Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психология детского рисунка: интерпретация и расшифровка

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

У детей какого возраста можно анализировать рисунки?

До 3 лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К 4 годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В 5 лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к 6 годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к 7 годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы, прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Интерпретация детского рисунка

Чтобы верно расшифровать результаты теста, условно выделите три варианта самочувствия ребенка — нормальное, тревожное и конфликтное. Для нормального психологического состояния характерна оптимистичная жизненная позиция. Для тревожного напряженность в общении, скрытые проблемы со сверстниками и дома. Конфликтное состояние (если вы так оценили большинство элементов рисунка) — это сигнал тревоги. Уделите малышу больше внимания и заботы, поговорите с ним начистоту — может быть, в его жизни произошли какие-то неприятности, ссоры со сверстниками или появилась тайна, о которой он боится вам рассказать?

Попросите кроху изобразить домик, где ему хотелось бы жить, рядом с ним дерево. А теперь внимательно рассмотрите рисунок.

Собственно дом. Если он изображен большим, значит, кроха открыт для общения, он очень гостеприимен. О тревожном состоянии говорят разные постройки рядом с домиком. Психологи интерпретируют их как скрытый бунт против неверных (с точки зрения малыша) запретов. Если дом находится вдалеке: ваш ребенок чувствует отверженность. Ступеньки, которые ведут в глухую стену — отражение семейного конфликта, пора принимать меры.

Стены. Если малыш нарисовал заднюю стену и изобразил ее с другой стороны, — это очень необычно. Похоже, ваш кроха пытается постоянно контролировать эмоции, держит себя в руках. А вот если у стены нет основы — значит, у ребенка очень слабая связь с реальностью, он пребывает в мире фантазий. Стена с прорисованным нижним контуром говорит, что ребенок испытывает какие-то трудности, тревогу. Если при этом боковые линии слишком тонкие возможно, он находится на пике своих нервных сил. Самое время разобраться с ситуацией. Если же стены изображены прозрачными, значит, ваш малыш (возможно, неосознанно) стремится к лидерству в семье.

Двери. Если они открыты нараспашку — это признак откровенности. Двери нарисованы очень большими — или ваш малыш зависит от других, или он чрезвычайно коммуникабелен. Отсутствие дверей свидетельствует о том, что дома кроха испытывает трудности в общении. Наличие задних или боковых входов означает стремление к одиночеству, большие проблемы в общении. Если двери изображены очень маленькими — малыш чувствует себя неуверенным, боится перемен, не хочет никого пускать в собственный внутренний мир. Огромный висячий замок на дверях рисуют скрытные малыши, в жизни которых существует тайна, которой он ни с кем делиться не хочет.

Окна. Ваш малыш нарисовал огромные открытые окна? Значит, он очень коммуникабелен, любит находиться в больших компаниях. Много окон свидетельствует о том, что ваш ребенок хочет общаться со сверстниками, а отсутствие занавесок — полную открытость, такой кроха ни при каких обстоятельствах не станет скрывать свои чувства. Окна распахнуты настежь? Ваш ребенок очень прямолинеен. Если занавески закрыты наглухо — у малыша большие проблемы в общении с окружающим миром. А вот если малыш не нарисовал окна на нижнем этаже, а изобразил их только наверху — это говорит о том, что в жизни ребенка существует пропасть между фантазиями и реальностью.

Крыша. Если крыша изображена самой жирной линией, значит, ваш малыш неисправимый фантазер и путает реальность и вымысел. А вот если так прорисован лишь край крыши, похоже, ребенок озабочен тем, что его стремление к творчеству не поощряется дома. Если крыша не сочетается со стенами, значит, кроха не находит себе место в окружающей среде. Похоже, вы в семье уделяете малышу слишком мало внимания. Когда карниз ярко очерчен и выходит за пределы крыши — ребенок хочет защититься от реальных страхов.

Труба. Густой дым говорит о внутреннем напряжении, тоненькая струйка — о недостатке общения с родителями. Если труба спрятана за крышей, малыш старается избегать контактов с близкими людьми.

Вот как интерпретируют детский рисунок. Общее впечатление: ребенок достаточно раскрепощен. Много больших окон говорит об общительности и желании больше общаться со сверстниками. Дом изображен вблизи — это свидетельствует о дружелюбии ребенка. Однако дым, валящий из трубы, характеризует внутреннее состояние малыша как напряженное.

Интерпретация рисунка

Имеет значение все: выбор цветов, композиция, уверенность линий и сила нажима, степень заполненности листа бумаги и расположение отдельных элементов относительно центра.

Преобладание черного цвета говорит об агрессии, а желтый цвет иногда свидетельствует о враждебности, а в других случаях – о нехватке тепла и душевности в семье. Красный цвет выдает стремление к лидерству, а коричневый сообщает об ослабленном здоровье.

Если в нарисованном доме нет окон и дверей, или персонаж стоит спиной к зрителю, психолог может сделать вывод о скрытности и нежелании идти на контакт.

Если, рисуя семью, малыш изображает себя в отдалении от родителей, это может говорить о том, что отец, мать и дитя недостаточно близки и ребенок одинок. А если он нарисует себя между мамой и папой, то это сообщит о гармонии в семье и чувстве безопасности.

