Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Психология детского рисунка. Советы и информация

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Анализ детского рисунка: на что следует обратить внимание

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Рисуночные тесты

Для диагностики важно, чтобы взрослые никак не влияли на процесс рисования. Нужно просто предоставить ребенку достаточно времени, дать большой лист бумаги и набор разных карандашей. Тема рисунка сообщается максимально просто, без уточнений и наводящих фраз. Если у ребенка будут возникать вопросы в процессе работы, следует избегать любых подсказок. Но вот записывать все, что малыш спрашивает, о чем просит, в каком порядке начинает рисовать заданные объекты, необходимо. Все эти сведения помогут потом в процессе интерпретации рисунка.

Темы рисунков могут быть разными. Ребенку можно дать задание нарисовать свой портрет или портреты родителей и родственников, или изобразить всю семью. Показателен известный тест «Дом, Дерево, Человек», способный рассказать многое о своем создателе.

Психология рисунка учитывает возрастные особенности и порой может служить средством диагностики отставания в развитии.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

У детей какого возраста можно анализировать рисунки?

До 3 лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К 4 годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В 5 лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к 6 годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к 7 годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы, прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

О чём рассказывает детский рисунок

Малыш берёт в руки карандаши, фломастеры и начинает рисовать. Оказывается, именно по детскому рисунку можно определить психическое и эмоциональное состояние детей.

Во время рисования ребёнок выражает своё отношение к окружающей действительности, в том числе и социальной. Происходит как бы моделирование той среды, в которой он живёт.

В рисунке отражаются все его впечатления и чувства. Рассматривая его, можно увидеть душу ребёнка, узнать все его мечты и желания.

Для определения эмоционального, психического состояния используем рисунки, сделанные сыном или дочкой.

Естественно, нельзя делать выводы, опираясь лишь на один рисунок: «он нарисовал все в черных тонах, а это значит, что-то не так». Для того чтобы точно знать обо всей картине происходящего, нужно взять несколько рисунков, которые были нарисованы хотя бы в течение месяца.

Сюжет всех взятых рисунков

Самые частые сюжеты, которые выбирают дети – это дома, трава, деревья, люди, цветы, животные, небо и солнце.

Дети часто рисуют свою семью, близких людей. Старшие дошкольники уже понимают, что происходит в семье и все внутри семейные отношения находят отражение в их рисунках.

Если ребёнок любит маму, он рисует её очень тщательно, прорисовывает каждую ресничку, старается украсить так, чтобы мама на рисунке была самой красивой.

Если малыш не любит кого-то из членов семьи, он может на семейной картине его вообще не рисовать или изобразить образ подальше от себя.

Если малышу хочется увидеть, например, бабушку, брата или сестру, которых реально нет в семье, он может их изобразить, как существующих.

Если на рисунках нет людей, это может означать, что у ребенка трудности с общением. Огромное количество злых либо рогатых (зубастых) животных указывает на сильное напряжение в состоянии.

Когда мальчики семи лет рисует оружие, скорпионов или войну, не следует пугаться. Таким образом он готовит себя к возможным будущим трудностям. К роли мужчины.

Когда девочка, начиная с шести лет, рисует большое количество принцесс, бантики, цветочки – это тоже вполне нормально, это свидетельствует о том, что она готовит себя к женской роли.

Детали рисунка и их размер

Важны на рисунке детали и не менее важен их размер относительно листа бумаги.

Маленький рисунок и миниатюрные в нем фигуры говорят о неуверенности и робости.

Если рисунок расположен выше, чем средняя линия листа – это говорит о том, что у ребенка завышенная самооценка. Важные для себя вещи он нарисует большими. И, следовательно, наоборот, неважные вещи маленькими.

При анализе детских рисунков нужно обращать внимание на перенасыщение рисунка определенным цветом. К примеру, если рисунок полностью обведен черными линиями и ребенок не хочет его раскрашивать. Или если предметы, которые никогда в жизни не могут быть красного цвета разукрашены в красный.

