, как заинтересовать ребёнка и что делать, если что-то не получается. Так формируются взрослые навыки гармоничного человека: умение решать проблемы, быть ответственным и управлять своей жизнью.

Статья подготовлена по материалам семинара «Самостоятельный ребёнок» Тамары Киселёвой — Монтессори-педагога и эксперта курса «Одеваюсь сам!»