Изображение плохой погоды, туч, деревьев с направленными вниз ветвями – признак тревожности, озабоченности, стресса. Изображение войны, драки иди оружия в руках у персонажей – проявление агрессии.

Важно обращать внимание на пропорции в изображении. Например, если на семейном портрете все фигуры крупнее фигурки автора, даже его младшие братья и сестры, это сообщает, что ребенок ощущает свою незначительность, ему не хватает внимания и любви. Некоторые члены семьи могут вообще отсутствовать на рисунке, что расскажет психологу о негативном отношении малыша к исключенному из композиции человеку. Впрочем, иногда дети «забывают» изобразить среди членов семьи себя, если они ощущают себя в изоляции. При этом на рисунке могут присутствовать собака, кошка и даже аквариум с рыбками, которым мама и папа уделяют больше внимания, чем автору рисунка.

Но не стоит делать выводы по одному рисунку. Дети обладают ярким восприятием, которое в значительной степени зависит от их минутного настроения, состояния здоровья и многих других факторов. Тем не менее, родителям стоит всматриваться в детские рисунки внимательнее. Иногда в них можно увидеть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Значение неосознанных рисунков

Облака

Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. “Сердитые”, облака перед дождём, – это депрессия или трудности в повседневной жизни.

Кубики

Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.

В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.

Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.

Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам.

Точки

Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.

Уши

Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.

Яйца

Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

Психологический тест по рисунку: Автопортер, итерпретация (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10×15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

  1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
  2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
  3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
  5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
  6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
  7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
  8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Психологический тест по рисунку: Автопортер, итерпретация (интегративно-оценочная)

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

  1. перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
  2. органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
  3. гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
  4. эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
  5. декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
  6. ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
  7. структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

О чем может рассказать детский рисунок?

Всегда расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать

Рисунок малыша может многое рассказать о вашем крохе и о его внутреннем мире. Рисунок поможет понять ребенка, его переживания или эмоциональное состояние. Ведь почти каждый малыш любит рисовать. Кто-то способен часами сидеть за этим занятием, а кто-то рисует с удовольствием только по настроению.

Специалисты в детской психологии выделяют 4 основных момента в детских рисунках:

  • цветовая гамма;
  • расположение рисунка;
  • сюжет;
  • общее настроение картины.

Итак, ваше чадо нарисовало очередной шедевр. Первое, на что стоит обратить внимание, – это цвета. Когда ребенок правильно их использует (небо голубое, трава зеленая, солнце желтое и т. д.), то причин для беспокойства нет. Ребенок спокоен и гармоничен. Если композиция изображена несоответствующими цветами, то, возможно, ребенок расстроен, с чем-то не согласен. По сути, это его внутренний протест. И необязательно это означает какое-либо отклонение или банальное незнание цветов. Если весь рисунок выполнен в одном цвете, то обратите внимание на выбранный ребенком цвет. Красный свидетельствует о выраженной активности малыша, эмоциональной возбудимости. Взявшись за синий карандаш, ребенок в душе может грустить или скучать. Черный же цвет должен насторожить родителей, поскольку он может говорить о явном страхе или депрессии.

Расположение рисунка тоже может сказать о важных вещах. Если картина нарисована на весь лист или в центре, ребенок вполне в себе уверен и коммуникабелен. Но если рисунок располагается в углу листа или мелко нарисован, то это может говорить о возможных комплексах малыша, его закрытости, необщительности.

Разобравшись с цветовой гаммой, следует присмотреться к рисунку в целом и в всего дети рисуют свою семью, дом, природу, животных. Сюжет рисунка очень важен. Он дает понять, что конкретно на данный момент интересует или волнует ребенка. Например, если дети рисуют любимых героев из мультфильмов или книг, то это абсолютно нормально и свойственно растущему сознанию. Обратите внимание на настроение картины: улыбаются ли там люди, как ярко светит солнышко, не изображены ли животные злыми и т. д. Эти тонкости помогут понять эмоциональный фон вашего чада, его настроение и главное – его мировосприятие. Возможно, что малыш неправильно воспринимает окружающую действительность или отдельные вещи, что в скорейшем времени необходимо исправлять в первую очередь родителям.

Если же в портрете семьи нарисованы все ее члены, в том числе и сам ребенок, то волноваться нет смысла – малыш чувствует себя защищенным. Если на картине кого-то нет, то это свидетельствует о наличии конфликта или явно выраженной антипатии. Если сам себя ребенок рисует отдельно или значительно меньше, чем всех остальных, то, возможно, он видит себя одиноким или нелюбимым. В рисунке семьи несложно проследить и привязанность к одному или нескольким членам семьи: кого он выделил, держит за руку, нарисовал нарядным и прочее.

По такому же принципу рассматриваются и другие сюжеты. Если, к примеру, в нарисованном доме закрыта дверь, стоит забор, мало окон – это говорит о замкнутости ребенка. Когда же, наоборот, рядом изображены многочисленные цветочки, птички, люди, дорожки, ведущие к дому – это все признаки общительности и активности.

В любом случае всегда необходимо расспрашивать ребенка о том, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать. Разговор должен быть доверительным, с улыбкой и с неподдельным интересом. Неважно, насторожил ли родителей рисунок или, наоборот, порадовал. Таким образом, будет формироваться разговорные аналитические и логические способности малыша, умение доносить свои мысли и вести диалог.

Сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель. Подготовила Катерина Василенкова