Красный – конфликт, раздражение. Особенно важно заметить красный цвет, если ребенок разрисовал им кого-то из семьи.

Синий цвет – это цвет спокойствия и уверенности в себе. Зеленый – надежность и принятие. Розовый – чувствительность и надежность. Желтый – отличное настроение и активность. Серый – смутная тревога.

Черный – подавленность и переживания. Если фигура на рисунке полностью заштрихована (неважно каким цветом), это говорит о том, что у ребенка есть негативные переживания. Предмет, который закрашен, вызывает у малыша страх или тревогу.

Важным моментом при анализе рисунка является впечатление от него — яркий цвет или тёмный, агрессивный или добрый.

Такие рисунки являются для родителей и психологов очень ценным материалом, по ним можно сделать диагностику внутри семейных отношений, узнать о том, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок.

Элемент „Дерево» и его расшифровка

Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за дело, а если в разные стороны — ребенок стремится к общению со своими сверстниками, хочет утвердить себя. Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений. Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!

Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, крона — толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет быть самостоятельным. Линии кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными). Ветви совсем не связаны со стволом — кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в настоящем мире ему многое не нравится. Ствол оторван от земли — малышу нужно больше общаться со своими сверстниками, помогите найти ему круг общения. Если дерево сужается к низу — ребенок чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

Прочее. Если малыш нарисовал землю одной чертой — у вас растет настоящий аккуратист, к тому же очень целеустремленный. Земля изображена несколькими различными чертами? Кроха делает все в своей жизни только в соответствии со своими собственными правилами.

Вот как интерпретируют изображение дерева: общее впечатление – ребенок очень любит фантазировать, в его жизни огромную роль играет общение с друзьями и родственниками. То, что малыш нарисовал конкретный вид дерева, говорит о его хорошем развиты!. Кроха дисциплинирован: рисуя, он полностью следовал заданию.

Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Цвета

Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.

Поэтому трактуем цвета, исходя из того, что у рисующего есть под рукой весь набор и основываемся на том, что он выбирает.

Красный цвет

Часто представляет власть и может указывать на гнев или необходимость навязать свою власть. Также является сезонным, праздничным цветом. В Китае красный цвет – это знак процветания и радости.

Интересный факт: когда человек смотрит на красный цвет, у него увеличивается частота сердечных сокращений.

Оранжевый

Показывает социальную коммуникацию и оптимизм, среди негативных характеристик этого цвета фигурирует поверхностность.

Жёлтый

Показатель ума и интеллекта. Жёлтый – цвет оптимизма и веселья. Отрицательные характеристики – нетерпение, критика и трусость.

Зелёный

Означает благополучие, равновесие и рост. Это уверенность в себе, а среди отрицательных характеристик – сильное чувство собственничества, зависть, болезнь и нездоровое отношение к деньгам.

Синий

Показатель стабильности, силы, доверия и мира. С одной стороны – это лояльность и честность, с другой – консерватизм и нежелание познавать новое. Синий цвет часто выбирается в качестве корпоративного в финансовом секторе, чтобы обозначить безопасность.

Индиго

Интуиция. Индиго также означает идеализм и желание всё расставлять по полочкам с одной стороны, и приверженность разным зависимостям и ритуалам с другой.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет ассоциируется с половыми расстройствами или потребностью казаться нестандартным. С одной стороны, это творчество и индивидуальность, с другой – незрелость и непрактичность. В данном случае ключевое слово – воображение.

Интересный факт: это любимый цвет творческих людей. Исторически фиолетовый представлял королевскую власть, а его более тёмные оттенки были символом всего магического и таинственного.

Коричневый

Коричневый – это земля и осень. Предпочтение, отданное коричневому цвету, говорит о консервативности личности. Это касается также одежды и обстановки.

Серебряный

Этот цвет обладает женской энергией. Он связан с луной, отливами и течениями. Энергетика цвета текучая, эмоциональная, чувствительная и таинственная.

Золотой

Золотой – это символ успеха, достижений и триумфа. Связанный с изобилием и процветанием, роскошью и качеством, престижем и изощренностью, ценностью и элегантностью, он подразумевает материальное богатство и экстравагантность.

Черный и серый

В западной культуре чёрный ассоциируется с тьмой, злом и смертью. В американской культуре чёрный – это цвет животворящей земли.

Интересный факт: серый иногда называют “цветом печали”, он считается самым угнетающим цветом, чёрный – на втором месте.

Белый

Это полный, чистый цвет. Цвет совершенства. Он говорит о чистоте, невинности, завершённости и цельности.

В следующий раз, когда вы будете неосознанно что-то рисовать, вспомните, что ваш рисунок может рассказать миру о том, что происходит глубоко внутри вашего подсознания. Заберите с собой свои каракули, чтобы никто посторонний не смог раскрыть ваших секретов.

Колючки и иголки

Размер, количество и направление иголок говорят об уровне агрессии:

  • Множество длинных, крупных, отчетливых, густо расположенных иголок с большой долей вероятности нарисует человек, испытывающий раздражение и даже злость. При этом агрессия может быть заметна в его обычном поведении, а может присутствовать скрыто.
  • Если иголки растут вверх, значит, агрессия направлена на людей, стоящих выше автора рисунка по статусу, социальному и материальному положению (родители, руководство).
  • Иголки торчат в стороны — негативные чувства вызваны «равными»: ровесниками или коллегами.
  • Иголки растут вниз — объект агрессии более слаб и зависим (подчиненные, дети, животные).
  • Бывает и так, что колючки маленькие и короткие, но их достаточно много. Такой рисунок можно интерпретировать как признак мягкого и дружелюбного характера, сочетающегося со способностью в ситуации опасности проявить агрессию в качестве защитной реакции (умение постоять за себя).

Преобладающие цвета

Если кактус был нарисован цветными карандашами, фломастерами или красками, многое о его авторе могут рассказать выбранные оттенки. В целом темные цвета указывают на преобладание негативных эмоций и склонность к депрессивным настроениям, яркие, напротив, на позитивность, оптимизм и открытость миру.

Также в психологии давно устоялись базовые значения основных оттенков, которые можно использовать для интерпретации и в этом тесте:

  • зеленый — уверенность;
  • желтый — страх быть отвергнутым;
  • синий — ощущение комфорта, спокойное и удовлетворенное состояние в текущий момент;
  • красный — сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — нейтральная позиция;
  • черный — противоречивость или избалованность.

Контекст

Впрочем, и отсутствие контекста может быть говорящим:

Колючки и иголки
  • Если кактус нарисован один — это признак интроверсии тестируемого.
  • Кактус, окруженный другими кактусами, иными растениями, животными и даже людьми, — признак экстраверсии.
  • Изображение кактуса в горшке говорит о потребности автора рисунка в семейной защите, причем чем больше вокруг него «домашних» элементов (скатерть, окно и подоконник, занавеска, чашка и т. п.), тем выше для испытуемого ценность семейных отношений.
  • Изображение кактуса в природной среде свидетельствует о независимости характера и осторожном отношении к семейным узам.

Пример интерпретации рисунка

Получилось, что она:

Колючки и иголки
  • чувствующий себя в безопасности человек (рисунок расположен по центру), с объективной самооценкой (размер примерно 2/3 листа), но склонный к интроверсии (на рисунке одно растение);
  • общительна (все детали находятся вне контура) и неагрессивна (мало иголок); оптимистична (спокойные и жизнерадостные цвета);
  • имеет прямой и решительный характер (отчетливый нажим и четкость линий) со склонностью к перфекционизму и потребностью в достижении успеха (повторение линий для большей четкости);
  • большое значение придает семье (кактус в горшке, есть схематичное изображение скатерти), особенно детям.

Запомните главное: при любом тестировании к выводам не стоит относиться категорично. И все же эффективность тестов, приведенных в этой статье, доказана многими практикующими психологами, и мы надеемся, что и вам эксперимент помог открыть что-то новое о себе или своих близких.

Сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Подготовила Катерина Василенкова